Контент опубликован пользователем сайта

Музыка

Punk II

13
Punk II

 Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10 минут.

Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В основном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов в любых местах. Их ругали и костили, как никого ещё не ругали и не костили в рок-музыке. "Мелоди Мейкер", ведущий английский еженедельник, обрушился на них с разгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи "WEA" Дейв Ди в интервью дал им такую оценку: "С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее". А великий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: "Да у них просто нет таланта". Конечно! И даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных инструментах умели кое-как. В этом и заключалась идея панк-рока! Они играли свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они одевались так же, думали так же, действовали (читай: хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица.

Между прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили на сцену с унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид - они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были рядом и доступны. Это покорило молодёжь. Равенство и братство - наивно и немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же ещё мог стать во главе молодёжи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против всего"?

Сценические эксперименты Боуи начала 1970-х годов явились источником вдохновения и для многих будущих панк-исполнителей. Историограф Майкл Кэмпбелл называет Боуи «одним из оригинальных влияний на панк-музыку». Боуи одновременно исследовал и другие новые направления, которые со временем будут влиять на других музыкантов. Биограф Дэвид Бакли пишет, что «в то время, когда панк-рок с шумом изменил стандартную модель трёхминутной песни, демонстрируя вызов общественности, Боуи почти полностью отказался от традиционных приёмов рока». 

Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах электроинструментов и дорогой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодёжью. Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Всё, что требуется этой самодеятельности - пара гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома. Вехой в становлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе "100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен и превратился во "врага общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения".

Buzzcocks — брит. гр., однa из первых начавшая исполнять поп-панк — мелодичную и неагрессивную разновидность панк-рока. Творческое наследие Buzzcocks, лишённое агрессивности Sex Pistols или политизированности The Clash, оказало, тем не менее, революционное влияние на развитие поп- и рок-музыки, став (согласно Allmusic) отправной точкой для развития целого крыла американского панк-рока (от Hüsker Dü до Nirvana) и брит-попа (Supergrass, Elastica, Pulp).

The Clash являются одной из первых и наиболее известных групп — исполнителей панк-рока. 

Несмотря на большую популярность, которую коллектив обрёл на панк-сцене, он также экспериментировал с различными музыкальными стилями от регги до хип-хопа. Такая широта музыкального диапазона, политическая бескомпромиссность, полные энергии и провокаций концерты принесли The Clash нехарактерный для панка крупный успех у себя на родине и за рубежом.

Именно Sex Pistols привнесли в панк культуру агрессивность и манеру поведения.  Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию ист:)шмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако, немало коллективов нашли своё, оригинальное, звучание (Buzzcocks, The Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).

Joy Division (брит.гр.). Наряду с The Cure являются одними из ведущих коллективов пост-панка. Joy Division были одними из первых, «кто делал упор не на ненависть и энергию, а на настроение и экспрессию, расчищая дорогу меланхолической альтернативной музыке 80-х годов». Их музыка стремительно прогрессировала, от примитивного прямолинейного панк-рока к более рафинированному, пространственному звучанию с мрачными, обречёнными песнями-видениями. «В то время как панк-рок шокировал мир в конце 70-х, — пишет энциклопедия Allmusic.com, — тихая буря музыки Joy Division, заключённая в сдержанности и эмоциональной силе, оказалась не менее важной для независимой музыки».

Wire - брит. рок-группа, считающаяся одним из наиболее влиятельных коллективов пост-панка. Wire, начав свой творческий путь на панк-сцене (свидетельство чему — участие в компиляции Live at The Roxy), быстро отдалилась от общего направления, взявшись за создание экспериментальной, не поддающейся прямой категоризации музыки. Пресса отмечала у Wire общие черты с Брайаном Ино, Velvet Underground, Roxy Music, Can и Кэптеном Бифхартом, хотя сами музыканты группы утверждали, что влияниям вообще подвержены не были.

The Damned, начинавшие в числе лидеров первой волны панк-рока, постепенно создали собственный, эклектичный и постоянно менявшийся стиль с элементами готик-, арт- и пауэр-поп-рока. The Damned вошли в историю «тройным первенством»: они выпустили первые британские — панк-сингл («New Rose») и панк-альбом (Damned, Damned, Damned), а кроме того, первыми из британских панк-групп провели американские гастроли. 

Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована. На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие народиться за последние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Subway Sect, Siouxsie & The Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. Из Франции специально приехали Stinky Toys.

Stinky Toys - одна из первых фр.групп новой волны, принявших участие 1976г. в 100 Club Punk фестиваля в Лондоне.

У этих ансамблей музыка и тексты во многом были похожи. Песни, как правило, не продолжались более двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной басовой партией, подчёркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали в микрофон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. И всё же это не помешало известному и очень популярному в те годы рок-гитаристу Крису Спеллингу сказать: "Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют... Очевидно, они плохо слышат".

Subway Sect - брит.гр., давшая первые свидетельства тому, что (как писал Марк Перри в эссе «And God Created Punk») «панк может быть чем-то намного большим, нежели тот прямолинейный напор звука, что предлагали Pistols, The Damned и The Clash». Subway Sect считались одной из самых многообещающих панк-групп своего времени, но влияние их было ограничено минимальной эффективностью.

 Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим", музыканты во всём повторяли Sex Pistols. У них не было собственной аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы" немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie & The Banshees потребовалась ударная установка и гитары. Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы" увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали её группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100", были всякие. Но общий настрой можно представить себе по названиям: "Скука", "Лондон в огне", "Я сражался с законом..." Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за пособием по безработице, о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были наполнены смутным недовольством, обделённостью и полной безнадёжностью. Сокрушающий нигилизм сквозил во всём, словно панков тошнило от собственной жизни. В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков особых иллюзий на сей счёт не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Пройдёт несколько лет, и все будут, как и прежде, копаться в дерьме, а в свободное от этого занятия время пойдут и купят четвёртый или пятый, а может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я всё же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора".

Siouxsie and the Banshees, первое время ассоциировавшиеся с британской панк-сценой, постепенно усложняли свою музыку, вводя в неё элементы готик- и арт-рока, создавая стильную и сложную «разновидность пост-панка, наполненного многочисленными ритмическими и звуковыми экспериментами».

 В 1977 году в Великобритании счёт панк-группам шёл уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая" система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи - индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы - фанзины - с информацией о панк-роке. Но это всё, даже мысли о возможной конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции и боялся только её политического итога. Важно было привести его к нулю. В задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, антисоциальный заряд и выпустить пар вхолостую.

Discharge, считающаяся одной из первых в хардкоре, использовала тяжелый гитарный «грайнд», оказали большое влияние на развитие многих рок-жанров, включая хардкор, трэш-метал, краст-панк, грайндкор. В числе тех, кто записывал каверы на песни Discharge, — Metallica, Anthrax, Sepultura, Napalm Death, Soulfly.

Прибегнули к испытанному средству - поп-индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу именитые фирмы грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но уже на следующей неделе расторгла соглашение. А в мае их подобрала компания "Вёрджин", теперь уже окончательно.  Эта молодёжь оказалась сделанной из того же теста, что и всё общество потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в лимузинах рок-звёздам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах. Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема.

D.R.I. (Dirty Rotten Imbeciles) — амер. кроссовер-трэш гр., исполнявшая поначалу хардкор-панк, вскоре резко «металлизировали» звучание (Sounds характеризовал его как сверхскоростной хэви-метал). D.R.I. не имели массового коммерческого успеха (хотя два их альбома вошли в Billboard 200, но оказали значительное влияние на развитие хардкор- и трэш-сцены.

Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и её правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы её. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна".

Cockney Rejects - брит. oi!/панк-группа, исповедовавшая идеалы стрит-панка и конфликтовавшая с той частью прессы, которая пыталась уличить её в связях с британскими нацистами, и вошедшая в историю с песней «Oi! Oi! Oi!» (1980), давшей название движению, лидерами первой волны которого (наряду с Angelic Upstarts) они же и стали.

К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects — oi!, Crass — анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy).

The Exploited - брит. рок-группа второй волны панк-рока, играющая хардкор-панк. Группой руководит Уотти Бьюкэн, её основатель и автор всех её песен; постоянного состава The Exploited не существует.

В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в андерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи. Основой панк-рока 90-х стала музыка калифорнийских групп Green Day и The Offspring.

Sonic Youth - амер. гр. экспериментального рока. Начав свой творческий путь в рамках направления No Wave, группа перешла впоследствии к работе в широком стилистическом диапазоне, сохранив верность «шумовой» эстетике Velvet Underground и Stooges, но обогатив её элементами арт-перформанса, пост-панка и авангарда. Особое место в творчестве группы занимали эксперименты с гитарным звуком, в ходе которых она открыла для себя новые возможности использования диссонансных структур и фидбэка. Творчество Sonic Youth оказало значительное влияние на развитие альтернативного рока.

Pixies - альтернативная рок-группа, стиль которой содержит диапазон элементов инди-рока, психоделии, нойз-рока и сёрф-рока. Группу называют в числе оказавших существенное влияние на большой рост популярности альтернативного рока в 1990-х.

Big Black - амер. панк-группа, исполнявшая экспериментальный нойз-рок с элементами индастриала, пост-панка и хардкора.

Hüsker Dü - амер. рок-группа, образованная в 1979 году выпускником Нью-Йоркской консерватории, гитаристом Бобом Моулдом, басистом Грэгом Нортоном и барабанщиком Грантом Хартом. Hüsker Dü никогда не получали широкой популярности и продажи их альбомов оставались скромными, однако они оказали огромное влияние на развитие альтернативного рока.

Панк-рок деформировался, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в своё время прогрессивный рок...

Бонусы:

4 Poncheg:

 

И для всех любителей:

Оставьте свой голос:

112
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

poncheg-
poncheg-

:*
а еще чего-то вспомнились бабы! панк-бабоньки, им тоже можно посвятить целый пост.
the distillers, courtney love, x-ray spex, civet
а из мужиков еще соушл дисторшен остались неохваченными)

Morkovich
Morkovich

poncheg-, и нина хаген))
если всех панков описывать, Сплетник можно смело отдать только под панккультпросвет года на четыре))

klery
klery

Спасибо за пост! Больше половины были мне совершенно неизвестны.

Morkovich
Morkovich

klery, мне примерно тоже))

Bijou
Bijou

Спасибо! Настоящий культпросвет, много, много еще пробелов у меня :) буду слушать обязательно :)
Над словом "истеблишмент" смеялась в голос, никогда не замечала в нем такого подозрительного смысла, что вкладывает в него антимат.

krasovskaya
krasovskaya

А сделайте пост про Йена! Он такой крутой, а инфы про него оч мало в интернете :(

Morkovich
Morkovich

krasovskaya, вы Маккея имеете в виду?

krasovskaya
krasovskaya

Morkovich, Кертиса)))

Morkovich
Morkovich

krasovskaya,aa!)

krasovskaya
krasovskaya

Morkovich, оооо, я этого не видела))

Morkovich
Morkovich

krasovskaya, http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/6613_yan_kertis_ian_curtis

Miss_Independent
Miss_Independent

какое-то время тащилась по Секс Пистолс. ''God save the queen'' была в плейлисте моих ежедневных песен. вдоль и поперек прочитала биографию Сида и мечтала о такой же страстной любви, как у Сида с Ненси)) дура, в-общем.

Morkovich
Morkovich

Miss_Independent, у них все было по-настоящему - на страстЯх и с надрывом))

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Бьюти-гаджеты, на которые не жалко потратиться: от фотоэпилятора до аэрографа для макияжа
Повод для умиления: принц Гарри и Меган Маркл носят одинаковые браслеты
Леди в черном: Натали Портман на вечеринке в Западном Голливуде
Повседневная классика: Дженнифер Энистон в Голливуде
Джиджи Хадид теряет вес из-за заболевания щитовидной железы
Яна Рудковская, Кети Топурия, Андрей Малахов на вечеринке в бутике Aleksander Siradekian
Роберт Дауни младший и Том Холланд в первом трейлере фильма "Человек-паук: возвращение домой"
Кейт Миддлтон во второй раз появилась в тиаре принцессы Дианы
Канье Уэст стал блондином и впервые после госпитализации появился на публике
Битва платьев: Изабель Гулар против Елены Исинбаевой
Дженна Дьюэнн-Татум рассказала об их с Ченнингом Татумом первой ночи и нынешней интимной жизни
СМИ: стала известна дата свадьбы Пиппы Миддлтон и Джеймса Мэттьюза
"Леди Макбет": страсть и преступление в трейлере британской экранизации русской классики
Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы