Вчерашний показ Dior вызвал неоднозначную реакцию. Одни назвали коллекцию классической и элегантной, другие - скучной и "никакой". Многие оказались не довольны тем, что не было привычных для Дома роскоши и максимализма. Пост о том, что сам Кристиан Диор далеко не всегда создавал платья с пышными юбками, кринолинами, корсетами и сложносочиненными отделками. Диор, человек невероятно разносторонний и многогранный, стал искать новые формы для своего искусства практически сразу после триумфа по обе стороны Атлантики. Уже весной 1948 года он выпускает коллекцию Envol (с фр. - взлет), а вслед за ней – продолжающую модный эксперимент Zigzag (с фр. - зигзаг). При всем уважении к новаторству new look, его и формы, и содержание – по большому счету – достаточно классичны и привычны. Жакет выглядит как жакет, платье – как платье, воротник – как воротник. В 48 Диор начинает экспериментировать с архитектурой кроя, наделяя свои платья деталями, делающими из них скорее арт объекты, нежели утилитарные изделия легкой промышленности.

Не изменяя (еще пока!) любимому силуэту с акцентом на талию, Диор заворачивает юбки и воротники в сложные конструкции, похожие на оригами. Застроченные складки и сгибы на платьях, выполненные из плотной ткани, хорошо держащей форму, нередко выдавались на пару десятков сантиметров – Диор увидел в них сходство с крыльями.

image

Сложные асимметричные складки и плоские жесткие драпировки, вышедшие из мастерской Дома Диор доказывают: платье может быть сколь угодно смелым и даже сумасшедшим, но обязано оставаться элегантным. Действительно, очень часто классические образы выглядят слишком консервативно, несовременно, скучно и даже уныло. В 48 году Диор создал образы, выглядящие столь же изысканно, как платья-цветки new look, но при этом гораздо более смелые и новаторские. Отдельно отмечу, что интерес Диора к необычным формам не случаен. Это сейчас он – апологет классики и вечных ценностей. Но в свое время Диор уж точно больше тяготел к актуальному искусству – как галерист он выставлял Матисса, Пикассо, Дерена. Так что хороший вкус и нафталин – совсем не обязательно должны идти рука об руку. В следующем, 1949-м году Кутюрье продолжает работу со сложным конструктивистским кроем. Коллекция Trompe l'Oeil(с фр. – обман зрения) иллюстрирует неугасающий интерес мастера к оптическим иллюзиям кроя. Например, Диор предлагает юбки, выполненные из двух частей: внешняя – широкая, декорированная фиксированными складками и застроченными драпировками, и скрытая – узкая, точно по фигуре.

image

image

Широкие воротники, объемные детали кроя на груди визуально существенно искажали истинное положение вещей. Все это великолепие, напомню, выполнялось из довольно плотных тканей, отчего платья и правда напоминали архитектурные конструкции. На рубеже 1949-50-х годов Диор выпускает знаковую для себя коллекцию Milieu du Siecle(середина века). Он считал, что живет в эпоху перемен и стремился создать новые модные формы, отражающие идеалы меняющегося мира. Этой коллекцией он подводит итог своему увлечению авангардным кроем. По большому счету, в моделях этой коллекции модельер соединил все то, что интересовало его последние пару лет: модели, состоящие из двух частей (видимой и невидимой), архитектурный крой, экстравагантная подача привычных предметов одежды.

И поскольку платья правда больше похожи на музейные экспонаты мне, например, очень любопытно, как чопорные дамы из высшего общества решались на покупку новинок? Наигравшись в авангард и архитектуру, Диор начинает эксперименты с более привычными формами и линиями кроя. Шесть последующих коллекций он, не мудрствуя лукаво, называет именем доминирующей линии кроя: Verticale line (вертикальная линия), Oblique line(косая линия) , Naturelle or Oval line (естественная или овальная линия), Longue line (удлиненная линия), Sinuous line (извилистая линия), Profile(«фасонистая» линия, прошу прощения за мой французский). Вот чем одно отличается от другого: • Verticale. Диор продолжает работу с оптическими иллюзиями. На сей раз его интересует создание более вытянутого силуэта. Для этого он включает в коллекцию модели из тканей в складку, плиссе, декорирует платья узкими вертикальными деталями – воротниками, строчками, защипами.

• Oblique. На это раз модельера интересуют более мягкие и женственные линии. Он вводит в моду широкие шалевые воротники, овальные вороты, скошенные застежки, имитирующие запАх.

image

Отдельное восхищенное Ах! Вызывают модели жакетов и пальто, хитро скроенные как будто крест-накрест. Также мастерство исполнения подтверждает такой момент – крученые линии платьев и жакетов шились не из податливых и пластичных шелков, а из плотной шерсти! • Naturelle or Oval. Пожалуй, одна из самых знаменитых – конечно, после new look - коллекция Дома Dior. Идея Кутюрье была в том, чтобы создать одежду, по силуэту максимально приближенную к естественным контурам женской фигуры. Поскольку в те года наличие талии и бедер у женщины обществом еще не осуждалось, то оказалось, что больше всего естественные линии тела похожи на два овала. Это первая коллекция Диора, состоящая из зауженных юбок. Чтобы усилить «овальность» линий одежды, Диор отказывается от выпуклого декора, например, жакеты с отрезной баской он заменяет на лаконичные болеро с мягкой линией плеча. Любимая забава модельера – создавать юбки с двойной линией талии: одна на месте, другая завышенная.

• Longue. Любимая коллекция великого Кутюрье. После экспериментов с дробной формой (когда вещи кроятся из большого количества деталей) и маленькими предметами одежды и деталями кроя (жакет болеро и короткий рукав), Диор увлекается удлиненными «взрослыми» линиями. Он пробует создавать вещи, скроенные из минимального количества составных частей. Силуэт больше не дробится по линии талии отрезными вставками или поясом. Зато вертикаль силуэта подчеркивается с помощью застежек (длинного ряда пуговиц), декоративных швов, узкого ворота.

• Sinuous и Profile. Диор возвращается к сложному, многосоставному крою . Он предлагает модели из мелкого плиссе, задрапированные на животе и на груди наподобие запАха. В весенней коллекции модельер использует тонкие и податливые ткани, зимой пробует драпировать более плотные. Поскольку из плотные материалов получить мягкие драпировки практически невозможно, Диор складывает воротники и детали отделки в графические заломы. Эти коллекции появились за год до коллекции Tulip, и, возможно, вдохновили Кутюрье на ее создание – он пробует создать формы цветка с помощью кроя, а также использует ткани ярких и пастельных цве-тов, близких к тем, какими бывают настоящие цветы. К тому же, модные критики новые формы силуэта «Открытой линией тюльпана».

Вдоволь поработав над созданием платьев-цветов, в 1954 году Диор делает резкий модный поворот, практически отказываясь от собственных нововведений. После традиционной для себя коллекции Muguet, он представляет на суд изумленной публики работу, получившую название H-line (от англ. haricot vert — «зелёная фасоль»). Журналисты тут же окрестили ее flat look — «прямой взгляд».

Казалось, произошло невероятное – Кутюрье, более всего воспевавший утрированную женственность, подчеркнутые формы, красоту женщины в ее принципиальной непохожести на мужчину, предъявляет новый тип красоты. Худая, без талии, с узкими бедрами и довольно плоской грудью. Конечно, в главном Диор остается верен себе – его идеальная женщина по-прежнему ухожена, шикарна, полна чувства собственного достоинства. Но вальяжная, неспешная роскошь в стиле затянутых корсетов и пышных кринолинов уступает место более динамичному, практичному и современному шику. Диор впервые пробует отказаться от акцентированной талии и сложно драпированного кроя и представляет лаконичные костюмы, состоящие из прямых юбок и удлиненных жакетов. Конечно, даже работая на территории, на которой хозяйкой всегда считалась Габриэль Шанель, Диор остается самим собой – воротники жакетов по-прежнему кроятся в виде сложных узлов, драпировок и закрученных шарфов. Да и материалы, которые предпочитал Диор, Шанель вряд ли бы одобрила – она находила плотную шерсть, бархат и тафту тяжелыми и старомодными. Поскольку представленные образы были действительно новыми – не только по формам силуэта, но и по настроению и смыслу – журнал Time остроумно прозвал коллекцию Second Look.

image

1955 год проходит под знаком новых эстетических идеалов. Диор продолжает «продвигать» в массы геометрический крой – сначала коллекцией A-line, затем - Y-line. Если коллекция Н была встречена публикой именно так, как всегда встречают что-то действительно новое – со смесью интереса, опасения и недоверия, - то к выходу А- коллекции публика вновь была у ног великого художника моды. После радикального отказа от подчеркнутой талии, Диор предлагает условно компромиссный вариант: узкие плечи, свободная талия, широкие бедра. Собственно, силуэт, напоминающий букву А. для усиления эффекта «А-образности» Диор комбинирует жакеты с покатой линией плеча из гладкой ткани с А-образными юбками в широкую складку.

Впрочем, особенно смелым своим клиенткам дизайнер предлагает носить две А-образные вещи сразу: А-образный, сильно расклешенный от подмышек жакет и такую же юбку.

Любопытно, что именно в 1955 в Дом Dior по приглашению Кристиана ассистентом приходит совсем молодой Ив Сен Лоран - поклонник чистых линий кроя. Не исключено, что именно он поддержал мас-титого Кутюрье в попытке серьезно обновить характер коллекций. Зимой 1955-го Диор наносит по визуальной эстетике new look последний и самый серьезный удар – он представляет коллекцию Y-line, основной темой которой становится расширенная линия плеча.

Акцентированные и расширенные плечи! У Dior! Этого флагмана истинной феминности. Неслыханно! Впрочем, пресса быстро успокоилась, поняв, что это опять не более, чем игра с визуальной формой. Да, плечи стали шире, но для образа в целом это осталось такой же деталью, как похожие на оригами складки и воротники коллекций 1948-го и простые линии коллекции Longue.

Диор не изменил себе в главном: его идеал – все та же роскошная светская львица, не жалеющая сил, времени и денег на то, чтобы превратить себя и свою жизнь в произведение искусства. Да, он поднял линию талии, заузил бедра (большинство моделей юбок были зауженными) и расширил плечи. Но женщину-цветок он воспевать не перестал. На месте остались знаменитые складки, драпировки, объемные воротники. Не изменил Диор и любимым роскошным тканям – он выбирал все те же бархат, тафту, органзу, плотную шерсть. Два последующих года (неожиданно оказавшиеся последними в его жизни) Диор уже не столь радикален в своих экспериментах. Он возвращается к округлому крою и про-славившим его силуэтам. Коллекции Fuseau и Aimant и по настроению, и по силуэтным решениям были гораздо ближе к new look, нежели к новаторским «буквенным» образам. В 1956-м Диор создает последнюю коллекцию, посвященную поискам новых лаконичных приемов в крое. Дизайнер нарекает ее Fleche (с фр. - стрела). Как несложно понять из названия, на сей раз автора интересует визуальное построение удлиненного, узкого, будто бы устремленного вверх силуэта. Он практически отказывается от любых деталей отделки - даже столь любимых им застроченных крупных складок и уж, тем более, от объемных драпировок. Диор отдает предпочтение лаконичным, чуть приталенным, жакетам, узким юбкам-карандашам и простым платьям-футлярам.

image

Интересно, что сам Диор говорил, будто бы на создание этой коллекции его вдохновили моды первой четверти XIX века. Что ж, нет оснований подвергать его слова сомнению, но видимо, вдохновение не всегда означает буквальное копирование, ведь силуэты Жозефины в костюмах Диора угадываются с трудом. Увы, нам не дано узнать, как дальше развивался бы его модный гений, не оборвись его жизнь внезапно в 1957 году. Очень может быть, что он, как человек, прекрасно чувствующий время и любящий новое, вписался бы в эклектичную модную историю второй половины XX века. А , может, напротив, ему было комфортнее в мире haute couture для узкого круга посвященных и он не был бы счастлив в мире поддельных сумок и скопированных друг у друга образов. Этого мы никогда не узнаем. Зато мы имеем возможность наслаждаться его шедеврами, помня при этом, что пресловутых new look – лишь часть его дизайнерского гения. Бесспорно, самая известная, но не единственная. Пост о new look в коллекциях Dior 1947-1957 http://spletnik.ru/blogs/moda/47534_jadore_dior/

Подпишитесь на наш
Блоги

История Dior 1948-1957

17:21, 3 марта 2012

Автор: artandfun

Комменты 15

Аватар

Вы прекрасный рассказчик)

Аватар

спасибо автору за пост. а одежда очень красивая и до сих пор актуальная. я бы и сейчас с удовольствием такие вещи носила.

Аватар

Стиль, силуэт, облик от Dior всегда был узнаваем. Да, время идет, все меняется, но главную концепцую такого гениального Дома изменять нужно более деликатно

Аватар

На многих дамах, если не ошибаюсь, корсеты. Еще наши мамы в "грации" облачались, живучим оказался предмет туалета :) А еще тогда - соглашусь - модели демонстрировали одежду. Были ходячими манекенами. А секс-символами служили совсем другие женщины. Хоть пин ап взять - не мощи, не скелетики, а вполне себе фигуристые дамы. Беда нашего времени в том, что телосложение гюрзы пропагандируется именно как секс-символ, причем жестко, с прессингом СМИ. А телосложение гюрзы - высокая, худая, без талии и бедер женщина - привлекательна только для одного типа мужчин.

Аватар

слушайте, чего это все ругают сегодняшний фэшн за худобу моделей? вы на диоровских посмотрите - тут многие за швабру могут спрятаться, ножки-ручки палочки, а бёдра присутстствуют только из-за затянутости талии и кроя подчёркивающего

Подождите...