Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Постоянная экспозиция: 7 фильмов о великих музеях

9
Постоянная экспозиция: 7 фильмов о великих музеях

В прокат выходит «Франкофония» — остроумное и глубокое эссе Александра Сокурова о судьбе Лувра во времена нацистской оккупации. Interview вспоминает другие затягивающие фильмы о жизни главных музеев мира.

«РУССКИЙ КОВЧЕГ», РЕЖ. АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, 2002


«Франкофонии» не существовало бы без сокуровского же «Русского ковчега» — сенсационно красивого, многослойного высказывания о российской истории и главном императорском сокровище, Эрмитаже. Герои парят в кадре, а камера вальсирует, передавая историю монархии, светской жизни, коллекции и шедевров, которые когда-то просто декорировали императорские залы. Снятый одним дублем и вместивший в себя сцены с двумя тысячами актеров, «Русский ковчег» поражает не просто грандиозностью, которая ни на минуту не превращается в громоздкость. Его обаяние в том, что никогда еще прикованные к стенам и отделениям в хранилищах картины и скульптуры не казались такими важными и участвующими в жизни своих обладателей, а время в Эрмитаже — таким тягучим и непрерывным. Это проницательный и нежный фильм о неразрывности культуры и истории.

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ», РЕЖ. ФРЕДЕРИК УАЙЗМАН, 2014

Главный американский документалист Фредерик Уайзман снимает дольше, чем мы живем: его любят за непринужденность камеры, мягкий монтаж и то ощущение невидимой прогулки среди интересных людей и важных событий, которое не стоит зрителям никаких усилий. Он снимал про университеты и универмаги, моделей и домашнее насилие, и каждый раз известные стереотипы проваливались под непосредственным опытом: ты знаешь это все, но так близко видишь впервые. «Национальная галерея», один из последних фильмов режиссера о главном британском собрании классического искусства, — виртуозное послание человечеству об отношениях людей с прекрасным. Зачем мы приходим в музей, как мы защищаем шедевры, что мы ждем от портретов, висящих на стенах, может ли художник, живший сотни лет назад достучаться до тебя сегодняшнего? Фильмы Уайзмана всегда состояли из вопросов и повисших в воздухе реплик, сотен героев, среди которых нет никого и ничего важного или второстепенного — так «Национальная галерея» становится фильмом о живой культуре: хранимой, передаваемой, обсуждаемой и постоянно обновляющейся.

«БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ», РЕЖ. ЙОХАННЕС ХОЛЬЦХАУЗЕН, 2014

Скульптуры бережно щекочут перышками, шкафы переносят, задержав дыхание, белокурых ангелов заворачивают в огромные покрывала — венский Музей истории искусств готовится к реконструкции и обновлению, а экспонатам предстоит томиться в запасниках. «Большой музей» — подробная и очень любопытная документалка об одной из главных гордостей Австрии — коллекции старого искусства, собранной в результате столетий завоевательных войн и сложных династических союзов. Фильм показывает скрытые будни огромной музейной машины, в которой сотрудники катаются на самокатах, потому что за день вынуждены проходить десяток километров по огромным залам, кураторы обсуждают планы реконструкции, а экскурсоводы рассказывают о своих наблюдениях за публикой. Реставраторы, хранители, канцелярия и охрана — в «Большом музее» помещаются все.

«ГОРОД ЛУВР», РЕЖ. НИКОЛЯ ФИЛИБЕР, 1990

Совсем не сокуровский взгляд на Лувр, фильм Филибера о жизни главного французского музея после реновации был снят до повальной моды на документальное кино и его скрещения с художественным. «Город Лувр» снимался сразу после скандального строительства стеклянных пирамид во внутреннем дворе и объясняет внутреннее устройство классического собрания — по ощущениям после кино, действительно отдельного города в центре Парижа. В фильме нет говорящих голов: всю информацию сообщают сотрудники музея, скользящие в пространстве и полностью растворяющиеся за экспозиционными стенами. Мы видим строителей и реставраторов, монтажников и охранников среди белого мрамора и молчаливых холстов, которым только предстоит висеть перед публикой после месяцев взаперти. Другой опыт того же режиссера и продолжение его метода — в фильме о музее натуральной истории «Животное, животные».

«МУЗЕЙНЫЕ ЧАСЫ», РЕЖ. ДЖЕМ КОЭН, 2012

Деликатная и приглушенная мелодрама в стенах уже упомянутого великого музея — венского Музея истории искусств — между смотрителем и посетительницей, которая проводит часы в музее, потому что ей некуда податься. Оба предпочитают наблюдать и сосредоточенно вглядываются в знакомое, чтобы открыть что-то новое. Оба знают цену прекрасному. Оба растеряны и живут одинокой, сосредоточенной жизнью. Джем Коэн присматривается к природе дружбы и взаимного интереса, к механике сближения через долгие диалоги о красоте и классическом искусстве — так проще нащупывать общее и узнавать новое, не обжигаясь. В «Музейных часах» особенный ритм и совершенно неповторимое настроение — мало кто снимает о любви, не стараясь понравиться и не выставляя на первый план знакомые лица и жизнеутверждающую историю: здесь много длинных планов и деталей неспешной музейной жизни. Наблюдательное кино о созерцательности и природе человеческого интереса, после которого хочется оказаться в любимом музее на долгие часы.

«ТОПКАПИ», РЕЖ. ЖЮЛЬ ДАССЕН, 1964
В кино много историй об ограблениях, но именно пестрые и безрассудные фильмы из 1960-х смотрятся радостней всего. «Топкапи» происходит в Стамбуле: на открыточных общих планах мы видим турецкую столицу, которой уже нет в 2016 году, хотя все достопримечательности остались на месте. Гипнотическая Мелина Меркури, неуклюжий Питер Устинов и еще четверо участников заговора планируют похищение дорогого колье в главном стамбульском музее — роскошном королевском дворце Топкапи. Это первый цветной фильм Жюля Дассена, и он буквально сочится красками: так не выглядят фильмы режиссеров, снимающих в цвете всю свою карьеру. Собранный из цитат современников, в том числе даже Хичкока, «Топкапи» — фильм о суперплане кражи, в котором легко узнать все законы жанра и квинтэссенцию комедии середины 1960-х: уверенной в себе, быстрой и бесконечно обаятельной.

«НЕ ЕШЬТЕ КАРТИНЫ:  УЛИЦА СЕЗАМ В МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЕ», РЕЖ. ДЖОН СТОУН, 1983

К музеям принято относиться серьезно и с придыханием: создатели «Улицы Сезам» приводят плюшевых героев в главный музей Америки и не стесняются шутить милые и идиотские шутки про все на свете: от Джорджа Вашингтона до древних египтян. И, конечно же, поют песни. «Не ешьте картины» — это хоры забавных голосов, гэги в музейных залах про мраморных голых людей и рассуждения перед натюрмортом о том, что художник после рисования как минимум должен съесть все нарисованное на картине — чтобы добру не пропадать. «Улицу Сезам» можно считать исключительно детским развлечением, пока в один воскресный полдень не захочется провалиться в бассейн идиотизма и песни Куки-Монстра о Модильяни. А такие моменты бывают абсолютно у всех.

Текст: Алиса Таёжная, http://www.interviewrussia.ru/

P.S. Трейлер "Франкофонии" Александра Сокурова. К слову, "Русский ковчег"  оставил у меня неоднозначные ощущение и наверное я бы оценила его ниже, если бы не фактор реальной съёмки одним дублем. А вот "Фауст" мне очень понравился.

 

Оставьте свой голос:

234
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

so_sweet
so_sweet

Куки Монстр в музее это супер, наверно :))))) обожаю его))))

flow
flow

Почитала сейчас про "Франкофонию". Хочу посмотреть!

yari4ka
yari4ka

спасибо! в избранное

AVolog
AVolog

а "ночь в музее" со Стиллером?!-)

oki-doki
oki-doki

AVolog, да-да, это настоящая пропаганда музеев))

Eva87
Eva87

Когда выходит "Франкофония"???? Какие даты?

oki-doki
oki-doki

Eva87, на кинопоиске - как раз 17 марта.

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

спасибо за рекомендации)

Sniff
Sniff

+100500
Вот от всей души спасибо! Все сидела и думала, что посмотреть... Рылась!
Бесподобные фильмы

Сейчас на главной

Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста
Светские все на открытии бутика Christian Louboutin: Айсель Трудел, Екатерина Мухина и другие
Предшественницы Мелании Трамп: Джеки Кеннеди, Мишель Обама и другие первые леди США
Дженнифер Энистон, Кэти Перри, Оливия Манн на премьере фильма "Новогодний корпоратив"
Эллен ДеДженерес поспорила с Натали Портман на тысячу долларов, что у нее родится девочка
Оливия Уайлд, Наоми Уоттс и другие на премьере мини-мюзикла "Щелкунчик"
Эмма Стоун, Ева Лонгория и другие гости завтрака Women In Entertainment
Певица Sia и Эрик Андерс Ланг разводятся после двух лет брака
Наталья Водянова, Памела Андерсон и другие на вечеринке Стеллы Маккартни
Модная битва: Сиенна Миллер против Алексы Чанг
Судья отклонил просьбу Брэда Питта о неразглашении деталей опеки над детьми и развода с Анджелиной Джоли
Из пены морской: Анна Нетребко показала фигуру на пляже в Майами
Дима Билан записал новогодний клип на песню "Праздник к нам приходит" совместно с Coca-Cola
Искра, буря, безумие: Дакота Джонсон, Джейми Дорнан, Ким Бейсингер в новом трейлере сиквела "50 оттенков серого"