Контент опубликован пользователем сайта

Музыка

Вседневное бессмертие

10
Вседневное бессмертие

Из статьи "Вседневное бессмертие" проф. Андрея Золотова, заслуженного деятеля искусств, академика Российской академии художеств. Звук привычный, звук живой, исторгнутый из глубины человеческой трагедии и высоких тайн народной жизни в обликах неслыханной изысканной непосредственности, неприкасаемой стройности и непостижимой природной новизны мелодического волхвования в личном космосе любви, красоты, строгости совершенного искусства, угнетающей творца силы чувства и простого смирения от осознания неосуществленного – таков Шопен. Таков Шопен – поляк по матери, француз по отцу, гений Польши, Гражданин мира, любимец России, родной для нее человек, воспетый сердцем. Он ушел в 39 лет. Был похоронен в Париже. image Его сердце покоится в костеле св. Креста в Варшаве (волнения, что испытываешь под сводами этого храма в мыслях о сердце Шопена, реальном символе его звучащей души, не высказать) image Благоговейное чувство по отношению к Шопену испытывали многие из великих людей искусства, высочайше в России ценимые: Роберт Шуман, Ференц Лист, Феликс Мендельсон-Бартольди, Генрих Гейне, Эжен Делакруа, написавший портрет Шопена, поистине конгениальный самому композитору, и оставшивший бесценные дневниковые записи о Шопене (какой печали исполнены строки Делакруа: «Сопровождал Шопена в карете на прогулку. Хотя я и очень устал, но был счастлив услужить ему хоть чем-нибудь. Елисейские поля, Арка Звезды. Бутылка вина в кабачке, остановка у заставы и т. д. Он говорил со мною о музыке, и это оживляло его. Я спросил, что такое логика в музыке. Он мне в общих чертах разъяснил»… «Вечером у Шопена. Нашел его в крайнем упадке сил, почти без дыхания. Мое присутствие помогло ему, спустя некоторое время, прийти в себя»… «Какая потеря! Сколько подлецов живет преспокойно, в то время как угасла такая великая душа!»)… image Шопен кисти Эжена Делакруа ...К Шопену обращались в своих стихах Фет, Северянин, Мандельштам, Пастернак. У Бориса Леонидовича есть и относящееся к 1945 году редкостной проникновенности эссе о Шопене, чья музыка «изобилует подробностями и производит впечатление летописи жизни. Действительность больше, чем у кого-либо другого, проступает наружу сквозь звук... Шопен – реалист в том самом смысле, как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вел именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования». Шопен приехал в Париж 20-летним юношей, но уже вполне определившимся и сформировавшимся в своей натуре, и никакие посторонние влияния людей и событий ничего уже никогда не изменили в его коренном складе. Долгая жизнь в Париже много ему прибавила (еще бы! Он постоянно находился в Париже в среде великих и разнообразных талантов того времени, литературных, художественных, научных, музыкальных), многое в нем широко развила, но никогда ничего не попортила. Могучая нота польской национальности, ненасытная, страстная привязанность к своему Отечеству, никогда не иссякали в нем и провели величавую, глубокую черту в его созданиях… При звуках Шопена русское сердце замирает, открываясь свету стихийной печали, возносящейся к сокрытой в одном тебе неугасимой радости. При звуках Шопена наше сердце полнится любовью и замолкает в сочувствии. Мы становимся строже, мы свободнее в своих деяниях и мечтах. В известном стихотворении Бориса Пастернака Шопен «Один прокладывает выход / Из вероятья в правоту» Действительно, таков Шопен. image Из статьи Пастернака о Шопене. Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Оскар Уайлд о Шопене. Сыграв Шопена, я чувствую, как будто я плакал по грехам, которым я никогда не предавался, и оплакивал трагедии, которые не были моими собственными. О музыкальном произведении в начале поста (из книги Изабеллы Хитрик "Лирический дневник Шопена"). Седьмой вальс (op. 64 № 2) — самый известный из вальсов Шопена. Он оркестрован композитором А. К. Глазуновым для балета "Шопениана". Его часто исполняют как сольный балетный номер. Но при таком исполнении он утрачивает смысл, вложенный в него композитором, и звучит, как очень красивая, но обычная лирическая пьеса. Шопен же хотел сказать совсем иное. Первая тема вальса — печально-нежная, хрупкая, с хроматизмами в мелодии. В ней выделяются жалобные нисходящие секундовые интонации, которыми начинается каждая фраза. Трогательный, щемящий оттенок усиливается к концу темы, когда мелодия затрудненно, по звукам хроматической гаммы спускается вниз. Тема средней части более певучая, протяжная. Обе темы связаны с глубокими личными переживаниями. Танцевальный припев, строящийся на однообразном кружащемся пассажном движении, каждый раз сменяет эти темы и "смывает" вызываемые ими печальные настроения. Создается впечатление, будто человек стремится уйти от грустных дум, притвориться равнодушным к своим бедам. Ярослав Ивашкевич в своей книге о Шопене определил смысл этого припева словами: "А мне все равно!" ...Вальсы Шопена можно сравнить с книгой, повествующей о судьбе автора, где лирические, шаловливые или драматические темы изображают различные состояния главного героя и переживаемые им чувства, а "внешние, танцевальные темы создают фон, обстановку действия. Попробуем еще раз перелистать страницы этой книги, представить себе общую смысловую последовательность всех вальсов Шопена. Первый период составляют три вальса (№№ 13, 10, 14), написанные в 1829–1830 гг. в Варшаве. Они связаны с началом творческого пути Шопена, со становлением его композиторской индивидуальности. По своему содержанию они очень разные. Два из них навеяны чувством к Констанции Гладковской: безмятежный, полный упоительного счастья тринадцатый вальс и меланхоличный, безнадежный десятый вальс. Четырнадцатый вальс — бурный и смятенный — выражает чувства юного композитора, которого его огромный музыкальный талант вынуждает покинуть все, что он любил, что для него дорого и ценно: семью, родину, Варшаву, любимую, друзей, и отправиться в одиночестве на чужбину. Переходными являются два вальса, созданные в 1831 году. В первом из них — вальсе № 1, написанном в Вене после начала польского восстания, когда Шопен чувствует себя совершенно чужим в венском обществе, — впервые появляется противопоставление двух миров: "внешнего" мира светских балов, обедов, приемов, мира веселья и удовольствий, — и резко контрастного внутреннего мира автора. В вальсе много самых различных танцевальных мелодий, которым противопоставляется одна лирическая, нежная, "личная" тема, кажущаяся лишней в этом окружении. Третий вальс (вальс-раздумье) написан в 1831 году в Париже, когда восстание в Польше разгромлено, назад пути нет, родина потеряна и любимая тоже, со старым покончено навсегда, а нового еще нет. Это своеобразная остановка на жизненном пути, размышления о том, куда идти, что делать, как жить дальше. Второй период создания вальсов — 1835–1836 гг. Это самый светлый период. Три вальса (№№ 2, 9, 11), сочиненные в эти годы, вдохновлены радостными событиями. Встреча с родителями в Карлсбаде вызвала к жизни ликующий второй вальс; девятый и одиннадцатый вальсы связаны с новой любовью и надеждами на счастье с Марией Водзиньской. С 1838 года начинается третий период. Во всех вальсах этого периода, начиная с четвертого вальса, в разных вариантах развивается одна тема, уже ранее данная намеком в первом вальсе. Это тема — художник и общество, противопоставление богатого чувствами, развитого, глубокого внутреннего мира творца и пустого, бездумного и бездушного, ничего не переживающего и никому не сочувствующего общества — того мира, в котором живет творец. В каждом вальсе эта тема раскрывается по-своему. Стремление скрыть, спрятать свою боль, которая в обществе является "лишней", отражено в четвертом вальсе. В пятом вальсе композитор старается подавить свои порывы, которые все же многократно обнаруживаются, "перечеркнуть" свои переживания. В двенадцатом вальсе дано краткое противопоставление двух различных сфер: внутренней и внешней. В шестом вальсе автор пытается "притвориться" таким, как все, подчиниться общему фону, завуалировать свое "я". Еще одна такая попытка дана в седьмом вальсе, где сама "личная" авторская тема превращается в безличный фон. И наконец итогом всего этого пути является последний, восьмой вальс. В каком-то смысле он идентичен третьему вальсу. Здесь снова поиски своего пути, поиски выхода. Но они безрезультатны. Остается только смириться с неизбежным. Источник: http://chopin93.narod.ru/Main.html, http://my.mail.ru/community/chopinclub/6185E7AEEAAE6A1E.html, http://chopindiary.narod.ru/22_39.html

Оставьте свой голос:

272
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Kopeyka
Kopeyka

Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла.
Шопен.
Великий композитор.
Спасибо)

summercherry
summercherry

...оч люблю его творчество...музыка успокаивает...

Hott
Hott

Я тоже его ставлю для успокоения.)) Душа отдыхает... Люблю очень!

Kartoshechka
Kartoshechka

побольше бы таких постов!спасибо!

Ulja
Ulja

Какое совпадение, я сейчас его слушаю. Я всегда его слушаю! )

Chester
Chester

Я когда училась в музыкальной школе, часто путала между собой Листа и Шопена. Сейчас на мп3-плеере в одной папке хранятся, очень трогают они меня)

Barsina
Barsina

Благодаря таким постам я хоть знаю, что не впустую трачу свое время на сплетнике)
Спасибо.

Skarletty
Skarletty

люблю его очень.

irinas
irinas


Музыка Шопена - это нечто, неописуемое человеческим языком.
Это рассвет, это капли дождя на стекле ..
Его музыка элегантна и легка.. на все случаи.
Просто мир и гармония с природой, с мирозданием, с самим собой.
Великий композитор. Бессмертный.

Ngr_Noir
Ngr_Noir

adorable

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Юлия Высоцкая стала "Женщиной года 2016" по версии журнала Glamour
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства
Новая провокация от журнала Love: Барбара Палвин vs Шэрон Стоун
Екатерина Климова, Екатерина Одинцова и другие на открытии бьюти-корнера
Расставания российских звезд в 2016 году: Светлана и Федор Бондарчук, Равшана Куркова и Илья Бачурин и другие
Божена Рынска, Марина Александрова, Юлия Пересильд и другие на театрализованной вечеринке
Вся в делах: Ксения Собчак приняла участие в медиафоруме
Екатерина Климова, Мария Бутырская и другие звезды с детьми на предновогодней вечеринке
Бьюти-гаджеты, на которые не жалко потратиться: от фотоэпилятора до аэрографа для макияжа
Повод для умиления: принц Гарри и Меган Маркл носят одинаковые браслеты
Леди в черном: Натали Портман на вечеринке в Западном Голливуде
Повседневная классика: Дженнифер Энистон в Голливуде
Джиджи Хадид теряет вес из-за заболевания щитовидной железы
Яна Рудковская, Кети Топурия, Андрей Малахов на вечеринке в бутике Aleksander Siradekian
Роберт Дауни младший и Том Холланд в первом трейлере фильма "Человек-паук: возвращение домой"