Я работаю в Москве в очень большой и известной международной компании в сегменте товаров народного потребления.
Основной признак, объединяющий женщин, работающих в таких корпорациях, это, на мой взгляд, расчет только на себя и, в связи с этим, стремление сделать карьеру во что бы то ни стало, чтобы обеспечить себя и свою семью и самореализоваться. Вот именно в такой последовательности. Конечно, есть и исключения — это женщины, чьи мужья зарабатывают на таком уровне, что жены могут не работать, однако, именно эти женщины часто работают, и как раз ради самореализации, а не для того, чтобы прокормить семью. Выглядят они намного продуманнее и ухоженнее, чем большинство остальных — с волосами, кожей, зубами все ОК (именно «окей» , а не идеально), с фигурами, правда, не всегда прекрасно, но умело подобранный силуэт неплохо маскирует недостатки. Эти женщины ездят на довольно приличных корпоративных автомобилях (пожалуй, один из главных бенефитов корпораций, который ценят даже небедные люди), пользуются услугами неплохих косметологов и даже пытаются следовать моде, но все же основную часть их жизни занимает работа и разговоры о ней.
Но вернемся к первой группе, к которой относится подавляющее большинство «корпоративных женщин». Общий портрет нарисовать довольно сложно, но можно попробовать. Возраст от 25 до 50 лет, 90% из так называемых понаехавших, особенно в тех компаниях, где есть обширная региональная структура. Эти женщины из Воронежа, Самары, Иркутска и других городов переводятся в Москву и буквально рвут всех и вся на своем пути, чтобы зацепиться, удержаться и убедить компанию, что она правильно наняла дешевого специалиста из региона, а не взяла более дорогого с внешнего рынка труда. Как правило это им удается, и начинается путь по карьерной лестнице, иногда наверх, иногда в сторону, благо, компания огромна, и есть много возможностей попробовать себя на разных позициях. С течением времени эти женщины обзаводятся мужьями, как правило, на работе, уходят в декрет. В нашем случае — максимум на полгода, хотя я знаю пару ситуаций, когда руководитель юридической службы, к примеру, вернулась через два месяца после рождения ребенка. Интересно, что при этом к ней подошел генеральный менеджер компании (мужчина, экспат) и сказал, что ему лично и компании не нужно, чтобы она проявляла такой героизм, но мужественную женщину это не интересовало — она жаждала новых карьерных взлетов.
В итоге картина получается следующая: женщина в расцвете сил, фактически являющаяся основным добытчиком в семье, мужья, как правило, зарабатывают в разы меньше либо вообще не работают, плюс дети, плюс дом. Классика жанра про коня и избу. Собственно, я к тому, что в таком бешеном ритме жизни (прибавьте вечерние пробки и московскую грязь) нереально выглядеть на каком-то приличном уровне, и я очень уважаю тех немногих женщин, которые несмотря на все это, умудряются выглядеть неплохо.
Что я вкладываю в понятие «неплохо» — прежде всего, это отсутствие явных промахов. Ни рюшечек, ни кружавчиков, ни колготок с узорами, ни  трикотажных кофточек  в обтяжку. Они здраво оценивают параметры своих фигур и выбирают сдержанные фасоны и цветовые сочетания, как правило, из разряда классических. С аксессуарами тоже все скромно: обручальное кольцо, серьги, часы (вот тут интересно: ни у кого, кроме руководителей, хороших часов я не наблюдала — сплошные невнятные бренды и формы), может быть что-то на шею. С волосами — как правило, убранные  длинные волосы  или волосы средней длины, чтобы «высушил-пошел».
А вот остальные из первой группы… И их большинство! Я иногда смотрю на коллег и не совсем понимаю, где они черпают вдохновение для своих нарядов. В лучшем случае, основным критерием выбора одежды является удобство, в большинстве ситуаций не имеющее ничего общего с красотой и стилем. В худшем случае — стремление себя украсить, но грань между добром и злом при этом часто нарушается. Когда на последнем совещании я увидела уважаемую мать семейства в кружевном трикотажном платье на ее дородной фигуре, мне стало грустно.
В нашем офисе существует две беды: неадекватная оценка собственных объемов и сапоги. А когда первая беда накладывается на вторую…
На силуэт никто, на мой взгляд, при покупке одежды внимания не обращает, иначе как объяснить все те же трикотажные кофточки? Но больше трикотажных кофточек меня печалят брюки в обтяжку, не прикрытые сверху чем-то длинным. Зачем покупать такой фасон? Зачем носить брюки именно так? Может быть покупка была сделана с расчетом на «похудеть»?
А про сапоги и их влияние на российских женщин можно написать целую оду ненависти… Во-первых, они везде и всюду. Даже классическое «дать денег на сапоги…». Почему сапоги? Почему не туфли? У меня, кстати, первые осознанно купленные сапоги появились ближе к 30 годам, и то после того, как я нашла Bally по хорошей цене, и они мне подошли. Ношу до сих пор, но редко. Однако многие сапоги не снимают даже днем в офисе. А ведь это обувь, которая способна испортить любой образ, любой наряд. Начать с того, что у большинства сапоги откровенно никакие. Стоят они, наверное, дорого, но смотрятся убого. Плюс большинство женщин носят  сапоги с прямыми юбками  по колено или ниже. И вот тут я уже не могу сдерживаться и наверное остановлюсь…
Теперь расскажу об основах красоты: коже, волосах, зубах, ногтях. Тут все совсем нехорошо, с ногтями иногда еще бывает ОК, сразу после посещения маникюрного салона, но с остальным — просто беда, и неудивительно! Когда? Когда находить время на имплантацию, ведь это долго и муторно? Когда и где найти хорошего мастера и регулярно обновлять у него стрижку и окрашивание? В общем, что-то пытаются делать только девушки до 30 лет, которые пока не замужем, и у них еще есть время заняться собой. Остальные, особенно те, у кого есть семья, успокоились по поводу внешности и только изредка выбираются к парикмахеру, чтобы подкрасить корни.
Если уходить от внешнего к внутреннему, хочу отметить явление, типичное для всей России, но которое в таких компаниях, как наша, разрослось до масштабов вселенской катастрофы. Это те самые 9 ребят, которые по статистике на 10 девчонок. И несмотря на то, что выше сказано про декреты и мужей, количество женщин глубоко за тридцать, которые либо ни разу не были замужем, либо являются матерями-одиночками, в больших корпорациях зашкаливает. Им просто некогда заниматься личной жизнью. У нас высокая конкуренция и драконовские требования руководства, и если ты не выдерживаешь темпа, предполагающего 10-12-часовой рабочий день, тебя очень быстро заменят. И сидят эти женщины в свои 35-40 лет в офисе круглосуточно, и некоторые уже отчаялись найти свою судьбу. И это, кстати, еще одна характеристика женщин в подобного рода компаниях.
Небольшое отступление: в нашем офисном здании есть и российские компании, так вот, одно из наблюдений — девушки там, хоть и с большими вопросами по части вкуса, но сразу видно, что вкладывают в разы больше времени и усилий в собственную внешность — очень тщательный макияж, подбор цветов в гардеробе (неважно, что красные сапоги с красной сумкой) — очень заметно, что старались. Вот что значит менее напряженный график. Возможно, количество старания когда-нибудь перейдет в качество.
Возвращаясь к нам. Не все у нас так плохо! В целом корпорация — это уникальное место работы, общаясь ежедневно с огромным количеством людей, не только внутри, но и извне: консультанты, агентства, клиенты, в конце концов, разные национальности и, соответственно, разные культуры и языки, ты получаешь колоссальный жизненный опыт, и, если повезет, положительную энергию от других людей. Это, на мой взгляд, самый главный плюс работы в корпорации (кроме корпоративного автомобиля… и мобильного телефона… и страховки!).
Возможно, вы ожидали от рассказа про женщин в корпорациях чего-то яркого, чистого, строгого, какого-то, может быть, другого мира, а получилась российского-женско-городская картина, в лучших традициях Некрасова. В связи с этим все-таки нужно добавить, что многое зависит именно от культуры компании. Я упоминала, что у нас большая региональная структура, и поэтому работает много людей из провинции. Но ведь есть еще и другие корпорации, куда по так называемому критерию culture fit таких людей, как наши, просто не набирают. Это, к примеру, консалтинговые компании, корпорации, работающие в сегменте luxury, банки. Там наверняка можно встретить совершенно других женщин, но это уже история для другой статьи.

перепост части 1-вой

Обновлено 19/03/14 23:12:

так выглядят трикотажные кофточки

Обновлено 19/03/14 23:24:

Пожалуй, ни в одном российском городе этот контраст между тем, как люди выглядят, не виден так сильно, как в столице. Поэтому я хочу описать молодых женщин, москвичек, примерно 25-35 лет, из довольно обеспеченных семей, и закончивших престижные российские вузы (МГУ, МГИМО, Финансовая академия и так далее). Если проводить аналогию с Великобританией, то этот класс похож, по моему мнению, на upper middle. Надо подчеркнуть, что те, кого я описываю — не «светские львицы». Их фотографии не появляются на сайте «Сплетник», их не фотографируют для многочисленных светских хроник в глянце. Хотя стремление к этому есть у многих из них, что уж тут скрывать.

Эти женщины не ездят на машинах с мигалками. Вместо этого у них собственные довольно дорогие автомобили. Этих женщин нечасто содержат мужчины. В основном, это дочери, а не жены или любовницы влиятельных людей. Именно их встретит обычная девушка в салоне «Фен Драй Бар» или «Альдо Коппола», придя туда один раз в жизни сделать свадебную прическу.

Мало кто из них стремится работать с утра до ночи, чтобы сделать сумасшедшую карьеру несмотря на хорошее образование. Может их и так все устраивает, а может, у них, имеющих с детства практически все (родители разбогатели еще в 90-х), не хватает воли идти дальше.
В основном эти девушки работают просто для того, чтобы «не закисать дома», заняты неполную неделю или могут приезжать в офис к полудню. И это сильно сказывается на внешнем виде. Согласитесь, сложно в 7 утра поставить себя на каблуки и надеть юбку-футляр, а если дело к двенадцати — уже легче.
Отличительной и самой яркой чертой у представительниц описываемой группы могу назвать исключительную ухоженность или постоянное стремление к таковой. Маникюр, педикюр, стрижка или длинные красивые волосы, безупречные зубы — это даже не обсуждается. По-другому просто невозможно. Сложнее обстоят дела с общей физической формой. Где-то до 28 лет мало кто занимается спортом. Многие мои знакомые неоднократно покупали абонементы в спортзалы еще во время учебы в институте, но ходили туда исключительно с целью приятно провести время. Максимум — потанцевать на групповых занятиях или познакомиться с хорошими ребятами. Что, кстати, многим удавалось и даже заканчивалось счастливым браком. Здесь главное — выбрать правильный gym.
А вот уже после 30 лет почти все начинают действительно активно заниматься, следить за питанием и даже бегать марафоны. Любимая тема во время девичников — обсудить личные рекорды, тренеров и правильную еду. Самый лучший комплимент: «Как же ты похудела». Прибавка же в весе обсуждается, только если сама «несчастная» этого хочет.
К пластике отношение в целом положительное, главное, чтобы без перебора. Надутые губы или лица, блестящие от инъекций, вызывают насмешку. Уколы начинают делать примерно лет в 28-30. А у кого генетика позволяет — позже. Тренд — ездить на пластику в США. Там дороже, но профессионалов гораздо больше. И шанс, что из лица сделают нечто похожее на рыбку из мультфильма «В поисках Немо», не так велик. Телефоны хороших косметологов в Москве передаются из рук в руки. И это, по точному замечанию Лавинии, точно не те, о ком пишут в Татлере (об этом издании ниже). К специалистам принято ходить часто и делиться впечатлениями друг с другом.
Духи. Пахнут эти девушки отделом первого этажа ЦУМа или ГУМа. Там продается так называемый нишевый парфюм. Сотни марок. Те, которые сейчас супер популярны — Kilian, Amouage, Frederic Malle, Clive Cristian. В общем, главное — найти нечто особенное и с гордостью отвечать на вопрос: «Боже, что за невероятный аромат, где взяла?»

Обновлено 19/03/14 23:26:

Одежде уделяется огромное внимание. Многие регулярно летают на шоппинг за границу. Там дешевле, чем в Москве. Но покупки делают не в аутлетах, а именно в бутиках. Часто звучат рассуждения о том, что угнаться за модой невозможно, поэтому мало кто покупает остромодные вещи, хотя и такое бывает. В основном, это хорошие базовые элементы, они потом разбавляются как раз трендовыми аксессуарами.
Настоящий фетиш — сумки. Это один из показателей статуса в Москве. Высший пилотаж, конечно, Hermes. Модель Биркин дискредитировала себя, а Kelly и другие — пожалуйста. Многие не могут просто взять и легко купить такую сумку. В основном копят, откладывают папины деньги, что-то выделяют из своей зарплаты. И все равно приобретают. Также круто считается ходить с Chanel, Valentino, Dior, Bottega Veneta, Prada (не так престижна), Louis Vuitton.
С обувью все спокойнее. Подразумевается, что она хорошая. Во время учебы в университете все могли взгромоздиться на умопомрачительные и неудобные каблуки. Но с возрастом стали внимательнее к ногам. Осенью и зимой это могут быть угги в машине и вторая обувь в офис или ресторан.

 Сейчас на пике Agent Provocateur. Неважно, что часто это выглядит как из публичного дома, неважно, что неудобно и не всем идет. Просто это очень модно. Все покупают. Магазины по Москве открываются с огромной скоростью. Особенно после того, как в рекламе снялась Ирина Шейк. Наверное, некоторые решили, что, купив комплект, станут на нее похожими. Мужчинам нравится: чулки с поясом, красный цвет, рюши, много садо-мазо. Да, не удивляйтесь, вот такие вкусы у тех мужчин, с которыми эти женщины встречаются. Но, конечно, не у всех. Кстати, Agent Provocateur, похоже, провел исследования и стал выпускать более сдержанную, удобную линию и даже халаты (о, боже!). Их раскупили за один день. Вот так в Москве происходит часто — что-то становится популярным. Резко. И тогда это должно быть абсолютно у всех.
Особого внимания заслуживают вечерние выходы. Ночные клубы для этой возрастной категории отходят на второй план. А вот поход в хороший бар или ресторан в пятницу — основной повод помодничать и показать себя. К некоторым важным выходам (дни рождения, например) готовятся очень тщательно. Обязательна укладка, многие делают мейк-ап у визажистов. С нарядами не принято повторяться, каждая вечеринка уникальна. И здесь приветствуется сексуальность. Блестки, пайетки, перья. It’s Moscow, baby. Но и маленькое черное платье, если это Alaia, например, будет оценено по достоинству. И, конечно, каблуки.

Еще хочется сказать о трендах на ювелирные украшения. Здесь тоже есть своя мода, и иногда женщины похожи на обезьян, которые все друг за другом повторяют. Так, например, произошло с хорошими часами «Ролекс». Вроде отличные часы, но они у каждой второй. Или коллекция Alhambra компании Van Cleef & Arpels. Не сережки, так браслет, не в белом золоте, так в желтом. Почти у каждой есть что-то из этой серии. Та же история с ключиками на шею от Tiffany. В России принято женщинам украшения дарить и происходит, получается, некоторое соревнование даже не между девушками, а между их бойфрендами или родителями. Сколько сил и энергии это у всех занимает… Ну, а обсуждений хватает на месяцы.
Бижутерия за последний год приобрела большую популярность. Это, в первую очередь, разные колье на свитеры. Иногда эти колье стоят дороже некоторой ювелирки. Особый шик — смешать все: и бижутерию, и драгоценности. Конечно, для этого нужен вкус, иначе все это напоминает цыганщину. Но на тех, у кого получается, смотрится хорошо. Кстати, если мы заговорили о миксах — вещи масс-маркет (Zara,Topshop) тоже носят, но опять же, смешивая с дорогими. Все, как учат «правильные глянцевые журналы». Типа Татлера.
 

Обновлено 19/03/14 23:26:

Сколько нервных клеток отнял этот оплот гламура у бедных вторых половин. На одной из вечеринок на моих глазах мужчины объединились и начали всерьез обсуждать, как же Татлер мешает им жить. А все дело в том, что это просто Библия для их девушек и жен. Каждый номер просматривается от корки до корки. Конечно, никакие статьи и советы не читаются. Все дело в светской хронике, куда описываемой группе девушек хочется попасть, но ресурса все-таки не хватает. Ведь они не актрисы или телезвезды, не жены миллионеров, не дочери олигархов. Но очень стремятся этому мирку соответствовать, поэтому и цель (которую, вслух никто никогда не скажет, разумеется) — выглядеть, как те, чье фото печатают в Татлере.
Из общих тенденций можно еще выделить некоторую склонность жить напоказ. Есть желание удивить, и похвастаться, и показать, как у тебя все в жизни прекрасно. Поэтому часто покупаются модные вещи если не на последние деньги, то с некоторым напряжением для бюджета. То есть дилемма «что-то для квартиры или сумочка Шанель» разрешается девушками однозначно в пользу последней. Причем, тут не важен семейный статус.
Кстати, о нем. Замуж никто не торопится. Могут встречаться, даже жить вместе. Но раньше лет 26 мало кто задумывается об официальном браке. То же с рождением детей. Все больше тех, кто до 30 этого не делает. Хотя в России, даже в Москве, общество довольно консервативно, и родители начинают давить гораздо раньше. Вроде как «нормальная девушка» должна до 30 лет и выйти замуж, и родить ребенка. Но жизнь вносит свои коррективы. И мотивация не такая, как на Западе: «состояться, сделать карьеру», а: «куда торопиться, хочу повыбирать». Или: «не хочу жить на уровне ниже, чем мне могут обеспечить родители». Вариант: «заработать самой на такую жизнь» даже не рассматривается. То есть основной источник дохода — муж или родители. Вкалывать от рассвета до заката на работе — не история этих женщин.

Подпишитесь на наш
Блоги

Портрет типичной москвички

02:06, 20 марта 2014

Автор: malenkytroll

Комменты 186

Аватар

кто-нибудь это читал?? молодцы... не лень же...

Аватар

копить на... сумку. мне это непонятно. вещи должны оставаться вещами, и ты либо можешь их себе позволить не задумываясь, либо нет. вещи ради статусности - это мне тоже не очень понятно. все это как-то... слишком муторно, суетно и бессмысленно. но что я понимаю: я из Питера, а живу уже давно не в россии. так что подобные этюды для меня нечто сродни опусам структурной антропологии Леви-Стросса - ну, там о туземцах и не только.

Аватар

Помешались на шмотках, е-мое. Надела кофточку из трикотажа - все, голову с плеч! Надела сапоги - расстрелять! Сумка дешевая - презрительно отвернуться. Бредятина.

Аватар

фух классный пост! всегда интересно такое почитать! и да, как бы сплетницы не выставляли себя суперсекси и вамп (хотя таковые, несомненно, тоже имеются), большинство все-таки относятся к категории из первого абзаца: работа, дом, дети, время только на маникюр. ((

Аватар

Вы знаете...В целом все верно,но можно было короче.Тезисно.

Подождите...