Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Эстетика фашизма в кино

168
Эстетика фашизма в кино

Этот пост никоим образом не является пропагандой фашизма, а также течений или явлений из него возникших. Общеизвестно, что эта щекотливая тема всегда волновала общество, следовательно, если есть спрос - будет и предложение. В данном контексте я хотела бы рассмотреть привлекательность фашизма в мировом кинематографе, поскольку, несмотря на все ужасы, которые творили эсэсовцы, именитые режиссеры абсолютно не брезговали показать этих людей с положительной стороны, а иногда даже вызвать к ним сострадание. Некоторые же пошли еще дальше и сделали фашизм скрытым сексуальным фетишем.

«Молодые львы» 1958 год

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть кинозвезду Брандо в нацистском мундире, на мой взгляд, он идеально подошел на роль арийца.

Сама по себе картина – не самая сильная, скорее на любителя, хотя тема в ней поднята достаточно серьезная и герой Марлона Брандо, этакий лишний человек, которому нет места ни в мирной жизни, ни на войне, к которой он испытывает отвращение. 

«Гибель богов» 1969 год

Тема сексуальной патологии фашизма в "большом" кинематографе была открыта Лукино Висконти в "Гибели Богов". Фашизм ассоциируется у Висконти с инцестом, педофилией, трансвестизмом, садизмом и гомосексуализмом.

"Гибель Богов" рассказывает о разложении старого и знатного немецкого рода фон Эссенбеков, который спонсировал нацистов, став затем их жертвой. В начале фильма Мартин, младший фон Эссенбек, шокирует свое семейство кабареточным номером, где он предстает в экзальтированном трансвеститском имидже а-ля Марлен Дитрих. В конце фильма он появляется в нацистской униформе и так же шокирует окружающих непристойностью своего вида.

Андрогинная декадентская внешность Хельмута Бергера, изящного и тонкого любовника Висконти, идеально подходит для роли этого "маленького Фюрера", наркомана и неврастеника, запутанного в сексуальных комплексах, которого сам Бергер назвал "цветком зла". Его инфантильность проявляется ярче всего в страсти к малолетней еврейской девочке. Эта преступная связь приводит ее к самоубийству, а Мартин становится объектом шантажа и вынужден согласиться на сотрудничество с нацистами, сам превращается (переодевается) в нациста. Нацистская униформа и поддержка его новых "друзей" придают ему уверенность в себе.

Ненависть к собственной деспотичной матери (Ингрид Тулин) делает его ее любовником, насильником-садистом. "Чего ты хочешь от меня?" - спрашивает она испуганно. "Всё, - отвечает он. - Я хочу всё. Я уничтожу тебя, мама!"

Мечта о власти ассоциируется у него с мечтой об обладании матерью. После того, как эта мечта осуществлена, Мартин вынуждает мать и ее мужа (Дирк Богарт) совершить самоубийство. Это происходит сразу после зловещей церемонии их бракосочетания, обильно декорированной штандартами со свастикой, при свечах, в присутствии гостей и роскошных дам, ни одна из которых не вызывает ни малейшего интереса у Мартина фон Эссенбека, ставшего главой уничтоженного им рода.

Одна из кульминационных сцен фильма - "Ночь Длинных Ножей", плод фантазии режиссера, основанный на реальном историческом факте. Во время пьянки накануне расстрела некоторые штурмовики, переодевшись в женскую одежду, поют фашистские марши и танцуют народные немецкие танцы. За этим следует гомосексуальная оргия, прерванная автоматными очередями ворвавшихся в отель эсэсовцев. По требованию продюсеров, шокированных предельной откровенностью этого эпизода, Висконти был вынужден сократить его до минимума. С эстетической точки зрения, "Ночь Длинных Ножей" в интерпретации Висконти - одна из самых впечатляющих, убедительных и психологически тонких гомоэротических сцен в мировом кино. С точки зрения идеологии, он в очередной раз использовал расхожую гомофобную формулу "фашисты = гомосексуалисты" (или наоборот).

«Ночной портье» 1973 год

Действие фильма происходит в 1957 году в Вене, куда приезжает с гастролями известный дирижер. В отеле его жена узнает в портье своего любовника-садиста. Нахлынувшие воспоминания о концлагере и чудовищном и прекрасном романе с нацистским палачом заставляют ее забыть и о знаменитом муже, и о семейной жизни. В антикварной лавке она приобрела убогую распашонку, точно такую же, как та, что одевал на нее Макс 15 лет назад перед тем, как изнасиловать. Эта распашонка возбуждает ее, став сексуальным фетишем.

Макс, ностальгирующий по временам фашизма, вынужден скрывать свое прошлое и вести "крысиную жизнь", которая, впрочем, его вполне устраивает. Он никогда не был "фашистом по убеждению", его никогда не интересовала идеология национал-социализма. Фашизм дал ему возможность реализовать его садистские наклонности. Встретив опять "свою маленькую девочку", он забывает и связь с танцором-наркоманом, развлекавшим в свое время нацистов, и работу ночного портье.

Герои фильма живут воспоминаниями о пережитом, в перевернутом мире садо-мазохистских фантазий, в котором чем хуже, страшнее, больнее - тем лучше, в котором страсть невозможна без страдания, боли, ужаса, в котором оргазм может наступить с последним вздохом и предсмертной конвульсией, в котором каждый половой акт - это имитация убийства, в котором любовь - это ненависть, а ненависть - это любовь, в котором жертва любит своего палача, а палач - жертву... 

Дирк Богарт в воспоминаниях описал съемки финальной сцены "Ночного портье". Когда толпа зевак-австрийцев увидела его, одетого в нацистскую униформу, люди стали скандировать "Зиг Хайль!" Конечно, они понимали, что это всего лишь рабочий момент съемок, что это - только кино, но один вид нацистской формы пробудил в них воспоминания о временах оккупации и вызвал истерическую реакцию. Вся съемочная группа была в шоке.

А вот что говорит о смысле фильма Лилиана Кавани (режиссер картины) – «Все мы – жертвы или палачи, и выбираем эти роли по собственному желанию. Только Маркиз де Сад и Достоевский хорошо это поняли».

«Семнадцать мгновений весны» 1973 год 

Довольно странно, наверное, видеть рядом с «Ночным портье» фильм Татьяны Лиозновой, но почему нет? Очевидно, что привлекательность фашизма не в содержании, а в форме: весь его внешний антураж, вся его красивая и соблазнительная, кабареточно-карнавальная, праздничная обертка с легкостью превращается в сексуальный фетиш, разжигающий похоть миллионов, пробуждающий и высвобождающий самые темные инстинкты толпы.

Успех Тихонова-Штирлица и популярность сериала "Семнадцать Мгновений Весны" объясняется тем, что советские идеологи впервые рискнули показать многомиллионной отечественной аудитории завораживающую, пленительную красоту, блеск и лоск нацистской бутафории, нацистского антуража, нацистского фетиша. Это первый советский фильм, в котором фашисты выглядят не пьяными свиноподобными идиотами-маньяками, а элегантными и хладнокровными убийцами. Подобно многим детям, мы в школе играли "в Штирлица". При распределении ролей все мальчишки хотели быть Штирлицем, который был в нашем представлении настоящим мужчиной, красивым героем, играющим в смертельно опасную игру с фашистами. Мы были влюблены в него беззаветной любовью.

Сексуальный имидж Штирлица невозможен без элегантной нацистской униформы: фуражки с высокой тульей, плотно облегающего приталенного мундира, галифе, обильной металлической бижутерии. Лишенный всей этой амуниции Тихонов - всего лишь советский разведчик Исаев. Именно форма и только она делает Штирлица Штирлицем, фашиста - фашистом.

«Список Шиндлера» 1993 год

Говорить про этот шедевр мирового кинематографа можно бесконечно, а про персонаж, воссозданный на экране Рэйфом Файнсом тем более. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что воплощенное зло – киношный Амон Гет, является просто апофеозом сексуальности в данной теме. 

Конечно, мы все понимаем, что это лишь образ на голубом экране и ничего общего с реальным Гетом, кроме зверских поступков, он не имеет. Но когда я читаю комментарии на youtube под фрагментами из фильма с участием Рэйфа Файнса, то практически все комментирующие представительницы прекрасного пола, несмотря на все ужасы, были бы не прочь оказаться на месте Хелен Хирш.

Если вы хотите почитать более подробно про реального Гета и его отношения с узницей-еврейкой, то я писала об этом целый пост на сплетнике, вот тут http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/122985_amon-gyot-i-khelen-khirsh-lyubov-palacha-i-zhertvy

«Бесславные ублюдки» 2009 год

Поскольку мне бы хотелось закончить пост на оптимистичной ноте, я вспомнила про моего любимого Кристофа Вальца. Так давайте же отвлечемся от садиста Гета и восхитимся совершенно иным образом на экране – тонким интеллектуалом Гансом Ланда.

Кристоф Вальц настолько великолепен в этой роли, что я его ненавижу. 

Однозначный герой, однозначный образ. Гадкий, тщеславный, «вершитель судеб», он заставил меня презирать его героя, насколько сильно сыграна роль. Его «ЭГО» просто давило на меня с экрана монитора, так что я считаю, что все мыслимые и немыслимые награды, которые Вальц получил за эту роль, абсолютно заслужены.

Там конечно еще есть Брэд Питт, Тиль Швайгер и Тарантино в кресле режиссера, но все они меркнут на фоне этого знаменитого австрийца.

Самым главным плюсом фильма (помимо Кристофа), я считаю подачу, она не просто в стиле Тарантино, тут абсолютно другое. Взгляните на начало поста, да просто вспомните все фильмы про евреев, нацизм и войну, которые вы смотрели. Все они пронизаны болью, страданиями и адом.

И что мы видим в «Бесславных ублюдках»? Больше никакой боли, унижений и гонений. Здесь нет жертв, только люди несущие возмездие. Ни пощады, ни сострадания, ни жалости, только месть и тонкий расчет. Они убивают, но делают это утонченно и красиво. Вот оно призвание фильма, сделать из убийства искусство. Невероятное сочетание, правда?

 

Оставьте свой голос:

1249
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Akasia_clon
Akasia_clon

Еще есть "французская сюита", там Михаэль Шонартс красивый фашист.

krasovskaya
krasovskaya

Akasia_clon, надо посмотреть)

gluttonforbooks
gluttonforbooks

Akasia_clon, о да, такой добрый немец, хороший фильм.

VooDoo
VooDoo

Akasia_clon, а еще есть английский фильм "Переход" 1978.
Эх, как там порочно сексуален отрицательный герой Макдауэлла в белых трусах со свастикой...

Yanka_Brandenburg
Yanka_Brandenburg

Akasia_clon, + Габриэль Гарко в "Черном ангеле", просто загуглите фотки)

IceIce
IceIce

Понятно, что это кино, но у меня какая-то генетическая неприязнь к немцам, к их лающему языку. Вот хоть убейте. Дед дошел до Берлина, мне не понять эстетики фашизма

krasovskaya
krasovskaya

IceIce, я вас понимаю, но мне просто интересна подача данной темы в кинематографе, не знаю с чем это связано.

IceIce
IceIce

krasovskaya, это часть нашей истории, какова бы они ни была. Если отбросить околичности, то мужчины в форме смотрятся недурно). Просто знаете, в последнее время так и норовят переиначить исторические данные, вон, в Европе Майн Кампф переиздать решили. Как-то все это нездорово имхо

krasovskaya
krasovskaya

IceIce, я это понимаю и отрицательно отношусь к подвижкам переписать историю, я абсолютно точно разделяют такие понятия, как киношный образ и реальная жизнь

Lizbeth
Lizbeth

IceIce, и правильно, что решили. Подпольно он и так издается, а врага надо знать в лицо. Как можно сказать, что идеи Гитлера ужасны, если мы с ними не знакомы. Более того, не все идеи были ужасны, и очень важно понимать какие именно моменты могут затронуть людей и повести за собой уже к ужасным событиям. Проще всего закрыть глаза и притвориться, что Гитлер был просто тупым истериком и ему просто повезло с населением страны.

keinelust
keinelust

Lizbeth, согласна с вами. Время сглаживает все. В свое время Наполеон считался извергом на уровне Гитлера. Но прошло время, умерли свидетели тех событий, войн и зверств...и теперь Наполеон просто исторический персонаж

Chi-lady
Chi-lady

Lizbeth, ему повезло с населением и с моментом истории. Очень уж велико было желание взять реванш, "встать с колен"... вот это вот все.

serayamol
serayamol

IceIce, окно Овертона открыто...

Misery
Misery

IceIce, а я обожаю этот лающий язык

Linki
Linki

Misery, я с 6 лет его учила, не могу понять, где немцы лают.

LusillaDrake
LusillaDrake

IceIce, аналогично

Tyndra
Tyndra

IceIce, А самое отвратительное в этой теме то, что подбирают привлекательных актеров, при том что исторические персонажи нацизма были на редкого любителя.

HataMari
HataMari

IceIce, да мы его еще называли гавкающий язык. Но спустя годы я пересмотрела свое отношение к нему, услышав арию Царицы ночи на немецком языке из Волшебной флейты Моцарта. Немецкий язык в опере прекрасен, а французский ужасен (на мой слух). В общем, теперь я к немецкому языку отношусь с уважением, мне нравится его слушать.

lisenok
lisenok

Эммм.... С моей точки зрения ни один из этих фильмов не показывает скрытую сексуальность. Большей частью они о том, что любая, даже самая интересная обертка может скрывать гниль внутри.
Ночной портье - вообще об отношениях с психопатом и зависимости, от которой невозможно уйти даже годы спустя. В большинстве случаев образы в этих фильмах при внешней привлекательности просто страшны.

krasovskaya
krasovskaya

lisenok, возможно у всех разные представления о скрытой сексуальности)))

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Дженна Дьюэнн-Татум рассказала об их с Ченнингом Татумом первой ночи и нынешней интимной жизни
СМИ: стала известна дата свадьбы Пиппы Миддлтон и Джеймса Мэттьюза
Иван Янковский, Филипп Киркоров, Марина Александрова и другие на церемонии вручения премии "Событие года"
"Леди Макбет": страсть и преступление в трейлере британской экранизации русской классики
Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей
Экс-жених Софии Вергары Ник Лоеб снова подал на нее в суд — от имени эмбрионов их детей
48-летняя Кайли Миноуг с 28-летним женихом Джошуа Сассом в лондонском ресторане
Конкурс на SPLETNIK.RU: кто идет на концерт группы "Моя Мишель"
Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кендалл Дженнер, Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста