Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Отрочество

31
Отрочество

Общая информация

«Отрочество» (англ. Boyhood) — американский художественный фильм, съёмки которого начались в 2002 году, окончились в октябре 2013 года, премьера состоялась 19 января 2014 года на фестивале «Сандэнс», а в феврале 2014 года он был представлен на 64-м Берлинском кинофестивале, где был восторженно принят прессой, участвовав в основном конкурсном показе смотра и награждён призом за лучшую режиссуру. «Отрочество» получил Золотой глобус за лучший фильм, режиссуру и женскую роль (Патриция Аркетт). Фильм является одним из ключевых претендентов на премию «Оскар-2015».

Фильм был высоко оценён мировой кинопрессой. На основе более 200 рецензий на сайте Rotten Tomatoes рейтинг «Отрочества» составил 99 %, и картина возглавила итоговый список лучших фильмов 2014 года по данным агрегатора. «Отрочество» также признано лучшим фильмом 2014 года по версии британского киножурнала Sight & Sound и американского Film Comment.

Variety уподобил творение Ричарда Линклейтера микрокосму воплощенному архетипической американской семьёй и нашёл в нём влияние трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». В сюжете, в котором трудно выделить некую основную линию, происходит «всё и ничего». Повествование как временная капсула заключает череду событий, которым предстоит стать самыми яркими воспоминаниями. Обозреватель Los Angeles Times сравнил картину со своеобразным воплощением «Шоу Трумена» в реальности.

Рецензия Антона Долина

Берлинале еще не кончился, а победитель уже есть. Такое бывает: иногда в самом начале фестиваля покажут фильм, который очевидным образом актуальнее, умнее, талантливее, масштабней остальных. Конечно, жюри может его не наградить — но в этом случае проиграет не он, а жюри. Наоборот, если жюри отдаст ему главный приз (в данном случае «Золотого медведя»), выиграют все: не только сам победитель, но и фестиваль вместе с его зрителями.

Речь о фильме 53-летнего американца Ричарда Линклейтера «Boyhood». Официального прокатчика в России у картины пока нет, потому нет и единственно правильного перевода заголовка. По-русски можно было бы назвать его «Детство. Отрочество. Юность», но остановимся на компромиссном варианте: «Взросление».

Начиная с 2002 года режиссер ежегодно снимал четырех актеров — мальчика по имени Эллан Колтрейн, свою дочь Лорелею Линклейтер и давних друзей, Итана Хоука и Патрицию Аркетт. Это длилось 12 лет — с шести лет Мейсона-младшего (так зовут главного героя) до его восемнадцатилетия. Старшая сестра и их разведенные родители росли вместе с ним. Проект развивался постепенно, органически — не по отчетливой сценарной структуре, а скорее как череда импровизаций, незаметно менявших жизнь и судьбу персонажей. Второстепенных тоже хватало: новые мужья мамы и девушки папы, приятели и одноклассники, бойфренды сестры и подружки Мейсона. Из этого и родился монументальный — но при этом, вот парадокс, погруженный в мелкие бытовые детали, будто какой-нибудь роман Толстого, — фильм Линклейтера. Картина не только о том, как из мальчика вырос мужчина, но и о взрослении Америки. О ностальгии и разрушении. О надеждах и разочарованиях. О любви и равнодушии. О том, что каждый ребенок — личность, а каждый взрослый — ребенок. 

Все это наверняка звучит чересчур общо, но прелесть «Взросления» еще и в том, что его бессмысленно пересказывать. Во-первых, лучше испытать и пережить каждую фазу взросления героя самому. Во-вторых, слова здесь не так важны, как случайные образы, непроизвольные жесты, тонкости интонации и мимики. Все то, что попадает в объектив Мейсона, выбравшего профессию фотографа — чтобы ловить ускользающие моменты, зафиксированные его памятью и сложенные Линклейтером в единый фильм. Среди них нет ни одной серьезной травмы, ни одного сюжетного поворота: первая школьная драка и первый секс, первый глоток алкоголя и первое предательство не показаны. Перед нами — завораживающая повседневность, череда не событий, но промежутков между событиями. Вероятно, поэтому жизнь на экране — такая настоящая, а драматургия времени, меняющая героев (и актеров) на протяжении рекордно долгого съемочного периода, работает эффектнее усилий любого, самого гениального, гримера.  

Странно — хотя такова логика любого шедевра, а «Взросление» и есть шедевр Линклейтера, – что картина снималась столько лет, но ко двору пришлась именно сейчас. Не считать же случайным совпадением изобилие кинороманов воспитания в основной программе Берлинале-2014? Немецкие картины — «Джек» о двух мальчиках, брошенных нерадивой матерью, и «Крестный путь» о девочке, решившей пожертвовать собой во имя брата. Британский «71» о неопытном юнце, которого война превращает в мужчину. Аргентинский «Третий берег реки» о старшекласснике, который пытается преодолеть давление отца и начать самостоятельную жизнь. Австрийский «Макондо» об одиннадцатилетнем чеченце, попадающем в лагерь беженцев под Веной. Даже «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Нимфоманка» Ларса фон Триера укладываются в рамки жанра. 

Все вместе выглядит как спонтанный крестовый поход против планетарной эпидемии инфантилизма. Но только Линклейтер в своем «Взрослении» достигает такого художественного масштаба, не опускаясь до схематизма. Он превращает череду пустяковых зарисовок в необозримо широкую фреску — путеводитель по внутреннему миру вымышленных, но поразительно живых людей и портрет современного мира одновременно. И сама амбиция, и исполнение, и даже интонация сближают режиссера с другим летописцем современной Америки — автором «Свободы» и «Поправок» (любой из заголовков подошел бы «Взрослению») Джонатаном Франзеном. С тем лишь отличием, что добиться такого биологического чуда, как постепенное выращивание фильма вместе с его героями, способен только кинематограф. 

В России, вообще-то неравнодушной к американскому независимому кино, Линклейтера знают ужасно плохо, в прокат выходили считанные его картины. Относительно известен другой, не менее амбициозный его проект — трилогия «Перед восходом» (1995), «Перед закатом» (2004) и «Перед полуночью» (2013), где он вместе с постоянной парой актеров и соавторов сценария, Итаном Хоуком и Жюли Дельпи, следил за развитием отношений мужчины и женщины на протяжении почти восемнадцати лет. Три фильма подряд производят впечатление не менее сильное, но зрители знакомились с ними постепенно — к каждому следующему успевало вырасти новое поколение. «Взросление» позволяет оценить и дарование, и отвагу Линклейтера сразу, за какие-то неполные три часа — притом, несмотря на нехватку «экшена», ужасно увлекательные. Настолько, что хочется продолжения. Интересно, готовы ли будут участники этой невероятной авантюры пуститься еще в одну — на очередные двенадцать лет. Ведь, как мы знаем, жизнь продолжается и после финальных титров. 

P.S. От себя добавлю, что фильм просмотрела на одном дыхании и не заметила, как пробежало три часа.

Оставьте свой голос:

344
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Irissska2807
Irissska2807

Это изначально интересная идея. Нечто подобное сделал в документальном кино Сергей Мирошниченко. надо смотреть это кино.

natasha785
natasha785

Irissska2807, кстати, в документально, "эта находка" - на редкость, а вот в игровом, по-моему не было, но главное даже не это, а актеры

Vadiol
Vadiol

Irissska2807, а не "слизал" ли он идею фильма с наших режиссеров, которые сняли про 8 ребят от 6 лет и старше?!

alfa-omega
alfa-omega

Vadiol, одни и те же идеи витают в воздухе постоянно. если так рассуждать, то все художники слизали идею рисования животных у первобытных людей, которые рисовали животных в пещерах. другое дело, что каждый выражают эту идею по-своему и вкладывает в нее свой собственный смысл...

Baby Jane
Baby Jane

Irissska2807, Никита Михалков сделал нечто подобное ещё раньше, в документальном фильме "Анна: от 6 до 18", снимая свою дочь с 1980 по 1993 г.г.

Irissska2807
Irissska2807

Baby Jane, да, и это тоже)

ahaha
ahaha

Baby Jane, Анна - это прекрасно и интересно. Никит Сергеич тогда ещё не впал в зацикленный маразм самолюбования и делал хорошее кино.

natasha785
natasha785

надеюсь Оскар получит, и я уже всех заставила посмотреть из близких, к сожалению у нас в прокате не был

alfa-omega
alfa-omega

natasha785, да, я тоже в сети фильм смотрела. при чем наугад на праздниках ткнула, посмотрела и очень понравилось. а потом уже и рецензии почитала. рада, что он призы получает. действительно, очень достойный фильм.

Shimmy_shimmy
Shimmy_shimmy

Я вот после Золотого Глобуса собралась посмотреть этот фильм

Эсфирь
Эсфирь

Я не читала рецензии перед просмотром фильма, поэтому только в процессе поняла, что мальчик тот же, девочка та же, что они выросли естественным образом, это не грим и не монтаж.
Сначала показалось, что фильм слишком прост, наверно где-то я привыкла к более динамичным сюжетам или хотя бы ярким развязкам. Здесь же показана просто жизнь, как она есть. Потом я поняла, что в этом и есть прелесть фильма - он не надуман.
Рада была видеть Хоука и Аркетт - отличные актеры

Solne4naya
Solne4naya

Честно, после просмотра фильма было ощущение, что обманули, вот, три часа жизни прошло, а я не могу описать ни одного персонажа.

И события вроде довольно серьезные, а персонажи бестелесные, будто и мимо них все прошло

Bijou
Bijou

Solne4naya, жизнь как она есть, во многих проявлениях )))

Right
Right

Напишу ещё раз. Я не поняла о чем этот фильм. Ни о чем. Понравилось только как изменился герой Хоука. И конечно сама игра Хоука. Все. Что это вообще? Для худ. фильма слишком плоско и бессмысленно. Нет завязки-развязки-кульминации. Главный герой ужасный. Опустим то, что у него довольно неприятная внешность. Он ... он ни рыба, ни мясо. И это вечное выражение лица будто рядом кто-то воздух испортил. Либо такая скучающая улыбочка "кто жизнь познал, тот не спешит", в то время как Хоук рядом с ним чуть не колесо крутит. И девочка тоже ниачем! Ах, дак она дочь режиссёра..ну все понятно. Посидела-постояла абсолютно без дела и без роли на с'емочной площадке, и все! На ЗГлобусе она уже в трусах и дует губки пююю. Может я придираюсь конечно, но вот бесит просто!!!

alfa-omega
alfa-omega

Right, зря Вы так. фильм даже очень о чем. тут выше уже написали: сам фильм - как-будто жизнь отдельно взятой семьи. да, в нем нет классической драмы: когда на пути главного героя постоянно встают какие-то препятствия, и он борется с ними. но основное препятствие на пути всех героев - жизнь: то, как они взрослеют, старятся, женятся, влюбляются, как они преодолевают трудности на своем жизненном пути в виде своих физиологических изменений, трудностей с работой, мужьями, женами, братьями, сестрами... как они, преодолев все это, учатся сохранять хорошие и теплые отношения со своими родными либо расстаются с людьми, предавшими их и продолжают жить и радоваться как мелким, так и крупным событиям. и главный герой - мальчик, по-моему, очень приятный. интересно наблюдать как он меняется с возрастом. что-то у него остается то, что было с самого детства (некоторая отстраненность от всего, внутреннее спокойствие, уверенность в себе), а что-то меняется - внешность, увлечения, стремления. интересно наблюдать как мама мальчика (патриция аркетт) меняется с годами, как она выпутывается из ситуаций со своей работой, мужьями, детьми, не опускается, стремится вперед, совершенствуется... даже герой итана хоука как-то выкарабкался... не знаю, очень интересно...

nurynda_100
nurynda_100

А тексте есть спойлеры?

Right
Right

nurynda_100, там нет сюжета. Какие спойлеры)

nurynda_100
nurynda_100

Right, тогда почитаю текст поста, спасибо.

Skarletty
Skarletty

nurynda_100, )) а-ха-ха... там нет ничего. какие спойлеры могут быть у ничего... )))

Needle
Needle

большей пустышке, впихиваемой под шедевром, я еще не встречала...Лучше смотреть семейную кинохронику...

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Крис Прэтт в Москве: фотоколл и пресс-конференция с актером
Эволюция: Ирина Шейк
Красота в будуаре: Мэрайя Кэри на запуске своей косметической коллекции
Звездный Instagram: благотворительность и шоу Victoria`s Secret
Мэттью МакКонахи с женой Камиллой Алвес и детьми на премьере мультфильма "Путь к славе"
Крис Прэтт, Зоуи Салдана и маленький Грут в новом трейлере фильма "Стражи галактики 2"
Выбираем образ недели: 19.11. - 2.12.
Пять месяцев счастья: Сергей Безруков опубликовал новое фото дочки Маши
В полном составе: Риз Уизерспун с мужем Джимом Тотом и детьми на премьере мультфильма
Дженсен Эклс и Дэннил Харрис стали родителями близнецов
Шикарные формы: новые фотографии Кайли Дженнер в купальнике
Битва платьев: Дженьюари Джонс против Ксении Соловьевой
Рождественские коллекции макияжа: часть I
Мадонна сделала предложение Шону Пенну, оделась в костюм клоуна и раскритиковала Дональда Трампа
Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"
Дмитрий Хворостовский отменяет выступления из-за ухудшения здоровья