В последнее время тема "русского стиля"стала как-то очень популярна. Я недавно делала материал о том, как с русским вопросом у дизайнеров, причем не только в столицах, но и по всей стране. Часть наблюдений предлагаю вашему вниманию. К национальному наследию у нас отношение примерно как к провинциальному происхождению – его то тщательно скрывают, как постыдный недуг, то нарочито выставляют напоказ, превращая в китч. Советская мода поставляла на экспорт ожидаемый аттракцион в стиле matrioshka – длинные сарафаны (однотонные красные или с пестрым цветочным рисунком), неотличимые от музейных экспонатов, кокошники, объемные меховые шапки, много блестящей отделки «под золото».

Неудивительно, что, насмотревшись на эту «хохлому», иностранцы всерьез верили, что медведи до сих пор ходят по Красной площади. Печально, что такое же однобокое представление о «русском стиле» характерно и для тех, кто родился и вырос на одной шестой части суши. Тем не менее, в последние годы русская мода поднимает голову и обретает более цивилизованные формы. Многие дизайнеры (например, Александр Терехов или Кирилл Гасилин) выпускают оде-жду, которая вполне соответствует уровню европейских или американской недель моды – она современна, носибельна, модна и не вызывает прилипчивых ассоциаций со штампами «красный цвет, мех, богатая отделка». а некоторые модельеры выбирают еще более сложный путь и пытаются найти небанальное воплощение русской идеи, благо источников вдохновения в нашей культуре – на любой вкус и любой стиль. Очень интересна попытка соединить достаточно противоположные категории – традиционные русские «костюмные» ценности и минимализм. Непрямые цитаты национального костюма можно найти в коллекциях питерского дизайнера Олега Бирюкова (бренд ВIRYUKOV), который считает, деликатное использование в одежде лишь отдельных элементов национального костюма, цветовых сочетаний, силуэтов более актуальным, чем буквальное использование русской тематики. Например, длинное летящее платье очевидно напоминает традиционные «нижние» рубашки, которые женщины надевали под сарафан.

при этом, выбирая узнаваемый крой и силуэт, дизайнер воздерживается от «усилителей вкуса» - красного цвета, вышивки, ярких броских аксессуаров и т.д. и получается современное платье, которое легко вписать в контекст реальной жизни. Другой способ – выбрать, напротив, достаточно яркие цвета (золотистый, характерный для византийской мозаики), броский орнамент и дать им сыграть главную роль, оставив силуэт предельно простым и лаконичным.

Одним словом, демонстрируется тонкий вкус и чувство меры: концепту «надену все лучшее сразу» противопоставляется выборочность и сдержанность. Подача одежды и образы моделей также непривычно скромны – броский макияж (красная помада, интенсивные румяна) и сложносочиненные прически уступают место естественности и легкости. Это также принципиальный вопрос для дизайнера, решительно отвергающего для себя вульгарность, пошлость и неприкрытую сексуальность. Следующий момент культурного наследия, который можно угадать во многих кол-лекциях – это сказки. Самый тиражируемый образ – Снегурочка. Он же, впрочем, самый банальный и предсказуемый. Гораздо более интересные источники вдохновения – образы лесных фей, русалок, героинь сказок Бажова или картин Васнецова. Причем источником вдохновения совсем не обязательно должны быть только женские образы – мужские фигуры (богатыри, лешие, колдуны, сказочная нечисть) ничуть не менее колоритны. Для воплощения подобных сказочно-былинных историй минимализм уже, конечно, не подойдет – понадобятся активные средства художественной выразительности. Например, сложные рисунки и принты, похожие на витиеватые растительные орнаменты, текучие силуэты, сложные цвета и цветовые сочетания, многослойность, ткани с активной фактурой. Много подобных сказочно-интеллектуальных образов в коллекциях Алены Ахмадуллиной.

Ее почерк – это сочетание броского и сдержанного, сложного и простого, тра-диционного и современного. Например, непременный для русского образа мех в коллек-циях под маркой alenaakhmadullina подан современно, свежо и без обычного в таких случаях пафоса и пиетета. Мех красят, стригут, комбинируют с кожей и текстилем. Из не-го шьют не огромные шубы в пол, которые нередко превращают женщин в монументальные колонны, а легкие пальто и жакеты, которые смотрятся одновременно элегантно и просто.

Еще один полюс, который в последнее время активно развивается и вызывает все больший и больший интерес – этно мода, создание одежды и аксессуаров с использованием традиционных материалов (например, тканей), а также символов национальной идентичности. Например, в Перми не первый год проводится фестиваль, основная идея которого – «показать все направления этнического стиля в одежде, начиная с аутентичного и реконструированного костюма и заканчивая футуристическими, фантастичными произведениями художников, модельеров, дизайнеров, стилистов. Основные критерии при выборе коллекций для фестиваля ЭТНОМОДА: красота, органичность, экологичность» (из пресс релиза фестиваля). Конечно, большинство из представленных на фестивале коллекций скорее фантазийны и театральны, однако некоторые идеи вполне можно вписать в реальную жизнь. Например, коллекция МЕКСИКАНСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ дизайнеров из Екатеринбурга Татьяны Нечаевой и Эльмиры Гусейнхановой выполнена как раз на стыке эт-но и современности – обычные майки и футболки украсили традиционными символами коренных обитателей Южной Америки.

image

Также совершенно без проблем можно вписать в любой современный гардероб украшения, которые выполнены в знаменитом Пермском зверином стиле. Литые изделия, воплощающие представления о сверхъестественных силах и существах, ритуалы и праздники, о взаимоотношениях человека и природы известны еще с конца XIX века – уже тогда они стали объектом коллекционирования и изучения. Сегодня музейная ценность подлинных изделий Пермского звериного стиля неоспорима – например, немалое их количество находится в Государственном Эрмитаже. А пермские художники (например, Инна Рогова, Наталья Корчемкина и Юрий Шикин) создают как точные копии исторических подлинников, так и самостоятельные произведения искусства из латуни и керамики, вдохновленные древними сюжетами.

Новое понятие, которое раньше редко рифмовали с русским стилем - экологич-ность. Для многих дизайнеров становится принципиальным использование только натуральных материалов. Яркий пример – волгоградская компания «Ж’ан и Параскева», которая формулирует свое кредо следующим образом: "Модные дизайнерские идеи, актуальные тренды в гармоничном сочетании с природной чистотой натуральных тканей и оригинальными шкодными решениями" (цитата из пресс релиза марки). На практике это означает, что группа энтузиастов де-лает одежду действительно оригинального – но носибельного! – дизайна из качественного льна, которая практически не деформируется и не растягивается при носке. Может, это и есть новое воплощение русской идеи в стиле – показать миру, что русские способны создавать красивую модную одежду без матрешек, бабалаек и хохломы? Собственно, дорогие дамы, вопросы к вам такие: 1. для вас русский стиль - это именно узнаваемые штрихи (косы, яркие цвета и т.п.) или минимализм и иже с ним - тоже варианты 2. кто-то, кроме Ульяны и ее подруг может, по вашему мнению, олицетворять стиль a la russe?

Подпишитесь на наш
Блоги

Стиль a la russe - Сергеенко единой?

22:29, 19 февраля 2012

Автор: artandfun

Комменты 30

L

красивый текст

Аватар

Ульяна, конечно, неплохо все обставила, НО! Блин, по мне, так у нее отлично получилось, в конце концов, не одними же павлопасадскими платками ее коллекция едина. Выглядит все очень даже занимательно, по крайней мере на ней. Куда интереснее плюшевых костюмов Маши Цигаль и футболок с надписями, которые я кол-ве 100 штук могу только за час придумать, от Добряковой, кажется.

_

Чем выигрывает Сергеенко так это отсутствием андрогиности в дизайне одежды. Все очень женственно. Подчеркнута стройная талия, грудь, общий силуэт. Пусть модели платьев похожи одно на другое, но смотрятся они красиво.

Аватар

А почему русские дизайнеры так упорно пытаются выехать на "русском стиле"? Это то же самое, если американские дизайнеры упорно продвигали ковбойский стиль, ну и другие авторы пытались бы создавать вещи по мотивам того, что было в их странах модно 200 лет назад. Неужели наши не способны создать что-то стильное, современное, без каких-то национальных мотивов?

Аватар

У Бирюковой интересные модели. Сдержано, не доведено до максимума, но да, угадывается а-ля рюсс.

Подождите...