Контент опубликован пользователем сайта

Мода

Интервью Франсуа Лесажа

21
Интервью Франсуа Лесажа

Франсуа Лесаж: Кутюру уже 140 лет, это такая старая леди. И Дом Lesage обслуживает ее уже 85 лет

Человек-эпоха, владелец и бессменный глава старейшего парижского ателье вышивки о том, как изменился кутюр за последние 50 лет.

Кутюрье – понятие отнюдь не французское, а чисто парижское. Это единственный город в мире, где можно позвонить вышивальщице или мастеру по работе с перьями и сделать заказ. Все эти ателье возникли в конце 19 века с появлением haute couture, который создал Чарльз Фредерик Ворт. До него все ходили одеваться к портному, а он стал делать коллекции и предложил особую презентацию вещей, ставшую прообразом кутюрного показа. Ворт основал свой дом моды в 1870-х, и в 1895 году на haute couture работало приблизительно 1000 человек, которые превращали платья в уникальные произведения искусства. По сути, с тех пор ничего не изменилось: и сегодня haute couture жив только благодаря кутюрным техникам.

И среди них вышивка?

Конечно. Лично я считаю, что вышивка – это второе по значимости и давности ремесло в мире после «древнейшей профессии». Люди всегда хотели отличаться друг от друга. Первой иголкой, наверное, была рыбная кость. У некоторых племен Африки развита даже вышивка по коже, так называемая скарификация. Даже тату. В людской природе заложено то, что нужно не быть таким, как все. Французы даже так интерпретируют свой знаменитый лозунг. Они говорят: «Свободе – да! Братству – да! Равенству – нет!» Ведь равенство – это так скучно.

1955, Pierre Balmain

Ваша карьера – это буквально история haute couture. Как давно вы работаете?

Я начал работать 62 года назад, в Голливуде времен расцвета кино. Я одевал еще Марлен Дитрих.

Вы шили для нее одежду?

Нет, я делал для нее вышивки. На самом деле в Голливуде я просто учил английский язык: мой отец послал меня туда после колледжа. Моя крестная мама заправляла там одним домом моды, очень важным в то время. Именно они первыми начали показывать коллекции под музыку – под аккомпанемент фортепиано. Я позвонил своему отцу и тот выслал мне некоторые образцы вышивок из Парижа. Я нанял кубинских мастериц и открыл в Голливуде ателье.
В 50-х я вернулся, потому что умер мой отец, и мне пришлось заняться делами парижского ателье. Моя мать была ассистенткой Мадлен Вионне. Сейчас, кстати, в Париже проходит ее выставка. Вы ее видели? Это просто торжество Lesage. 100 процентов всего сделано у нас. Впрочем, так же, как и у Скиапарелли.

Работа Дома Лесаж для Эльзы Скипарелли

Вы были лично знакомы с Эльзой Скиапарелли и Мадлен Вионне?

Нет, я не был знаком с мадам Вионне: она закрыла свой дом моды в 1940 году, сказала, что не хочет обшивать нацистов. Но я работал с мадам Скиапарелли, месье Баленсиагой, месье Диором, месье Сен Лораном, месье Лакруа, когда тот работал у Жана Пату. Тогда к кутюру относились иначе, чем сейчас. На выставке мадам Вионне есть ее цитата: «Haute couture нужен не для того, чтобы мечтать, а для того, чтобы одевать».

Lesage для Balenciaga

Lesage для Lacroix

А как все происходило в 50-х годах, когда еще не существовало прет-а-порте?

Все было совсем по-другому: тогда был haute couture и ничего больше. Уличной моды не существовало. Зато кутюрные наряды покупали не только миллионеры, но и буржуа, жены докторов. И даже богатые люди покупали вещи на несколько сезонов. Показы мод проходили 2 раза в год. Было два сезона: осень и весна. Между ними кутюрье показывали еще две маленькие коллекции: летнюю и зимнюю, где были представлены коктейльные и вечерние платья. Количество луков в больших коллекциях иногда достигало 300. На показах тогда можно было увидеть все те вещи, которых сейчас в haute couture практически не шьют: пальто, плащи. Дефиле длились по 2 часа. Все происходило в тишине, просто оглашали названия нарядов: «Цветы Парижа», «Париж» или просто «Платье номер 199».

1952, Christian Dior 

Сейчас кутюрье больше не показывают, как некогда Ив Сен Лоран коллекции на 250 луков. Да и самих кутюрье тогда было несравненно больше. Зато сейчас представляется не только haute couture, но и prêt-a-porter. Их шьют из одних и тех же материалов, их представляют одни и те же модели. Разница минимальна и она состоит только в процессе и качестве изготовления.
В 1968 году началась эра прет-а-порте, однако все равно нужно было иметь представление от том, как все устроено. А потом настал период, когда мода просто умирала. У Жан-Поля Готье была превосходная вышивка на платье. Он ее закрасил, чтобы уничтожить.

Lesage для Yves Saint Laurent

А как обстоят дела сегодня?

Сейчас в мире моды все изменилось. Сегодня haute couture вдохновляет pret-a-porter или же утверждает его?! Это вопрос! Изменения коснулись всего, даже нашего ремесла. Раньше оно считалось привилегированной, закрытой профессией. Поэтому я и организовал в 1992 году школу вышивки – для того, чтобы этому ремеслу могли научиться многие. Сейчас же в эпоху интернета секреты haute couture часто не являются секретами. Раньше медиа не имели такой силы. Клиенты сидели в первом ряду, а пресса сидела высоко на ступеньках, чтобы журналисты не могли делать зарисовки моделей. Сегодня же пресса сидит впереди, а клиенты сзади. Ведь в наше время мода стала поддерживающим фактором для продажи духов, аксесcуаров и прочего.
Вдобавок, мода стала меняться невероятно быстро. Сейчас для Chanel мы работаем над 8 коллекциями в год, так что уже становится непонятно, где сезон зима, а где лето. Впрочем, у Lacroix или Chanel еще можно увидеть настоящий кутюр. У Dior, например, уже нет. Полагаю, месье Арно требует, чтобы Джон поутих со своими представлениями.
Невероятно тяжело создавать коллекции haute couture с инвесторами, которые хотят заработать деньги. Они все портят. Однажды, когда я показал эскизы одному испанскому дизайнеру, он сказал, мне: «Ты знаешь, что в Dior собираются продавать скатерти и домашний декор?» Может, когда-то они будут продавать ветчину от Dior.

Что вы думаете по поводу сегодняшних финансовых трудностей некоторых домов моды?

Это происходит не впервые. Мир кутюра всегда остро реагировал на войны и финансовые кризисы. Когда мне было 15 лет, Скиапарелли обанкротилась, Мадам Гре обанкротилась. В то время вопрос финансирования стоял очень остро. То же сейчас: возьмите ситуацию с Кристианом Лакруа. У него сейчас большие проблемы, именно потому, что Лакруа – это не торговая марка, а кутюрье. И проблема Кристиана Лакруа как раз в том, что эра total look прошла. Вы молоды, но, может быть, знаете, что в 70-х, 80-х все носили только total look: если женщина надевала вещи от Ив Сен Лорана, то это был только Ив Сен Лоран. Тогда царила простота. У меня немного ностальгия по тем славным временам. Впрочем, всегда чувствуешь ностальгию по тем временам, когда был молод.

House of Lesage  для Yves Saint Laurent

Одним из главных ваших заказчиков сегодня является Chanel. Расскажите, как вы работаете с Карлом Лагерфельдом?

Все, что делает Карл, хорошо. Его действительно можно назвать «хранителем традиций». Он просто уникальный человек. Сейчас, когда он уже почти 25 лет руководит Chanel, он развивается вместе с этим Домом моды. И просто добавляет немного себя в каждую коллекцию.
Карл никогда не наведывается в ателье. Он передает фотографии, книги, которые его вдохновили. Но и мы не дремлем. Вот, например, бразильский дизайнер Беатрис Милазес провела выставку своих работу в фонде Cartier. Карл был там, но и Эмили (правая рука месье Лесажа) тоже там была – всегда бывает там, где Карл покупает книги. Он, кстати, покупает их несметное количество. Именно Эмили сказала мне о том, что Карл уже смотрел книгу на выставке Беатрис Милазес. Тогда мы сами начали работать над новыми вышивками, зная, что Карл их видел. Его может вдохновить все, что угодно, и нам важно уловить это настроение.

Lesage для Chanel

Но при всем этом Лагерфельд – дизайнер нового времени. Всегда существовало два вида кутюрье: один с ножницами, а второй – с карандашом. Мадлен Вионне и Кристобаль Баленсиага были архитекторами моды, кроили и шили самостоятельно. На их фоне Кристиан Диор был просто стилистом. Это большая разница. Когда ты творец и непосредственно работаешь с материалом, то должен думать о том, какую он примет форму. А если в твоих руках только карандаш, то ты можешь нарисовать все, что угодно. Вспомните коллекцию Ив Сен Лорана с птицами Брака. Это легко нарисовать, но трудно воплотить в жизнь.

Но вы все же это делаете.

С вышивкой можно сделать все. Руками можно сделать все. Все, что можно сделать с тканью, можно сделать техникой вышивки.

Видео, как делали вышивку для Chanel  в  Maison Lesage

Обновлено 30/01/16 22:51:

Автор: Дарья Шаповалова, Париж,2009,
специально для ТОП 10

Оставьте свой голос:

774
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

adali
adali

Видео шикарное!

Elenbel
Elenbel

Спасибо

ShikolaD
ShikolaD

Спасибо за пост. Я всегда разглядываю вышивку и обувь на всяческих показах и неделях моды. И тут такая красота

Tokyoriga
Tokyoriga

На выставке Готье я с огромным удовольствием смотрела на ручную вышивку в одном из залов. Это произведения искуства, как картины мастеров. Я не ручаюсь, что все, но многое было из мастерской Lesage.

thatwoman
thatwoman

Видео просто волшебное!

khali
khali

Гениально, шедеврально, и тп!
Истинно высокая мода.
Стыдно что последних обсуждаемых мадам туда же причислили, рядом не стояло...

X-tina
X-tina

Вот это я понимаю, детали!

FFFTTT
FFFTTT

очень интересно, спасибо за пост! Правда, в таких фантастических нарядах хочется видеть только сказочных красавиц. А не х-ногих итить-герл, для которых жакет с вышивкой Lesage всего лишь очередная шмотка в бесконечном потоке "шонелей".

manja-u
manja-u

FFFTTT, жаль, что можно поставить один плюс.

alfa-omega
alfa-omega

FFFTTT, я как-то случайно подсмотрела в Римском аэропорте как одна женщина оформляла такс фри (наверное, американка): она так аккуратная вытаскивала очень дорогие брендовые вещи, чтобы показать их на контроле, и обратно так же аккуратно их складывала. видно, что она очень дорожила своими покупками и понимала им реальную цену... приятно было наблюдать за ней...

strega1933
strega1933
Показать комментарий
blueberry
blueberry

strega1933, бал маскарад обходится очень дорого - те, кто может себе это позволить, имеют поводы все это носить

manja-u
manja-u

Автор, Вы меня опередили, хотела сделать пост с making of в свете последних постов, посвященных модной тематике. Раз уж так вышло, не хотите еще пост сваять, там много потрясающих видео для Шанель и Скиапарелли, хотя, впрочем, не буду ничего навязывать. И да, спасибо Вам за потрясающий пост!!!

avosurt
avosurt

manja-u, а я уже делала подобный пост о Лессаже с отрывками его интервью... Но у автора получилось по-своему показать этого великого мастера и он выбрал другие работы для иллюстрации) Так что - мне кажется стоит делать, а не думать)

manja-u
manja-u

avosurt, да я помню, что был пост про Лессажа, а я то думала, где я это уже читала)))

GulJa3
GulJa3

!!! "Впрочем, у Lacroix или Chanel еще можно увидеть настоящий кутюр. У Dior, например, уже нет. Полагаю, месье Арно требует, чтобы Джон поутих со своими представлениями.
Невероятно тяжело создавать коллекции haute couture с инвесторами, которые хотят заработать деньги. Они все портят. Однажды, когда я показал эскизы одному испанскому дизайнеру, он сказал, мне: «Ты знаешь, что в Dior собираются продавать скатерти и домашний декор?» Может, когда-то они будут продавать ветчину от Dior. " !!!!!!!!

MariJ
MariJ

GulJa3, ..." Полагаю, месье Арно требует, чтобы Джон поутих со своими представлениями."
Полагаю,что Джон его не послушался....Результат мы видели 5 лет назад :((((
Хотелось бы задать вопрос г-ну Арно,- А что,это дешевле ,завешивать квадратные километры стенок залов для показов экзотическими цветами и показывать провальный треш вместо коллекций на таком фоне?! Какой то альтернативный взгляд у Арно на причины, следствия и здравый смысл. С тез пор как мистер Симонс приступил к "переосмыслению кутюра" и "поискам кодов" в Диор,эстетическая ценность декораций показов намного превышает ту же величину самих коллекций.

Shpetti
Shpetti

Шикарные наряды!! Сколько труда, терпения вложено, творения гениев от Бога!
Какую же фантазию надо иметь, чтобы это все воплотить в жизнь - от рисунка на бумаге до готового шедевра на модели!)) Спасибо за сказку))

MilyVanili
MilyVanili

Я на видео зависла. Оно просто завораживает. Меня всегда поражал тот факт, что во времена, когда одежда шилась преимущественно вручную, ее отличал сложный крой и множество деталей, а по мере механизации этого процесса крой упрощался. И Лесаж ответил на это, ведь действительно руками можно придать ткани любую форму и сделать из нее все, что угодно.

MrsMermaid
MrsMermaid

Спасибо, какая прелесть! Платье для Christian Dior 1952- это произведение искусства. Да,практически, все они уникальны.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства
Новая провокация от журнала Love: Барбара Палвин vs Шэрон Стоун
Екатерина Климова, Екатерина Одинцова и другие на открытии бьюти-корнера
Расставания российских звезд в 2016 году: Светлана и Федор Бондарчук, Равшана Куркова и Илья Бачурин и другие
Божена Рынска, Марина Александрова, Юлия Пересильд и другие на театрализованной вечеринке
Вся в делах: Ксения Собчак приняла участие в медиафоруме