Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Как снимали фильм «Бёрдмэн»

16
Как снимали фильм «Бёрдмэн»

Фильм «Бёрдмэн» задумывался режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту как эксперимент. Он сам не знал, что из этого получится, и предложил всем просто принять участие в нем вместе. И именно оригинальность подхода привлекла большинство участников проекта. Майкл Китон согласился на роль через «примерно 11 секунд»: "Мне нравится оригинальность и необычность, — говорит он. — Меня привлекают подобные сложности». Главная задача, поставленная режиссером перед своей командой, — съемка одной камерой и единым дублем, повлияла на дизайн декораций и потребовала очень плотной работы художника-постановщика Кевина Томпсона с оператором Эммануэлем Любецки".

Декорации и съёмочный процесс

Работа над декорациями и монтажом фильма началась еще на репетициях в Лос-Анджелесе. В павильоне студии Sony был построен динамический муляж декорации, позволяющий команде изменять линейные параметры будущего помещения: удлинять или укорачивать коридоры, расширять комнаты и так далее. Иными словами, размер помещения подгонялся под сценарий: как долго актерам понадобится идти по коридору, чтобы сказать свои реплики?

С какой скоростью они будут при этом идти, нужно было запомнить, потому что изменять уже построенную декорацию на месте никто не будет. Во время репетиции также выстраивались ракурсы и движения камеры. Иногда вместо занятых в фильме актеров для этого использовали специально нанятых статистов. К моменту начала съемок на площадке все кадры были уже выстроены.

Репетицию снимали и монтировали, высчитывая, где и как позже будут прятать монтажные склейки! То есть практически весь фильм был готов «в черновом варианте» до прибытия съемочной группы в Нью-Йорк.

В процессе этой работы оттачивались диалоги, менялся сценарий и выстраивался ритм отдельных сцен. Последнее было крайне важно для успеха картины.

Композитор Антонио Санчес и Иньярриту

Для поддержания нужного ритма на площадке у Иньярриту был записан саундтрек с барабанной музыкой. Барабанщик в фильме появляется не единожды — как в самом театре, так и в аллее на улице. Музыку писал мексиканец Антонио Санчес, он сделал 60 треков в разном эмоциональном ключе по описанию сцен Иньярриту. Барабанная дробь представляла сердцебиение персонажа. «Это помогло актерам войти в настроение, а камере — в ритм сцены» — говорит Любецки.

Макет декорации, чертежи и детали интерьера вместе с рефернсами  (от англ. reference — справка, сноска):

 

Текстуры цвета декорации и чертеж декорации на сцене - сюжет пьесы разворачивался в 50-х годах, специально, чтобы декорация на сцене театра отличалась от самого театра:

Весь фильм разворачивается в помещении одного театра. В виде локации был выбран исторический театр Сент-Джеймс на West 44th Street. Иньярриту повезло: обычно бродвейские театры заняты на годы вперед, да к тому же съемка велась в самый сезон «Тони» — американского театрального «Оскара», когда каждый театр пытается показать все лучшее. Но удивительно — именно в этот момент у театра был перерыв: предыдущая постановка окончилась рано ввиду неудачи у зрителей, и театр был свободен целые девять дней, на которые и заняли его Иньярриту и его съемочная группа.

Сцена театра и его главный вход — это реальные локации, а все остальные помещения — это декорации, специально построенные в павильоне киностудии Kaufman Astoria Studios в Квинсе. «Нам потребовались широкие длинные коридоры и двигающиеся стены, — поясняет Томпсон, которому понравилась идея того, что все разворачивается в голове главного героя. — Узкие коридоры театра не позволяли вместить человека со стедикамом».

Построенная декорация должна была бесшовно вливаться в локации и представлять собой замкнутый на себя лабиринт лестниц, комнат, коридоров и других помещений. В итоге Кевин Томпсон построил такой лабиринт в целых три этажа. «Я сделал это так, что зритель не мог понять геометрию всего помещения», — рассказывает Томпсон. Все лестницы были достаточно широкими, чтобы на них помещался человек со стедикамом, а в помещениях имелись дополнительные «технические» входы, сделанные для облегчения работы съемочной группы.

Декораторы наполнили помещения всяким старым театральным реквизитом, странной мебелью, банками с краской и другим хламом, обычным для внутренних помещений бродвейских театров. Внутренности театра были созданы так, чтобы контрастировать с голливудским гламуром: обшарпанные, фактурные стены, творческий беспорядок, конфликтующие цвета и текстуры.

Кроме того, все помещения театра постоянно находятся в процессе изменения: там ведется подготовка к предстоящей премьере. И эти изменения нужно было показать. Не говоря уже о том, что чем ближе время премьеры, тем больше страха концентрируется в разуме персонажа Китона, даже комнаты начинают сужаться и давить на него. Это тоже нужно было воссоздать. «Коридоры становятся уже, потолки — ниже, а магазинчик, в котором герой покупает спиртное, даже меняет свое расположение, пока мы находимся в нем, — рассказывает Томпсон, — но зрители этого не замечают. Поскольку там нет видимых монтажных склеек, зритель «покупается» на трюк».

Для освещения использовали встроенный в декорации свет, а не привычный киносвет. Источники разной световой температуры применялись для дополнительного создания контраста и напряжения. «Алехандро хотел эмоциональной связи с декорацией, поэтому я очень внимательно слушал его пожелания по ощущениям от нее», — говорит Томпсон.

Освещение вообще оказалось большой проблемой. «Например, в кадре, когда Майкл Китон сидит в своей гримерной перед зеркалом, освещенный лампочками, расположенными по его периметру, — рассказывает Любецки, — эти лампочки дадут нежеланную тень через минуту, когда мы встанем и пойдем по комнате. Поэтому освещение двигалось вместе с нами, чтобы выглядеть естественно. Когда камера плывет по комнате, рядом с ней двигаются еще восемь человек. Они двигают свет и рассеиватели. Это было сродни балету».

Съемка театральных зрителей тоже представляла техническую сложность: группа не могла позволить нанять статистов на весь театр, поэтому живые статисты сидели только на передних местах и у проходов. Дальше сидения были заполнены куклами. «Освещение должно было быть очень специфическим, — делится Любецки. — Достаточно осветить живых статистов и уводить в тень кукол, чтобы их не было заметно в кадре».

Творческая задача — сделать фильм таким, будто его снимали одним планом, превратил проект в кошмар для оператора, монтажера и актеров. «Если ты запнулся на своей фразе, то придется начинать все сначала, — рассказывает Иньярриту. — И если твой партнер только что выдал лучшую игру в его жизни, ее никто не увидит».

«Там был момент, когда Эдвард Нортон впервые выходит на сцену театра, — рассказывает Эмма Стоун, — и потом прихожу я и увожу его в гримерку. Дубль длился минут шесть, и каждый раз я шла слишком быстро или слишком медленно. «Ты убиваешь мой фильм!» — кричал Алехандро. Возможно, он даже серьезно имел это в виду на каком-то этапе, но процесс действительно заставлял держать себя в напряжении».

«Забавно, рассказывает один из монтажеров картины, - когда мы снимали на крыше, позади Эммы Стоун и Эдварда Нортона была огромная растяжка с лицом Том Хэнкса. Если бы мы оставили ее в кадре, все зрители бы подумали, что мы поместили ее туда намеренно, потому что аллюзия была слишком сильной. Билборд заменили на этапе постпродакшна».

В картине есть сцена, в которой персонаж Майкла Китона оказывается на улице в одних трусах и носках. Чтобы вернуться в театр, ему надо пройти через Таймс-сквер (кстати, на самом деле из театра Сент-Джеймса нельзя выйти на Таймс-сквер, но ведь большая часть фильма разворачивается в голове персонажа Майкла Китона). 

Съемки проводились весной 2013 года. Иньярриту долго пытался вычислить, как это снять, исключив попадание в кадр туристов, привлеченных видом полуобнаженной звезды. В обычном случае это можно было бы снять в несколько монтажных склеек, но не здесь, где требовался один длинный план. Закрыть площадь тоже не представлялось возможным — на это у команды фильма просто не было бюджета — картину сняли на 18 миллионов долларов.

Совершенно случайно Иньярриту наткнулся на школьную музыкальную группу из Бронкса The Marching Cobras of New York, которые репетировали в парке. И тогда он решил нанять группу ребят, чтобы они представляли собой живой щит между полураздетым актером и туристами на площади, отвлекая на себя внимание случайных людей, пока звезду снимают в окружении статистов. Однако трудовое право запрещало участникам коллектива работать ночью. Иньярриту вышел из положения, собрав выпускников школы, бывших участников оркестра, которые с удовольствием согласились поучаствовать в задуманном. Во время съемок, когда Китон появился на площади, они заиграли громче, что привлекло внимание толпы, отвернувшейся от съемочной группы.

Монтаж и визуальные эффекты

Монтаж велся все время съемок — монтажер Даглас Крайс получал дейлис (отснятое за день) и смотрел, как все стыкуется друг с другом и с чего следует начать съемку завтра. При этом Иньярриту был готов подчиниться решению монтажера о том или ином ракурсе кадра в начале следующего шота. Второй монтажер — Стивен Миррионе — работал из Лос-Анджелеса и в основном монтировал кадры с визуальными эффектами.

Иньярриту запретил монтажерам рассказывать, сколько и где монтажных склеек они сделали, но оператор Любецки с удовольствием рассказывает, что самый длинный шот длился 15 минут, а большинство остальных — примерно по 10. Для монтажа картины применили технологию невидимой склейки, для некоторых из них потребовались визуальные эффекты.

С этим Иньярриту помогала монреальская студия Rodeo FX во главе с VFX супервайзером Ари Ханикяном. Визуальные эффекты так или иначе присутствуют в 90 минутах 119-минутной ленты. Так что «документальный» стиль съемки вовсе не означает отсутствия компьютерной графики!

Например, в сцене, когда Ригган представляет себя Бёрдмэном и взлетает над мостовой Нью-Йорка. Сначала просто левитирует, а потом — делает круг над городом. Эту сцену очень подробно превизуализировали (превиз — это черновая анимация грубо созданных объектов для выстраивания общей композиции кадра). Сцены левитации были сняты на локации с помощью тросов, но для остальных сцен Китона снимали позже на фоне хромакея, освещая актера светодиодными панелями с изображением города. Эту технологию впервые применили для фильма «Гравитация», принесшего «Оскар» оператору картины Эммануэлю Любецки. Студия Halon сделала превиз, а в Rodeo позже разработали техвиз того, как это можно сделать, что позволило выстроить движение камеры при съемке заднего плана.

Во время съемки фоновых изображений оператор Любецки прикрепил на объектив еще четыре камеры GoPro и таким образом запечатлел изображение всего пути камеры на 360 градусов, именно эти кадры потом использовались для освещения Майкла Китона. Это позволило воссоздать освещение фона на актере во время съемок в хромакейном павильоне. Изображение на светодиодных панелях двигалось, отображая окружавшие Риггана объекты вдоль траектории его полета по городу, так он получал нужные рефлексы — от красных кирпичей или от неба.

В другой сцене Ригган встречает свое альтер-эго Бёрдмэна при прогулке по Нью-Йорку. Здесь снимали каскадера, одетого в костюм Бёрдмэна, но парни из Rodeo добавили CG крылья, перья и продублировали лицо Майкла Китона на каскадера. VFX супервайзер фильма Ара Ханикян отправился в студию Spectral Motion, которая создавала костюм, и сделал нужные фотореференсы крыльев костюма и его текстур. CG крылья были построены с помощью софта Softimage XSI, в картинку с помощью ICE добавили динамик и симуляций для анимации движения перьев на ветру.

Концепт-дизайн костюма, созданный двукратным обладателем премии «Оскар» Альбертом Вольски

Костюм из фильма, выставленный напоказ в одном из магазинов

Что касается лица актера, то произносящего диалоги Китона снимали с помощью трех камер RED EPIC с применением рассеянного света. Специалисты Rodeo репроецировали это изображение на киберскан его лица.

Еще в одной сцене Ригган симулирует атаку инопланетян на город, некое крылатое создание, вертолет и целую кучу снарядов. Кадры для этих сцен Rodeo частично сняли на локации, после чего добавили в них компьютерную графику. Например, взрывающийся джип сняли вживую с помощью пиротехники. После чего в эти кадры вставили снаряд, «хвост» от него, и усилили взрыв, добавив больше цифрового огня и осколков.

Вертолет и другие взрывы были также цифровыми. «Когда мы смотрим вверх, мы видим еще один взрыв на крыше здания, — рассказывает Ханикян, — на отснятом материале был всего лишь дым — для тайминга. После чего мы сделали симуляцию разрушения твердых объектов в Houdini, построив здание и взорвав его. Цифровые кирпичи, древесные осколки и разбитое стекло — это тоже симуляции Houdini. Плюс в сцену добавили симуляции дыма и отснятые элементы огня».

Все сцены с зеркалами потребовали очень серьезной постобработки, поскольку зеркальные поверхности отражали съемочную группу.

В нескольких сценах фильма главный герой оказывается перед зеркалом, которое в любом случае должно отражать съемочную группу. Оно и отражало, пока специалисты Rodeo не вычистили их оттуда. Вернее, такие сцены потребовали очень сложной работы: из реально отснятого материала в них только актеры на переднем плане и их отражения, выделенные с помощью ротоскопирования. Все остальное окружение — это заново восстановленный в 2,5D интерьер комнаты. Художникам по эффектам также пришлось воссоздавать пыль и грязь на самих зеркалах.

Эффекты также были призваны на помощь в сценах вхождения кометы в атмосферу Земли и даже — в моментах, когда герой бросает по комнате вещи. А еще — для скрытия многочисленных «невидимых» монтажных склеек.

В кадрах, когда Ригган заставляет предметы левитировать, в воздухе парят цифровые объекты. «Большинство этих объектов в той сцене — цифровые, — рассказывает Ханикян. — Мы попросили съемочную группу прислать нам реквизит, включая постер, который в той сцене тоже цифровой, как и стул. Мы отсканировали все присланное и отсняли референсы для текстур».

Симуляция толпы была вставлена в сценах беседы персонажей Эммы Стоун и Эдварда Нортона на крыше, а в кадрах, когда Ригган находится в больнице, за его окном заменили пейзаж. Как видите, кадры снимаются в павильоне с использованием хромакея (зеленая подложка за окном):

Во время отдельных склеек нужно было изменить скорость движения кадров. «Алехандро хотел, чтобы у фильма был определенный темп, — поясняет Ханикян. — Мы изменили скорость движения кадров в большей части картины».

В итоге почти 90 минут из 119-минутного фильма прошло через пайплайн студии Rodeo, почти полностью — как единый невидимый эффект. «Это самое интересное, — делится Ханикян, — мы работаем со зрелищными блокбастерами, но больше удовлетворения получаем от подобных фильмов, где наша работа становится частью повествования. Люди даже не догадываются, сколько визуальных эффектов содержит «Бёрдмэн»!»

На создание фильма от начала съемки и постпродакшн ушел год: с начала 2013 года до середины февраля 2014-го.

Оставьте свой голос:

857
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Miracle
Miracle

Потрясный все таки фильм и не зря, не зря все получили свои награды, сколько труда вложено и идея отлично обыграна.
А вообще интересно наблюдать за съемочным процессом любого фильма

Yanka_Brandenburg
Yanka_Brandenburg

Miracle, вообще я прям в положительном шоке!) это реально новое, интересное кино, настоящее искусство)

kaktus2
kaktus2

за год сделали, круть!

thatwoman
thatwoman

Столько эффектов и такой маленький бюджет. Потрясающий фильм. И такие заслуженные оскары в правильных номинациях

Blackout1
Blackout1

Молодцы все кто согласился на такую головную боль как эффект непрерывной съемки. Оно того стоило

b48
b48

Как интересно посмотреть на съемки изнутри. Спасибо!

pinkballoon
pinkballoon

Эдвард Нортон должен был получить Оскар.

Anitra
Anitra

мне понравилась игра актеров. вчера сподобилась посмотреть. хорошо все играют, по настоящему, оч реалистично. заслуженный Оскар на этот раз

Lytaya
Lytaya

Очень хороший фильм, Нортон великолепен

SilverSpoon
SilverSpoon

Меня немного пугает то, чем нужно воспользоваться, что бы показать интересную жизнь тем, кто этой жизнью не живет и тем, кто живет. Это как зеркало того, как мир человека входит в контакт с миром из вне. Сколько в этом искусственного. И что естестаенно...

Fox07
Fox07

Безумно интересно!

barusha
barusha

ahuhennoe kino! segodnya peresmotru uje so vsemi etimi znaniami:))))

Olivka-oliva
Olivka-oliva

Шедевр конечно!

wozzzup
wozzzup

Отличный фильм!

LUKA
LUKA

Скажем так:фильм порадовал . Наконец то оскар дали не за негров , геев или вич инфицированных . А за просто интересное, качественное кино.

HRHNikaI
HRHNikaI

LUKA, вашими б словами и киноакадемикам))

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Уличный стиль знаменитости: горчичный образ Виктории Бекхэм в Нью-Йорке
Детский архив будущей звезды: редкие кадры 10-летней Бейонсе продаются за 3,8 миллиона долларов
Наталья Водянова приняла участие в конференции TechCrunch Disrupt в Лондоне
Круз Бекхэм подписал контракт с менеджером Джастина Бибера и собирается стать популярным певцом
Седовласый Федор Бондарчук в новом трейлере фильма "Дед Мороз. Битва Магов"
Кара Делевинь, Джейден Смит, Лили-Роуз Депп и другие на шоу Chanel Metiers d’Art
Grammy-2017: Бейонсе, Рианна и Канье Уэст среди номинантов музыкальной премии
Лили-Роуз Депп дебютировала на подиуме на показе Chanel
Ирина Шейк снялась в новой чувственной рекламной кампании
Twitter подвел итоги года: "Игра престолов", Кэти Перри, Ким Кардашьян и другие популярные темы и звезды
Принц Гарри снова прилетел в Канаду, чтобы встретиться с Меган Маркл
Как поддерживают форму модели Victoria's Secret: любимые тренировки Адрианы Лимы, Джиджи Хадид и не только
Басков, Михалков, Малахов и другие в клипе Тимати и Григория Лепса "Дай мне уйти" про скандальный развод
Эмили Ратажковски: "Я знаю, что своей карьерой я обязана внешности"
Forbes назвал самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров
10 образов с красной дорожки The Fashion Awards-2016: выбираем лучший
Марк Уолберг и Оптимус Прайм в трейлере блокбастера Майкла Бэя "Трансформеры 5: Последний Рыцарь"
Travel-колонка Регины Тодоренко для SPLETNIK.RU: в поисках экстрима — от прыжков в бездну до селфи у кратера действующего вулкана