В венском оперном театре «Сирена» в минувшую пятницу состоялась премьера нашумевшей еще до показа оперы «Ходорковский». 

Опера нашумела не только своим названием, но и действующими лицами. Называется она «Ходорковский», а героями стали, кроме самого Михаила Борисовича, Владимир Путин, Игорь Сечин, Леонид Невзлин, Алексей Пичугин, Владимир Петухов, Роман Абрамович. И русский народ в лице Ивана Ивановича и жены его Наташи, почти все действие сидящих на диване на фоне красного ковра. В ковре сделана ниша, где русский народ хранит самое дорогое: бюстик Ленина и бутылку водки. А над всем этим богатством прибит портрет президента, который русский народ то отдирает, то снова приколачивает.

На премьеру мы шли с трепетом: страшно было представить выходную арию Ходорковского и речитативом плетущих интриги высоких чиновников. И начало спектакля эти страхи подогрело. Уже в фойе нас встречали развешанные на колоннах грустные чучельные головы русских медведей, посреди огромного зала (бывшего хлебозавода в стиле модерн) валялась огромная матрешка с лицом Ельцина. Вместо пролога к зрителям выскочил актер в медвежьей шкуре и стал вылезать из нее, как стриптизерша из торта, — в итоге остался в обычном костюме и ушел под аплодисменты зала.

Все до единого штампы о России пошли в ход. Даже блины не были забыты: уже в финале Михаил Ходорковский (Clemens Kolbt) объясняет напихавшему золотого дождя в чемоданы Невзлину, почему не хочет уезжать из страны. И говорит: «Здесь мои родители, моя семья. Я люблю родину. Люблю русский язык. Люблю блины…»

Собственно, на фоне поедания если не блинов, то плюшек и происходят главные откровения Михаила Ходорковского. Он сидит за столом с мамой и поверяет ей свои заветные мечты: сначала открыть свой банк, затем — заняться ЮКОСом, потом — пойти в политику.

Путин появляется на сцене внезапно: в другой части сцены милиционер хватает красный телефон на столбе и кричит:

— Нападение! Тревога! Надо вызывать подполковника Путина!

И на сцену выскакивает подполковник Путин (Alexander Mayr), тут же скручивая какого-то нарушителя…

Так наши герои вступают в новую жизнь. И в длительное противостояние. В изображении этого противостояния будет много смешного и нарочито нелепого. Например, Сечин и Путин обсуждают распад страны в процессе синхронного надевания брюк: откуда они примчались без них, в пьесе умалчивается.

Русский мужик Иван Иванович, похожий почему-то на цыгана, будет обвинять бюстик Ленина в том, что тот его не слышит.

Черный пиар олигархов против растущей силы коммунистов представлен так: народу раздают газеты, те в них утыкаются и возмущаются речитативом: «Оказывается, коммунисты — педики! Нет, за педиков голосовать не пойдем!»

Здесь даже убийство Петухова изображено странновато: беседуя с сыном о том, что Петухов с его разоблачениями представляет для ЮКОСа угрозу, мама Ходорковского достает пистолетик и стреляет в воздух. А через какое-то время Петухова убивают, преподнеся эту новость Ходорковскому на 35-летие как подарок. То есть бывший олигарх в опере — не розовый герой. А его противостояние Путину — это противостояние борющихся за власть похожих людей, чьи взгляды на будущее России разошлись.

Показано и знаменитое совещание с участием Путина, когда Ходорковский стал разоблачать уровень коррупции, а Путин вспомнил, что и сам ЮКОС ей не чужд и даже не платит вовремя налоги. После чего Ходорковский будет метаться по сцене с ариями о том, что все нарушения в прошлом, а сейчас он хочет вывести свою компанию на мировой уровень. Немного странновато было слушать производственные оперные песни про ЮКОС, падающую прибыль, коррупцию, инфляцию.

Интересно, что главным злодеем в опере выведен Игорь Сечин. Именно он басом заставляет Путина (драматический тенор) принимать всякие непопулярные и антидемократические решения, относиться к политике как к шахматам (а Путин говорит: в политике нет правил, я сам их устанавливаю!)

Финал не радостный. Ходорковский (баритон) отодвигает решетку и выходит из-за нее. Но злой Сечин заставляет Путина целиться в группу медведей. И судя по выставленным в фойе чучелам, выстрелы в символы России попали в цель.

Зрители — а их на поставленных в несколько рядов стульях было около 150 человек — аплодировали, кое-кто даже крикнул «Браво!» Но есть подозрение, что немалую часть зрителей составляли родные и знакомые участников труппы. По крайней мере, ни один из российских випов на премьере замечен не был. Сам Ходорковский, которому приглашение послали, приехать отказался, сославшись на дела.

После спектакля я спросила композитора Периклиса Лиакакиса, почему Путин у него тенор, а Сечин — бас? «Нам не хотелось быть банальными!» — сказал композитор. И поскромничал. В чем-чем, а в банальности постановку никак не обвинишь.

В антракте удалось поговорить с руководителем оперного театра «Сирена»Кристиной Торнквист.

— Скажите, почему вы решили поставить оперу о Ходорковском? Что вас подтолкнуло?

— Меня впечатлила его фотография, где он улыбается за решеткой. Я увидела в этом много мужества. Стала читать его письма  из тюрьмы, его книги. Хотелось показать необычные для оперных героев качества: постоянную демонстрацию силы, в том числе и силы дипломатической. А также большую коллизию между деньгами и властью.

Меня вообще интересует эта тема, и «Ходорковский» — лишь первая опера в целой серии «Политика и власть»,  дальше будут другие страны и другие персонажи.

— Какие?

— Ну, пока я не могу сказать…

— А был ли у вас русский консультант? Где вы брали фактуру?

— Консультанта, к сожалению,не было. История написана в 2013 году,  и я не была уверена, что Ходорковский  вообще оттуда живым выйдет. Мне казалось, что он никогда не вернется домой. Поэтому я и взялась за постановку.

Я не знаю русского языка, и в основном  все приходилось узнавать из американской и англоязычной прессы, потому что в немецкой об этом пишут меньше.

— А кто вас финансировал?

— Наша оперная группа уже четыре года получает дотации от страны и города. Мы ни от кого не зависим. От Ходорковского никаких денег не было, если вас это интересует.

— Ну, это не удивительно. Он у вас тоже не положительный герой…

— Да, я не могу сказать, что для меня Ходорковский — чистый герой, и Путин для меня — не чистый антигерой. Я стараюсь быть справедливой, фиксируя сегодняшнее время. Здесь нет совсем плохих героев, они развиваются, их характеры меняются,  драма не может быть черной или белой…

… Пока этот спектакль должен быть показан еще шесть раз, а дальнейшая судьба его не известна.

— А в России не планируете его показать? — спросили мы с коллегами.

— Это, наверное, опасно! — сказала Кристина.

Да, опасно. Засмеют.

Источник: finbuzz.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Опера Chodorkowski

19:26, 29 ноября 2015

Автор: REDISKA

Комменты 15

L

А чего это "русский народ" в молдавских национальных костюмах? Опера про то как олигарх угнетает несчастных гастарбайтеров?

Аватар

Вспомнила я, как мы студентами ходили на встречу с Михаилом. Мне он тогда показался нормальным человеком, который наворо... заработал много бабла. буквально через месяц Мишу посадили.... жизнь - удивительная штука. сейчас Миша разочаровывает.

Аватар

Спасибо,интересно.Где еще из первых уст можно приобщиться к высокому. Как автор бедный только выдержал эти трели на злобу дня..

Аватар

Вот действительно лиакакис какой-то.. какой же ерундой люди занимаются..

Аватар

Ждем с нетерпением следуюшие серии: про Пусек, Навального и т.д. ))

Подождите...