Ночной портье , 1974

Как воплощение садизма и жестокости нацизм был обречен на то, чтобы его связали с соответствующими сексуальными практиками. «Ночной портье» был одним из первых фильмов на эту тему, снятым в те времена, когда о еще недавней истории Третьего рейха говорили с осторожностью, а история любви охранника в концлагере и его узницы была и вовсе дикостью. Даже с поправкой на то, что это, конечно, не романтическая история, а свинцовый декаданс, в котором любовь — это боль и насилие в первую, да и последнюю очередь. «Ночной портье» не первый фильм, где фашизм стал фоном для психосексуальной драмы, — в этом смысле он продолжает линию «Конформиста» Бертолуччи и «Гибели богов» Висконти, в котором тоже играли Дирк Богард и Шарлотта Рэмплинг. Но, в отличие от этих двух картин, фильм Лилианы Кавани — не о тоталитаризме, а именно что о любви. Наверное, поэтому он стал культовым, а анемичная Рэмплинг в подтяжках на голое тело превратилась в иконический образ эстетского европейского кино.

Сало, или 120 дней Содома, 1975

И еще кое-что о садизме и фашизме (итальянском на этот раз): «Сало, или 120 дней Содома» — самый известный, благодаря своей скандальности, фильм поэта и интеллектуала Пьера Паоло Пазолини. Действие происходит в городке Сало (ударение на второй слог) в последние месяцы Второй мировой: четверо влиятельных местных фашистов похищают группу юношей и девушек и увозят их в загородное поместье, чтобы безнаказанно над ними издеваться. Фильм основан на книге маркиза де Сада, чей сюжет оказался слишком крут даже для конца двадцатого века: хозяева насилуют пленников, заставляют их ходить на поводке и заниматься копрофагией, — и такое содержание закономерно привело к ряду цензурных запретов, наложенных на фильм. В общем, он и до сих пор считается одним из самых отвратительных в истории кино, но при этом и самой сильной метафорой извращенной власти. Пазолини вскоре после премьеры «Сало» был убит — связано ли это с картиной, неизвестно, но нельзя исключать.

История «О» , 1975

Эротический роман, который стал основой этого фильма, был написан на спор журналисткой Анной Декло, чей любовник утверждал, что этот жанр недоступен для авторов ее пола. Дальнейшая история показала, как глубоко он был неправ — «История „О“» имела огромный успех, хотя критики обвинили роман в объективации женщин. Действительно, по сюжету книги и фильма молодая девушка, известная только под инициалом «О», из любви к своему жениху соглашается выполнять все его приказы, и он на время сдает ее своим знакомым в качестве секс-рабыни, а потом заставляет спать со своим лучшим другом. Фильм, несмотря на участие Удо Кира, получился довольно скучным: понятно, что он снят только ради многочисленных эротических сцен, которые сейчас выглядят немного наивно. Впрочем, для поклонников старого софткора типа «Эммануэль» (первую часть которой снял тот же Жюст Жакен) это маст-си.

Свяжи меня, 1990

Бывший пациент психиатрической клиники вламывается в квартиру актрисы малобюджетных хорроров, привязывает ее к кровати и ждет, когда она его полюбит. Что характерно, он своего добивается — благодаря действию стокгольмского синдрома и незаурядным сексуальным способностям, а также потому, что это фильм Педро Альмодовара, где подобная история не могла бы закончиться иначе. На месте и остальные приметы режиссерского стиля: Антонио Бандерас в красной рубашке, героиновый шик, дизайнерские интерьеры и имена персонажей, похожие на псевдонимы порнозвезд — Рики, Марина, Лола. Как всегда, жуткий китч, но очень трогательный.

Горькая луна, 1992

Первый подход Поланского к явно волнующей его теме, в котором главную женскую роль, как и в новой «Венере в мехах», играет его жена Эммануэль Сенье. В отличие от «Венеры», где действие происходит в один вечер, история в «Горькой луне» растянута на много лет, в течение которых двое любовников (неудачливый американский писатель и парижанка) попеременно истязают друг друга с все более возрастающим рвением — от невинных ролевых игр до настоящих психологических пыток. «Горькая луна» о том, как секс разрушает жизни: в фильме достаточно фарса, но если «Венера в мехах» — чистый водевиль, то «Луна», конечно, трагедия.

Романс Х , 1999

В этом бесстрастном кино много секса, в том числе настоящего, но вовсе нет эротизма — как и многие другие работы суровой француженки Катрин Брейя, это почти медицинское исследование гендерных ролей в обществе и отношениях. У главной героини Мари есть бойфренд, но в какой-то момент он перестает заниматься с ней сексом; это толкает ее к тому, чтобы искать любовников на стороне. Постепенно Мари сознает, что занимает — возможно, невольно — мазохистскую позицию (как и все женщины, подсказывает обобщение Брейя). Метафорой этого становится сцена в доме самовлюбленного бабника-профессора, который искусно связывает Мари (сам секс между ними не показывают). Другого любовника героини играет живое воплощение концентрированной маскулинности, порноактер Рокко Сиффреди.

Пианистка, 2001

Соотечественник Захер-Мазоха и духовный брат Брейя, Михаэль Ханеке — из тех режиссеров, которые вовлекают в садомазохистские отношения собственных зрителей. «Пианистка» выстроена с нечеловеческой расчетливостью таким образом, чтобы зритель постоянно находился в состоянии дискомфорта, но при этом был бы не в силах это остановить. Стоп-слова тут не предусмотрено. Режиссерскому методу соответствует содержание: сухая преподавательница консерватории (Изабель Юппер) мастурбирует с помощью бритвы и хранит под кроватью набор плеток и наручников; ее влечет к одному из студентов, но тот не понимает тех отношений, которые она ему предлагает. «Пианистке» подошел бы теглайн «Нимфоманки» — «Забудьте о любви» (тем более что к самому фильму Триера он имеет мало отношения) — ведь такого слова в лексиконе Ханеке действительно нет.

Секретарша, 2002

Когда Джеймс Спейдер еще был 40-летним и кудрявым, он успел сыграть эталонного мистера Грея в романтической комедии «Секретарша». Это фильм о том, как офисные перипетии и напряженные рабочие отношения между начальником и его секретаршей чудесным образом выливаются в крепкий БДСМ-союз. В отличие от «Пятидесяти оттенков» тут нет «Красной комнаты боли», секса на рояле и романтических полетов на планере — их место занимает безошибочный набор писем на печатной машинке (в 2001 году за такое памятник надо ставить), доставка корреспонденции в офис босса ползком или будучи закованной в распорку для рук и обязательная порка за каждую допущенную оплошность. При этом романтики в «Секретарше» в сто раз больше, а страсти накаляются настолько, что главная героиня готова ждать своего Господина три дня, сидя за столом без малейшего движения.

пы.сы.: и на последок впечатления автора от просмотра 50 оттенков в картинках

                                            конец.

Подпишитесь на наш
Блоги

Лучше 50 оттенков...

00:45, 18 февраля 2015

Автор: REDISKA

Комменты 106

Аватар

а как же 9/5 в двух частях?((

Аватар

Сало, или 120 дней Содома? Его нельзя рекомендовать неподготовленному зрителю. Он скорее для киноманов и людей в теме. Могу сказать, что простой зритель точно предпочтет "50 оттенков" и правильно сделает. Не надо трепать себе психику почем зря.

Аватар

"Ночной Портье" потрясающий фильм. А актеров просто крышесносительная игра.

M

Какая же эта Дакота никакая,даже на фото

Аватар

а еще "Смерть и дева" Полански.

Подождите...