(Со своей женой Мэри Пул Смит познакомился в 1974 году. В августе 1988 года они поженились. Смит решил не заводить детей исходя из своих онтологических воззрений).

Пухлый человек с торчащими дыбом волосами, подведенными глазами и губами, в незашнурованных кроссовках — кто он в этом мире? Балбес, скорее всего. И в этом заключается парадокс Роберта Смита, лет двадцать назад надевшего кроссовки, что приросли к его ногам подобно красным башмакам в страшной сказке Андерсена. Хотел бы он их снять? Вполне возможно. Свидетельства тому есть. Но красные башмаки не снять собственной рукой, в сказке Андерсена девочке отрубили ноги, чтобы она смогла избавиться от них. Перечтите эту историю — она так и называется: „Красные башмаки" — и вы, возможно, лучше поймете странную судьбу Роберта Смита, единоличного предводителя The Cure. Невеселого человека, постоянно делающего вид, что у него все о'кей.

«Иметь фамилию Смит – всё равно, что не иметь никакой» – шутят в Англии. Да и имечко у нашего героя не намного оригинальнее. Тем не менее, меломана ФИО «Роберт Смит» нисколько не путает и сразу отсылает к лидеру группы THE CURE – человеку с взъерошенными волосами, размалеванным лицом и крайне меланхоличными песнями (как сказал бы Женя Осин, «весь в слезах и губной помаде»).
«Рыдающий» голос Роберта Смита и его нервозная музыка давно стали культовым явлением. И как бы не отмежёвывался сам Смит, CURE однозначно стояли у истоков такого расплывчатого направления, как «готический рок». При этом лидер группы нередко разрушал клише созданного образа. Вывернув душу на страшном альбоме «Pornography», Смит мог тут же начать распевать любовные танцевальные песенки. Шаловливые тексты о девчонках могут легко соседствовать с довольно глубокой лирикой, тонко передающей душевные переживания.

«Я так долго смотрел на твои фотографии, Что почти поверил в их реальность, Я так долго жил среди твоих фотографий, Что почти поверил, что они – единственное, что я могу ещё любить...» («Pictures of You») Смит никогда не корчил из себя начитанного умника, но у него то тут, то там проскакивают реминисценции и отсылки к самым разным литературных произведениям – особенно к излюбленным «проклятым» французским поэтам XIX века.

Так одна из самых пронзительных песен «How Beautiful You Are» («Как Ты Прекрасна») является практически точной перепевкой рассказа «Глаза бедняков» Шарля Бодлера. По сюжету, безумно влюбленная друг в друга парочка встречает во время романтической прогулки нищего с двумя детьми. «...Я повернулся посмотреть на тебя Прочитать у тебя на лице свои мысли Окунуться в глубину твоих глаз Таких красивых и удивительных Но тут ты заговорила И оказалось, что понимания не было в нас «Я ненавижу этих людей Скажи, чтоб убирались тотчас!» Глаза отца говорили: «Красива! Как ты красива!» Глаза паренька говорили: «Как прекрасна! Она блистательна как звезда!» Глаза младенца не выражали ничего Кроме неописуемого восторга И эти взгляды пронзили мое сердце печалью На каком пути мы стоим. Вот почему я тебя ненавижу Тогда я узнал Никто до конца не поймет и не полюбит другого, Не полюбит другого». (пер. М. Ивановой)


Однако, какие бы стилистические эксперименты не проводил лидер CURE его манеру трудно перепутать с какой-то другой. Р. Смит: «Для меня существует, как минимум 7 инкарнаций «The CURE», и все они разные. Однако, я не думаю, что, если я побрею голову, прилично оденусь и запою высоким голосом о любви к шоколаду, что-нибудь изменится. Люди будут говорить, что по сути это остаётся «готикой». Роберт давно научился не смешивать без оглядки искусство и жизнь. Его вряд ли вдохновляет пример Яна Кёртиса из «JOY DIVISION», которого депрессивное мировосприятие довело до логического конца (читай: петли) в мае 1980 г. Добивайся Смит полной идентичности автора и творений, фэнам давно бы пришлось навещать его на кладбище, или в «психушке». Р. Смит: «Разумеется, я уже давно бы умер, если бы пережил то, о чем пою. ...Иногда я кажусь себе пустым и никчемным, и мне необходимо что-то делать, чтобы оправдать своё существование. Поэтому и пишу песни. В это время я пребываю в странном эмоциональном состоянии, которое не опишешь словами. Но постоянно в нём находиться невозможно. Большую часть времени я такой же, как все, чем очень расстраиваю своих поклонников, которые почему-то считают, что я должен быть трагичным и загадочным. ...Песни, а вернее их стихи, отражают только часть меня. Они не покажут, что я на самом деле за человек. Все «мое» отсутствующее в песнях на 90 процентов это всего лишь скука. Это не заставляет меня писать. Когда я в меланхолии, ностальгии или же просто грустен как обычный человек – вот это в наибольшей степени заставляет меня писать. Утром классно все это почитать». Что же до наших родных «просторов», то культ CURE никогда не проникал глубоко «в массы» (как это было, хотя бы, с DEPECHE MODE). Зато многие наши рок-гуру очень внимательно следили за творчеством Роберта Смита и щедро черпали из его «творческого наследия» многие идеи и находки. Примеры ? Да сколько угодно! Итак, у «The CURE» позаимствовали: – Манеру пения в стиле – «этот стон у нас песней зовётся...» (Борзыкин из ТЕЛЕВИЗОРА). – Имидж мрачноватых людей, затянутых в чёрное и будто вросших в сцену (привет Цою и Бутусову!). – Музыкальную и эстетическую стилистику, которой лихо пользовались КИНО, АГАТА КРИСТИ, а украинская группа TABULA RASA вообще взяла за основу. – Ну и Костя Кинчев, который кроме имиджа (см. видеоклип CURE «Lovecats»)

умудрился «снять» и мелодию одной из песен Смита – конкретно «Kyoto Song» из альбома 85 г., более известной нашему народу, как «Театр Теней» группы АЛИСА. Хотя справедливости ради стоит сказать, Кинчев к концу песни развил оригинал до неузнаваемости.

Список можно продолжить, но лучше всё-таки обратить более пристальные взгляды к «первооснове».

«Boys Don't Cry» – и представлял ранний материал конца 1970-х.  Первым хитом того времени стала песня с провокационным названием «Killing An Arab». Песню тут же обвинили в разжигании национальной розни, хотя, текст явно отсылал к знаменитому роману А. Камю «Посторонний», где герой убивает араба не из-за расовой неприязни, а беспричинно – в результате кратковременного «экзистенциального» помешательства, стимулированного жарой. В результате, во время рекламной компании сингл распространялся только вместе с экземплярами литературного первоисточника или поясняющими наклейками. Впоследствии Смит нередко исполнял эту песню, заменяя слова на осторожное «Killing Another» («Убивший другого») или на издевательское «Kissing an Arab» («Целующий араба»).

Нельзя не отметить и коммерчески провальную, но и не менее значительную песню «Jumping Someone Else's Train»,

и оцененные критикой «Fire in Cairo» и «10:15 Saturday Night» с незабываемым «Drip drip drip» («Кап-кап-кап»), о которой критик метко написал: «В этой песне нежданно обнаруживается ценность пустого пространства в рок-н-ролле». Однако самой известной песней раннего периода безусловно стала «Boys Don't Cry» («Парни не плачут»), которая многим отечественным меломанам напоминает песенку Цоя «Видели ночь». Но широкую известность песня приобрела позже, когда CURE уже приобрела статус культовой.

В группу приходит новый басист Саймон Гэллап, и его прямолинейные мелодичные партии становятся одной из характерных примет нового саунда группы. В 1980-м году выходит альбом «Seventeen Seconds» – блестящий не только по материалу, но и по своей цельности. Потусторонние электронные спецэффекты, громкая и плотная ритм-секция, в которой был «утоплен» скрежет гитары и размытый вокал – всё это погружало слушателя в особую призрачную и депрессивную атмосферу. Весь альбом слушается на едином дыхании от отчаянной «Play For Today» до отчаянной «Seventeen Seconds», построенной всего лишь на двух аккордах.

Самой эффектной и известной песней альбома становится клаустрофобическая «A Forest», герой которой устремился за призраком девушки и заблудился в лесу. Мелодия песни настолько зрима, что ясно представляется клип с бесконечным мельканием древесных стволов и безысходным кружением неба в сетке ветвей. Альбом имел успех, и CURE продолжили «усугублять» найденную тему.

Следующий альбом «Faith» («Вера») (1981) вышел не менее депрессивным, зато более монотонным. Песни напоминали затянувшуюся похоронную процессию. Как ни странно, именно под эти заунывные мантры группа стала собирать круг собственных фэнов. Воспаленная меланхолия подкреплялась у участников группы вполне реальной потерей близких людей, поэтому нередко Смит уходил со сцены со слезами на глазах. 

Постепенно накопленная депрессия сгустилась в настоящее отвращение ко всему и вся. Результатом стал альбом «Pornography» (1982) – апогей безысходности и отчаяния, который до сих пор многими считается творческой «вершиной» группы. В отличие от «Faith» «Порнография» была переполнена брезгливостью и агрессией. Так, по словам Смита песни «One Hundred Years» и «Pornography» написаны с отвращением к самому себе. «Hanging Garden» написана «о брезгливости и неприязни того, как трахаются животные, а «Siamese Twins» примерно о том же между людьми». В «A Short Term Effect» и «Cold» изображен наркотический угар, в «Figurehead» – муки совести, в «A Strange Day» – конец света. В общем, полный набор для висельника. Запись проходила в нервозной обстановке, с обилием стимуляторов и взаимной ненависти. Закончилось это потасовкой участников группы, и стало ясно, что CURE подошли к концу. Лекарство Смит решил искать на стороне. Он начал работать гитаристом в группе своих коллег SIOUXSIE & BANCHEES, а сам попутно записывал... весёлые поп-песенки («Walk», «Lovecats»), которые, если бы не продюсер, никогда не вышли бы под маркой CURE. И они имели успех. Вслед за ними вышел не очень удачный альбом «The Top» (1984) с этническими ритмами, навеянными поездкой Смита в Израиль. Синглом и по праву лучшей песней альбома стала «Caterpillar», о девушке-гусенице, которая вот-вот превратится в бабочку и улетит.

К 1985 году творческий настрой Смита поправился настолько, что он вернул назад басиста Гэллапа, сбежавшего после «Pornography», и группа записала отличный альбом «Head on the Door», где в грамотных пропорциях был представлен весь наработанный опыт – и фирменная «мировая тоска», и этнические вкрапления, и броские поп-мелодии. Популярными песнями стали «Inbetween Days» с мажорным мотивом и грустным текстом, и «Close to Me». К последней был снят забавный клип, где группа играет в запертом шкафу, а сам шкаф падает с утеса в океан (образ, скорее всего, навеян неоднозначностью названия песни, которое можно перевести и как «Близко ко Мне» и как «Запирая меня»). 

Отныне группа становится популярной не только в специфической среде, но и в массах. Творческий взлет продолжился выпуском двойного альбома «Kiss Me Kiss Me Kiss Me» (1987), который многие критиковали за неразборчивость и пестроту. В альбоме действительно хватало песен на любой вкус – была и откровенная попса, и хороший поп, и песни отчаянья, и песни борьбы.

Однако в 1989 г. Смит решил, что пора покончить с пестротой и выпустил очередной альбом – цельный как по саунду, так и по настроению. Настроение определяло уже само название «Disintegration», т.е. «Распад». То, что старые фэны CURE с удовольствием погрузятся в море тоски щекотать свои чувства, никто не сомневался, но выпускающая фирма опасалась, что группа потеряет новых поклонников, появившихся в поп-период. Впрочем, Смиту всегда было плевать на установки шоу-бизнеса и... случилось чудо. Очередное депрессивное творение в тонах индиго не разочаровало никого. Недаром даже герой мультсериала «Южный парк» прокричит, что «Disintegration» – лучший альбом всех времен!». Видимо, на руку сыграло и то, что в этом море грусти и печали, наряду с типично монотонными вещами прекрасно соседствовали и более доступные композиции. Это в первую очередь страшилка под названием «Lullaby» («Колыбельная»), запомнившаяся отличным клипом. Ну и конечно, прекрасная в своей простоте «Lovesong» – первая песня, имевшая крупный успех в США (2-е место). «Песня Любви» стала и своеобразным свадебным подарком Смита своей давней подруге Мэри Пул, с которой он наконец-то сочетался законным браком.

После столь сильной работы CURE взяли перерыв – записывали саундтреки, выпускали синглы, а в 1990-м году выпустили альбом «Mixed Up», в корне изменивший моё отношение к так называемым ремиксам. Потому что, что такое обычно ремикс? Берешь готовую песню и кладешь на танцевальное «гуп-ца-ца». Но CURE настолько творчески подошли к делу, что ремиксы либо улучшили оригиналы (это касается, прежде всего, песен из «Disintegration»), либо преображали их до неузнаваемости (здесь стоит отметить новую версию «Close to Me»). Новый альбом «Wish» вышел лишь в 1992 году и снова стал чрезвычайно успешным. Песни на нем снова были очень разнообразны, но наибольшую популярность снискала самая радостная песня группы «Friday I'm in Love» («Пятница и я влюблён»), хорошо известная и у нас. Смит с усмешкой вспоминал, как, услышав столь блестящую поп-песню, продюсеры забегали по студии, восклицая: «О Боооже, о Боооже, вот это да, вот это да!».  

Следующий перерыв затянулся настолько, что многие решили, что на этот раз CURE уж точно ушли на заслуженный покой. А музыканты просто никуда не спешили. Альбом 1996 г. «Wild Mood Swings» полностью отвечал своему названию «Дикие Кол:)ия Настроения» и был местами настолько нехарактерным, что многие поклонники были разочарованы. При этом на нем было достаточно прекрасных песен – «Want», «Jupiter Crash», «Treasure», и конечно же, одна из самых пронзительных мелодий CURE – «This is a Lie» (Это Ложь») – которую Смит охарактеризовал как песню о верности.

Как бы в ответ на запросы фэнов к концу тысячелетия Смит создает очередное грустное и цельное творение – альбом «Bloodflowers» («Кровавые цветы»), которым, по его словам, он завершил своеобразную «трилогию отчаянья», начатую «Pornography» и «Disintegration». Ажиотажа альбом не вызвал, но лидеру CURE это уже было не особо нужно.

Cопродюсером при создании aльбома «The Cure» выступил культовый, в определённых кругах, продюсер Росс Робинсон. Это объясняет, почему композиции на альбоме звучат несколько «тяжелее», чем на предыдущих работах группы, гитары громкие, а клавишные практически отсутствуют. Согласно надписи на обложке диска, весь альбом был записан в студии вживую.

«4:13 Dream» — тринадцатый студийный альбом. Роберт планирует выпустить 2-ю часть этого альбома которая будет носить название «Black Album». Состав The Cure постоянно менялся, и единственным бессменным участником группы является Роберт Смит. Последнее изменение состава произошло в 2012 году. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Роберт Смит (The Cure)

18:59, 4 декабря 2014

Автор: Morkovich

Комменты 13

Аватар

Сure - моя любовь с подросткового возраста! Спасибо, автор!

Аватар

Ээхх...сразу юность вспомнилась, и одним из любимых развлечений в летние каникулы у меня было пить кофе ночью и придумывать русскоязычные тексты песням The Cure))) мама моя помню прочитала в газете статейку про Смита и заявила, что я от него недалеко ушла в странности, а я обрадовалась)) эх, где мои 13 лет)

Аватар

Вот уж не ожидала тут увидеть пост про своих любимчиков!)) Спасибо за пост, обожаю The Cure. Мои две любимые песни (хотя у них много классных) это Plainsong и Pictures of you. Видела их вживую на Максидроме (только ради них туда и ходила), как же они обалденно выступали, а под конец еще и дождь пошел!

Аватар

О! Спасибо за пост. Для мне я the cure это Lullaby!

Аватар

А я уже неделю все не наслушаюсь if only tonight we could sleep с Placebo прям 100%попадание в мое нынешнее настроение

Подождите...