Ностальгия – великая сила. Отложите свои взрослые дела и отправляйтесь в свою комнату воспоминаний. На носу Новый год, не так давно мы водили хоровод, распевая «В лесу родилась ёлочка», а сейчас, в преддверии праздника, пока мама колдует на кухне, а папа берётся за уборку, мы не спешим вставать из тёплой постели. По телевизору идёт мультфильм «Зима в Простоквашино», а совсем скоро начнутся «Чародеи». Поздним вечером дом наполнится гостями. Будет весело, шумно, вкусно. Но это всё потом. Вот именно сейчас, когда Новый год на носу, наступает самое сказочное время. Ведь как иначе? Есть практически целый день до того момента, когда можно загадать самое сокровенное желание, до того момента, когда новый год возьмёт свой отсчет, когда всё плохое останется позади, а хорошее практически у самого порога.

   И вот она - музыка наших новогодних праздников. И у большинства этой музыки есть свой композитор. Евгений Павлович Крылатов родился 23 февраля 1934 года в Пермской области. Среди прочих его произведений:  «Колыбельная медведицы» (1969),«Кабы не было зимы...» (1984), «Лесной Олень» (1971), «Песенка о шпаге» (1971), «Крылатые качели» (1979) , «Три белых коня», «Песня о Снежинке» (1982), «Прекрасное далёко» (1984), «Не покидай» (1989). О некоторых из них я и расскажу.

    Болшую популярность Евгению Павловичу принесла «Колыбельная медведицы» и хотя потом он будет больше знаменит, как кинокомпозитор, в анимации у Евгения Крылатова будут ещё несколько запоминающихся работ - "Что это такое наше лето" (из м-ф "Дед Мороз и лето", 1969), "Я весёлый Огуречик" (из м-ф "Приключения Огуречика", 1971) и "Кабы не было зимы" из мультфильма "Зима в Простоквашино"(1984).

   Е. Крылатов:

«Если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть «более сказочная», то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть «игрушечная». Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной - меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок – буквально по секундам».

   Изначально песня имела 4 куплета, однако её пришлось сократить. Текст написал детский поэт Юрий Энтин.

Кабы не было зимы

В гоpодах и сёлах,

Hикогда б не знали мы

Этих дней весёлых.

Hе кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Hе петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы

Кабы не было зимы

В этом нет секрета

От жары б увяли мы,

Hадоело б лето

Hе пришла бы к нам метель

Hа денёк хотя бы.

И снегирь не сел на ель

Кабы, кабы, кабы

Кабы не было зимы

А все время

Мы б не знали кутерьмы

Hовогодней этой,

Hе спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы,

Лед на речке б не замёрз

Кабы, кабы, кабы.

Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Hикогда б не знали мы

Этих дней весёлых.

   Исполнительница песни Валентина Толкунова не единожды исполняла "Кабы не было зимы" на юбилейных концертах Евгения Павловича, а с его семьей сохранила дружеские отношения вплоть до самой смерти в 2010 году.

    Музыкальное наследие Чародеев принадлежит композитору Евгению Крылатову и Леонид Дербенёв, автору текстов песен. Однако изначально песни не одобрил режиссер фильма, Константин Бромберг, посчитав их слишком старомодными. Ему хотелось чего-то Хотелось  сверхфантастического, нереального, а у Крылатова, по мнению режиссера, выходило как-то слишком просто для киносказки, снятой по сценарию братьев Стругацких, которые «взяли» некоторые детали из своей повести «Понедельник начинается в субботу».

Е. Крылатов:

"У нас с ним был очень смешной случай, когда он ко мне пришел с этим мнением. Я очень расстроился и сказал, что уйду с картины. Он как-то на это тоже не решился, мы все-таки как бы друзья, короче говоря, он пошёл домой на Красную Пресню, а я решил вместе с ним спуститься вниз, чтобы достать почту, и пока мы с ним рассуждали о песнях, я очнулся только у Белорусского вокзала, в тапочках домашних и тренировочных штанах. Мы всё с ним шли и не могли никак эту проблему решить. Но потом как-то всё образовалось потихонечку..."

  Евгений Павлович одержал победу, а песни в последствии сразу же ушли в народ и до сих пор не теряют своего праздничного флёра в какое бы время года мы бы их не услышали бы.

   И,конечно же, невозможно обойти внимание песню, которую, между прочим, в декабре 2002 года на гала-концерте «Мир встречает Рождество» пели звезды мировой величины Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Эмма Шапплин и Сиссел. «В лесу родилась ёлочка» была создана в 1903-м году. Могли ли её авторы, Раиса Кудашева(слова), и Леонид Бекман(музыка), знать, что песенка будет ежегодно звучать в дни новогодних торжеств?

    В декабре 1903 года журнал «Малютка» опубликовал стихотворение «Елка», чем положило начало создания будущего гимна всех утренников, который, наверное, никогда не закончит триумфальное шествие у каждой новогодней ёлки. В дореволюционном издании вместо привычных для нас слов «спи, елочка, бай-бай» было «спи, елка, баю-бай». Кроме того, в первоначальном варианте елочку под самый корешок срубил не «старичок», а «мужичок», который, собственно, и сидел в дровнях. «Мужичка» на «старичка» заменила советская цензура. Есть предположение, что музыка имеет сходство с мелодией популярной композиции в Швеции «Зажигаются тысячи рождественских свечей», которую Эмми Келер написала в 1898 году. А также, что мелодия была немецкой народной. Ее использовали в песне немецких студентов в 1819 году под названием «Мы построили величественный дом». Но, какое это уже имеет значение.

Подпишитесь на наш
Блоги

Коротко о всеми любимых песнях.Ч.3.Наши

22:12, 17 декабря 2017

Автор: Oath

Комменты 32

Аватар

эх, прошляпила я пост. Интересно было и послушала с удовольствием.

Аватар

Очень уютный пост Спасибо,автор!

Аватар

Ну вот. Почитала вас, все посмотрела и сразу хорошее настроение. Как будто и не понедельник.)

L

У кого теплынь, а у кого и морозец в -15.

Аватар

Новый год уже на носу) !Автор ,пост отличный! Как то хоть настроение новогоднее навеяло,а так-на улице теплынь,дела не ладятся(

Подождите...