Отзыв не мой, но было интересно почитать. Люблю такие разборы научно-фантастических фильмов.

"На днях я посетил кинотеатр и посмотрел «Марсианина». Фильм с Мэттом Деймоном в главной роли был снят по роману Энди Вейера. Это история о том, как астронавта забыли на Марсе. Это, конечно, чистая научная фантастика (потому что людей на Марсе у нас пока не было). Научная фантастика предполагает наличие науки, но вместе с тем остается фантастикой. В этой точке начинаются д:)ты между людьми, которые хотели от фильма правды, а нашли… Будут спойлеры, но я попробую рассказать, что же в нем нашли.

Во-первых, фильм обязательно стоит посмотреть. Как человек, который последние несколько лет регулярно пишет о Марсе, об освоении космоса, о пилотируемых полетах, об исследовании планет Солнечной системы, о науке и технике, могу сказать честно: фильм крутой. Он крутой не столько своей историей и робинзонщиной, красивыми съемками и звездным составом «Интерстеллара» в главных ролях, а крутой за счет своей живости, актуальности и приближенности к реалиям. Ведь так все и будет. Мы полетим на Марс, нас там забудут, мы будем выращивать картошку и добывать воду из почвы. Все это будет уже через десять-пятнадцать лет.

Теперь к заусенцам фильма, к которым начали приставать зануды из научного мира. Невзирая на то, что это чистый сай-фай (и, кстати, чем ближе по времени к нам научная фантастика, тем больше к ней претензий — ведь этот самый «гэп» во времени можно проследить четко и ясно), людям науки не нравятся следующие моменты фильма:

[Осторожно, спойлеры]

1)  Астронавты в действительности не ходили бы по Марсу с его слабым гравитационным полем. Они бы подпрыгивали, как на Луне.

2)  Пылевой шторм на поверхности Марса (в фильме это еще и основная завязка) не был бы настолько разрушительным, поскольку плотность атмосферы на Марсе низкая, она очень разреженная и физически не может создать такой ад.

3)  Все космонавты в фильме подвергались длительному воздействию радиации, а поскольку о технологиях защиты от марсианского и космического излучения в фильме ничего не говорилось (а на Марсе, ввиду отсутствия атмосферы, излучение составляет жирную проблему), космонавты должны были облучиться и явно существенно постареть к моменту сюжетной точки.

Зануды, что и говорить.

Будто не знают, в чем цель научной фантастики.

Всякий, кто занимается научной фантастикой (литературной или кинематографической), имеет ряд задач, в том числе и сделать ее занимательной. Иногда это первая задача, иногда вторая, наряду с «заработать денег». Что касается науки… Когда она начала входить в цели и задачи повествования? В большинстве случаев наука выступает всего лишь элементом сюжета, зацепкой, легким флером на ткани повествования, подчеркивающим или ослабляющим особенно важные места. Для большинства непосвященных людей научный язык просто круто звучит. Да, в литературе были книги, где наука выступала основной задачей, ну и где они теперь? В портфелях старшеклассников?

                                Должна ли наука быть точной?

Возьмите любимый научно-фантастический фильм или роман. Неужели он на 100% точен в отношении научного содержания? Маловероятно. Хорош ли он и без этого? Безусловно, иначе не стал бы вашей настольной книгой или любимым фильмом. На деле же идеальную науку очень сложно включить в фантастическую историю. Чаще всего автор-фантаст хотел бы включить некоторые аспекты фантастических космических путешествий или квантовой механики, которая лежит за пределами нашего понимания. Возможно, история требует нарушения некоторых законов для поддержания сюжета. И это хорошо, иначе вся научная фантастика превратилась бы в бытописание человечества разных времен.

Зачем анализировать то, что заведомо ложно по умолчанию? Задача фантастики — развлекать, а не подвергать сомнению фундаментальные основы. Фантастика в своей глубине граничит с мифологией, на которую подписывается читатель или зритель. А мифом, как вы знаете, люди жили, не подвергая его сомнению.

Возьмите любой фильм с элементами научной фантастики — и в нем обнаружатся так называемые «ляпы» (а на деле элементы фантастики):

- R2-D2 неправильно летит в «Эпизоде II»

- Авианосец SHIELD в «Мстителях» не работает

- «Гермес» (в «Марсианине») вращается слишком медленно для создания искусственной гравитации

- Жюль Верн вообще ничего не смыслил в гравитации и невесомости, когда писал «С Земли на Луну»

Я анализирую фильмы в первую очередь потому, что считаю, что они крутые. Я правда рад, что за последние несколько лет на экраны вышли такие вещи, как «Гравитация», «Интерстеллар» и «Марсианин». Когда людям нравится космос, это хорошо. Ричард Фейнман обращался к той же проблеме, когда у него брал интервью BBC:

«У меня есть друг, художник, который иногда принимает точку зрения, с которой я не могу полностью согласиться. Он берет цветок и говорит: смотри, как он прекрасен. Я соглашаюсь. Затем он говорит: «Я, как художник, вижу, насколько он прекрасен, но ты, как ученый, разбираешь его на части, и это глупо». По мне, это полная чепуха. Во-первых, красота, которую он видит, доступна другим людям, и мне тоже. Хотя я могу не быть настолько эстетически утонченным, как он, я признаю прелесть цветка. В то же время я вижу намного больше в цветке, чем видит он. Я могу представить его клетки, сложные действия внутри, которые тоже имеют свою прелесть. Я не говорю, что это красота этой размерности, этого сантиметра; это красота меньших измерений, внутренней структуры, процессов. Тот факт, что цветы в цветке сложились так, чтобы привлекать насекомых для опыления, интересен; из него следует, что насекомые различают цвета. Возникает вопрос: может ли чувство эстетики проявляться в меньших формах? Почему это эстетично? Научное знание может только добавить к этому восхищения, волнения, тайны цветка. Только добавить. Но никак не вычесть».

Замените «цветок» «фильмом», и этот пример хорошо объяснит мои переживания. Если и бывали фильмы, которые я, просматривая, высмеивал, а не оценивал, то это точно не фантастика. Как филолог, написавший по фантастике диплом, я могу ею лишь восхищаться. Недооценивать любитель фантастики может лишь реальный мир.

Научная фантастика же, сама по себе, является отличным способом преподнести науку.

Хотите узнать разницу между гравитацией и невесомостью? Достаточно посмотреть на невесомость в разных фильмах. Хотите узнать больше об относительности? Изучите прекрасную физику «Интерстеллара». Будут ли малые вещи такими же, как большие? «Человек-муравей» предлагает отличную возможность начать это обсуждение. Что касается науки в «Марсианине»…

Да, в фильме могут быть ошибки, но имеются и хорошие вещи. В частности, многие плюсы и минусы были выровнены или усугублены самим фактом переноса хорошего произведения на экран. Но если и есть хорошие и реальные вещи в «Марсианине», то вот они:

- Ионные двигатели (они реальны и прекрасны)
- Орбитальная динамика
- Межпланетные путешествия
- Химия ракетного топлива
- Солнечная энергия
- Говорят, с картошкой тоже все в порядке (но что я знаю о картошке?)"

Hi-news.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Наука vs фантастика

20:37, 17 октября 2015

Автор: Honey-Princess

Комменты 30

Аватар

Заклеивание всего подряд скотчем - лучшая фишка фильма! Ржала от души))))) фильм еще веселее интерстеллера))))

Аватар

Лысый гений Бондарчук и его Сырожа рожают шедевры ,а Марсианин или Гравитация -это дохлая мышь.Здесь у некоторых отменный вкус.По поводу фильма:смотрела в Нескафе Аймакс в 3Д,получила огромное удовольствие.Подпишусь под каждым словом в посте.

Аватар

а мне не один из трех псевдо-величественных . грандиозно фантастических фильмов («Гравитация», «Интерстеллар» и «Марсианин») впечатления не произвел. Что-то красивенькое, но не глубокое. Пыжатся-пыжатся, а гора все равно порождает мышь

A

Фильм мне понравился, буквально позавчера были с мужем в кинотеатре Но если сравнивать (а сравнивать можно), то для меня остался первым фильм Гравитация, ни Интерстеллар, ни Марсианин его не переплюнул

Аватар

вот почему если обсуждается исторический роман, то критики рады кунуть писателя в его ляпы, погрозить пальчиком, дескать "не достоверно пишите,голубчик", а как дело касается фантастики "ну это же фантаааааааастика и блаблабла". Меня дико раздражают такие вещи, одно дело придумывать\додумывать, про неизвестное еще человеку, а совсем другое оставлять такие вот ляпы, и вводить людей, читающих книгу в заблуждение.

Подождите...