Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Из истории великого кино: "Страсти Жанны д'Арк" (1928).

19
Из истории великого кино: "Страсти Жанны д'Арк" (1928).

Записанная для фильма в 1994 г. композиция Ричарда Эйнхорна, не менее пронзительная, чем сам фильм. Для полного эффекта читать пост под неё и безмерно грустить, а потом смотреть кино 

«Страсти Жанны д'Арк» остаются непревзойденным образ­цом мастерства датского кинорежиссёра Карла Теодора Дрейера. С 1920 по 1927 год Дрейер снял 7 полнометражек. Он был вынужден переезжать из страны в страну в поисках средств на постановку очередной картины. Закончив в Норвегии «Невесту из Гломдаля» (1925), он отправился во Францию, где в апреле 1926 г. состоялась премьера его фильма «Почитай свою жену». Фран­цузская публика была в восторге, и Дрейеру было предложено экранизировать пьесу Жозефа Дельтейля «Страсти Жанны д'Арк». Карл Теодор Дрейер принялся изучать многочисленные литератур­ные источники и документы, связанные с делом Жанны д'Арк, в том числе подлинные протоколы ее допросов. Прочитанное произвело на режиссера столь сильное впечатление, что вскоре от первоначальных замыслов и пьесы Дельтейля почти ничего не осталось.

Главную роль исполняла малоизвестная водевильная актриса, причём ей предложили на выбор три потрясающих персонажа - Екатерина Медичи, Мария-Антуанетта и Жанна д'Арк, и она выбрала последнюю. Съемками у Дрейера, в своё время сделавшего звездой великую Асту Нильсен, она на веки обессмертила своё имя – Рене Фальконетти.  Когда в 1927 г. Дрейер увидел ее впервые, «она играла в легкой современной комедии и выглядела элегантной, немного легкомысленной, но очаровательной. У нее было оригинальное лицо. Помимо чарующего современного облика в ней было что-то величественное, За внешностью была душа. Тогда я сказал ей, что хотел бы сделать с ней несколько кинопроб, но без грима, и добавил: мне нужно ваше лицо. На другой день она при­шла, сняла с лица тон, и мы сделали кинопробы. И я нашел все что искал для Жанны д'Арк: простая женщина, очень искренняя, и в то же время — женщина, способная на страдание.» - это  из его воспоминаний. Получив колоссальную дотацию от правительства Франции на съёмки фильма о национальной героине, Дрейер приступил к работе. Два года он снимал главную картину всей своей жизни.Аста Нильсен

Карл Теодор Дрейер

Рене Фальконетти

Так без грима она и снималась. Это было уникально. Ни до того, ни после Орлеанская дева не выглядела на экране так, как у Дрейера. На эти роли брали красавиц с идеальными или хотя бы тонкими чертами лица -  Жанну д`Арк играла, например, скандинавская красавица Ингрид Берман. Выбирая актрис на эту роль,  режиссеры и продюсеры  считали, что  лицо святой должно соответствовать высоким канонам, быть идеальным. Религиозность Дрейера, казалось бы, должна была подтолкнуть и его к такому решению. Но он был не только религиозным человеком, но и великим кинематографистом. Демонстрируя неровную, далёкую от идеала фактуру кожи, глаза навыкате, потрескавшиеся губы, припухлый от слез нос,  он  делал хрестоматийную святую  живой. Отдавая ее лицо на растерзание камере, он отдавал его на растерзание зрителю.  Так возникал особый контакт между фильмом и зрителем, контакт на уровне физиологии, который, в конце концов, преображался в контакт  духовный. Объяснять  все это  продюсерам, обеспокоенным тем, что на съемочной площадке отсутствуют гримеры,  Дрейер не стал. Им он сказал, что применяет в фильме особо чувствительную пленку (в то время новинку),и грим, а также всякие нашлепки и наклейки, будут бросаться в глаза. 

Жанна д'Арк в исполнении Ингрид Бергман...

...и  Рене Фальконетти в образе Орлеанской девы

Историк Жорж Садуль вспоминал, как на очередное собрание сюрреалистов (Садуль входил в эту группу) пришел Антонен Арто с тонзурой на черепе. Арто играл у Дрейера роль священника и  был пострижен в полном соответствии с уставом доминиканского ордена.  На лице  Арто было написано чувство неловкости и стыда, боялся, бедняга, что друзья-сюрреалисты его за эту тонзуру затравят. Затравили или нет, неизвестно. Садуль об этом умалчивает. Намного  больше воспоминаний осталось по поводу остриженных волос Рене Фальконетти.

Антонен Арто в роли священника Жана Массьё, одного из свидетелей процесса над Жанной д'Арк

Сцена остригания Жанне волос перед казнью

Журналист Валентин Юго писал: «Особенно впечатляющим был день, когда в тишине операционной, при тусклом свете утра казни, были отрезаны волосы Фальконетти. Наши чувства,  пронизанные переживаниями прошлого, заставляли нас  ощущать реальность этого бесчеловечного обряда.  Электрики, машинисты сдерживали дыхание, и их глаза были полны слез. Фальконетти плакала. Тогда режиссер медленно подошел к героине, прикоснулся пальцами к ее слезам и поднес к губам». Дрейер вспоминал об этом так: «Я был вынужден почти наголо обрить Фальконетти,  понимая, как это ужасно для женщины. Многие плакали, когда мы снимали эту сцену. Все, включая машинистов, стремились подарить ей цветы. Все, кроме меня. Так было нужно…». 

Дрейер  каким-то странным образом воскрешал   уже забытое зрителями ощущение первых лет кинематографа, когда  крупный и сверхкрупный план, лицо обрезанное рамкой кадра воспринималось, как расчленёнка и вызывало ужас. А со страхом ассоциировалась боль. Так «крупные и сверхкрупные планы лица  Жанны  воплощали на экране  тему пытки, страстей». Дрейер комментировал это так: «Благодаря крупным планам зритель получал те же  удары, что и Жанна, когда ее мучали вопросами. Создание такой ситуации и входило в мои планы…»

Наблюдатели вспоминают, что она вошла в свою роль так, что плакала в моменты съемок допроса без всякого принуждения режиссера (на деле она постоянно находилась под  столь сильным давлением режиссера, что даже страшно себе вообразить), а временами в впадала в полуобморочное  состояние, подобное трансу. Работая с актерами, Дрейер добивался одному ему понятного результата, десятки раз заставляя  исполнителей поворачивать голову, поднимать брови, вздергивать подбородок определенным образом, пока не добивался абсолютной актерской точности. На съёмках он заставлял Рене падать на колени на каменный пол до тех пор, пока на её лице не появлялось нужное выражение страдания. Особенно мучительным было то,  что приходилось играть фактически только лицом, тело было выключено из игры.  Дрейер добивался от актрисы постоянной динамики оттенков различных переживаний, которая возможна при подвижности психики.  У актеров, конечно, психика подвижная. Но Дрейер добился от Фальконетти подвижности, которая довела актрису до койки в психиатрической клинике, куда она легла из-за полученного нервного срыва. После работы над "Страстями Жанны д'Арк" Рене Фальконетти больше никогда не снималась в кино.

Картина не понравилась архиепископу Парижа, с кото­рым предварительно консультировались прокатчики. Произведенные поправки, в которых Дрейер не участво­вал, превратили ленту в скучный фильм, где суд в Руане стал почти симпатичным, где про­цесс сведен к теологическому спору без драматического нагнетания. После фильм подвергся череде неудач: оригинальный негатив был утрачен в пожаре, восстановленный позже негатив также сгорел. В 1981 г. в психиатрической клинике г.Осло обнаружили коробки с плёнкой, на которых значилось название фильма. Их отослали в Норвежский институт кино, где спустя три года содержимое исследовали и установили, что это отлично сохранившаяся копия оригинальной версии с датскими субтитрами. В 1985 г. Французская снематека выпустила восстановленную версию фильма, в которой был полностью сохранён монтаж найденной в Осло копии, а субтитры переведены на французский. Для этой версии композитор Ричард Эйнхорн написал музыкальное сопровождение — ораторию «Голоса света».

 Вот уже почти 90 лет весь киномир преклоняет колени перед гением Дрейера и его Жанной. Кокто писал: «"Потемкин" подражал документальному фильму и совершенно потряс нас. "Жанна д'Арк" воссоздает документ эпохи,  когда кино еще не существовало». Произведением Дрейера искренне восхищался С. Эйзенштейн («Одна из прекраснейших картин на протяжении истории фильма») и многие другие классики мирового кино.

P.s. Выйдя из клиники, Рене Фальконетти посвятила себя театру, ставила пьесы в Париже. В 1931 г. она родила сына Жерара. С началом Второй Мировой войны актриса вместе с ребёнком переехала в Аргентину, где открыла французский театр, однако состояние её ухудшалось: на нервной почве актриса начала стремительно полнеть и изнуряла себя бесчисленными диетами. В итоге, одна из диет оказалась роковой: в 1946 г. актриса умерла от истощения организма.

источники:  другое кино.ру, хорошее кино.ру

Оставьте свой голос:

275
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

alfa-omega
alfa-omega

я так и не досмотрела этот фильм. а про актрису читала, что этот фильм довел ее до нервного срыва, и после она в кино не снималась

alfa-omega
alfa-omega

ЗЫ тоже нашла эту инфу в Вашем тексте

krisstalinna
krisstalinna

alfa-omega, я с трудом досмотрела. дико тяжёлое кино, для особо впечатлительных так вообще измывательство, на психику почище нынешних триллеров давит. но стоит того, как бы странно ни звучало)

Skarletty
Skarletty

Как бы это ни звучало, но я никогда не могла проникнуться историей Орлеанской Девы. Почему и фильмы про нее никогда не тянуло смотреть.
Но фильм "Начало" понравился. Наверное оттого, про Д арк в нем немного.

krisstalinna
krisstalinna

Skarletty, на вкус и цвет фломастеры разные, это да :)) я, если честно, тоже не ах какой фанат этой истории, и этот фильм - единственный о ней, который смотрела пока) просто тут сама техника интересна, как снято всё. какое впечатление производит

Skarletty
Skarletty

krisstalinna, интересен еще и тот факт, что она сама выбрала для себя эту роль. Перст судьбы?

krisstalinna
krisstalinna

Skarletty, вполне возможно. У нее в целом судьба непростая была - хрупкое здоровье,частые срывы,любовь трагически,вроде,потеряла и т.д., видимо, суждено было войти в историю одним фильмом и быстро угаснуть

kattrin
kattrin

Skarletty, я тоже почему-то не люблю Жанну Д'Арк и не смотрю фильмы о ней. Даже когда муж смотрит, я либо читаю, либо вообще ухожу в другую комнату.

arizonadream
arizonadream

Skarletty, мне кажется Панфилов видимо этим фильмом вдохновлялся - уж очень у него Чурикова на эти кадры похожа в роли Жанны

Skarletty
Skarletty

arizonadream, не удивлюсь. и правда похожа Инна Михайловна на Рене в этом фильме.

ПС: а какая красивая в Начале Теличикина!? Лапуля. Одна из красивейших наших актрис, как по мне. И голос такой - кошечка-хищница! ))

Nanaika
Nanaika

Спасибо за пост! Очень жаль актрису, такая непростая судьба!

Michelle_Harrison
Michelle_Harrison

Да тогда и люди были другими, что не дева - то вечно в обмороках да с нюхательными каплями. Одна сцена отрезания волос чего стоит - мужчины плакали! Сейчас это и выеденного яйца не стоит. Заставляли бухаться коленями на каменный пол - бедняжка, а чего она ожидала от такой роли? Что кисейной барышней в кринолине будет восседать в залу? Тронулась умом после роли, значит, плохая актриса была. Что подразумевают под словом "профессионал"? Это человек, разделяющий работу с жизнью. Те актеры, которые слипаются с ролями, потом и притягивают к себе те неприятности, которые играли. Они должны четко осознавать, где роль, а где они сами. Так же и с врачами. Врач должен лечить и ставить стену между собой и больными, иначе, слишком пожалев, посочувствовав, он может перетянуть их болезни на себя, но при этом оставаясь профессионалом.

Michelle_Harrison
Michelle_Harrison

Michelle_Harrison, "но при этом должен оставаться профессионалом".

faina2010
faina2010

Michelle_Harrison, вы правы , я как то слушала интервью с Лановым так он сказал что очень осторожно надо подходить к приему в актерское училище потому что есть порода людей актеры они как лицедеи надевают на себя маску , но не проникаются психически это скорее такое обезьянство, он сам говорил что выходил с площадки и тут же забывал все. А бывает что могут сыграть на камеру, но при этом не актеры от природы и слишком близко все принимают психологически, таким нельзя быть в этой профессии.

yari4ka
yari4ka

спасибо, очень интересно!

Seroglazaya
Seroglazaya

Спасибо, очень интересный пост.
Музыка завораживает. По-моему, идеально подходит.
Удивительный контраст: под впечатлением от поста, глядя на фотографии Ингрид Бергман в той же роли думаешь, для чего снимать такую лубочную историю… Принцесса-лебедь, а не Жанна д'Арк…
Смотрела еще лет 15 назад телеверсию с Лили Собески 1999 года. На тот момент мне понравилось и Лили впечатлила.
А еще почему-то все время вспоминалось "Начало" с Чуриковой…

Seroglazaya
Seroglazaya

А еще размышления. Дрейер без сомнения создал шедевр. Только так же без сомнения на съемках он сломал Фальконетти… Он же видел, работая с ней, насколько она хрупка психически… Видел, что она не играет, а проживает происходящее, этого он и добивался от нее…
И поэтому, стоило ли оно того?..

alfa-omega
alfa-omega

Seroglazaya, я где-то по этому поводу читала, что такой эксперимент Дрейера был признан жестоким. т.е. тогда на этапе становления кинематографа были поиски различных средств изображения. некоторые актеры сами исполняли очень опасные трюки и т.п. , что сейчас запрещено или очень ограничено

Seroglazaya
Seroglazaya

alfa-omega, ну да, и понимаешь, что без этих экспериментов кино бы не развивалась… но мне по-человечески очень жаль Фальконетти… я знаю что такое сломаться… и вот получается ее сломали во имя искусства… и она так и не восстановилась… очень жаль…

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Фанаты Леди Гаги после ее выступления заговорили о том, что певица сделала пластическую операцию
Приемная дочь Мадонны завоевала четыре медали на соревнованиях по спортивной гимнастике
Рената Литвинова в Лондоне: встреча с Диной Корзун, новая шляпка и другие приключения
Во всей красе: обнаженный Том Харди в новогоднем номере Esquire
Instagram недели: американец и его кот творят странные вещи
Конкурс на SPLETNIK.RU: выиграйте билеты на концерт группы "Моя Мишель"
СМИ: Анастасия Стоцкая ждет второго ребенка
Любовь по-французски: Марион Котийяр и Гийом Кане в Париже
Кендалл Дженнер в видеоролике журнала Love помогает скрасить ожидание праздника
Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"
Том Круз и Рассел Кроу пытаются остановить пробудившееся зло в первом трейлере блокбастера "Мумия"
Джей Зи отпраздновал 47-летие в компании Бейонсе, Келли Роуленд и Тины Ноулз на закрытом ужине в Лос-Анджелесе