На прошлой неделе, в рамках своего российского тура, в наш город приезжал режиссер Арне Биркеншток с картиной "Бельтракки: искусство подделки". Фильм документальный и рассказывает историю о художнике Вольфганге Фишере (в 1990-х он взял более эффектную фамилию своей жены Хелены Бельтракки) 

Его отец был реставратором, специализировался на христианских религиозных объектах, одним из занятий отца, удовольствия ради, было копирование картин голландских мастеров 17 века. Сам Бельтракки говорит, что отец очень сильно повлиял на его любовь к живописи. Под руководством отца, уже к 15 годам, он обладал многими живописными навыками "старых мастеров". В 17 лет он поступил в художественную школу Аахена, где изучал скульптуру, иллюстрацию и фотографию

   

В начале фильма, Бельтракки рассуждает о фовистах, о дружбе Брака и Фриеза, "потерянном поколении", и делает набросок, копирую технику, знаменитого пейзажа "Орлиная голова" в Ла-Сьота 

Кадр из фильма "Бельтракки: искусство подделки"  

Ла Сьота, Франция

Отон Фриез, "Пейзаж в Ла Сьота (Орлиный клюв)", 1907

Жорж Брак, "Пейзаж в Ла Сьота" 1907

Особенность работы Бельтракки заключается в том, что он не подделывал знаменитые картины, которые все видели и знают, он находил в каталогах, биографиях и прочих источниках, упоминания о картине какого-либо художника, которая была потеряна и которую никто не видел. Затем, копирую технику, он писал "недостающую" картину. Талантливый фальсификатор в совершенстве овладел техниками и творческой манерой полутора десятков художников, таких как Макс Эрнст, Андре Дерен, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк

Макс Эрнст, Ангел домашнего очага (L'Ange du Foyer), 1937

Макс Эрнст, Великий лес (La grande forêt), 1927

Андре Дерен, Деревья на берегу Сены (Arbres sur les rives de la Seine),1913

Андре Дерен, Сушка парусов (Le séchage des voiles), 1905

Кес ван Донген,  Femme avec chapeau de cerises​, 1905

Кес ван Донген, Париж ночью (Paris La Nuit)

Генрих Кампендонк, Буколический ландшафт (Bucolic Landscape), 1913

Генрих Кампендонк, Арлекин и Коломбина (Нarlequin Аnd Сolumbine), 1913

В 70-х годах Бельтракки начал писать картины в стиле мастеров классического модерна. За давностью лет, судебное дело охватило период только с 80-х по 2010 гг., официально признано и найдено 50 подделок, в фильме называется цифра около 300 (включая рисунки), но следователи уверенны, что количество работ Бельтракки гораздо большее

«Bateaux à Collioure» (выдавалась за картину Андре Дерена) продана на Christie's за 2 миллиона долларов

Бельтракки, „Frauenakt mit Hut“ à la Kees van Dongen

Для сбыта такого количества "шедевров" Бельтраккам понадобилась легенда, ведь могли возникнуть вопросы, откуда они всё это взяли. Чтобы отвести от себя подозрения, супруги придумали историю о "собрании Егерса" – коллекции, которую якобы собирал дедушка Хелены. Вернер Егерс, действительно когда-то существовал, хотя и не собирал картин. Оклеив часть студии шелковыми обоями и развесив картины, Бельтракки сделал фотографию своей жены в образе её бабушки, чтобы подкрепить свою выдумку документально.  По легенде, скромный кельнский предприниматель Егерс покупал шедевры модернизма у действительно очень известного дюссельдорфского галериста Альфреда Флехтхейма. Еврей Флехтхейм вынужден был бежать от нацистов в Лондон, умер в изгнании в 1937-м, архивов его галереи не сохранилось. На обратной стороне фальшивых полотен имелись этикетки галереи Флехтхейма, которые Вольфганг Бельтракки тоже подделывал, распечатывая на принтере и состаривая с помощью кофе. "Все было до абсурда просто, - сказала на суде Хелена Бельтракки. – Арт-рынок с готовностью принял нас"

Хелена Бельтракки на фотографии, напечатанной на довоенной фотобумаге

Альфред Флехтхейм

Полотна и рамы для картин Бельтракки покупал на специализированных и "блошинных" рынках Европы. В фильме показано, как художник выбирает на одном из развалов картину: тонкий слой краски, сзади на холсте настоящий штамп художественного магазина, существовавшего в Барселоне в начале 20-го века 

В своей мастерской, специальным раствором, он снимал краску и учитывая следы, которые все же остались, выбирал то, что напишет на этом холсте

Затем картина "запекалась" в специальной печи для того, чтобы краска высохла и также для эффекта состаренности. В подрамную часть Бельтракки набивал пыль, которая могла бы собраться там, если бы картина действительно провисела на стене не одно десятилетие  

Особенно удачно Бельтракки удавалось копировать стиль Макса Эрнста, немецкого и французского художника 20-го века. Эрнст был значимой фигурой в мировом авангарде, являлся одним из основателей сюрреализма – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций

ménage à trois Max Ernst-Gala-Paul Eluard

Макс Эрнст и Доротея Таннинг, 1942, фотография Ирвина Пенна

В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской

Max Ernst, Forest and Dove, 1927

Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых

Max Ernst, They have slept in the forest too long, 1926

Max Ernst, Europe after the Rain II, 1941

В течении двух дней Бельтракки нарисовал картину «The Forest», используя метод Эрнста. На большом полотне изображены красный, синий, белый и желтый концентрические круги над рощей кипарисов. Поддельный "The Forest" был продан сначала за € 1,8 млн., потом за $ 2,3 млн, и в 2006 году из парижской галереи за $ 7 миллионов. Вдова Макса Эрнста, увидев картину, сказала, что это была самая красивая картина ее мужа, из всех, которые он когда-либо написал

"The Forest"

В ноябре 2006 года сестра Хелены привезла на аукцион Lempertz поддельного Кампендонка "Красная картина с конями", которого продали за рекордную для этого художника цену € 2,8 млн. Неожиданно недоверчивый украинский бизнесмен Dimitri de Faria Castro (Trasteco ltd) потребовал, чтобы аукцион предоставил сертификат подлинности. Lempertz пообещал, но не сделал этого. Тогда владелец картины нанял эксперта Андреа Фирмениха. В лаборатории в Мюнхене химики установили, что в работе содержатся титановые белила с пигментом, которого в 1914 году еще не существовало, а появился он лишь в 1930-х. По словам экспертов, Бельтракки преуспел в искусстве состаривания своих работ, но наука догнала его. По словам Бельтракки: «Это всё лень»

"Rotes Bild mit Pferden"

Эта история вскрывает врожденный порок арт-рынка. Рассчитанный на коммерческое функционирование, он не заинтересован в правде, а лишь в правдоподобии. Методы научного анализа подлинности работ требуют большого количества времени, которого нет ни у продавца, который хочет побыстрее продать, ни у покупателя, вынужденного принимать решение в минуты проведения аукциона. Кроме того, рынок постоянно нуждается в притоке нового товара. В случае картин периода классического модерна, спрос и цены на которые неуклонно растут, этот приток, по понятным причинам, не может быть стабильным

Также это дело послужило поводом для начала дискуссии на тему искусства: являются ли поддельные картины просто копиями оригиналов или они все-таки представляют собой некую художественную ценность. Так, например, по словам сотрудницы выставочного зала предпринимателя Райнхольда Вюрта картина Макса Эрнста «Орда» была одной из любимейших у посетителей музея: «Разве картина стала сегодня менее прекрасной, волнующей, менее захватывающей только оттого, что мы теперь знаем, что нарисовал ее не Макс Эрнст, а Бельтракки? Разве это не те же самые краски на том же самом полотне? И не важнее ли в конечном счете само произведение, чем вопрос, кто его написал?»

La Horde

Чтобы хоть как-то смягчить ущерб, нанесенный коллекционерам, адвокаты на суде предложили "пострадавшим", чтобы Бельтракки собственноручно подписал конфискованные у него подделки и добавил слова, полностью исключающие возможные злоупотребления, например: "Написано в честь Макса Эрнста" или "В честь Макса Пехштейна" 

Поддельный Макс Пехштейн "Обнаженная с кошкой" 

Спустя два месяца после начала скандального процесса, кельнские судьи вынесли приговор: Бельтракки получил 6 лет, его жена - 4 года, их сообщник Отто - 5 лет, сестра жены получила год условно. Их имущество было конфисковано, счета арестованы. Несмотря на то, что они почти все потеряли, настроена Хелена Бельтракки философски: "Все не так уж и плохо. Это всего лишь деньги. У нас есть взрослые дети, а Вольфганг имеет столько талантов"

Адвокатам подсудимых удалось договориться о сделке с обвинением: чистосердечное признание всех четверых на относительно мягкие приговоры и прекращение дальнейших расследований. В последнем явно были заинтересованы, и определенная группа "пострадавших", а именно –некоторые аукционные дома Европы (среди них - Christie´s и Sotheby´s), эксперты и коллекционеры

Находясь в тюрьме, Бельтракки писал портреты охранников и заключенных, затем он получил разрешение работать вместе с супругой, конечно же, под своим именем, никаких подделок. С утра они встречались в своей мастерской, проводили день вместе, а затем разъезжались по своим тюрьмам, через четыре года за хорошее поведение Бельтракки был освобожден

Одним из тех, кого скомпрометировала эта история, - немецкий историк искусств, профессор Дюссельдорфской академии художеств, ведущий эксперт по Максу Эрнсту и Пабло Пикассо - Вернер Шпис, считающегося одним из самых влиятельных искусствоведов 20-го века. В качестве эксперта и друга Эрнста и Пикассо, Шпис написал много книг и организовывал крупные выставки этих художников

Бельтракки обратились к Шпису, за сертификатом подлинности картины Макса Эрнста "Tremblement de Terre". Эксперт с супругой приехали на встречу с мадам Бельтракки, пообедали, ознакомились с картиной и уехали, через какое-то время Шпис выписал сертификат подлинности. Всего он подтвердил пять картин, его положение в этой истории, также осложнили большие комиссионные, которые он брал за работу. В 2013 году Верховный суд в Нантере назначил штраф для Вернера Шписа € 652 тыс. Вернер Шпис до конца не мог поверить в то, что картины, которые он подтвердил являются подделками, так или иначе, но многие считают, что он был в сговоре с Бельтракки

"Tremblement de Terre", продана на Sotheby's за 1,1 миллиона долларов

После выхода из тюрьмы, Бельтракки написал две автобиографии, одна из которых - переписка с женой во время заключения. Также супруги стали частыми участниками различных интервью и телепередач. Бельтракки продолжает работать в своей мастерской, двадцать его работ выставила в Мюнхене одна из галерей. Стоимость картин сейчас колеблется от 8-ми до 70-ти тысяч € 

Пострадавшие коллекционеры впечатлены талантом Бельтракки и говорят, что он гений. Журналисты называют его великим фальсификатором и Робин Гудом. Без образования, профессии и имени он заработал миллионы, путешествовал по всему миру и жил как хотел.

Сам режиссёр, он к слову, сын адвоката, который защищал Бельтракки, придерживается такой позиции: "Бельтракки выдавал свои работы за картины классиков модернизма и таким образом разжился значительными деньгами. Это обман, который привел к полностью заслуженному наказанию. Фальсификатором руководила жажда наживы, а не желание вскрыть какие-то недостатки. Тем не менее, действия Бельтракки в итоге высветили важные проблемы, хотя такую цель фальсификатор перед собой не ставил. Скандал вокруг Бельтракки обнажил множество недостатков и нелепостей мирового арт-рынка. То есть, в этом смысле фальсификатор показал рынку его собственное лицо. Это не мотив, но побочный эффект его деятельности. В отличие от Макса Эрнста, отчаявшегося перед пустым холстом, фальсификатор всегда знает, что будет дальше. Он ничего не ищет, он пользуется проверенными временем ходами. Для меня это скорее ремесло, чем искусство"

Подпишитесь на наш
Блоги

Бельтракки: Искусство подделки

19:34, 12 мая 2015

Автор: dearkate

Комменты 16

Аватар

Как раз сейчас на рынок вылезло страшное количество картин, находившихся у украинских владельцев, не что-то там такое запредельное, а боголюбовы, айвазовские и прочие. Даже кандинский попадался)) И вот даже со сделанной экспертизой гтг или эрмитажа в сотбисе не слишком горят желанием связываться. Провенанс зачастую то полукриминальный (какой-то областной музей якобы продал), то вообще было получено в качестве взятки в нулевые. Поди докажи.

K

ух ты, интересно - обожаю такие истории! вот бы про него художественный фильм сняли! Спасибо за пост!

Аватар

Интересно было почитать, cпасибо. Действительно рынок искусства несовершенен. В основном смотрят кому картина принадлежала, кто купил и находилась ли она в каталоге, а способы оценки, в основном, очень суб'ективные - в особенности это касается contemporary artists Херста, Кунса, Баскии. Очень редко заказывают дорогостоящую научную экспертизу, да и как определить подделку по возрасту пигмента, если все работы написаны были в 20 веке, а многие даже не самим автором (Херст, Ворхол)

Аватар

очень интересно было прочесть. спасибо.

Аватар

Есть любопытный фильм на такую тему, называется "Инкогнито". О молодом человеке, который мастерски подделывал работы Рембранда и его поймали. Ему надо доказать в суде, что он умеет писать подделки так, что не отличишь... любопытный финал у этого фильма. Говорит о многом, кмк. Да и финал наводит на вполне очевидные мысли. В общем, если интересен этот пост, то фильм рекомендую.

Подождите...