Контент опубликован пользователем сайта

Мода

Звезды Мариинки

46
Звезды Мариинки

 «Звезды балета» — именно так назывался календарь, для которого в течение 1997 года петербургский фотограф Александр Китаев увлеченно фотографировал артистов балета Мариинского театра. Заказная работа оказалась лишь поводом для масштабного портретного ряда, запечатлевшего, и не единожды, практически всех прим петербургской балетной сцены.

Ульяна Лопаткина

С выходом в свет календаря в 1998-м самостоятельная жизнь фотографической балетной сюиты, которая отнюдь не ограничивалась воспроизведенными в нем сюжетами, только начиналась. Выполненные Китаевым фотопортреты балерин выставлялись на аукционах и участвовали в многочисленных выставках, география которых простирается от сохраняющей свою репутацию центра альтернативной культуры Петербурга «Пушкинской, 10» до знаменитого лондонского театра «Ковент-Гарден». Эти фотографии воспроизводились на страницах многочисленных изданий — от сугубо дамских журналов до специализированных изданий, посвященных искусству танца или искусству фотографии...

Майя Думченко

Принцессы балета

Интервью петербургского фотохудожника Ал.Китаева 1998 г. о создании серии черно-белых фотопортретов балерин Мариинского театра, о жанре портрета и о взаимоотношениях художника и зрителя. 
 

Балет Мариинского театра - такая же достопримечательность Санкт-Петербурга, как Эрмитаж, Летний сад или улица Зодчего Росси, где по прихоти судьбы находится Вагановское училище. Каждый петербуржец, который проходит мимо Мариинки или идет по улице Росси, самой совершенной по пропорциям в мире, невольно распрямляет спину, да и походка обретает легкость и изящество даже в гололед. Наш балет... Мы гордимся им, он принадлежит к классическим традициям Петербурга, как его архитектурные ансамбли и памятники.

Ульяна Лопаткина


Фотографу удалось сделать не просто портреты звезд, но и создать блистательный образ того, что мы гордо называем Мариинским балетом. Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Юлия Махалина, Анастасия Волочкова, Жанна Аюпова, Алтынай Асылмуратова, Ирма Ниорадзе, Майя Думченко, Светлана Захарова - плеяда петербургских звезд. Каждая - индивидуальность (имена-то какие!) и каждая - красавица.

Я, как и многие из нас, привыкла к совсем иным, рекламным, снимкам. Наверное Китаеву, и любому другому фотографу, было бы проще сделать рекламный календарь по давно отработанному шаблону: цветные, яркие фотографии, глянцевая бумага, балерины в пачках и атласных туфельках, запечатленные на пуантах, во время «душой исполненного полета» - прыжка или 32 фуэте.

Он сделал все не так. Начнем с того, что все фотографии не цветные, а изысканные черно-белые. Он не стал снимать балерин танцующими, на сцене. Не пошел он и по пути, открытом Эдгаром Дега - показывающим танцовщиц усталыми, измученными, с натруженными мышцами и стертыми в кровь ногами. Китаев сделал портреты девяти прекрасных женщин (остальные «три месяца» - танцовщики-мужчины, но их, пусть не обидятся, оставим «за кадром» - ведь и древние греки почитали лишь девять муз).

Когда смотришь на эти фотографии, поражаешься тому, каким совершенным может быть человеческое тело. И еще - думаешь о хрупкости этой красоты, ее бренности. Звезды нового поколения разрушают миф о балеринской некрасивости. Ни тебе аскетичных, изможденных лиц, ни подчеркнутого пренебрежения к собственной красоте-некрасоте, ни зализанных волос, стянутых на затылке в тугое пучки, именуемые в народе «фигами». Перед нами красивые, модно одетые, искусно подкрашенные и причесанные, ухоженные женщины. Если они не в балетных костюмах, то в чрезвычайно дорогой, модной одежде - шелка, меха, духи... 

- Работая над этой серией портретов ты как-то старался раскрыть внутренний мир своих персонажей, заглянуть в их душу?

- Мы привыкли к тому, что портрет это нечто психологическое. Все ждут от портрета не только внешнего сходства, но и психологии, «раскрытия внутреннего мира человека». Честно могу сказать: мне до этого нет дела. Для меня портрет - вещь возвышенно парадная. Я никогда не позволю себе использовать реальный, живой персонаж для каких-то своих формальных изысков, экспериментов. Я к каждому человеку отношусь с должным пиететом и мне совершенно не важно кто передо мной: звезда или бухгалтер, добрый человек, или злой - все Божьи созданья. И я ничего не хочу знать заранее. Для меня важней всего визуальная информация, а не «литература». Идеально - не знать ничего.

Анастасия Волочкова
 

- К тебе обратились, чтобы ты сделал серию фотографий для календаря «Звезды Мариинки» случайно или ты театрал, любишь балет?

- В Мариинский театр я, конечно, как и большинство петербуржцев, ходил, но было это давно. Могу признаться, что ни одну из нынешних звезд балета, нынешней Мариинки я не видел на сцене, а многих не знал даже по фамилии - так был далек от этого мира. Это не значит, что я разлюбил театр, просто жизнь у меня такая сумасшедшая, времени не хватает даже на реализацию собственных проектов. Если на выставки я еще стараюсь выбираться, то в театр - никак не получается. Прежде, чем взяться за работу, я просмотрел те балетные фотографии, что мелькают в прессе, в буклетах, в книгах о балете. И понял, что все это меня совершенно не устраивает.

- Почему? Так плохо снимают у нас балет?

- Да ведь не только «у нас»... Балет снимают как, например, спорт - «ловят мгновенье». Но ведь в балете важна не кульминация, например, прыжка, а все движение - до, и после, и вся окружающая мизансцена. А когда из всего этого выхватывают подпрыгнувшую балерину в окружении совершенно случайных, хаотичных цветных пятен это уже не балет и, еще далеко - не фотография. Когда мне предложили этот заказ, я твердо знал, что не буду ничего «ловить», буду «лепить».

- С кого из балерин Мариинки начался твой «звездный календарь»?

- Первой была Жанна Аюпова. Жанна - поразительная красавица и при этом прекрасной души человек. Мне очень повезло, что первой была именно она. Мне с ней было замечательно интересно работать и она мне очень помогла. Ведь я совсем не был уверен, что то что я задумал, окажется возможным реализовать «в материале». Жанна вселила уверенность - все реально. И еще вселяло уверенность и надежду на успех то, что я знал - дизайном календаря будет заниматься один из самых культурных и опытных художников Петербурга Александр Веселов. Ведь в подобном проекте львиная доля успеха по праву принадлежит дизайнеру, его вкусу и профессионализму. Работал Саша с большим воодушевлением и участием, что очень помогло мне.

Жанна АюповаЖанна Аюпова

А, надо сказать, что у многих балерин, приходивших ко мне, была аллергия на фотографию. Они все уже имели немалый, и по большей части, отрицательный опыт фотографирования. Я видел рекламные буклеты, я понимаю их. Потом они мне говорили, что неплохо снимает балет Нина Алаверт. Я нашел ее книгу, и разочаровался. А о ней говорили, чуть ли не как о единственной, понимающей суть балета. Балерин снимали слишком часто и слишком плохо. Они не хотели сниматься, их просто заставляли позировать мне. Мне нужно было это как-то преодолеть. Это очень мешало.

- Как же тебе удалось «растопить лед»? Ты разговаривал с ними? Использовал какие-то допинги для расслабления - музыка, 50 г. коньяку?

- Да нет же, никаких допингов! Они же профессиональные актрисы и могут быстро сконцентрироваться, сосредоточиться. Им нужно было этого только захотеть. Я просто говорил им, что мне бы хотелось сделать достойный их красоты портрет. Такой, чтобы потом их правнучки, восхищенно восклицали: «Ну и красавица моя бабка была!». Вероятно, это вызывало взаимную ответственность.
Передо мной были принцессы. Балет - это не только «ужимки и прыжки», фуэте и жэте, это удивительная пластика, музыка линий, удивительная «архитектура» человеческого тела, грация. Балерины Мариинки - поразительно красивые женщины, элита, таких редко где еще увидишь.

Ирма Ниорадзе

- Я заметила, что одни сняты в балетных костюмах, другие - в обычной, светской одежде. От чего это зависело?

- Костюмы они приносили с собой. Это было одно из условий, которое я поставил.

- Как влиял костюм на фотографию?

- Театральный костюм заставлял их играть какую-то роль, создавать образ, ему соответствующий. «Светская», «цивильная» одежда позволяла расслабиться, быть самим собой. Если честно, мне, в моей портретной практике ужасно не хватало людей красиво одетых. Сегодня институт парадной одежды умирает. Из десяти девять женщин говорят, что у них нет длинного вечернего платья. Даже в театр, в ту же Мариинку ходят, в чем попало, как в дешевую «киношку». Мне это не нравится. А красивая одежда на балеринах была мне необходима, ведь я снимал фей из прекрасной сказки.

- То есть ты намеренно «держал дистанцию» между собой и моделями? Старался не отделять их от персонажей, которые они создают на сцене?

- Да, конечно. Дело не в персонажах - персонаж уже дистанция. Дело в принцессах. В наше время, увы, дистанция между принцессой и дворником стала исчезать. Съемки календаря как раз пришлись на то время, когда произошла эта жуткая гибель принцессы Дианы. И это было ужасно. Каждый считал себя таким же, как она. Ведь можно было узнать в подробностях, как она страдала от депрессии, булимии, ревности, как ее не любил муж, как предал возлюбленный. И это смаковали все СМИ. Все это снижало ее, все позволяло миллионам людей поставить знак равенства между собой и принцессой. Я противник подобных тождеств. В этот момент я был в Греции и не знаю как у нас, но там целую неделю весь телевизионный эфир был занят этой историей, и прекратилась эта вакханалия лишь после победы Афин в конкурсе на звание будущей Олимпийской столицы. Тогда принялись за другое...
Мне хотелось удлинить дистанцию между балеринами, этими принцессами балета, и зрителями, показать, что балерина - небожительница.

- Тебе повезло, что ты мало знал их. Увы, должна разочаровать тебя, «небожительницам» тоже свойственны недостатки. О театральном закулисье много чего рассказывают: эта конкуренция, эта борьба за роль, капризы, тщеславие, сумасшедшие поклонники... Кроме того, многие балерины нового поколения - вполне независимые женщины с хорошей деловой хваткой, и компетентны в том, что касается контрактов, гонораров... 

Моя коллега написала об одной звезде, принцессе, которую ты снимал, статью вполне комплиментарную. Но кому из читателей интересны одни комплименты и восторги? Нужны и некие подробности из жизни звезд: за кем замужем, у какого модельера одеваются, в какой квартире живут и т.п. Звезда просила журналиста не упоминать о чем-то, что входит в сферу «личная жизнь», так, мелочь какая-то. Под давлением редактора, моя коллега все же упомянула о «тайне», вскользь, мимоходом. И знаешь что было? Ей и звезда звонила, и поклонницы ее сумасшедшие. Много нервов попортили. А ты говоришь принцессы.

- Но ведь должна же быть на вас какая-то управа. Ведь просили не писать? Просили! Значит твоя журналистка сама виновата.

Светлана Захарова

- Да, как сами виноваты несчастные папарацци, оказавшиеся под мостом в момент гибели принцессы Дианы. А я лично, из солидарности к своему цеху, считаю, что журналисты просто делают свою работу. По моему, звезды и журналисты просто ведут такую захватывающую игру: одни делают вид, что хотят скрыть от всех о своей частной жизни, другие стараются узнать об этом любой ценой. Извини, но если ты знаменит и хочешь быть знаменитым как можно дольше, надо понимать, что интервью, статьи в газетах, снимки, репортажи по ТВ - плата за право быть не таким, как все. Если бы ты снимал не рекламный календарь, а, скажем, репортаж «За кулисами» тоже старался узнать захватывающие подробности о своих принцессах: кто кого любит, кого ненавидит, и т.п.

- Извини, это все не про меня. И если есть жертвы - это уже не игра, а война. А все присущие женщинам капризы и недостатки не мешали греческим богиням оставаться в глазах греков небожительницами и не побуждали брататься с ними на Олимпе.
Конечно, общаясь с балеринами, я невольно стал все больше узнавать о театральных внутренних проблемах, конкуренции и т.д. «Желтый» журналист радовался бы, а мне все это только мешало. Повторю, для меня каждый человек - Божье созданье, и я не в праве судить. И все же поверь, перед моим объективом перебывало невероятное число самых разных людей, балерины, это совершенно особые люди. В общей массе люди не таковы. Я говорю сейчас даже не о внешнем совершенстве. Видимо, все эти балетные школы, вся эта невероятно трудная балетная жизнь, с младых ногтей формирует их характер, культивирует, воспитывает в них индивидуальность. А это и есть самое ценное в человеке, занимающемся искусством. Большинство людей - другие, они стремятся подражать, быть «как все». Это нивелирует, это - скучно.

Диана Вишнева

- Трудно ли было их снимать?

- Снимать всегда трудно. Фотограф всегда работает в неблагоприятных условиях. Мастерство в том, чтобы реализовать максимум «благоприятных». Вся жизнь балерин в движении, в динамике. Им очень трудно зафиксировать движение, позу, жест, улыбку. У фотографии свои законы. Парадокс в том, что невозможно схватить, выхватить мгновение - его можно только выстроить, вылепить. Сегодняшняя техника позволяет, например, отснять танец на видеопленку, а потом остановить и выбрать любое мгновение. Казалось бы - что проще! Но ничего не получается! Все рушится, того нужного, единственного кадра, как правило, и нет. Это очень похоже на то, какая разница между концертной и студийной записью музыки.
Кроме того, когда снимаешь обычного человека, то, бывает, минут сорок пытаешься «положить ему на место», например, руку. А тут приходит Юлия Махалина, я говорю ей: «Рука как-то не так лежит», и она, за одну минуту выдает мне целый каскад великолепных жестов, каждый из которых хочется снять. Но беда в том, что невозможно сказать: «Вернись к варианту восемь». И тем не менее, мне в этих съемках больше приходилось выбирать жесты, чем искать. А это уже большое облегчение в работе.
Были и другие проблемы, и не все удалось преодолеть. Но, поскольку газета твоя не для профессиональных фотографов, говорить он их мы здесь не будем.

Юлия Махалина

- Остались ли они довольны своими портретами?

- Не все. Некоторым хотелось иметь что-то похожее на фотографию в паспорте, только получше. Тут, конечно же, и моя вина. Съемки проходили в постоянном цейтноте и не всегда мне удавалось сделать убедительную фотографию. У них очень напряженная жизнь, постоянные репетиции, спектакли, гастроли, почти нет свободного времени и, выбрать два часа для съемки невероятно трудно. А мне невероятно трудно уложиться в два часа, тем более, если видишь человека впервые. Правда практически все они приходили ко мне еще не раз.

- И во второй раз они казались тебе принцессами?

- Они всегда принцессы, поверь. То, что мы покупаем с ними в одной булочной хлеб, не означает, что они такие же, как мы. Эти девочки с измальства очень много и очень трудно работают. И эта работа, не работа по накачиванию мышц, их труд духовен, они художницы.

- Забавно, ты говоришь о духовности, а ведь существует предрассудок, что актеры - в большинстве своем, за редким исключением, явно не интеллектуалы, особенно балетные, работающие не головой, а ногами.

- В таком случае и музыкант, и живописец создают свои произведения руками, означает ли это, что они не думают? Я же потом посмотрел их в «деле». Ведь на сцене же сразу видно, где корде балет, а где художник, личность.

Алтынай Асылмуратова

- Они так красивы, совершенны, таинственны, знамениты, и эта тишина в студии, и аромат французских духов, и шепот шелка. Не влюбился ли ты в кого-нибудь из них - так, платонически?

- То, что мы работали вместе (Саша начинает сердиться) еще не дает мне права навязывать им какой-то личный контакт и, тем более, заглядывать к ним в спальню, даже через замочную скважину.

- И все же ты строг к себе излишне, ведь и принцессы порой выходят замуж, и влюбиться в них имеет право каждый.

- Да-да, увы, весь мир не желает сохранять дистанцию, и люди, желая поднять себя в собственных глазах, цинично и нагло относятся к звездам как к своей собственности...

Календарь отживет свое вместе с годом 1998-м. Но портреты, которые сделал Александр Китаев, на мой взгляд, переживут и год, и век. Фотограф - как рыцарь в сверкающих доспехах, упорно называет балерин Мариинки принцессами, феями, небожительницами. И все же, увы, они всего лишь создания из плоти и крови, и их красота подвержена увяданию, как все на этой земле. Грустно. Но этот календарь с портретами прекрасных балерин, думаю, принадлежит истории - и балета, и петербургской культуры конца XX века. Фотограф сумел запечатлеть красоту, похитив ее из плена времени и сделав достоянием вечности. С чем мне и хочется его поздравить. А сплетни из жизни звезд? Так и быть, обойдемся без них.

Зинаида Арсеньева. 

 

Источники: группа вк "Балет - история, фото, танец, жизнь"http://babuchka.livejournal.com/ и http://www.zimin.spb.ru.

Оставьте свой голос:

583
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

qweewq
qweewq

Какая однако Волочкова была невинно-хорошенькая и без этих ныне ужасных плечей!

Snowden
Snowden

qweewq, в 97 ей был 21 год. Юная и хрупкая была.

Net-net
Net-net

Snowden, да тут Лопаткина на фоне Насти почти что корова О_О
Я в шоке... Вот как можно было такое себе отрастить???

Volle
Volle

Net-net, скорее наесть и вшить))

Chapa_Kabra
Chapa_Kabra

Volle, наесть такое сложно, просто - нажрать ))) не забывая про алкогОль

Rusha_nochka
Rusha_nochka

Ой пошла я за попкорном!!! Волочкова еще аки лебедь!

acterka_lucia
acterka_lucia

Некогда читала форум Мариинки. В связи с этим хочу обсудить:1. Изменяла ли Лопаткина мужу с партнером Иваном Козловым, как писали там? 2.Почему задвинули в свое время активно продвигаемую Майю Думченко? 3. Чем измучил Махалину Теодор Курентзис?

qweewq
qweewq

acterka_lucia, да какая разница, изменяла ли Лопаткина своему мужу или нет, когда балетоманы со всего мира едут в Мариинку ради её волшебно-неземных рук!

lissy
lissy

qweewq, ну дык сплетник же ж, как ни как :)

Snowden
Snowden

acterka_lucia, что за бред! Ульяна Вячеславовна воцерковленный человек! Не надо разносить про нее всякие глупые сплетни!

ehalo-bolelo
ehalo-bolelo

acterka_lucia, думченко не задвигали, равно как и не продвигали. она действительно обещала стать примадонной, вся такая безупречно петербургская балерина c великолепной выучкой, некоторые ее спектакли были настоящим чудом, жизель и джульетта это было что-то с чем-то. но при этом танцевала она неровно, а потом начались серьезные проблемы с позвоночником и постепенно она как танцовщица потухла. если не ошибаюсь, уже давно работает педагогом-репетитором.
про махалину и курентзиса. очень расчетливый чувачок, который женился на ее обширных связях в музыкальном и театральном петербурге.
про лопаткину и козлова ходило много слухов, и никто ничего не знает наверняка, конечно. но это бы объяснило ее странный "беспричинный" развод.

Smarta
Smarta

Изумрудовна-то тут на балерину похожа. Не жалеет девку время.

marraria
marraria

Smarta, при всей моей нелюбви к Волочковой - товарищи, этой съемке 14 лет!! А сейчас "девке" почти 40! А вообще время не жалеет никого.

lissy
lissy

marraria, остальных героинь фотосъемки время вполне пощадило.

Rayna
Rayna

Так засмотрелась, что чуть не забыла плюсик поставить!)
Фото Захаровой заворожило, как камея.

Snowden
Snowden

Rayna, и вам плюсик))
Фото замечательное. Хотя, мне кажется, сейчас она стала красивее.

Rayna
Rayna

Snowden, )) у меня та же мысль про Диану Вишнёву!

Katy_Candy
Katy_Candy

Rayna, ОМГ столько красоты и грации! Даже Волочкова приятно удивила. А Вишнева моя любимая на фотография чуть полнее, чем сейчас. Или мне так кажется)

Net-net
Net-net

Все для сегодняшнего дня фото доброй частью жуткие и пошлые.
Посему, века переживут немногие.

zajenka
zajenka

Спасибо за альбом! Как молоды мы (они) были!..
Из всех этих дамочек самой умной я считаю Захарову, хоть ее тут и чмырят все кому не лень за старое интервью. Тем не менее, в жизни она устроилась лучше остальных.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"
Том Круз и Рассел Кроу пытаются остановить пробудившееся зло в первом трейлере блокбастера "Мумия"
Джей Зи отпраздновал 47-летие в компании Бейонсе, Келли Роуленд и Тины Ноулз на закрытом ужине в Лос-Анджелесе
Кэти Топурия с дочерью Оливией на показе своей новой коллекции KETIone
Розовая пантера: Наоми Кэмбелл на вечере в честь номинантов The Fashion Awards
Хлоя Морец, Ариэль Уинтер и другие гости благотворительного вечера Trevor Live
Майкл Фассбендер, Джейми Дорнан и другие на красной дорожке The British Independent Film Awards
Модная битва: Ксения Собчак против Ксении Князевой
Крис Прэтт в Москве: фотоколл и пресс-конференция с актером
Эволюция: Ирина Шейк
Красота в будуаре: Мэрайя Кэри на запуске своей косметической коллекции
Звездный Instagram: благотворительность и шоу Victoria`s Secret