Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Фильмы не в кассу

87
Фильмы не в кассу

Смотрела статьи про Золотого орла, вспомнила вот эту колонку Андрея Архангельского из Огонька. Мне кажется, он довольно точно описывает то, что мы видим в наших кинотеатрах. Не знаю, можно ли здесь размещать статьи из этого издания, но если удалят - то и пусть, пост не авторский, поэтому не обижусь.

2016-й объявлен в России Годом кино, и государство готово на него потратиться. Однако, как представляется, российское кино нуждается не столько в деньгах, сколько в изменении отношения к нему. Наше кино должно повзрослеть — вслед за выросшим зрителем.

Мероприятия вроде Года кино государство понимает единственным образом: "Надо дать больше денег". И дает. Министерство культуры приняло решение "одноразово в качестве шага навстречу нашему кинематографическому сообществу все средства, которые выделяются Фондом кино, выделить на безвозвратной основе",— заявил еще в декабре 2015 года министр культуры РФ Владимир Мединский. Таким образом, в 2016 году российские продюсеры впервые за несколько лет смогут не возвращать государству деньги, полученные из федерального бюджета на производство и прокат фильмов (общая сумма составит приблизительно 5 млрд рублей). Кроме того, как сообщает пресс-служба Минкульта, из бюджета на проведение Года кино выделят почти 1,5 млрд рублей.

 

Помощь культуре — в данном случае кино — традиционно понимается только как "помощь деньгами". Однако эта политика и прежде не приводила ни к художественному, ни к экономическому прорыву. В 2015 году общие сборы 10 самых успешных российских картин составили 3 млрд 723 млн рублей. Для сравнения: на топ-10 зарубежных лент в российском прокате пришлось 13 млрд 649 млн (данные на 29 декабря 2015 года; здесь и далее — данные интернет-портала "ПрофиСинема"). В прошлом году зрительский интерес к отечественному кино упал настолько, что впервые с 2003 года ни один российский фильм не попал в десятку самых кассовых фильмов за год — при рекордном числе отечественных фильмов, вышедших в прокат в 2015 году (126 картин). Увеличение количества российских фильмов в прокате не привело к качественному росту кассовых сборов. Три самые кассово успешные патриотические картины 2015 года ("Батальонъ", "Битва за Севастополь" и "А зори здесь тихие") собрали вместе сумму, сопоставимую с той, которую получила в прокате одна анимационная лента "Три богатыря. Ход конем" (мультфильм собрал почти 963 млн рублей).

Многие премьеры добились в прокате меньше ожидаемого или вовсе провалились. Киносоциологи отмечают, что на экраны в 2015 году не вышло ни одного "фильма-события", который мог бы привлечь в кинотеатры больше, чем 4 млн зрителей. Очевидно: только деньгами не решить проблему. Хотя бы потому, что Голливуд все равно тратит в десятки раз больше. К тому же деньги, хотя и являются для кино обязательным условием успеха, не являются его гарантией.

В чем же тогда проблема? Явно не в том, что "массовый зритель перестал ходить в кино" (на Голливуд он ходит, как мы видим). И не в том, что "мало фильмов делают" (уже сопоставимо с количеством фильмов в СССР). Проблема современного российского кино прежде всего в том языке, на котором оно говорит с массовым зрителем.

Основой возраст киноаудитории сегодня — от 15 до 35 лет. Эти люди, родившиеся в 1980-1990 годах, воспитаны уже на мировом кино и сериалах. Эта аудитория пластична, подвижна, воспринимает мир на языке игры, превращения и перевоплощения (в прямом и переносном смысле, самый востребованный жанр — фантастика). Те, кто сегодня создает кино (в первую очередь так называемые режиссеры-государственники), и те, кто ходит в кинотеатры,— люди из принципиально разных миров. Язык, которым пытается разговаривать со зрителем российская патриотика, катастрофически устарел: он пафосный, одномерный, не оставляет зрителю выбора. Архаической является концепция экранного патриотизма: патриотизм вовсе не обязательно равен войне, он не обязательно проявляется только на границе между жизнью и смертью. Гламуризация военного кино, заполнившего экраны в 2015 году (добить к привычному набору героев спецэффектов и компьютерной графики), не сделала это кино современным. Несовременной выглядит в первую очередь идея, которую транслируют эти фильмы: априорная готовность принести себя в жертву государству. Сама идея "прославления смерти" (во что и превратилось патриотическое кино) не может быть близкой аудитории сегмента 15-35. Она отторгает подобные фильмы даже не по идеологическим соображениям (она аполитична по большому счету), а по эстетическим: это попросту скучно.

Но есть и другой большой сегмент — развлекательное кино. Почему оно в российском исполнении не убеждает зрителей? (Его кассовые показатели еще хуже, чем у патриотического кино.) Дело опять же в несовременности. В неубедительности, неестественности сюжетов. Попросту говоря, героям этих картин никто не верит. Американская "тупая комедия" и та убедительнее, правдивее — хотя речь совсем о другой стране. И это еще одна проблема нашего кино: отсутствие проблематичности, конфликта — реального, а не выдуманного. Российское развлекательное кино намеренно бесконфликтно, а значит, безжизненно; это борьба хорошего с лучшим, игра в поддавки. Действие российской комедии происходит "нигде", в безвоздушном пространстве — зритель попросту не узнает себя в этих фильмах. Как генералы всегда готовятся к прошлой войне, так и продюсеры делают фильмы для предыдущей аудитории. В 1990-2000-е существовала такая концепция: "люди не хотят правды от кино — они хотят сказки, они идут в кино отдохнуть, забыть о проблемах". Сегодня типовое российское развлекательное кино представляет реализацию мечты постсоветской домохозяйки: увидеть на экране расширенную до полутора часов рекламу стирального порошка или кошачьего корма, с говорящими героями, в роскошных интерьерах. Однако для аудитории 15-35 вся эта "красота" уже не является чем-то актуальным: этот зритель как раз хотел, чтобы с ним говорили о "проблемах" — пусть и в доступной форме. А единственной проблемой развлекательного кино является поиск спутника жизни, других проблем нет.

Комедия Жоры Крыжовникова "Горько" (2013) стала самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката, сумевшим собрать более 25,5 млн долларов при бюджете в 1,5 млн. Он побил кассовые рекорды при минимальных затратах потому, что история была рассказана современным языком, с элементами черного юмора и абсурда, герои взяты из жизни — грубой жизни провинциального города. Три фактора — самоирония, правдивость и современность — сработали.

Однако это исключение. Сама система распределения денег (а большинство денег в бюджете любого российского кино — государственные) вынуждает авторов к воспроизводству привычного, а не к созданию нового. Это развращает и одновременно лишает творческой самостоятельности, поиска оригинальных сюжетов, смелости и актуальности. Это замкнутый круг: прокатные рекорды может ставить только нечто неожиданное, оригинальное, провокационное, а система распределения денег поощряет не новое, а традиционное и предсказуемое. Минкульт открыто заявляет, что "кино должно работать на государство", тем самым психологически давит на продюсеров и режиссеров, загоняя их в узкие рамки: позитив, прошлое, патриотизм. Лишая права на риск, права на творчество.

Между тем в современной России мы имеем дело с совершено иной аудиторией, несравнимой даже с аудиторией 2000-х годов. Современный посетитель кинотеатров давно перерос отечественное кино. Нынешнее российское кино зрителю кажется именно что "детским садом"; он расценивает его в категориях "предки читают нотацию". Он уже вырос, а кино продолжает ему читать на ночь "Курочку Рябу", лепить куличи в песочнице и объясняет, как "это" происходит, на примере рыбок.

Для того чтобы ситуация изменилась, необходимы не очередные денежные вливания, а доверие. К режиссерам и продюсерам, которые сами должны определять, о чем и как говорить со зрителем, не оглядываясь на государство. К зрителю, который давно уже готов к усложнению киноповестки. "Прощание со сказкой, возвращение к реальности" — так, наверное, формулируется этот рецепт одной фразой.
 

Оставьте свой голос:

696
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

vetcka
vetcka

Полностью согласна с Архангельским, умный мужик.

Misa
Misa

vetcka, да, апофеоз маразма был в новогодние праздники, когда отечественным кинодеятелям дали огромную фору - в кино в самое горячее время поставили большинство наших поделок. И что? Все пошли на мультфильм хотя бы - отсюда рекорд проката.

qweewq
qweewq

vetcka, я стараюсь никогда не пропускать авторскую программу Архангельского на телеканале Культура "Тем временем", очень нравится и тем более, что у него на передаче постоянно появляются новые лица, а не одни и те же заезженные персонажи как на центральных телеканалах!

raisat_alieva
raisat_alieva

qweewq, это не тот Архангельский. На "Культуре" Александр )

qweewq
qweewq

raisat_alieva, то-то меня смутило имя, но подумала, что иногда в постах встречаются ошибки, но в любом случае передача хорошая, как и телеканал Культура в целом!

ikarika
ikarika

Очень грустно, что большинство денег государственные. Я не уважаю искусство кино, потому что в этой сфере наблюдается переизбыток. Люди тупо пилят бюджеты, а своим "продуктом "потом загаживают мозги зрителям. Никакой пользы. А хороших фильмов по пальцам пересчитать.

ikarika
ikarika

Вообще кино - это как средство втюхивания населению идей или товаров. Зачем тогда по его поводу париться вообще, лучше оно все равно не станет

Misa
Misa

ikarika, причем в нашем случае желательно совместить впаривание нужных идей с товарами((

KsenyaP
KsenyaP

Хорошая статья, спасибо. Понравился термин " гламуризация военного кино", прямо в точку.

IceIce
IceIce

KsenyaP, да, силикон проник

KsenyaP
KsenyaP

IceIce, пока не проник в мозги, остается надежда))

Snowden
Snowden

Согласна, что те, кто сегодня создает кино , и те, кто ходит в кинотеатры,— люди из принципиально разных миров.
Но есть еще и проблема с рекламой. Есть хорошие фильмы, а зритель, не сидящий день и ночь в интернете, и не пасущийся на киносайтах, о них ничего не знает.

Misa
Misa

Snowden, а это уже на совести прокатчиков, они тоже предпочитают делать ставку на проверенные глупые комедии, я думаю. (

qweewq
qweewq

Snowden, дело не только в рекламе, в нашем маленьком провинциальном городке уже давно благополучно почил в бозе единственный кинотеатр и таких населённых пунктов в нашей стране немерянное количество, восполняешь невозможность просмотра фильмов на большом экране просмотром их в телевизоре или в Интернете, но это ни идёт ни в какое сравнение с просмотром фильма в кинотеатре, ведь помимо его содержания на современном языке, очень важно чувствовать дыхание и восприятие фильма сидящих рядом с тобой других людей!

Bijou
Bijou

qweewq, других людей? Зачем? Вам не хватает покашливаний, обсуждений вчерашней дискотеки, телефонных звонков или просто гыгыканья во время драматической сцены?

Linki
Linki

Хорошая статья, отличные мысли. Я на русском кино в кинотеатре не была никогда. Как и на украинском. Мне и не хочется. При количестве моих походов в кино за год (а это много, не пропускаю почти ни одной большой премьеры) это показатель того, что либо не снимают, либо не могут заинтересовать. Вот взять вчерашние постеры к Экипажу - какой умелец их делал, руки бы поотрывать. И сравнить с ними пост-продакшен Дедпула с рейтингом R. Там каждый постер несет в себе идею, хотя на выходе 95% будет фильм с сортирным юмором.

Misa
Misa

Linki, я, честно говоря, вообще не представляю людей, которые добровольно пойдут на то, что идет из отечественного в кинотеатрах. Но в этом году, я так поняла, это и не проблема - вложенные деньги прокатом даже не нужно пытаться отбить! Нужно просто освоить и все(

Irissska2807
Irissska2807

Misa, мультики можно смотреть,

Misa
Misa

Irissska2807, да, хотя вот эту серию про богатырей я не люблю, но в целом я люблю наши мультики, есть очень яркие и живые.

Irissska2807
Irissska2807

Misa, я на выходных ходила на новую серию... Ивана Царевича и серого волка.... тоска. В мультик зачем-то воткнули увольнение Капелло, в мультике туча политики с этим повидлом и прочим. дети не поймут, а взрослым... нет, не пошло.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Сальма Хайек и Франсуа-Анри Пино на вечеринке с мексиканскими музыкантами: видео
Яна Рудковская, Елена Летучая, Снежана Георгиева и другие на коктейле Ralph Lauren
Бьюти-тренд: парики для бровей вместо татуажа и теней
СМИ: Мелания Трамп все-таки взяла Дональда Трампа за руку
Марион Котийяр, Татьяна Навка, Тина Кунаки и другие на Annabel's Evening от Chopard
Разбежались по углам: экс-супруги Кортни Кардашьян и Скотт Дисик отдыхают в Каннах с новыми возлюбленными
Селена Гомес приобрела бюджетный дом в Калифорнии: фото
Джессика Симпсон не смогла ответить Эллен ДеДженерес, сколько лет они с мужем вместе
Нет бодишеймингу: модель Playboy Дани Матерс осуждена за скандальное фото из раздевалки фитнес-центра
Ким Кардашьян поздравила Канье Уэста с третьей годовщиной свадьбы и поделилась редкими фото
Ирина Шейк, Ева Лонгория, Светлана Ходченкова и другие на вечеринке L'Oreal Paris в Каннах
Модная битва: Мэрайя Кэри против Ирины Йовович
Дита фон Тиз провела свой лучший день в Москве и рассказала о нем в соцсети
Звезды сериала "Игра престолов" Роуз Лесли и Кит Харингтон подыскивают совместное жилье
Канны-2017: Кендалл Дженнер и Кортни Кардашьян отдыхают от вечеринок на яхте
Лина Хиди, Кит Харингтон, Эмилия Кларк и другие в новом трейлере седьмого сезона сериала "Игра престолов"
Подруга Меган Маркл Приянка Чопра рассказала об отношениях актрисы с принцем Гарри
Лэнс Армстронг сделал предложение своей подруге Анне Хансен