Контент опубликован пользователем сайта

Мода

Зачем художнику демоны

13
Зачем художнику демоны


Как и любая языковая система, мода не столько диктует какие-то тренды, как принято считать, сколько позволяет использовать себя для самовыражения. С другой стороны, использование этой языковой системы в больших количествах задействует более древнее правое полушарие мозга – считается, что оно отвечает за творчество – против левого, отвечающего за логику, что часто приводит к «неартикулируемым предложениям» на подиуме. «Трудно описать словами» – иногда не преувеличение модных блогеров, а реальная действительность. И если продолжать эту околонаучную спекуляцию, то вполне справедливо будет заметить: мода, как и любое творчество, претендующее на коммуникацию, по большому счёту только и делает, что проговаривается о разных перверсиях, подавленных автором. 


Правда, при этом, насколько бы эти личные перверсии и травмы не были шокирующими, и насколько бы «художник» не раскрывал свою частную жизнь широкой общественности для понимания своего творческого метода, то условие, что мода, прежде всего – индустрия по зарабатыванию денег, накладывает определённый отпечаток на восприятие работы художника. Насколько это действительно личные переживания, если вы готовы выставить их на продажу? – как бы спрашивает у художника общественность. Легитимизация демонов, терзающих рассудок, как и всегда в человеческой истории, происходит через смерть. Видите, я мёртв, – как бы говорит Александр Маккуин, – значит, я не врал. Это было действительно страшно.


 
Вот мы и произнесли это имя. А смерть, в свою очередь, только увеличивает ценность произведённого. 



Когда становится понятно, что не врал, когда становится понятно, что «действительно страшно», все хотят заиметь такую же фобию, манию и интересную перверсию в гардероб. Понятно, что художники бывают разные. Бывают рассудочные концептуалисты вроде Миучии Прады. Бывают сибаритствующие эротоманы, как Кавалли или Валентино. Бывают травестирующие, превращающие всё вокруг в карнавал, как Гальяно, или буржуазные конформисты, как Армани. А бывают и те, кто подобным образом заговаривает внутренних демонов. Тем более что индустрия тем и удобна: ты вроде бы заигрываешь с актуальными в этом сезоне потусторонними образами, а в это же время решаешь свои вопросы со страхом смерти и иррациональным ужасом перед темнотой, пауками или клоунами, как Гарет Пью.



Людей, которые решали свои психологические проблемы, выставив их на всеобщее обозрение и построив на этом успешный бизнес, немного, но они есть.
Во всём этом интересно другое. Будь «мода» (мы не случайно взяли слово в кавычки, ведь здесь нужно понимать, что у нас просто нет более адекватного термина для описания того, о чём мы говорим), как сто лет назад, привилегией богатых и знаменитых, любое высказывание о потустороннем воспринималось бы с осторожностью. Все любили Артура Конан Дойля, когда он описывал приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, но когда он увлёкся общением с астралом, это вызвало немало скептицизма среди прагматичной английской публики.

Но современная мода – привилегия не только богатых. Современная мода – часть поп-культуры. Часть массового сознания. А как писал Вальтер Беньямин, каждая новая копия уменьшает ценность оригинала. Поэтому, выпустив один раз демона на свободу, нарисовав на футболке череп или, что сложнее – безумным кроем разрушив один из основных предметов гардероба, художник должен понимать, что массовая индустрия не интересуется его личными переживаниями и тем, что он вкладывал в этот жест.
 
 
 
 
Массовая индустрия интересуется, как быстро и по возможности дешево это повторить, тем самым сводя личную греческую трагедию к набору пластиковых сувениров.
Осознание того, что твои мысли и чувства годятся только для повторения в розовом пластике, иногда гораздо трагичнее, чем сама детская травма, ставшая причиной невроза, ставшего уже причиной трагического жеста. Но и публика, глядя на эти пластиковые черепа, сваленные в коробку, тоже перестаёт чувствовать глубоко. Перестаёт осознавать трагедию.
 
 
 
 
И вот мы в мире, в котором даже страх смерти выполнен в доступных материалах и раскрашен руками вьетнамских детей. В случае с косметикой, которую рекламирует условная Шерон Стоун, ты не работаешь над собой, а покупаешь себе немного Шэрон Стоун в баночке. Так и с модой на тёмный романтизм: ты не столько переживаешь или, напротив, изгоняешь, страдая по-настоящему, сколько покупаешь себе немного прирученного зла. Очаровательного в своей беспомощности, беззубого зла. Безопасной, ненастоящей смерти.

Оставьте свой голос:

301
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

IceIce
IceIce

Это все не просто платья и юбки? О_о

malenkytroll
malenkytroll

IceIce, изображения птиц и птичьи перья во многих культурах имели сакральный смысл)

Balinta
Balinta

Прочитала как откровение. Спасибо.

YuRain
YuRain

как бы там не было его творения впечатляют. для меня он вообще БОГ индустрии моды

puffyduffy
puffyduffy

Странная статья, читала ее на bookmagazinerussia, по-моему автор смешивает couture и prêt-à-porter.

malenkytroll
malenkytroll

puffyduffy, в каком смысле смешивает? Речь идет о трендах. То есть череп, как пример, да? Так вот череп Вы можете обнаружить и на клатчах Маккуина, и на синтетических майках из страдивариус. Кстати, у Маккуина не было кутюрной линии.

Porcelain
Porcelain

malenkytroll, Как бы странно не звучало , но его некутюрные линии выглядят кутюрнее всяких Диоров и Шанелей .

IdaGala
IdaGala

Porcelain, абсолютно.

puffyduffy
puffyduffy

malenkytroll, иногда совы это просто совы.

princess_Kate
princess_Kate

пока читала было четкое ощущение что автор статьи писал своим размышления в темном фененебельном баре после пятого стакана виски и вместо кутюрной аналитики его повело в сторону разговоров поиска смысла жизни и мистических откровений

Tat-i-ana
Tat-i-ana

princess_Kate, ужасно неудобочитаемый текст, сплошные стилистические ухабы - язык сломаешь, мозг вывихнешь. )))

rozzita
rozzita

Похоже на любимого мной Аболенкина, большая редкость подобные посты на "сплетнике".

PiuMeli
PiuMeli

была на выставке Александра в нью-йорке, это было нечто...шедевральные платья!
он был гениальным художником

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Наталья Водянова о своем 35-летии: "Это два раза по 15 лет и еще 5"
Неделя моды в Милане: street style
Юлия Волкова вернулась из ислама в православие
Звезды фильма-победителя "Оскара-2017" "Лунный свет" снялись в рекламе Calvin Klein
Кейт Миддлтон приняла участие в открытии нового "Дома Роналда Макдоналда" в Лондоне
Рианна в пальто Chanel в аэропорту Нью-Йорка
Сергей Безруков в трейлере нового фильма своей супруги Анны Матисон "После тебя"
Холли Берри "избавилась" от платья Versace сразу же после "Оскара": купание обнаженной под луной
Сменила платье на бикини: Лотти Мосс провела день после "Оскара" возле бассейна
На "Оскаре" показали новый тизер сказки "Красавица и чудовище" с Эммой Уотсон в главной роли
Ученик превзошел учителя: Ким Кардашьян научила сына Сейнта делать селфи
Звезда сериала "Сплетница" Пенн Бэджли женился на певице Домино Керк
Джош Хартнетт и его подруга Тэмсин Эгертон во второй раз станут родителями
Битва платьев: Эмили Блант против Лили Коллинз
Эмма Уотсон, Люк Эванс, Дэн Стивенс и другие на премьере "Красавицы и Чудовища" в Шанхае
Кейт Миддлтон, принц Уильям, королева Елизавета II на приеме в честь начала года культуры Индии в Великобритании
Анна Седокова, Светлана Бондарчук, Олег Меньшиков и другие на закрытии недель "Оскара" в Москве
Почему вручившая Кейси Аффлеку статуэтку "Оскара" Бри Ларсон отказалась аплодировать ему