Караваева Валентина Ивановна
Лауреат Государственной премии СССР (1943, за исполнение роли Маши Степановой
в фильме "Машенька")
Валентина Караваева родилась 21 мая 1921 года в городе Вышний Волочёк, в
Тверской (Калининской) области.
Она окончила актерскую школу при киностудии "Мосфильм" в 1940 году. С 1944-го
по 1945-й год была актрисой театра имени Моссовета. С 1951-го по 1953-й год
служила в театре имени Пушкина. С 1954-го по 1957-й год - актриса
Театра-студии киноактера. С 1957 года - актриса киностудии имени Горького, а с
1969 года работала только над озвучанием картин.
РАНЕНАЯ ЧАЙКА ВАЛЕНТИНА КАРАВАЕВА
"Еду в Москву, чтобы стать актрисой!"
Родилась Караваева в Вышнем Волочке - городе, о котором в столице мало кто
слышал. С такой несправедливостью будущей звезде мириться было сложно. Да она
и не умела мириться с тем, что была в силах изменить. Вот почему, когда
упрямице исполнилось пять лет, она вынудила родителей поменять ее имя: Алла -
так назвали девочку при рождении - казалось ей совсем не звучным, не
подходящим для настоящей звезды экрана.
В пятом классе она решила: "Хватит, ходить в школу больше не буду!" и начала
готовиться к экзаменам, чтобы закончить обучение экстерном. К своей мечте
стать актрисой она шла с самого детства: разучивала монологи, пела песни,
писала во все театральные школы письма с просьбами дать ей шанс. И, не получив
ни одного ответа, решилась на отчаянный шаг - написала самому Сталину:
"Разрешите мне стать актрисой, чтобы служить нашему искусству". Неизвестно,
прочел ли вождь письмо Караваевой, но вскоре случилось чудо: пришел вызов -
девочку приглашали в Москву для поступления на актерские курсы при
"Мосфильме".
Для родных большим ударом было то, что четырнадцатилетняя девочка просто
убежала из дома, оставив лишь записку: "Еду в Москву, чтобы стать актрисой".
И, вопреки всему, стала. Ее, не имеющую необходимого образования, приняли в
школу-студию при "Мосфильме" под коллективную опеку.
Училась она самозабвенно, и уже через несколько месяцев снялась в
эпизодической роли. Правда, родным Валя не сообщила ничего - рано было, ее
звездный час еще не пробил.
Триумф
Юлий Райзман стал для Караваевой крестным отцом в кино. Она училась у него на
курсе и всегда поражала режиссера своей увлеченностью и упорством: так, как
Валентина, не занимался никто из студентов. Картина "Машенька" - о любви
почтовой служащей и шофера - снималась в тяжелые для страны годы. Естественно,
Райзман хотел видеть в главной роли девушку, способную воодушевить бойцов,
вселить в них веру и надежду на победу, заставить вспомнить, что где-то ждут и
их… Само участие Караваевой в пробах наравне со знаменитыми актрисами было для
нее огромным подарком. Но Райзмана не устроил никто из претенденток. Он даже
хотел на время отложить съемки, но неугомонная студентка все-таки упросила
дать ей еще один шанс. И сыграла так, что режиссер тут же решил утвердить
девушку на роль. В это время Валентина впервые написала письмо матери:
"Единственная, дорогая моя матушка, что-то очень мне тяжело. Некому сказать
больше, а сердце рвется… Мамочка, Машенька для меня - это жизнь. Ну, пусть
все, все будет отнято у меня, но чтоб я стала горячей и хорошей Машенькой".
Знала ли Валентина, насколько пророческими окажутся ее слова, насколько точно
исполнит их судьба, подарив эту долгожданную роль - и отняв затем все?
"Машеньку" снимали больше года - начали в Москве, а завершили работу над
фильмом в Алма-Ате, куда эвакуировали "Мосфильм". Сказать, что Караваева была
поглощена ролью - не сказать ничего. Она вообще казалась очень странной всем,
кто работал с ней в эти дни. Как-то раз ночью Вера Алтайская встретила девушку
в коридоре гостиницы и обомлела: Валя была босая, на плечах - простыня, а в
зубах она зажала розу.
- Что с тобой? Куда ты? - перепугалась Алтайская.
- На свидание, - улыбнулась та.
- Какое свидание в три часа ночи? С кем?!
- С мужчиной, конечно. Меня ждет Сервантес.
Караваева многих удивляла своим актерским даром. Играла она и в жизни, но так,
что сама верила, будто живет, а не играет. Когда после выхода фильма стало
известно, что актриса получила Сталинскую премию, к ней в номер каждую минуту
кто-то заглядывал и в очередной раз сообщал радостное известие. Соседка по
комнате была поражена тем, насколько убедительно Караваева снова и снова
разыгрывала полное изумление:
- Ну что вы, я ничего не знаю. Вы первый сообщаете мне. Спасибо вам,
спасибо!
И бросалась целовать руки вестника.
Слава в одночасье обрушилась на девушку: после премьеры фильма ее имя как
молитву повторяли тысячи солдат. Она стала "горячей и хорошей Машенькой", как
и просила у судьбы.
"А сниматься, сниматься я смогу?"
Скоро Караваевой вновь крупно повезло. Райзман опять пригласил ее - в свою
новую картину "Небо Москвы". Такой чести не удостаивались даже звезды:
режиссер никого не снимал дважды. А потом случилось страшное. По дороге на
съемочную площадку актриса попала в автокатастрофу – автомобиль столкнулся с
трамваем. Водитель погиб, а Караваева оказалась в реанимации.
Врачи с трудом спасли ей жизнь. Когда девушка пришла в сознание, ей
объявили:
- К сожалению, детей вы иметь не сможете…
- А сниматься? - схватив за рукав доктора, кричала Караваева. - Сниматься я
смогу?!
- Посмотрим, пока говорить рано. Нужны операции.
Следующие месяцы Валентина жила в ожидании того, что вот-вот все изменится и
врачи найдут способ убрать с ее лица огромный шрам. Но медики оказались
бессильны...
Жизнь пришлось начинать заново. Но в этой жизни уже не было кино. Кому нужна
была эта двадцатидвухлетняя девчонка с глазами, полными слез, и рассеченным
лицом? Но все-таки ее приняли в актерскую бригаду. Вторые роли, творческие
вечера, песни и романсы, которые она пела для рабочих… Актрисе трудно было
смириться с таким поворотом судьбы. В сорок пятом ей выпал случай все
изменить. На одном из приемов в английском посольстве она познакомилась с
английским дипломатом Чапменом. Он, единственный наследник огромного состояния
титулованных родителей, до безумия влюбился в эту странную девушку с лучистым
взглядом. Вскоре они поженились. А через несколько месяцев Валентина написала
письмо в ЦК Партии: "Я не востребована здесь как актриса. Я, лауреат
Сталинской премии, могу сыграть ещё много ролей, если мне будет оказана
медицинская помощь за границей. Я была и остаюсь советским человеком, верным
коммунистической партии, но прошу дать мне возможность уехать из Союза". И
скоро они с мужем отправились в Англию.
Много слухов ходило в те годы об этом странном романе. Некоторые утверждали,
что замуж Караваева вышла по расчету, чтобы получить медицинскую помощь за
границей, другие - что так девушка мстила своему бывшему возлюбленному. В
военного по имени Александр она влюбилась еще студенткой. Он был женат, и
"звездная" девочка, скорее всего, была для него всего лишь дорогим "трофеем".
В последний раз они встретились уже после ее возвращения из-за границы.
Встретились и разошлись навсегда.
"Ты не разглядел, что это странное существо, несмотря ни на что, было все-таки
лучше той юной девчонки, чье фото ты хранил, - написала в своем прощальном
письме Караваева. - Потому что та девчонка могла целовать Александра в
"Машеньке", думая о тебе, вспоминая тебя, но в то же время могла и ненавидеть
тебя, и мстить тебе, целуя другого. Все, что я когда-либо делала в творчестве,
было связано с тобой, питалось тобой, даже против моей воли и без участия
моего сознания".
Путь к Родине
Валентина быстро освоилась и в Британии, и в Швейцарии, где они жили с мужем.
Вскоре она уже свободно говорила по-английски, много путешествовала и
сроднилась с нравами английской аристократии. Рассказывают, что для своих
горничных она была вздорной хозяйкой: могла устроить скандал, например, из-за
того, что в ванну добавлена не та пена. Девушка из Страны Советов с
удовольствием окунулась в мир модных туалетов, светских приёмов – потом
рассказывала подруге, что на одном из раутов танцевала с самим Черчиллем. И
всё же праздность вскоре ей наскучила: организовала театр при русской общине в
Женеве, в котором была и режиссёром, и примой.
Дважды ей делали пластические операции. Но даже швейцарская медицина оказалась
бессильна: шрам удалось немного замаскировать, зато онемела верхняя губа. И с
окончательным вердиктом медиков закончилась семейная жизнь Караваевой – она
стала рваться на Родину. Чапмен умолял её остаться, предлагал развод и хорошее
содержание. Шел 1950 год, ещё был жив Сталин, и Чапмен, не понаслышке знакомый
с политическим режимом Страны Советов, мог вообразить, что ждёт возвращенку в
России. Но она стояла на своём.
Пугая мужа разговорами о возвращении, она все чаще и чаще тайком писала письма на Родину, хотя и знала, что Сталин, разгневанный "бегством" нескольких актрис за границу, запретил им возвращаться в Советский Союз. Но случилось чудо - из ЦК Партии пришел ответ: "Напишите, как вы раскаиваетесь, что уехали из СССР, как вам плохо живется в капиталистической стране". И она написала - получился целый трактат под названием "Путь к Родине".
Такое рвение было оценено, и актрисе все-таки разрешили вернуться. Ни мольбы
мужа, ни проклятия его родителей не смогли заставить Караваеву изменить свое
решение. Она ехала в Союз для того, чтобы вновь выйти на сцену. И вышла… в
маленьком театре у себя на родине в Вышнем Волочке. Год она томилась от
провинциальной скуки, писала письма, требовала перевести ее в какой-нибудь
центральный театр. Ответ был жесток: "Рекомендуем остаться в Вышнем
Волочке".
Её племянница, тогда ещё ребёнок, вспоминает, с каким восхищением дети
разглядывали платья и шляпки, модные журналы, нейлоновые чулки, духи и целых
двадцать шуб, которые она привезла из-за границы. Конечно, в Вышневолоцком
театре она блистала, но ей-то грезилось иное: Москва и постановка чеховской
"Чайки".
Она не послушалась: собрала вещи и уехала в Москву. А вскоре ее вызвали в
Министерство иностранных дел. Как тогда показалось актрисе - чтобы выслать из
страны за своеволие. Но все обошлось. Ей сообщили, что муж погиб в
автокатастрофе, а его родители отказали беглянке в наследстве. Караваева с
легким сердцем подписала все документы, сказав лишь одно: "Если вам удастся
отстоять эти деньги, отдайте их детским домам и больницам". И ушла.
Все последующие годы Караваева еле перебивалась на ту зарплату, которую ей
платили в Театре киноактера. Зарплату приносила на дом секретарша, сама
Караваева за деньгами не шла – говорила: "Я ни в чём не нуждаюсь". Давно были
проданы привезённые из Швейцарии шубы, дорогие и уже немодные платья... На
улицу она выходила редко. Однажды её встретили на Старом Арбате. Караваева
выглядела как многие интеллигентные старушки: всё вычищено, выглажено, но
кажется, что одежда вот-вот рассыплется на ней от старости. А в волосах –
красный бант.
Настоящего дома у неё не было. Она снимала углы в коммунальных квартирах,
бомбардируя Фурцеву, тогдашнего министра культуры, просьбами об улучшении
жилищных условий. На это ушло более десяти лет.
Зато приходилось много дублировать - ее голосом говорят героини Марлен Дитрих,
Греты Гарбо, Бетт Дэвис. Но мечтала она о кино. Мечтала так отчаянно, что сама
решила подарить себе главные роли. Накопив кое-что, она купила кинокамеру.
Больше двадцати лет Караваева блистала в своих фильмах, сама проявляла пленку,
сама аплодировала себе, когда смотрела картины на кинопроекторе. Она мечтала
сыграть Нину Заречную в кино. И сыграла. Пленки, которые нашли после ее
смерти, удалось частично восстановить. На них немолодая актриса пронзительным
голосом читает: "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки,
молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было
видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, свершив печальный круг,
угасли…" Угасла и ее жизнь. Незаметно. Даже родственники о смерти актрисы
узнали из газет. Им она как-то написала, что получила огромное наследство от
Чапмена и вновь собирается замуж… Разве могла знаменитая "Машенька"
признаться, что умирает в нищете и одиночестве?
Ее смерть долгое время мог бы никто и не заметить… если бы чуткая соседка,
которая привыкла каждый день слышать бархатный голос забытой всеми актрисы, не
заставила взломать дверь. В это время в доме как раз прорвало трубы, так что
зрелище, представшее глазам вошедших, граничило с кошмарным сном: в
заполненной водой пустой комнате плавали листы бумаги, сценические наряды и
кинопленка... Валентина Караваева не смогла смириться с судьбой, которая на
пике славы так жестоко лишила ее всего. Она до последнего дня играла свои
любимые роли. Даже несмотря на то, что зрителей у нее давно не было.
О Валентине Караваевой была подготовлена телевизионная передача из цикла "Как
уходили кумиры".
Автор текста Марина Забелина
* * *
В комнате был повешен занавес, маленькая сцена из досок, кулисы, рампа, у
другой стены стоял штатив с кинокамерой и стеллаж с сотнями пленок. Все стены,
пол и потолок затянуты черным. На кухне была устроена гримерная.
Годами она выходила на эту сцену и играла роли, которые ей не дано было
исполнить перед публикой. Стрекотала любительская камера, она проявляла
пленки, придирчиво смотрела, помечала ошибки и совершенствовала то место, где
был сбой, снова просматривала материал, снова вносила исправления, и так -
день за днем, на протяжении двух десятков лет.
На стенах висели фотографии актеров, ее партнеров, к которым был обращен ее
монолог. Она сделала из проволоки, тряпок, картона, перьев и хлебного мякиша
огромную чайку. Эта чайка со сломанным крылом - ее главный партнер по сцене. И
на одной из пленок остался эпизод, во время которого ветер шевельнул черную
завесу у окна, ворвался свет, и видно, как застыла ее рука, обращенная к этому
свету, а в проеме окна на фоне неба - стая голубей, слетающая с балконных
перил."
В 2000 году Георгий Параджанов снял документальный 36-минутный фильм "Я -
Чайка!", в котором использовал пленки Караваевой.
(с) Галина Турецкая
* * *
3 января 1998 года соседи взломали дверь и обнаружили, что Караваева мертва. Врачи констатировали, что смерть наступила между 25 и 30 декабря 1997 года.
Хоронили её в начале января 1997 года. Скромные похороны организовала Гильдия
актёров, а личные вещи и архив Караваевой попали в Музей кино и после были
использованы при создании фильма "Я - чайка!..".
Валентина Караваева была похоронена на Хованском кладбище в Москве.
Из статьи Нади КЕВОРКОВОЙ
Фильмография:
1939 Ночь в сентябре
1940 Закон жизни
1942 Машенька
1942 Тоня (первая новелла БКС «Наши девушки»)
1957 Повесть о первой любви
1964 Обыкновенное чудо
21 мая 1921 года – декабрь 1997 года
chtoby-pomnili.ком
Валентина Караваева
18:25, 7 марта 2016
Автор: Morkovich
Комменты 16
Судьба тяжелая,но кино Машенька-замечательное.Караваева была особенной актрисой.Надо отдать должное Райзману,который сделал один фильм-гимн русскому мужику -Коммунист,и второй -может не гимн,а поэму,оду русской девушке-Машеньку
"Машенька" наверное самый приятный фильм того времени.
Спасибо за напоминание об актрисе! Очень интересно)
И все-таки ее одержимость и маниакальность в итоге сломали ей судьбу. Если верить этому рассказу, Валентина Караваева скорее всего была психически нездорова с ранних лет, просто с возрастом это проявилость наиболее очевидно
Дорогая сосайтница Morkovich, это, нахально, конечно, но... Если Вы напишите о Людмиле Марченко, которая тоже потеряла свое красивое лицо, карьеру, и все на свете, наши девочки познакомятся с еще одной невероятной судьбой. Еще раз - спа-си-бо!