Не будь доверчив ты к женщинам,
Не верь обетам и клятвам их;
Прощенье их, как и злоба их
С одной лишь похотью связаны.

Пожалуй, на музыкальный флэшмоб я не успела, но все равно я хотела выложить этот пост.

«Шехеразада» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Она была создана под впечатлением от цикла рассказов "Тысяча и одна ночь".


Впервые я услышала мотив данного произведения в турецком сериале, транслировавшемся на канале "Домашний". С первой ноты мелодия заставила меня влюбиться, несмотря на нелепую обработку. И когда я увидела, что намечается симфонический концерт, я ни минуты не колебалась, и поехала в 18:00 на другой конец города, зимой, в разгар эпидемии гриппа.


Отсидев первую половину вечера (играл какой-то молоденький пианист) я приготовила уши, в поисках той прекрасной мелодии из сериала, и...то что я услышала было еще более прекрасно. Я конечно всегда любила классическую музыку, но скорее была приверженцем клавишных (Бетховен, Дебюсси, Шопен и др.). А тут струнные, ударные, духовые. В общем пробрало до мурашек. 


Сама сюита состоит из четырех частей ( я, не прочитав об этом предварительно, после каждой части аплодировала как в последний раз):
1. Море и Синдбадов корабль 

Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, представляющими образ Шахриара. Далее вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы, это — прекрасная Шехеразада. Отзвучала скрипка, и на фоне мерного фигурационного движения у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы. Это плавно скользит по волнам корабль Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза). В ее заключении тема моря звучит спокойно и ласково.
2. Рассказ царевича Календера 


Вторую часть начинает тема Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет прихотливую восточного склада мелодию. Центральный раздел рисует события, о которых повествует рассказчик. Разворачивается картина битвы, в которой основная тема — бывшая тема султана, теперь потерявшая связь с первоначальным образом. Ритмически острый возглас тромбонов, интонационно сходный с ней, — тема битвы. Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух.  
3. Царевич и царевна 

Третья часть в спокойном темпе имеет две основные темы: Царевича — лирическую, плавную, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммо- образными пассажами, — и Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры. Развитие прерывает тема Шехеразады, исполняемая скрипкой соло, но и далее продолжается ее рассказ о Царевиче и Царевне, который завершается угасанием звучности и нежным арпеджиато струнных.
4. Праздник в Багдаде

Четвертая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Ее вступление — первая тема Пролога, которая здесь вновь меняет свое значение. Это уже не грозный Шахриар и не морские просторы, а радостный сигнал к началу праздника. После генеральной паузы звучит его последний мотив. Снова генеральная пауза. И капризная, усложненная каденция Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а в двухголосии, с аккордами в заключении. Второе проведение темы Шехеразады также становится более возбужденным. А далее на остинатном ритме разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами. В общее движение вплетаются и ранее звучавшие темы: мотив из рассказа Календера, мелодия Царевны, воинственный возглас сцены битвы — как будто знакомые персонажи мелькают среди веселящейся толпы. Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, тема прекрасной султанши.
Я нашла это описание в одной статье, и с текстом полностью солидарна. Кажется, закроешь глаза и вот перед тобой грозный Шах Шахрияр, убивающий своих наложниц. Перед ним предстает нежная Шехерезада, которая начинает свое повествование, и вот фантазия уже рисует волны и шторм и отважного Синдбада. Вообще произведения Римского-Корсакова очень хорошо визуализируются, стоит глаза закрыть (я честно не употребляла ничего перед прослушиванием).

Эта музыка использовалась во многих произведениях:
- На "Шехерезаду" поставлен балет (который я еще пока не видела).
- Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде лектроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad».
- Английская группа Renaissance записала альбом Scheherazade and Other Stories, который содержит основной мотив из шести нот, который является отсылкой к «Шехеразаде» .
- Фрагмент «Шехеразады» использован во всеми любимом фильме «Кавказская пленница».
- Фрагмент из четвёртой части сюиты (тема Шахрияра) игрался оркестром на представлении в Варьете, устроенном Воландом и его свитой (роман «Мастер и Маргарита»).
- Музыка из «Шехерезады» использовалась в церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 г.
- Является саундтрэком к турецкому телесериалу Тысяча и одна ночь.
Еще есть фильмы по мотивам книги, которые я не смотрела. Если кто видел, поделитесь впечатлениями.

Наслаждаемся
 


P.S. Спасибо за внимание



Михаил Фокин (постановщик балета) и Вера Фокина


Подпишитесь на наш
Блоги

Шехерезада

04:09, 17 августа 2016

Автор: Angry_butterfly

Комменты 4

Аватар

Пишите еще! Спасибо

Аватар

Нда...У меня как бы есть музыкальное образование по классу фортепиано, но чую я, тут такие мамонты классики....читать и молчать в тряпочку процентам 85)))

D

Сейчас наслажусь ))) Уже огромное спасибо автору. Пока моё любимое- "Остров Мертвых" Рахманинова!!!! https://m.youtube.com/watch?v=dbbtmskCRUY

Аватар

Гениальное произведение! Часто слушаю эту музыку, потому что меня она успокаивает. А ещё я обожаю, когда Шахеразаду фигуристы берут для своих программ)

Подождите...