«Звезды балета» — именно так назывался календарь, для которого в течение 1997 года петербургский фотограф Александр Китаев увлеченно фотографировал артистов балета Мариинского театра. Заказная работа оказалась лишь поводом для масштабного портретного ряда, запечатлевшего, и не единожды, практически всех прим петербургской балетной сцены.

Ульяна Лопаткина

С выходом в свет календаря в 1998-м самостоятельная жизнь фотографической балетной сюиты, которая отнюдь не ограничивалась воспроизведенными в нем сюжетами, только начиналась. Выполненные Китаевым фотопортреты балерин выставлялись на аукционах и участвовали в многочисленных выставках, география которых простирается от сохраняющей свою репутацию центра альтернативной культуры Петербурга «Пушкинской, 10» до знаменитого лондонского театра «Ковент-Гарден». Эти фотографии воспроизводились на страницах многочисленных изданий — от сугубо дамских журналов до специализированных изданий, посвященных искусству танца или искусству фотографии...

Майя Думченко

Принцессы балета

Интервью петербургского фотохудожника Ал.Китаева 1998 г. о создании серии черно-белых фотопортретов балерин Мариинского театра, о жанре портрета и о взаимоотношениях художника и зрителя. 
 

Балет Мариинского театра - такая же достопримечательность Санкт-Петербурга, как Эрмитаж, Летний сад или улица Зодчего Росси, где по прихоти судьбы находится Вагановское училище. Каждый петербуржец, который проходит мимо Мариинки или идет по улице Росси, самой совершенной по пропорциям в мире, невольно распрямляет спину, да и походка обретает легкость и изящество даже в гололед. Наш балет... Мы гордимся им, он принадлежит к классическим традициям Петербурга, как его архитектурные ансамбли и памятники.

Ульяна Лопаткина


Фотографу удалось сделать не просто портреты звезд, но и создать блистательный образ того, что мы гордо называем Мариинским балетом. Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Юлия Махалина, Анастасия Волочкова, Жанна Аюпова, Алтынай Асылмуратова, Ирма Ниорадзе, Майя Думченко, Светлана Захарова - плеяда петербургских звезд. Каждая - индивидуальность (имена-то какие!) и каждая - красавица.

Я, как и многие из нас, привыкла к совсем иным, рекламным, снимкам. Наверное Китаеву, и любому другому фотографу, было бы проще сделать рекламный календарь по давно отработанному шаблону: цветные, яркие фотографии, глянцевая бумага, балерины в пачках и атласных туфельках, запечатленные на пуантах, во время «душой исполненного полета» - прыжка или 32 фуэте.

Он сделал все не так. Начнем с того, что все фотографии не цветные, а изысканные черно-белые. Он не стал снимать балерин танцующими, на сцене. Не пошел он и по пути, открытом Эдгаром Дега - показывающим танцовщиц усталыми, измученными, с натруженными мышцами и стертыми в кровь ногами. Китаев сделал портреты девяти прекрасных женщин (остальные «три месяца» - танцовщики-мужчины, но их, пусть не обидятся, оставим «за кадром» - ведь и древние греки почитали лишь девять муз).

Когда смотришь на эти фотографии, поражаешься тому, каким совершенным может быть человеческое тело. И еще - думаешь о хрупкости этой красоты, ее бренности. Звезды нового поколения разрушают миф о балеринской некрасивости. Ни тебе аскетичных, изможденных лиц, ни подчеркнутого пренебрежения к собственной красоте-некрасоте, ни зализанных волос, стянутых на затылке в тугое пучки, именуемые в народе «фигами». Перед нами красивые, модно одетые, искусно подкрашенные и причесанные, ухоженные женщины. Если они не в балетных костюмах, то в чрезвычайно дорогой, модной одежде - шелка, меха, духи... 

- Работая над этой серией портретов ты как-то старался раскрыть внутренний мир своих персонажей, заглянуть в их душу?

- Мы привыкли к тому, что портрет это нечто психологическое. Все ждут от портрета не только внешнего сходства, но и психологии, «раскрытия внутреннего мира человека». Честно могу сказать: мне до этого нет дела. Для меня портрет - вещь возвышенно парадная. Я никогда не позволю себе использовать реальный, живой персонаж для каких-то своих формальных изысков, экспериментов. Я к каждому человеку отношусь с должным пиететом и мне совершенно не важно кто передо мной: звезда или бухгалтер, добрый человек, или злой - все Божьи созданья. И я ничего не хочу знать заранее. Для меня важней всего визуальная информация, а не «литература». Идеально - не знать ничего.

Анастасия Волочкова


 

- К тебе обратились, чтобы ты сделал серию фотографий для календаря «Звезды Мариинки» случайно или ты театрал, любишь балет?

- В Мариинский театр я, конечно, как и большинство петербуржцев, ходил, но было это давно. Могу признаться, что ни одну из нынешних звезд балета, нынешней Мариинки я не видел на сцене, а многих не знал даже по фамилии - так был далек от этого мира. Это не значит, что я разлюбил театр, просто жизнь у меня такая сумасшедшая, времени не хватает даже на реализацию собственных проектов. Если на выставки я еще стараюсь выбираться, то в театр - никак не получается. Прежде, чем взяться за работу, я просмотрел те балетные фотографии, что мелькают в прессе, в буклетах, в книгах о балете. И понял, что все это меня совершенно не устраивает.

- Почему? Так плохо снимают у нас балет?

- Да ведь не только «у нас»... Балет снимают как, например, спорт - «ловят мгновенье». Но ведь в балете важна не кульминация, например, прыжка, а все движение - до, и после, и вся окружающая мизансцена. А когда из всего этого выхватывают подпрыгнувшую балерину в окружении совершенно случайных, хаотичных цветных пятен это уже не балет и, еще далеко - не фотография. Когда мне предложили этот заказ, я твердо знал, что не буду ничего «ловить», буду «лепить».

- С кого из балерин Мариинки начался твой «звездный календарь»?

- Первой была Жанна Аюпова. Жанна - поразительная красавица и при этом прекрасной души человек. Мне очень повезло, что первой была именно она. Мне с ней было замечательно интересно работать и она мне очень помогла. Ведь я совсем не был уверен, что то что я задумал, окажется возможным реализовать «в материале». Жанна вселила уверенность - все реально. И еще вселяло уверенность и надежду на успех то, что я знал - дизайном календаря будет заниматься один из самых культурных и опытных художников Петербурга Александр Веселов. Ведь в подобном проекте львиная доля успеха по праву принадлежит дизайнеру, его вкусу и профессионализму. Работал Саша с большим воодушевлением и участием, что очень помогло мне.

Жанна Аюпова

Жанна Аюпова

А, надо сказать, что у многих балерин, приходивших ко мне, была аллергия на фотографию. Они все уже имели немалый, и по большей части, отрицательный опыт фотографирования. Я видел рекламные буклеты, я понимаю их. Потом они мне говорили, что неплохо снимает балет Нина Алаверт. Я нашел ее книгу, и разочаровался. А о ней говорили, чуть ли не как о единственной, понимающей суть балета. Балерин снимали слишком часто и слишком плохо. Они не хотели сниматься, их просто заставляли позировать мне. Мне нужно было это как-то преодолеть. Это очень мешало.

- Как же тебе удалось «растопить лед»? Ты разговаривал с ними? Использовал какие-то допинги для расслабления - музыка, 50 г. коньяку?

- Да нет же, никаких допингов! Они же профессиональные актрисы и могут быстро сконцентрироваться, сосредоточиться. Им нужно было этого только захотеть. Я просто говорил им, что мне бы хотелось сделать достойный их красоты портрет. Такой, чтобы потом их правнучки, восхищенно восклицали: «Ну и красавица моя бабка была!». Вероятно, это вызывало взаимную ответственность.
Передо мной были принцессы. Балет - это не только «ужимки и прыжки», фуэте и жэте, это удивительная пластика, музыка линий, удивительная «архитектура» человеческого тела, грация. Балерины Мариинки - поразительно красивые женщины, элита, таких редко где еще увидишь.

Ирма Ниорадзе

- Я заметила, что одни сняты в балетных костюмах, другие - в обычной, светской одежде. От чего это зависело?

- Костюмы они приносили с собой. Это было одно из условий, которое я поставил.

- Как влиял костюм на фотографию?

- Театральный костюм заставлял их играть какую-то роль, создавать образ, ему соответствующий. «Светская», «цивильная» одежда позволяла расслабиться, быть самим собой. Если честно, мне, в моей портретной практике ужасно не хватало людей красиво одетых. Сегодня институт парадной одежды умирает. Из десяти девять женщин говорят, что у них нет длинного вечернего платья. Даже в театр, в ту же Мариинку ходят, в чем попало, как в дешевую «киношку». Мне это не нравится. А красивая одежда на балеринах была мне необходима, ведь я снимал фей из прекрасной сказки.

- То есть ты намеренно «держал дистанцию» между собой и моделями? Старался не отделять их от персонажей, которые они создают на сцене?

- Да, конечно. Дело не в персонажах - персонаж уже дистанция. Дело в принцессах. В наше время, увы, дистанция между принцессой и дворником стала исчезать. Съемки календаря как раз пришлись на то время, когда произошла эта жуткая гибель принцессы Дианы. И это было ужасно. Каждый считал себя таким же, как она. Ведь можно было узнать в подробностях, как она страдала от депрессии, булимии, ревности, как ее не любил муж, как предал возлюбленный. И это смаковали все СМИ. Все это снижало ее, все позволяло миллионам людей поставить знак равенства между собой и принцессой. Я противник подобных тождеств. В этот момент я был в Греции и не знаю как у нас, но там целую неделю весь телевизионный эфир был занят этой историей, и прекратилась эта вакханалия лишь после победы Афин в конкурсе на звание будущей Олимпийской столицы. Тогда принялись за другое...
Мне хотелось удлинить дистанцию между балеринами, этими принцессами балета, и зрителями, показать, что балерина - небожительница.

- Тебе повезло, что ты мало знал их. Увы, должна разочаровать тебя, «небожительницам» тоже свойственны недостатки. О театральном закулисье много чего рассказывают: эта конкуренция, эта борьба за роль, капризы, тщеславие, сумасшедшие поклонники... Кроме того, многие балерины нового поколения - вполне независимые женщины с хорошей деловой хваткой, и компетентны в том, что касается контрактов, гонораров... 

Моя коллега написала об одной звезде, принцессе, которую ты снимал, статью вполне комплиментарную. Но кому из читателей интересны одни комплименты и восторги? Нужны и некие подробности из жизни звезд: за кем замужем, у какого модельера одеваются, в какой квартире живут и т.п. Звезда просила журналиста не упоминать о чем-то, что входит в сферу «личная жизнь», так, мелочь какая-то. Под давлением редактора, моя коллега все же упомянула о «тайне», вскользь, мимоходом. И знаешь что было? Ей и звезда звонила, и поклонницы ее сумасшедшие. Много нервов попортили. А ты говоришь принцессы.

- Но ведь должна же быть на вас какая-то управа. Ведь просили не писать? Просили! Значит твоя журналистка сама виновата.

Светлана Захарова

- Да, как сами виноваты несчастные папарацци, оказавшиеся под мостом в момент гибели принцессы Дианы. А я лично, из солидарности к своему цеху, считаю, что журналисты просто делают свою работу. По моему, звезды и журналисты просто ведут такую захватывающую игру: одни делают вид, что хотят скрыть от всех о своей частной жизни, другие стараются узнать об этом любой ценой. Извини, но если ты знаменит и хочешь быть знаменитым как можно дольше, надо понимать, что интервью, статьи в газетах, снимки, репортажи по ТВ - плата за право быть не таким, как все. Если бы ты снимал не рекламный календарь, а, скажем, репортаж «За кулисами» тоже старался узнать захватывающие подробности о своих принцессах: кто кого любит, кого ненавидит, и т.п.

- Извини, это все не про меня. И если есть жертвы - это уже не игра, а война. А все присущие женщинам капризы и недостатки не мешали греческим богиням оставаться в глазах греков небожительницами и не побуждали брататься с ними на Олимпе.
Конечно, общаясь с балеринами, я невольно стал все больше узнавать о театральных внутренних проблемах, конкуренции и т.д. «Желтый» журналист радовался бы, а мне все это только мешало. Повторю, для меня каждый человек - Божье созданье, и я не в праве судить. И все же поверь, перед моим объективом перебывало невероятное число самых разных людей, балерины, это совершенно особые люди. В общей массе люди не таковы. Я говорю сейчас даже не о внешнем совершенстве. Видимо, все эти балетные школы, вся эта невероятно трудная балетная жизнь, с младых ногтей формирует их характер, культивирует, воспитывает в них индивидуальность. А это и есть самое ценное в человеке, занимающемся искусством. Большинство людей - другие, они стремятся подражать, быть «как все». Это нивелирует, это - скучно.

Диана Вишнева

- Трудно ли было их снимать?

- Снимать всегда трудно. Фотограф всегда работает в неблагоприятных условиях. Мастерство в том, чтобы реализовать максимум «благоприятных». Вся жизнь балерин в движении, в динамике. Им очень трудно зафиксировать движение, позу, жест, улыбку. У фотографии свои законы. Парадокс в том, что невозможно схватить, выхватить мгновение - его можно только выстроить, вылепить. Сегодняшняя техника позволяет, например, отснять танец на видеопленку, а потом остановить и выбрать любое мгновение. Казалось бы - что проще! Но ничего не получается! Все рушится, того нужного, единственного кадра, как правило, и нет. Это очень похоже на то, какая разница между концертной и студийной записью музыки.
Кроме того, когда снимаешь обычного человека, то, бывает, минут сорок пытаешься «положить ему на место», например, руку. А тут приходит Юлия Махалина, я говорю ей: «Рука как-то не так лежит», и она, за одну минуту выдает мне целый каскад великолепных жестов, каждый из которых хочется снять. Но беда в том, что невозможно сказать: «Вернись к варианту восемь». И тем не менее, мне в этих съемках больше приходилось выбирать жесты, чем искать. А это уже большое облегчение в работе.
Были и другие проблемы, и не все удалось преодолеть. Но, поскольку газета твоя не для профессиональных фотографов, говорить он их мы здесь не будем.

Юлия Махалина

- Остались ли они довольны своими портретами?

- Не все. Некоторым хотелось иметь что-то похожее на фотографию в паспорте, только получше. Тут, конечно же, и моя вина. Съемки проходили в постоянном цейтноте и не всегда мне удавалось сделать убедительную фотографию. У них очень напряженная жизнь, постоянные репетиции, спектакли, гастроли, почти нет свободного времени и, выбрать два часа для съемки невероятно трудно. А мне невероятно трудно уложиться в два часа, тем более, если видишь человека впервые. Правда практически все они приходили ко мне еще не раз.

- И во второй раз они казались тебе принцессами?

- Они всегда принцессы, поверь. То, что мы покупаем с ними в одной булочной хлеб, не означает, что они такие же, как мы. Эти девочки с измальства очень много и очень трудно работают. И эта работа, не работа по накачиванию мышц, их труд духовен, они художницы.

- Забавно, ты говоришь о духовности, а ведь существует предрассудок, что актеры - в большинстве своем, за редким исключением, явно не интеллектуалы, особенно балетные, работающие не головой, а ногами.

- В таком случае и музыкант, и живописец создают свои произведения руками, означает ли это, что они не думают? Я же потом посмотрел их в «деле». Ведь на сцене же сразу видно, где корде балет, а где художник, личность.

Алтынай Асылмуратова

- Они так красивы, совершенны, таинственны, знамениты, и эта тишина в студии, и аромат французских духов, и шепот шелка. Не влюбился ли ты в кого-нибудь из них - так, платонически?

- То, что мы работали вместе (Саша начинает сердиться) еще не дает мне права навязывать им какой-то личный контакт и, тем более, заглядывать к ним в спальню, даже через замочную скважину.

- И все же ты строг к себе излишне, ведь и принцессы порой выходят замуж, и влюбиться в них имеет право каждый.

- Да-да, увы, весь мир не желает сохранять дистанцию, и люди, желая поднять себя в собственных глазах, цинично и нагло относятся к звездам как к своей собственности...

Календарь отживет свое вместе с годом 1998-м. Но портреты, которые сделал Александр Китаев, на мой взгляд, переживут и год, и век. Фотограф - как рыцарь в сверкающих доспехах, упорно называет балерин Мариинки принцессами, феями, небожительницами. И все же, увы, они всего лишь создания из плоти и крови, и их красота подвержена увяданию, как все на этой земле. Грустно. Но этот календарь с портретами прекрасных балерин, думаю, принадлежит истории - и балета, и петербургской культуры конца XX века. Фотограф сумел запечатлеть красоту, похитив ее из плена времени и сделав достоянием вечности. С чем мне и хочется его поздравить. А сплетни из жизни звезд? Так и быть, обойдемся без них.

Зинаида Арсеньева. 

Источники: группа вк "Балет - история, фото, танец, жизнь"http://babuchka.livejournal.com/ и http://www.zimin.spb.ru.

Подпишитесь на наш
Блоги

Звезды Мариинки

18:38, 13 января 2016

Автор: Snowden

Комменты 46

Аватар

волочкова уже здесь вся из себя манерная и с надутыми губами) вишнева обворожительна, такая вся хрупкая, на нерве, прекрасна) такая лопаткина вызывает у меня острую ностальгию) совершенно дурацкие фотографии асылмуратовой, такие неправдивые

M

Фотки не очень. Вот бы королеву портрета - Энни Лейбовиц позвали, она бы такие шедевры выдала и без задранных ног у двух балерин одновременно (и это в портрете!).

Аватар

Шикарный пост) Я в восторге!

B

Фото прямо завораживающие! А на второй фотографии( где нога в шпагате) Махалина так на Скорик похожа, прямо клон.

Аватар

Какое прекрасное интервью и фото!

Подождите...