Екатерина Винокурова — дочь министра иностранных дел России Сергея Лаврова — провела все детство в Нью-Йорке, где ее отец на протяжении десяти лет представлял нашу страну в ООН. Уже будучи выпускницей Колумбийского университета, к тому же окончив магистратуру в Лондоне, Екатерина переехала в Москву, начала карьеру в сфере искусства и на сегодняшний день является содиректором российского отделения аукционного дома Christie's.
С чего началось ваше увлечение современным искусством?
С детства. Я родилась в семье, где искусство всегда уважали. Бабушка и
мама часто водили меня на выставки. И потом, я выросла в Нью-Йорке, а там
огромное количество музеев и очень развита выставочная деятельность.
Современным искусством на профессиональном уровне стала заниматься случайно.
Когда переехала в Москву, общие друзья познакомили меня с основателем галереи
Haunch of Venison Гарри Блэйном, и он предложил мне работу. Я честно
призналась, что о современном искусстве знаю мало и только по нескольким
курсам, которые прошла в университете. Он ответил: "Ничего, это такая сфера
деятельности, где можешь всему учиться по ходу". Так и втянулась. Сначала три
года отработала в Haunch of Venison, представляя галерею в России, а потом
перешла в Christie's.
"Учиться по ходу" в случае с современным искусством практически
необходимость, потому что в российских вузах такая дисциплина
отсутствует.
Я сама очень жалею, что не получила когда-то профильное образование в
сфере искусства, и, появись у меня сейчас такая возможность, обязательно
воспользовалась бы ей. Когда я поступала в университет, курс "История
искусства" многим представлялся скорее как хобби, нежели как база для будущей
профессиональной деятельности. Я отучилась на политолога, магистратуру
закончила на факультете международных отношений, но для меня это была
возможность углубить знания по нескольким гуманитарным предметам. Да, в Москве
действительно не очень много мест, где можно получить образование, которое
нужно западным аукционным домам. Но при большом желании можно отправиться на
уч:) за границу и закончить годичный курс на тему классического или
современного искусства. У Christie's, например, есть собственная
образовательная программа, причем в разных сферах: ювелирное дело, современное
искусство, менеджмент и многое другое.
Вы не только работаете в сфере современного искусства, но и сами его
коллекционируете.
Да, первая работа появилась у меня в 2007 году. Ее автор — художник
Павел Пепперштейн. Он написал письмо Юрию Лужкову и Валентине Матвиенко,
которые на тот момент были мэрами Москвы и Санкт-Петербурга, с предложением
сохранить два этих города как культурные центры, а деловые, политические и все
прочие — вынести за их пределы в город под названием Россия. Пепперштейн
создал несколько картин, объединенных этой идеей, одну из которых я приобрела.
Тема была мне очень близка, потому что на тот момент я только закончила уч:) и
начала заниматься искусством, а работа Павла объединяла в себе и политику, и
искусство. Считаю ее одной из главных в своей коллекции, тем более Павел со
временем стал очень успешным художником: в прошлом году его работу даже
приобрел Tate. В моей коллекции вообще преобладают русские художники: Григорий
Острецов, Сергей Сапожников, Миша Мост. В последнее время появилось несколько
работ американцев, в том числе Дэниела Лефкурта, которую я отдавала на
недавнюю выставку "Глазами коллекционера" в рамках Cosmoscow. А в прошлом году
приобрела фотографию Филип-Лорки ди Корсия. Пока все работы помещаются в
квартире. Опытные друзья-коллекционеры говорят, что ты становишься настоящим
коллекционером только когда своих стен уже не хватает и необходимо искать
отдельное пространство для хранения, так что есть к чему стремиться.
В чем основные различия восприятия современного искусства в России и на
Западе?
В России люди знают о современном искусстве гораздо меньше, а все
чуждое воспринимают с опаской. Это искусство во многом построено не на
визуальной части, а на концепции. Чтобы понять его, нужно не только прийти и
посмотреть, но еще кое-что спросить, кое-что почитать. Взрослые люди, а
особенно мужчины боятся показать, что они чего-то не знают, стесняются, и
неизвестное так и остается чуждым. Коллекционирование на мировом уровне
закончилось в России еще в 1917 году, и только последние 20 лет эта традиция
возрождается. Пока у нас нет музеев уровня МоМА и Tate, но, очень надеюсь,
через какое-то время они обязательно появятся. Большие надежды возлагаю на
частные инициативы, потому что государству покупка столь большой коллекции
обойдется в огромную сумму.
Нет ли опасения, что "возрождение традиций" окажется модой на современное
искусство, которая в скором времени просто пройдет?
Искусство больше, чем мода. Есть модные художники, которые востребованы
сегодня, а через пять лет их никто не вспомнит. Но искусство в целом — это
большая часть нашей культуры. Такие вещи не могут быть просто модными. Оно
вечно, поэтому в него надо вкладывать силы, средства, и, конечно, его надо
изучать.
Кто на сегодняшний день является основной целевой аудиторией тех выставок
современного искусства, что организовываются в России?
Помимо коллекционеров и профессионалов современным искусством интересуется
большое количество людей, особенно молодежь. Это то, что актуально и
привлекает внимание общественности. Чем больше люди узнают про сферу
современного искусства, тем более популярным оно становится. Если говорить о
Christie's, то на каждой выставке, которую мы устраиваем, два-три дня работы
могут посмотреть не только те, кто хочет и может их приобрести, но и студенты
и люди, просто интересующиеся искусством.
Насколько для современных художников важно иметь имя-бренд, как у Джеффа
Кунса или Дэмиена Херста?
Точно не каждому художнику дано иметь такое имя. Кунса и Херста я бы
отнесла к новому типу людей искусства, которые совмещают в себе таланты
художника, менеджера и бизнесмена. Кунс, прежде чем стать художником, работал
на Уолл-стрит, но такой бэкграунд есть далеко не у всех людей искусства,
поэтому огромную значимость имеет работа галеристов. Галерист должен
заботиться об образовании своих художников, если они молоды, обеспечивать
финансово, возить на ярмарки, что довольно сложно: попасть на Art Basel или
Frieze стоит больших усилий. И здесь еще одно отличие от Запада: у нас
подобная система взаимодействия галерей и художников практически отсутствует.
В Америке десятки тысяч галерей, которые заняты продвижением художников, в
России — десятки.
Источник: BURO 24/7
INTERVIEW // ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА
01:35, 29 ноября 2014
Автор: LiaGalahard
Комменты 30
Как же их образ жизни и мышления отличается от той ереси, что они несут для простого люда из телевизора.
весьма и весьма умная девушка, молодец, видно, что разбирается в своем деле
Мне показалась приятной и не пафосной
Дочки-сыночки... Лавров хорошо делает свою работу, уважаю его.
Мне б такого папу