Роман Льва Толстого «Анна Каренина» переносили на экран больше тридцати раз. В новой версии Карена Шахназарова главный герой — Алексей Вронский (Максим Матвеев). Его глазами мы увидим историю Анны.

Виталий Кищенко (Алексей Александрович Каренин) и Лиза Боярская (Анна)

Режиссер Карен Шахназаров вздыхает: трудно снимать картину, когда все знают, чем она закончится. Потому историю он предложил композиционно выстроить по-другому. Сценарий оригинальный: по мотивам романа Льва Толстого и повестей Викентия Вересаева «На японской войне» и «Записки врача». По сюжету спустя 30 лет после описанных в романе событий постаревший Вронский на Русско-японской войне 1904-1905 годов встречает взрослого сына Анны Карениной и вспоминает историю отношений с его матерью. Все сцены военных действий уже отсняли в Крыму, сейчас группа работает в Москве, на «Мосфильме».   
Лизу Боярскую с прямой густой челкой узнаешь не сразу. В один из дней в павильоне снимали эпизод, в котором Долли (Виктория Исакова) рассказывает Анне о полученном от Каренина (Виталий Кищенко) важном письме. По сюжету в гостях у Долли находится Кити (Светлана Иванова), которая не спешит приветствовать Каренину. Все знают об измене Карениной, в обществе ее игнорируют.  

 Она стыдится поздороваться со мной! — как можно громче говорит Боярская. — Вот только не ей, той, что была влюблена во Вронского, избегать меня! А может, оно и верно… Ведь сейчас ни одна приличная женщина не может позволить принять меня у себя!

— Ну что ты говоришь, милая! Кити сейчас в детской, она кормит, и дело у нее не совсем ладится, понимаешь? — объясняет Исакова.Останься у нас!  — Нет, мне надо на станцию… — тихо, но решительно говорит Боярская и уходит.

Сцену снимают раз шесть подряд, Шахназаров каждый раз просит Боярскую «с самого начала быть чуть острее». Актриса согласно кивает и проговаривает про себя реплики, пытаясь поймать «растрепанное» состояние героини. Профессионализму Боярской можно позавидовать. Попробуй сосредоточиться на тексте Толстого, когда вокруг тебя несколько десятков людей…  

Карен Шахназаров с Лизой Боярской и Викторией Исаковой

В перерыве, после того как нужный дубль сняли, Лиза рассказывает о том, что хоть и мечтала всегда сыграть Каренину, предложения не ждала.

— Не так давно была экранизация Сергея Соловьева с Татьяной Друбич в роли Карениной, поэтому я не ожидала, что у нас так скоро вновь решат обратиться к произведению моего любимого автора, — говорит актриса. — И ведь стоило мне так подумать, как через ­несколько дней раздался звонок с приглашением на пробы. Кастинг был долгим, я пробовалась два-три месяца с разными партнерами, но когда меня поставили в пару с Максимом Карен Георгиевич принял решение утвердить именно наш дуэт. Конечно, в том, что Максим мой муж, есть преимущество — у нас много времени на репетиции, мы обсуждаем свои роли не только на площадке, но и дома. Я каждый день перед съемками обращаюсь к роману Толстого, соотношу оригинальный сценарий с авторским тестом.  

На вопросы о том, какая сцена из уже отснятых показалась самой сложной, Боярская уверяет, что легких здесь нет по определению. А самое непростое — показать свою героиню разной.

— В начале романа Карениной 26 лет, по тем временам она зрелая мать семейства, но мы же понимаем, что по сути это молодая женщина, которая впервые в жизни влюбилась, — продолжает Боярская. — Мужа она не любила (уважала, симпатизировала ему, но не любила), глубокое чувство в ней вызвал только Вронский… Каренина в романе каждый раз разная: нелепая, трогательная, очаровательная, смешная… Приходит на ум строчка: «…Казалось, за столом в этот момент сидела не 26-летняя grand-dame, жена влиятельного чиновника и мать 8-летнего сына, а молодая девушка с легкими, изящными движениями…» Как в любой женщине, в ней клубок эмоций, и все их хочется передать! Сама я впервые прочитала роман в 16 лет: восхищалась смелым поступком Анны и презирала Каренина. (Улыбается.) Сейчас я сама мама и совсем по-другому смотрю на жертву героини, безумно жалею ее мужа, одного из самых недооцененных персонажей романа… Пока рано говорить, каким получится наш фильм, но работать всем безумно интересно!

 Особое внимание уделили декорациям в фильме. Над ними трудились три месяца. На данный момент отсняли девять крупных объектов (среди  звезд на съемочной площадке них дом Каренина, комната его жены, квартира Вронского), впереди еще десять, с участием большой массовки и главных героев: на балу, ипподроме, в театре.

— Каждый объект передает внутреннее состояние того или иного персонажа, — рассказывает художник-постановщик Сергей Февралев. — Например, дом Каренина. Нам нужно было показать жилище человека, занимающего большой пост, сделавшего карьеру с нуля. Решили поиграть с пространством: высокие потолки, огромные комнаты, стены с росписями… И вот получается, что и жена у него шикарная, и окружение, и дом, но герой не может всего этого удержать, не может обжить пространство. Пересмотрели много других экранизаций романа, чтобы ненароком ничего не повторить. И на первоисточник в плане описания декораций мы с режиссером не ориентировались — мы хотим показать собственное видение.  

Еще одна деталь: съемочная группа по возможности не использует искусственное освещение. 

— Время действия романа — эпоха свечей и керосина, электричества еще не было, — говорит режиссер. — Поэтому мы стараемся использовать свечи в больших количествах. В павильоне это не всегда удается (есть определенные нормы безопасности), но на улицах в вечерних сценах у нас исключительно фонарный свет. Он придает особый колорит, создает иную атмосферу. А в остальном все то же. В отношениях между мужчиной и женщиной, поверьте, ничего не изменилось за последние 150 лет: люди все так же любят, ревнуют, страдают. Потому история Анны Карениной продолжает притягивать к себе.  

На вопросы о том, какая сцена показалась самой сложной, Боярская отвечает, что легких в фильме нет по определению. 

Добавим: всем известный финал романа в фильме будет решен по-своему и удивит зрителей. В 2017 году на канале Россия (ВГТРК) мы увидим телевизионную версию и полнометражный фильм в кино.  

И еще немного фотографий)

http://bojarskaja.ru/foto/anna-karenina-31.jpg
http://www.vokrug.tv/pic/post/3/6/d/2/36d22ffe6c8631620db79b24770da4e7.jpeg
http://ru.hellomagazine.com/images/2016/february/fanysheva/karenina16022016-04.jpg
http://ru.hellomagazine.com/images/2016/february/fanysheva/karenina16022016-06.jpg
https://pp.vk.me/c630525/v630525133/20d9f/wkEFyPFNsX4.jpg
http://bojarskaja.ru/foto/anna-karenina-29.jpg
Первые кадры из новой «Анны Карениной»
Первые кадры из новой «Анны Карениной»
Первые кадры из новой «Анны Карениной»
Первые кадры из новой «Анны Карениной»

Карен Георгиевич, почему вы решили взяться за "Анну Каренину"? Существует 29 экранизаций, идет кастинг сейчас на мюзикл "Анна Каренина", Юрий Грымов объявил о своем фильме. Очень много всего...

- "Анной Карениной" подчас называют что угодно. Сделали современную историю и говорят, мол, вот это у нас экранизация "Анны Карениной". Из 29 экранизаций 20 таких, которые и экранизациями-то считать нельзя. Хотя, с другой стороны, "Три сестры" поставлены "5 тысяч раз". И что? Все зависит от того, как удастся сделать. Если интересно, значит, это будет правильно, а если не получится - тогда о чем говорить? Хотя мы делаем каноническую экранизацию, но, с другой стороны, она имеет некую свою драматургическую специфику, которая позволяет прочесть по-новому это произведение.

- Почему вам не хватило одного Льва Толстого и вы обратились еще и к Викентию Вересаеву, к его циклу "Рассказы об японской войне" и публицистической повести "На японской войне"?

- Для достоверности. Поскольку сам замысел состоял в том, чтобы часть действия фильма - не та, что связана с романом Толстого - проходила на русско-японской войне. Вересаев - наиболее достоверный источник. Может быть, вообще единственный художественный источник русско-японской 

войны, потому что он сам принимал в ней участие, будучи при этом писателем.

- Если я правильно понимаю, в вашем фильме будет уклон в историю?

- Почему? Откуда такие умозаключения? В части любовной истории - Каренина - Вронский - Каренин - это будет самая подробная экранизация, которая когда-либо была сделана. В плане взаимоотношений трех главных героев - мы стараемся делать максимально достоверно и близко к Толстому. Потому что во всех экранизациях эта часть все равно была сильно урезана.

- Просто я посмотрела презентацию вашего проекта, и там такой исторический поворот…

- Да, там он есть, но это не мешает тому, что та часть, которая касается Анны Карениной у Льва Николаевича Толстого, абсолютно подробна и никак не меняется. Остальное есть обрамление, которое позволяет по-новому прочесть историю. Но это отнюдь не значит, что мы искажаем саму историю Толстого, переделываем диалоги и так далее. При решении того или иного литературного материала всегда необходим какой-то свой ход. Вот у нас такое решение. А зрителю уже судить, верное оно или нет.

- Лиза Боярская и Максим Матвеев - муж и жена, которые играют Каренину и Вронского. Вы сразу в них увидели тех актеров, которые вам нужны?

- Нет, это был очень долгий подбор актеров. Серьезные пробы. Лиза пробовалась раз восемь, и Максим - раз шесть. Несколько месяцев отбирали. Так что было большое соревнование.

- А другие артисты? Тоже проходили тщательные пробы? Да, все их проходили. И маленький Сережа - тоже. И у нас же большую роль играет выросший Сергей Каренин. Мы выбрали Кирилла Гребенщикова.

- У вас есть дочка Анна Кареновна. Шутят, что поэтому вы решили снимать "Анну Каренину".

- У меня действительно есть дочь, ее зовут Анна, поэтому отчество у нее - Кареновна. Но это не связано со съемками. Я не скрывал, что кол:)ся, когда мне предложили делать фильм. Во-первых, это очень сложный проект. Большая картина. Я снимал большие, но эта - крупнее. Она и физически очень трудная. Но, тем не менее, я рад, что взялся за нее. И еще: я сделал  15 фильмов. Очень разных, на различные темы. И про мирное время, и про войну. И комедии, и драмы, и мелодрамы, и то, что называется "артхаус". Но у меня никогда не было картины только про любовь. А все-таки именно она - самая важная часть человеческой жизни. И я подумал, если уж и делать про любовь, то "Анну Каренину", поскольку никто ничего лучше не написал. Поэтому и экранизаций много. Поскольку в той части, где взаимоотношения между мужчиной и женщиной, любовный треугольник, роман Толстого - это лучшее, что было когда-либо написано, и этой вершины никто уже никогда не достигнет.

- Говорят, что в вашем фильме необычный финал.

- Зачем я буду рассказывать финал - лучше пусть смотрят.

Но, во всяком случае, в нашей картине нет сцены, где Анна бросается под поезд. От этого мы действительно ушли. И думаю, что это важно для экранизации "Анны Карениной", потому что это самое сложное место, поскольку все знают, что это произойдет. Но нам, во всяком случае, удалось уйти от такого финала.

- Но поезд в вашей картине есть. И, насколько я знаю, вы уже его снимали в Санкт-Петербурге.

- Да, мы уже отсняли прибытие.

- Я читала, что этот паровоз снимался также в картине, где "Анну Каренину" играла Кира Найтли.

- Наверное, их не так много - этих паровозов. Я, честно говоря, не знаю, и, наверное, это не имеет большого значения.

- Карен Георгиевич, когда я впервые прочитала про ваш проект - русско-японская война, врач, больница, повзрослевший Сергей Каренин… Все-таки это вольное обращение с Толстым. Домысел. Такого раньше ведь никто не делал.

- Все, что касается отношений романа Анны и Вронского, передается достоверно, там ничего не меняется. Даже когда я говорю, что у нас нет сцены, где Анна бросается под поезд. Это не значит, что она этого не делает. У нас это все сделано по-другому. Кто захочет - посмотрит и будет делать свои выводы.

- У вас есть любимые фильмы об Анне Карениной? Может быть, вам нравится фильм с Татьяной Самойловой или с Татьяной Друбич? Как на ваш вкус?

- Я с уважением отношусь к тому, что делали мои коллеги. Считаю, что это большая работа, потому что снимать "Анну Каренину" очень сложно. Это требует серьезных усилий и высокого уровня владения профессией. При этом я бы сказал, что российские экранизации были лучше, чем западные. Особенно мне не понравилась последняя голливудская экранизация - у Киры Найтли с Анной Карениной ничего общего.

- А в самом романе Толстого у вас есть любимое место? Я, например, люблю диалоги Кити и Левина.

- Не могу выделить что-то одно - тем более что я уже роман неплохо знаю. Чтобы я перечитывал какую-то одну сцену - такого нет. Думаю, что самое интересное в романе - все то, что касается отношений Анны, Вронского и Каренина. Линия Кити и Левина - она слабее.

- Вы для этого проекта не просили господдержку. Его делает только канал "Россия 1" и "Мосфильм". Именно поэтому помимо фильма будет еще и сериал?

- Изначально это был заказ канала. Я никогда не скрывал, что это Антон Златопольский меня уговорил. Они хотели 8-серийный фильм. Я долго кол:)ся. Но когда они приняли мою концепцию и мы еще договорились, что будет полнометражный фильм, - тут все и сложилось.

- А что вкладывает "Мосфильм"? Костюмы, технику, павильоны?

- Не только "Мосфильм" - у нас еще есть и независимые спонсоры. Последняя картина, которую я делал только на государственные деньги, - был "Город Зеро". Так что, это не ко мне. Я давно не делаю кино на государственные деньги. У меня была господдержка на "Белом тигре", но это было процентов 15 бюджета. На картине "Яды, или Всемирная история отравлений" - было процентов 30. И все! Во всех остальных случаях я искал продюсеров, спонсоров. У меня нет госсредств, так что, для меня так работать - это вполне привычно.

http://rg.ru/2016/02/11/v-novom-filme-shahnazarova-anna-karenina-ne-budet-sceny-s-poezdom.html#954db48c/15795/7

   

Подпишитесь на наш
Блоги

Лиза Боярская: сниматься в "Анне Карениной" безумно интересно

02:38, 18 марта 2016

Автор: mari-mari

Комменты 109

Аватар

боярская-каренина... #хардкорещехардкор начинаю думать, что Найтли вполне себе ничего была

Аватар

Мне очень нравится Максим Матвеев, хороший актер. А вот Лиза... Я после Адмирала все никак оправиться не могу, так что Анну Каренину точно пропущу)) Лиза не актриса, только ей сказать этого никто не может и внушают ей обратное. Она топорная бездарность. Как-то плохо у нас с этой экранизацией. Соловьев снял с Друбич странный фильм. Про Джо Райта вообще молчу. Мне очень понравилась в свое время Софи Марсо в роли Анны, на мой взгляд 100% попадание, да еще с красавчиком Шоном Бином, всегда с удовольствием смотрю. А так сложно что-то воспринимать после Самойловой и Ланового, конечно. Особенно потуги современных бездарных актрис с их ужимками...

Аватар

Адский Нос в сочетании с жуткой челкой....брр! точно не ужастик снимают?

Аватар

На просторах интернета мне попадался смешной и циничный комикс про приключения супердерева. Дерево в плащике супермена наблюдает за разными событиями вроде ограбления и ничего не делает, потому что оно дерево) Если бы рисовали комикс про Лизу, то название бы было "удивительные приключения супердерева в кинематографе")

Аватар

А что это за хемингуэевский свитер на Вронском? Неужели в 19 веке такое уже носили?)

Подождите...