Как у любого другого жанра, у готики есть свой набор клише, причём правило «всё хорошо в меру» тут не работает. Готическая история тем страшнее, волнительнее и прекраснее, чем клишированнее в ней герои, образы и сюжетные твисты: если кровь проливается — то литрами, если бледнеет дева — то добела, если появляется вампир — то такой, что хочется отдаться ему немедленно.
УЖАС
Атмосфера страха — основа готической эстетики. Если не боится читатель, то точно боится герой. Именно близость смерти и загробного мира добавляет любым романтическим отношениям героев (или зрителей в кинозале) сексуальности. Сам ужас в готике — это ещё и эротическое удовольствие. Как бы иначе хорроры и триллеры получили настолько широкую популярность среди молодежи?
СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ
Готическое произведение не всегда утверждает сверхъестественное как норму, однако ощущение, что происходит нечто, что невозможно объяснить рационально, как правило, не покидает героев и зрителей вплоть до развязки. При этом сверхъестественное может быть как частью религиозной мистики, так и фольклорным или фантастическим мифом.
ЗЛОВЕЩИЙ ДОМ
Знали ли вы, что дома с призраками в Англии продаются дороже, чем без? Всё потому, что в доме, населённом привидениями, история оживает, а значит, есть потенциал для приключений. Замок, особняк в отдалённом поместье, старый городской дом, уединённый отель — любое место, которое закрыто стенами от внешнего (рационального) мира, подходит для готической истории.
ПРИЗРАКИ
Добрые и злые привидения — одни из самых старых (во всех смыслах) готических персонажей. Они могут помогать или мешать герою приблизиться к некой тайне, но чаще являются вспомогательными силами, в то время как дом с привидениями как таковой становится полноценным героем истории. С призраками может завязаться дружба, как в «Кентервильском приведении» Уайльда, или романтическая привязанность, как в фильме «Каспер».
РУИНЫ
Связь готики с архитектурой не заканчивается на хитро устроенных особняках и замках. Особое место в готической эстетике играют руины как место-призрак, в котором прошлое просвечивает сквозь настоящее. Причём наличие руин в фильме, книге или игре сразу же задаёт тон восприятия произведения и горизонт ожиданий. Отличный пример — недавний клип Cœur de Pirate, в котором не происходит примерно ничего, но любой зритель сможет создать собственный сюжет благодаря идеальному готическому фону.
ДЕВА В БЕДЕ
Без женщины в готике никуда. Таинственная роковая красавица, мрачная старуха, больная девочка, прекрасная девственница — типичные готические клише, на деле героини оказываются сложнее, многослойнее и зачастую интереснее мужских персонажей. Труп невесты в одноимённом мультфильме Тима Бёртона — яркий тому пример.
СЕКС
Секс зачастую остаётся на периферии готического произведения, но без него не обходится ни одна мрачная история. Гиперсексуальность вампиров, ундин, оборотней и прочей нечисти позволяет вести разговор о сексе даже в обществе, где заикаться о нём не принято. Чтобы понять, как это работает, пересмотрите советский готический шедевр «Вий».
ВАМПИРЫ
Самые сексуализированные существа во всей мировой литературе — горячие (хоть и холодные) кровососы — занимают почётное место в истории готики. Говорить о них можно бесконечно, поэтому заметим лишь, что если большая часть готических сюжетов заставляет публику волноваться, сопереживать героям и одновременно радоваться, что мы не находимся в их ситуации, то общение с вампиром — одна из самых распространённых эротических фантазий школьниц и домохозяек одновременно.
СМЕРТЬ
Ожидание смерти, смертельная опасность, жизнь после смерти, столкновение со смертью и оплакивание любимого — всё это необходимая среда обитания готического героя. Рука об руку со смертью в готике идут романтические отношения. Недаром граф Дракула Брэма Стокера (особенно в изображении Фрэнсиса Форда Копполы) ищет именно любви и смерти как успокоения и разрешения от вечного горя.
ПРОКЛЯТИЕ
Готические истории почти всегда диахроничны — прошлое и будущее в них неразрывно связаны, а скрепляющим элементом выступает проклятие. Оно одновременно двигатель сюжета и символ судьбы, которую тем не менее можно изменить. Одной из форм проклятия на поверку оказывается бессмертие, как в случае с романом «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Матьюрина или монстром из «Франкенштейна».
БЕЗУМИЕ
Постоянный спор рационального и иррационального, невозможность разобраться, где заканчивается внешняя реальность, а где начинается внутренняя, — безумие — важнейшая находка готики. Почти любой готический герой в какой-то момент вынужден усомниться в собственном душевном здоровье. Так, для персонажей «Дракулы» борьба с ночными кошмарами, которые на поверку оказываются реальностью, и борьба со злом — это слово: они записывают мысли и ощущения в дневник, чтобы проговорить свои переживания и поделиться ими.
ТЕКСТ: Александра Баженова-Сорокина
Источник: wonderzine.ком
Ваши зубы на моей шее
01:18, 29 октября 2015
Автор: Geilya
Комменты 5
Краткое содержание фильма "Багровый пик"?))))
У Скарсгарда какое-то очень женственное бедро на гифке
Интересно, откуда эта гифка - где ведьма отдает череп
Вот что это за дискриминация женщин? Вечно монстры на девчонок нападают.