Как и любая языковая система, мода не столько диктует какие-то тренды, как принято считать, сколько позволяет использовать себя для самовыражения. С другой стороны, использование этой языковой системы в больших количествах задействует более древнее правое полушарие мозга – считается, что оно отвечает за творчество – против левого, отвечающего за логику, что часто приводит к «неартикулируемым предложениям» на подиуме. «Трудно описать словами» – иногда не преувеличение модных блогеров, а реальная действительность. И если продолжать эту околонаучную спекуляцию, то вполне справедливо будет заметить: мода, как и любое творчество, претендующее на коммуникацию, по большому счёту только и делает, что проговаривается о разных перверсиях, подавленных автором. 


Правда, при этом, насколько бы эти личные перверсии и травмы не были шокирующими, и насколько бы «художник» не раскрывал свою частную жизнь широкой общественности для понимания своего творческого метода, то условие, что мода, прежде всего – индустрия по зарабатыванию денег, накладывает определённый отпечаток на восприятие работы художника. Насколько это действительно личные переживания, если вы готовы выставить их на продажу? – как бы спрашивает у художника общественность. Легитимизация демонов, терзающих рассудок, как и всегда в человеческой истории, происходит через смерть. Видите, я мёртв, – как бы говорит Александр Маккуин, – значит, я не врал. Это было действительно страшно.


 
Вот мы и произнесли это имя. А смерть, в свою очередь, только увеличивает ценность произведённого. 



Когда становится понятно, что не врал, когда становится понятно, что «действительно страшно», все хотят заиметь такую же фобию, манию и интересную перверсию в гардероб. Понятно, что художники бывают разные. Бывают рассудочные концептуалисты вроде Миучии Прады. Бывают сибаритствующие эротоманы, как Кавалли или Валентино. Бывают травестирующие, превращающие всё вокруг в карнавал, как Гальяно, или буржуазные конформисты, как Армани. А бывают и те, кто подобным образом заговаривает внутренних демонов. Тем более что индустрия тем и удобна: ты вроде бы заигрываешь с актуальными в этом сезоне потусторонними образами, а в это же время решаешь свои вопросы со страхом смерти и иррациональным ужасом перед темнотой, пауками или клоунами, как Гарет Пью.



Людей, которые решали свои психологические проблемы, выставив их на всеобщее обозрение и построив на этом успешный бизнес, немного, но они есть.
Во всём этом интересно другое. Будь «мода» (мы не случайно взяли слово в кавычки, ведь здесь нужно понимать, что у нас просто нет более адекватного термина для описания того, о чём мы говорим), как сто лет назад, привилегией богатых и знаменитых, любое высказывание о потустороннем воспринималось бы с осторожностью. Все любили Артура Конан Дойля, когда он описывал приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, но когда он увлёкся общением с астралом, это вызвало немало скептицизма среди прагматичной английской публики.

Но современная мода – привилегия не только богатых. Современная мода – часть поп-культуры. Часть массового сознания. А как писал Вальтер Беньямин, каждая новая копия уменьшает ценность оригинала. Поэтому, выпустив один раз демона на свободу, нарисовав на футболке череп или, что сложнее – безумным кроем разрушив один из основных предметов гардероба, художник должен понимать, что массовая индустрия не интересуется его личными переживаниями и тем, что он вкладывал в этот жест.
 
 


 
 
Массовая индустрия интересуется, как быстро и по возможности дешево это повторить, тем самым сводя личную греческую трагедию к набору пластиковых сувениров.
Осознание того, что твои мысли и чувства годятся только для повторения в розовом пластике, иногда гораздо трагичнее, чем сама детская травма, ставшая причиной невроза, ставшего уже причиной трагического жеста. Но и публика, глядя на эти пластиковые черепа, сваленные в коробку, тоже перестаёт чувствовать глубоко. Перестаёт осознавать трагедию.
 
 


 
 
И вот мы в мире, в котором даже страх смерти выполнен в доступных материалах и раскрашен руками вьетнамских детей. В случае с косметикой, которую рекламирует условная Шерон Стоун, ты не работаешь над собой, а покупаешь себе немного Шэрон Стоун в баночке. Так и с модой на тёмный романтизм: ты не столько переживаешь или, напротив, изгоняешь, страдая по-настоящему, сколько покупаешь себе немного прирученного зла. Очаровательного в своей беспомощности, беззубого зла. Безопасной, ненастоящей смерти.

Подпишитесь на наш
Блоги

Зачем художнику демоны

20:30, 21 февраля 2014

Автор: malenkytroll

Комменты 13

Аватар

была на выставке Александра в нью-йорке, это было нечто...шедевральные платья! он был гениальным художником

Аватар

Похоже на любимого мной Аболенкина, большая редкость подобные посты на "сплетнике".

Аватар

пока читала было четкое ощущение что автор статьи писал своим размышления в темном фененебельном баре после пятого стакана виски и вместо кутюрной аналитики его повело в сторону разговоров поиска смысла жизни и мистических откровений

Аватар

Странная статья, читала ее на bookmagazinerussia, по-моему автор смешивает couture и prêt-à-porter.

Аватар

как бы там не было его творения впечатляют. для меня он вообще БОГ индустрии моды

Подождите...