Поговорим о кино?

Лето 2016-го запомнится Голливуду чередой крупных неудач. КиноПоиск поможет нам рассмотреть все  промахи студий и даже предложит возможные варианты исправления ситуации.

Внимание! За исключением указанных случаев, в статье приводятся американские сборы.

В 2013 году Стивен Спилберг и Джордж Лукас поделились своими соображениями насчет будущего Голливуда. Мэтры, благодаря которым в прокате появились настоящие блокбастеры, предрекли мрачное развитие событий. По мнению Спилберга, в будущем бизнес-модель кинопроката ожидают серьезные изменения, причем виноваты в этом будут многобюджетные голливудские проекты.

«Существует опасность того, что в будущем случится большой крах. Или же бизнес схлопнется, — говорил Спилберг. — Если три, четыре или даже пять крупных многобюджетных фильмов провалятся, то парадигма снова сменится. Сейчас студиям выгоднее вкладывать 250 миллионов долларов в фильм, чтобы железно получить прибыль. Таким образом, множество очень интересных, глубоко личных проектов оказываются за бортом».

Индустрия посмеялась над прогнозом режиссеров. Тогда, три года назад, американский прокат впервые за четыре года вырос (на 6%), да и зарубежные сборы параллельно росли. Но для Голливуда наступило холодное лето 2016-го, изрядно подпортившее статистику студийным чиновникам. И большая часть провалов пришлась на продолжения или переложения известных франшиз.

Смерть блокбастеров

В этом году ни один крупный голливудский фильм не сумел заработать 200 миллионов за премьерный уик-энд, как это удалось «Миру Юрского периода» в 2015-м. Впечатлил «Первый мститель: Противостояние», собрав за первые дни на родине 179 млн, но эта сумма уступает «Эре Альтрона», заработавшей за первые три дня проката в США 191 млн.

Сезон блокбастеров в 2016-м начался неповоротливой лентой «Бэтмен против Супермена», оказавшейся нещадно порезанной (посмотрите режиссерскую версию, которая может изменить ваше мнение о фильме). Проект, который так ожидали, стал предметом ненависти критиков и гнева фанатов комиксов издательства DC. Заработав на родине за первый уик-энд 166 млн, фильм упал на 69,1% уже на второй неделе проката. Как итог — всего 330 млн в США не обрадовали студию Warner. Ожидалось, что картина заработает как минимум миллиард, но общие сборы остановились на отметке 872 млн, что, конечно, неплохо со стороны, но для проекта с участием двух столь крупных супергероев, не очень-то и хорошо.

«Если фильм на второй неделе проката падает больше чем на 55%, это серьезная проблема», — считает Том Нунан из калифорнийской киношколы. По его мнению, грамотно построенная рекламная кампания может привлечь зрителя, но она не поддерживает фильм на плаву. В итоге сборы падают на 60, 70, а то и больше процентов. «Франшизы не только не плохо ведут себя в прокате, но и оставляют ощущение, что эти провалы вполне заслуженные по причине низкого качества картин», — уверен Нунан.

Сейчас студии снимают гораздо меньше фильмов, чем, скажем, 50 лет назад. Чиновники ставят задачу собрать огромную кассу на так называемых «тентполах» — проектах, призванных стать успешными. В России за ними укрепилось понятие «блокбастер», однако на самом деле лента становится блокбастером, собрав много денег в прокате. Тентполами для студий в 2016-м были «Варкрафт», «Тарзан. Легенда», «Люди Икс: Апокалипсис», «Черепашки-ниндзя 2», «День независимости: Возрождение», «Стартрек: Бесконечность», «Охотники за привидениями», «Алиса в Зазеркалье», «Большой и добрый великан». Во все эти проекты были вложены огромные бюджеты, но в американском прокате сборы не дотянули даже до 200 млн долларов.

Кто виноват?

Некоторые аналитики считают, что зритель все больше отвлекается на телепроекты — и действительно, на малом экране сейчас представлены очень любопытные сериалы, которые не требуют дополнительных усилий для просмотра. Не нужно тратить бензин, покупать билеты, газировку и попкорн, платить за парковку — достаточно оплачивать раз в месяц подписку на стриминг-сервис.

Как ни странно, отток аудитории из американских кинотеатр случился из-за зрителя, на которого студии полагаются больше всего. Продюсер Такер Тули, чья компания Bull’s Eye Entertainment сняла «Окулус» и «Джейн берет ружье», комментирует проблему: «Главный вопрос: куда делись все молодые мужчины? С каждым годом их все труднее привлечь в кинотеатры, а ведь тентполы снимаются в расчете на них». Англоязычные издания в этом году изобрели слово «сиквелит». Сиквелит — болезнь, поражающая студии все чаще и чаще, поскольку гораздо проще снять продолжение уже популярного проекта, нежели придумывать новое и рискованное. Но из-за сиквелита зритель становится все разборчивее и понимает, что фильм с цифрами в названии может оказаться точной копией предыдущего, как минимум по сюжету, и не идет в кино.

По мнению Тули, есть и хорошие новости: кино вроде «Дэдпула», привлекающее аудиторию. У фильма с Райаном Рейнольдсом 363 млн долларов в американском прокате, но при этом производственный бюджет ленты составил каких-то 58 млн, в отличие от, скажем, «Книги джунглей», опережающей «Дэдпула» в Штатах всего лишь на несколько тысяч долларов. Экранизация комиксов Marvel о болтливом наемнике снискала расположение как зрителей, так и критиков. Можно спорить о художественной ценности картины, но «Дэдпул», несомненно, стал одной из главных коммерческих удач 2016 года. На сегодняшний день у фильма 782 млн долларов в мировом прокате

Впрочем, давайте посмотрим, какие проблемы преследовали Голливуд в этом году.

1. Попытки создать общую киновселенную

В этом году мы наблюдали, с каким трудом Warner пытается развернуть на экранах вселенную по комиксам DC, отличную от вселенной Marvel. Впрочем, к этой же проблеме можно отнести картины серий по игрушкам Hasbro вроде «Трансформеров». Герои этих картин живут в довольно мрачных тонах, контрастирующих с понятием «летний блокбастер». Не все могут повторить успех реалистичных фильмов Кристофера Нолана о Бэтмене, так стоит ли пытаться?

«Отряд самоубийц», ставший хитом проката, пал жертвой опасений Warner выдать очередной «мрачный и реалистичный» фильм. Мы подробно рассказывали вам о драме съемочного процесса ленты, сменившей тон уже на стадии монтажа. Студия принесла сюжетную составляющую в жертву, но, как видно по сборам, сделала это не зря.

2. Надежда на Китай

Когда сборы в США падают, Голливуд смотрит в сторону Китая. Там, несмотря на жесткие требования цензуры и квотирование, кино собирает хорошие деньги. Приходится вводить китайских персонажей, снимать в Китае и даже рекламировать китайскую продукцию (как Moon Milk в «Дне независимости 2»). Однако далеко не все фильмы добираются до Поднебесной. В этом году Китай отказал «Охотникам за привидениями» и «Отряду самоубийц». Конечно, учитывая растущий кинобизнес в Китае , студиям приходится идти на разные ухищрения, чтобы их проекты оказывались на экранах кинотеатров. Но стоит помнить о массе ограничений, небольших отчислениях студиям — и азиатское чудо оказывается подходит только для попыток поддержания франшиз (см. грядущий «Тихоокеанский рубеж 2», запущенный только благодаря китайским сборам). Кстати, о франшизах.

3. Неудачных запуск франшиз

Удачный сиквел — это, конечно, хорошо. Но еще лучше — снять фильм, который будет настолько хорош, что к нему потребуется продолжение (и не одно). Студия Universal в этом году выпустила экранизацию популярной игры «Варкрафт» и, несмотря на хорошие составляющие (молодой и успешный режиссер, отличная графика, знакомая многим вселенная), картина с треском провалилась в США (47 млн), сумев заработать за границей 386 млн. Продолжения, скорее всего, можно не ждать.

Warner возлагали надежды на ленту «Тарзан. Легенда», однако несмотря на мускулы Александра Скарсгарда и обаяние Марго Робби, фильм с трудом наскреб в мире 352 млн. При бюджете в 180 млн это далеко не самый лучший результат.

4. Сиквелы / ремейки

Что позволено Pixar, то не всегда позволено другим. Можно снять успешный сиквел про рыбок, но завалить продолжение историй о пришельцах, черепашках, девушке в волшебной стране и снять кино, которого никто не ждал. Universal почему-то решили, что картина «Белоснежка и Охотник» должна получить сиквел, заработавшее всего 164 млн (оригинал собрал в прокате почти 400 млн).

Касса фантастики «Люди Икс: Апокалипсис» выглядит внушительно (541 млн), но из них только 155 млн приходится на Америку. «Стартрек: Бесконечность» получил отличные рецензии, но общие сборы картины едва перевалили за ее мощный бюджет в 185 млн (сейчас на счету третьего «Стартрека» 234 млн).

«Охотники за привидениями» разочаровали студию Sony. Еще до релиза картина подверглась разгрому в сети — особенно досталось продюсерам за решение сменить пол протагонистам. Но как итог — 124 млн в США и 84 млн за рубежом. Финансовые потери от проекта, увы, неминуемы.

И уж совсем устали зрители от злоключений саблезубой белки: пятый «Ледниковый период» незаметно растаял в прокате, собрав на родине всего 61 млн долларов.

О провале нового «Бен-Гура» можно написать отдельный текст — что мы однажды и сделаем.

5. Плохие рецензии

Казалось бы, как критики могут влиять на прокат? Кто вообще их читает и уж тем более прислушивается к их мнению во время социальных сетей? Но низкие оценки тентполов сопряжены с их неважным качеством — как раз это критики оценить в состоянии. И если «Отряд самоубийц» сумел отклониться от негатива критиков, другим фильмам было сложнее.

Фанаты комиксов DС даже потребовали закрыть сайт Rotten Tomatoes, собирающий англоязычные рецензии со всего мира. Но факты — упрямая вещь. Качество фильма и сборы становятся неразлучными спутниками. В пятерке самых кассовых картин 2016 года только «Бэтмен против Супермена» получил всего 27% положительных рецензий.

«Первый мститель: Противостояние» — 1,1 млрд, 90%

«Зверополис» — 1 млрд, 98%

«Книга джунглей» — 955 млн, 95%

«В поисках Дори» — 916 млн, 94%

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — 872 млн, 27%

Зрители, мгновенно пишущие свое мнение в твиттер, стали важнее для студий, ведь хороший «сарафан» порой лучше самой прекрасной рекламной кампании. Но поддержка критиков все равно не помешает, а вот негатив может здорово подточить кассу.

Что делать?

Какие уроки может извлечь Голливуд из летнего сезона 2016-го, кроме «надо снимать кино лучше»? Можно, например, обратиться к хитам независимого проката, фильмы которого чувствовали себя отлично.

«Лобстер» показал, как можно придумать интересную вселенную с собственными правилами. Да, она не очень-то веселая, но свежая и новая. Продолжает экспериментировать со своими неврозами Вуди Аллен — и «Светская жизнь» собирает в США 9 млн.

Несмотря на то, что «Охотники за привидениями» провалились, зрители все равно ходят на кино с женщинами в главных ролях. Примером тому комедия «Очень плохие мамочки» (89 млн), хоррор «Ведьма» (25 млн), «Любовь и дружба» (13 млн). Все эти фильмы были сняты за небольшие деньги и окупились уже в американском прокате.

Можно смело брать на главные роли возрастных актрис и не только Мэрил Стрип. Хелен Миррен в триллере «Всевидящее око» (18 млн), Салли Филдв «Здравствуйте, меня зовут Дорис» (14 млн), Мэгги Смит в «Леди в фургоне» (10 млн) — актрисы снялись в недорогих фильмах, которые были хорошо приняты критиками и зрителями.

Если студии приглашают режиссера из независимого кино, то лучше бы оставить ему возможность работать над своим видением. В противном случае получится «Отряд самоубийц». Постановщик независимого хита «В бегах» Дэвид Лоури снял очаровательный и трогательный фильм «Пит и его дракон», который не снискал особого расположения зрителя, но со временем может стать классикой для студии Disney благодаря своей вдумчивости и неторопливости.

Наконец, не стоит игнорировать актерских порывов снять кино — вдруг, где-то есть новый Бен Аффлек и Джордж Клуни? В конце концов, актер Мэтт Росс, сняв драму «Капитан Фантастик» с ВиггоМортенсеном, подтверждает, что среди его коллег немало людей с интересным видением.

Пока студии будут пытаться просчитывать успех того или иного фильма, мы будем и дальше смотреть штампованные картины со стандартными сценарными структурами. Рисковать большими средствами никому не хочется, но похоже, что Голливуду придется делать какие-то выводы из результатов проката летних тентполов 2016 года. Иначе есть вероятность получить вот такое же нехорошее лето, а вслед за ним ужасную осень, адскую зиму и чудовищную весну.

Скука.

Источник: kinopoisk.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я провалил это лето: Почему блокбастеры терпят крах

17:52, 28 августа 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 144

Аватар

По-моему главная беда современного кинематограаф - отсутствие хороших сценариев. Ну и установка создателеей фильмов, что пипл этого не заметит. Бэтмен против Супермена, Алиса, Отряд самоубийц, вторый Мстители - все жертвы этой болезни. В них проблемы с логикой, действия персонажей незамотивированы, диалоги не запоминаются. Имхо, если у вас нет сценария, - бросьте вообще затею снимать кино. Ну и ремейки/сиквелы. Охотники за привидениями грохнулись с позором в прокате, но теперь в Голливуде готовят очередных Друзей Оушена...с чисто женским кастом. Спорим, что опять будет провал? И это не шовинизм, а истина. Пытаетесь сделать и толерантно, и кассово, скорее всего фиг с маслом получится ((

Аватар

Только Зверополис доставил неимоверное удовольствие (а я вообще мультики не люблю). Очень качественный проект с продуманным миром, прекрасным юмором и милыми зверюшками. Все остальное разочаровало. Хотя еще в начале года сложилось впечатление, что это не самый сильный год в кинематографе.

Аватар

Из последнего неожиданно понравился непопулярный фильм "Славные парни" и ожидаемо - про рыбку Дори. И все чаще не могу выбрать фильм в кинотеатре, ничего интересного. По итогу, все больше сериалы дома смотрим. "Однажды ночью" очень интересный, точно не хуже большого кино.

Аватар

Жаль,если Воркрафт не будут дальше снимать,я расстроилась на продолжение.

Аватар

Тарзан - очень скучный фильм... Даже секси - викинг Скарсгард его не спас. Дэдпул - шлак полный... Пошлый и тупой. Варкрафт - понравился, хорошая сказочка. Понравися наш фильм Экипаж. И очень понравился Агенты А.Н.К.Л. Сначала боялась смотреть, думала будет адовая "клюква". Но получился классный фильм и спасибо Гаю Ричи, за то что хорошо показал русских.

Подождите...