Каковы взаимоотношения между модой и искусством – вопрос, не дающий покоя модным критикам и арт-экспертам последние несколько лет. Одни говорят о популяризации искусства посредством моды, другие с пеной у рта доказывают, что сотрудничество дизайнеров и деятелей арт-сцены есть ничто иное, как выгодный для обеих сторон маркетинговый ход, третьи же и вовсе полагают, что мода – это то же искусство, и подчиняется она аналогичным законам. Как бы там ни было, эти два феномена на протяжении многих веков идут рука об руку. Начиная с эпохи Ренессанса, в живописи большое внимание стало уделяться изображению нарядов. Поражают своим великолепием ансамбли на картинах Лукасов Кранахов. Невероятно реалистично изображены туалеты знатных дам и на полотнах маньеристов. Не секрет и то, что модные силуэты всегда отображали тенденции в искусстве своего времени. Например, в эпоху ар-нуво символом красоты считалась затянутая в жесткий корсет S-образная фигура с пышной высокой грудью и выдающимися назад бёдрами. А живопись кубистов поспособствовала появлению моды на шляпки-клош и длинные цилиндрические платья, придающие силуэту геометрические формы.
Между тем, революционным периодом стало начало ХХ века, когда в практику вошло тесное сотрудничество модельеров и деятелей разных стилей и жанров искусства. Так, Поль Пуаре начал переносить на ткани эскизы живописцев, первым из которых был Рауль Дюфи. А Эльза Скиапарелли при создании новых коллекций стала сотрудничать с такими художниками, как Сальвадор Дали, Жан Кокто, Марсель Верте, Жан Клеман, Кеес ван Донген и Кристиан Берар. Однако если в период своего появления коллаборации между домами моды и художниками носили скорее элитарный характер, то сегодня произведения искусств служат чем-то вроде набора культурных кодов, которые дизайнеры искусно вплетают в канву концепции представляемых ими брендов.

CELINE FW 2012
 


Над коллекцией Celine f/w 2012 года Фиби Фило работала, будучи беременной третьим малышом. Вполне возможно, что грядущие перемены в жизни дизайнера поспособствовали и пересмотру концепции бренда. Традиционные минималистичный крой и лаконичный дизайн нарядов от Celine Фило решила «оживить», соединив с разными направлениями современного искусства. Так, например, угловатые формы, выразительные фактуры и смелые композиционные решения этого пальто напоминают сооружения в стиле нового брутализма. А блоки белого, огненно-оранжевого, синего и верблюжьего цветов на чёрном фоне отсылают к живописи представителей абстрактного экспрессионизма. Быть может, источником вдохновения послужили картины американца Ньюмена Барнета или живопись цветового поля Кеннета Ноланда. Однако более вероятно, что главной отправной точкой стали творения латиноамериканского художника и инсталлятора Луиза Зербини, работы которого представлены в галерее мужа Фило Макса Виграма.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1999
 


 
Уникальное творчество Александра Маккуина чаще всего рождает у критиков противоречивые мнения об истинных взаимоотношениях между модой и искусством. Благодаря инновационному дизайну и концептуальным шоу каждая новая коллекция модного гения могла бы запросто претендовать на статус полноценной арт-выставки. И даже когда речь идёт об интерпретации чужих работ, Маккуин избегает банального цитирования, характерного для многих его коллег по цеху. Ярким тому примером является финал показа коллекции No.13 s/s 2013 года, когда канадская топ-модель Шалом Харлоу взошла на расположенную посреди подиума вращающуюся платформу, а два робота, установленные с двух противоположных сторон, поливали краской пышное белое платье из хлопкового муслина. Результатом этой операции стал принт, напоминающий работы американского абстракциониста Джексона Поллока. По словам Маккуина, идея с роботами родилась у него под впечатлением от инсталляции немки Ребекки Хорн, в ходе которой два ружья стреляли друг в друга краской кроваво-красного цвета, оставляя на стенах брызги в духе полотен того же Поллока.


RAF SIMONS FW 2008

 
Мода, как и искусство, призвана отображать действительность с помощью художественных образов или культурных кодов. Этим поспешил воспользоваться Раф Симонс, работая над мужской коллекцией f/w 2008 года для собственного бренда. Основной концепцией, по словам дизайнера, стало изображение взросления – непростого периода в жизни юноши, периода самоопределения и самоутверждения. Физическую составляющую этого этапа Раф Симонс попытался передать с помощью облегающих силуэтов, приковывающих внимание к телу, постепенно обретающему зрелые, мужественные формы. А для того, чтобы изобразить духовные переживания героя, дизайнер обратился к творчеству американского художника Марка Ротко, одного из апологетов живописи цветового поля. Подобно тому, как типичные для данного стиля абстракционизма цветовые поля выражают внутреннее ощущение формы без вмешательства разума, блоки разных оттенков на мягких топах призваны отобразить душевные проблемы юного мужчины с характерным ему эгоцентризмом и стремлением к самореализации.


JIL SANDER SS 2012
 


 
Завесу таинства над изумительным и таким загадочным миром женщин приоткрывает Раф Симонс в коллекции Jil Sander s/s 2012 года. Знаковые для Дома элитарность и аристократизм, утончённые формы и чистые безукоризненные линии на этот раз призваны подчеркнуть нежную натуру слабой половины человечества. Более глубокую интерпретацию женского характера дизайнер попытался передать с помощью искусства. Не случайно Симонс использует в коллекции художественные мотивы керамики Пабло Пикассо. Лаконичные конструкции кубистической манеры живописи позволяют не только добиться опредёленного эмоционального эффекта, но и дают возможность более глубокого изучения натуры и её пластического осмысления. Так, лицо с вазы легендарного испанского художника, изображённое на минималистичном топе, в движении приобретает разные очертания, обнажая тем самым различные грани женского внутреннего мира, а белоснежная, пышная юбка макси придаёт образу целостность и своеобразную монументальность.

ISSEY MIAKE FW 1997
 


 
Нет ничего удивительного в том, что авангардные модели японского дизайнера Иссея Мияке многим напоминают современные художественные произведения. Ведь западные мотивы дизайнер мастерски соединяет со старинными техниками, принятыми в его родной культуре, а моделирование одежды в Японии, как известно, всегда было и остаётся настоящим искусством. Ярким моментом в творчестве Мияке стало сотрудничество с дизайнером текстиля Макико Минагавой, известной своими смелыми технологическими экспериментами по созданию ткани. Например, в этом пальто из коллекции f/w 1997 года она использовала наслоение шерсти, шифона и ватина, на что дизайнера вдохновила техника изготовления кимоно, традиционная для периода Хэйан. Сочетание разных по цвету и фактуре тканей напоминает полотна корейского художника по имени Йонг Ро, в то время как свободный дизайн предполагает, что каждый раз потребитель будет играть с композицией и получать новые и новые результаты.

JEAN-CHARLES DE CASTELBAJAC SS 2002
 


 
Мультипликационные образы, украсившие этот наряд из коллекции Jean-Charles de Castelbajac s/s 2002 года – графика американского художника-концептуалиста Кита Харинга. В своё время его живые, кинетические рисунки, написанные мелом на рекламных щитах метрополитена, стали хитами нью-йоркской подземки. Дизайнер Жан-Чарльз де Кастельбажак собрал самые популярные идеи Харинга и разместил их на жёлтом облегающем платье ассиметричного кроя, обвивающем часть шеи, и обтягивающих леггинсах в тон, как будто пытаясь показать мучительную зависимость общества от современной поп-культуры. Впрочем, надежда на светлое будущее есть. Об этом свидетельствует объёмная аппликация в виде знакового рисунка «лучистого ребёнка» (Radiant Child) – американский художник, будучи фанатичным последователем внецерковного движения проповедников христианства «Движение за Иисуса», использовал этот образ как символ божественного начала. Следовательно, есть основания предполагать, что Кастельбажак не случайно расположил его в области живота.

MARNI FW 2010
 


 
Консуэло Кастильони – настоящая ценительница современного искусства. И доказательством тому является внушительный список коллабораций Marni с молодыми и влиятельными арт-деятелями, включая Клода Кайллола, Ким Гордон, Ричарда Принса и Питера Блейка. Но, пожалуй, одним из самых интересных проектов является сотрудничество итальянского модного дома с британским живописцем Гэри Хьюмом. На креативного директора Marni невероятное впечатление произвела абстрактная живопись художника, которая, по мнению Костильони, идеально подходила для того, чтобы передать дух коллекции f/w 2010. Как результат, упрощённые образы четырёх работ художника, выполненные в приятных приглушенных оттенках, украсили лаконичные топы из джерси гармонирующего с рисунками цвета. С одной стороны, они придают нарядам уникальный, художественный эффект, но в то же время не противоречат оптимистичной женственной эстетике бренда.

YVES SAINT LAURENT COUTURE FW 1966
   


 
В истории поп-арта 1960-е годы обозначились экспериментами его приверженцев с новыми медиа для изображения образов, заимствованных из массовой культуры. Ив Сен Лоран стал одним из первых дизайнеров, подставивших плечо своим творческим коллегам, посвятив их работам кутюрную коллекцию f/w 1966 года. Стоит заметить, лаконичные силуэты его платьев стали отличным бэкграундом для прогрессивных произведений современного изобразительного искусства. Так, к примеру, образное изображение профиля женского лица авторства Тома Вессельмана выгодно смотрится на фоне короткого коктейльного платья из шерстяного джерси чёрного и фиолетового цвета и блестящих жёлтых колгот. Впрочем, в этом образе есть и некая ирония. Ведь благодаря сочетанию всех колорблоков в сумме достигается эффект, похожий на полотна абстракционистов, в противоположность которым и возник поп-арт как направление искусства.


BALENCIAGA FW 2010


Удивительный и трудный для восприятия коллаж из разных по цвету, фактуре и текстуре блоков, заложенный в основу коллекции Balenciaga f/w 2010 года, имеет много общего с работами известного итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса. Футуристические объекты одного из основателей экспериментальной миланской группы арт-деятелей Memphis будоражат воображение и вызывают самые противоречивые, но неизменно яркие эмоции. Подобного эффекта добился и Николя Гескьер, создав для французского модного дома наряды, в которых удивительным образом сочетаются геометрические зоны из мягких пастельных, ярких и металлических оттенков, матовые поверхности гармонично уживаются с глянцевыми, а обладающий рельефной текстурой неопрен комбинируется с мягким кашемиром и гладкой кожей.

DIOR HOMME SS 2014 CAPSULE COLLECTION


Джексон Поллок вновь стал главным мотивом – на этот раз в капсульной коллекции Dior Homme s/s 2014 года. Широкие спонтанные мазки и брызги контрастных кораллового, синего, чёрного и белого Крис Ван Аш нанёс на строгие рубашки, пиджаки и вязаные свитера. Такое дизайнерское решение лишь с первого взгляда кажется необдуманным и малопредсказуемым. Подобно тому, как американский художник с помощью своих движений, силы гравитации и нужного потока краски контролировал создание своих, казалось бы, хаотичных работ, так и креативный дизайнер мужской линии именитого французского Дома предусмотрел грамотный баланс между знаковой для бренда элегантностью и беспорядком, свойственным духу времени.

Мондриан и YSL, 1965 г

Подпишитесь на наш
Блоги

Мода и плагиат

20:44, 14 марта 2014

Автор: malenkytroll

Комменты 22

Аватар

Интересная статья, но в первоисточнике читается намного приятнее, у них как-то более располагает к чтению, что ли)

Аватар

Терехов http://joinfo.com/images/mpa/2013/04/22/23/28045829.jpg&prefix=slider310&a=310&b=250 и Скьяпарелли http://media-cache-cd0.pinimg.com/736x/2e/bf/4d/2ebf4d9f18d78c5e77ad70f258000437.jpg

Аватар

все новое - это хорошо забытое старое

Аватар

Я думаю, именно сейчас современное искусство и современные тенденции в моде абсолютно совпадают простотой, провокацией и гениальным маркетингом (PR) ;-)

Аватар

Вообще я против ничего не имею: обе стороны выигрывают. Искусство в массы)

Подождите...