( 9 октября 1966 — 14 августа 2011)

Екатерина Голубева была женой культового французского режиссера Леоса Каракса. Когда несколько лет назад его пригласили на фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийск (он был председателем жюри), с ним приехала Катя и их дочка Настенька. До Каракса Екатерина Голубева была женой литовского режиссера Шарунаса Бартаса (тоже весомое имя в мировом кино), снялась у него в главной роли в «Трех днях», фильм получил премию ФИПРЕССИ в Берлине, а Катя - приз за лучшую актерскую работу в Женеве.

                 Шарунас Бартас

Музой и спутницей жизни Каракса на тот момент была прославленная французская актриса Жюльетт Бинош. Но, встретив Катю, Каракс отказался дальше снимать Бинош в своих картинах. В бездонных голубых глазах актрисы, мужчины тонули...

  Леос Каракс и Жюльетт Бинош

Что произвело завораживающее впечатление на французского режиссера, рассказал нам сам Леос Каракс: «После фильма «Любовники с Нового моста» я был в Берлине на раздаче каких-то призов. В зале, где проходила официальная церемония, было невыносимо жарко от софитов, я вышел и наблюдал за происходящим через полуоткрытую дверь. Вдруг увидел 15-секундный отрывок из какого-то номинированного фильма. На экране был завораживающий женский профиль... Фильм назывался «Три дня», поставил его литовский режиссер Шарунас Бартас. Вернувшись в Париж, я достал копию картины, посмотрел ее и полюбил и фильм, и актрису. Это была Катя Голубева, жена режиссера...

После этого, как говорят, Леос и увел Катю у Шарунаса и расстался с Бинош.

- Мы оба влетели в личные трагедии. У Леоса разрушилась личная жизнь с Жюльетт, мы расстались с Шарунасом, - рассказывала нам в Ханты-Мансийске сама Катя. - Мы были друзья по несчастью. Леос находился в депрессии после «Любовников с Нового моста», съемки фильма растянулись на несколько лет, сгорели декорации, умер продюсер, а за ним - и оператор картины (о Караксе рассказывают, что он разоряет продюсеров, по нескольку раз переснимая материал).

   В Ханты-Мансийске Леос Каракс и Катя Голубева чувствовали себя как дома.

 И у меня тоже была страшная депрессия. Я все время играла героинь с тяжелыми судьбами, все роли трагические. Если мою героиню не убивали в конце фильма, то она пыталась покончить c собой. Ну представьте, в картине Каракса «Пола Х», где я снималась с Гийомом Депардье и Катрин Денев, моя героиня два раза пыталась покончить жизнь самоубийством. Второй раз - удачно. Наутро после съемок сцены самоубийства я проснулась с седыми волосами. Такой был фильм... Мы с Леосом поддерживали друг друга, чтобы не распускать сопли.

    "Пола Х"

Все думают, что Леос наполовину француз, наполовину американец. На самом деле его предки по материнской линии - из России. Наверное, поэтому он чувствует себя комфортно даже в Сибири. У меня в Питере живут родители, а в Москве - девятнадцатилетний сын от первого брака, поэтому мы часто сюда приезжаем. Актриса родилась в Ленинграде в 1966 году и началась сниматься в кино в России в 1980-х годах, когда училась на актерском факультете ВГИКа.

 "Нас мало"

Первые заметные роли сыграла в советских картинах, например «Сказка про влюбленного маляра». Настоящий прорыв в кинематографе случился в фильмах Бартаса - «Нас мало» и «Дом» (в последнем Голубева выступила еще и как соавтор сценария). А в 1999-м фестиваль открылся лентой Леоса Каракса «Пола Икс», где Голубева сыграла главную роль (ее партнерами стали Гийом Депардье и Катрин Денев). Среди ее фильмов - «Девять семь семь» Николая Хомерики и «Незваного гостя» Клэр Дени. Картина «Пьер, или Двусмысленности», произвела впечатление в том числе весьма откровенными сексуальными сценами, правда, еще больше их было в следующей картине Голубевой - «29 пальм» Брюно Дюмона. Ценителям авторского кино имя Кати Голубевой хорошо знакомо. У актрисы осталось трое детей.

 "Сказка про влюбленного маляра "

  "29 пальм"

  В фильме "29 пальм" Екатерина уверенно держалась за партнера по картине.

  "977"

Катерина Голубева однажды сказала, что ее можно считать не актрисой, а контрактрисой. Она вела себя так, как принято среди писателей-затворников, но никак не среди кинодив. Интервью практически не давала, тусовки не посещала, снималась слишком выборочно и редко. Ее называли французской звездой, литовской актрисой, русской женщиной… Извилистый жизненный путь, пролегший между тремя европейскими странами, не превратил Голубеву в космополита, для которого не существует понятия границ. Она везде оставалась иностранкой. Или больше — инопланетянкой. Ее героини — отрешенные, непредсказуемые, безумные, способные неожиданно захохотать, а после снова надеть на себя равнодушную маску, — казались случайно и недолго забредшими в этот мир. В ее лице, писал Леос Каракс, столько ангельского, что ни один художник не смел бы о таком даже мечтать. Голубева могла бы стать символом европейского интеллектуального кино, если бы режиссеры были чуть-чуть смелее в своих мечтах.

Расцвет ее карьеры пришелся на сложные 1990-е годы. Она стала олицетворением мира «пост»: постсоветского, постапокалиптического. За ее героинями мантией тянулось прошлое, о котором не говорилось ни слова. Что-то было совершено, пережито, забыто. Что именно — не имело значения. В «Нас мало» Бартаса, во «Мне не спится» Клер Дени она появлялась словно из ниоткуда в чужом мире, чужом быте, чужом ландшафте, пыталась ассимилироваться с ним и неизбежно терпела поражение. Жизнь Голубевой оказалась созвучна ее ролям. 

 "Мне не спится"

На парижском кладбище Пер-Лашез 20 августа 2011 года похоронили актрису Екатерина Голубеву. Обстоятельства и причины смерти 44-летней актрисы из России до сих пор не ясны, но близкие рассказывают, что Катя страдала от частых депрессий. Она была эдакая femme fatale, роковая женщина для европейских режиссеров, которые влюблялись в нее безоглядно и снимали в главных ролях.

         с Гийомом Депардье и Дэльфин Шийо на Каннском кинофестивале

могила на Пер-Лашез

Памяти Катерины Голубевой посвящён фильм Лео Каракса «Корпорация «Святые моторы»»

Подпишитесь на наш
Блоги

Екатерина Голубева

15:15, 19 декабря 2014

Автор: Morkovich

Комменты 30

Аватар

Трагическая женщина, такая " полынь-трава"

Аватар

красивая очень

Аватар

очень красивая

Аватар

тяжелый взгляд у актрисы, вообще все фатали фатальны прежде всего для себя

Аватар

удивительное сходство с пивоваровой.просто две сестры-инопланетянки.

Подождите...