Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен, последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Написанные на память близким людям, эти небольшие по формату изображения дали возможность ссыльному декабристу Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники Соколова и самому в сибирской каторге и ссылке написать «в манере Соколова» целую серию портретов своих товарищей по заключению и их жен, создав таким образом уникальную галерею образов декабристов.
Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая красочные полутона. Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными. 



Портрет Волконского Сергея Григорьевича
(1788 — 1865) Конец 1816-начало 1817 г, бумага, итальянский карандаш, сангина 22.5 Х17.5 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург 

Профессиональный военный, удостоенный многих орденов и медалей, генерал-майор
в двадцать четыре года, один из руководителей Южного общества декабристов.
Принадлежа к богатой аристократической семье, на взлете головокружительной карьеры, в 1819 году С.Г.Волконский стал членом «Союза благоденствия».

«С этого времени, — писал он позднее в своих «Записках», — началась для меня
новая жизнь... Избранный мною путь привел меня в Верховный уголовный суд, в Сибирь, в каторжную работу и к тридцатилетней жизни в ссылке... и тем не менее ни от одного слова своего и сейчас не откажусь».



Портрет Волконской М.Н. с сыном Николаем(1805—1863)
1826г, бумага, графитный карандаш, акварель. 21Х17

Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург 

Мария Николаевна Волконская (урожденная Раевская) была одной из самых замечательных женщин своего времени.
Ее яркая индивидуальность, цельность натуры, живой и быстрый ум,обаяние
пленили Пушкина сразу же при знакомстве. Первое чувство поэта к ней, глубоко скрытое, нашло свое воплощение в романтических образах южных поэм.
«Мария, идеал пушкинской Черкешенки (собственное выражение поэта),дурна собой, но очень привлекательна остротою разговоров и нежностью обращения», — писал в 1824 году одесский приятель Пушкина поэт В. И. Туманский.



Портрет Никиты Михайловича Муравьева (1795-1843)
1824, бумага, акварель, тушь. 14 х 10 см
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

Участник Отечественной войны 1812 года, капитан гвардейского Генерального штаба,
член „Союза Спасения", "Союза Благоденствия" и Северного общества, один из главных деятелей и идеологов движения декабристов, автор проекта конституции.
После событий 14 декабря 1825 года был арестован и осужден «по первому 
разряду» — на каторжную работу вечно. Его, как и других, отправляют в Сибирь.
Его жена, А.Г.Муравьева, оставила в доме свекрови троих малолетних детей и последовала за мужем. Перед отъездом она заказала их портреты П.Ф. Соколову.



Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)
1825г, бумага, акварель,17.5х13.5
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 



Портрет Е.М.Хитрово (1783-1839) 1837г, бристольский картон, акварель, лак, 27.2 х 17.5 см
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь 
М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во 
втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции.
В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из
ее близких друзей. 



Портет Д.Ф. Фикельмон. 1837г, бумага, акварель,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Графиня Дарья Федоровна Фикельмон (1804-1863), урожденная графиня 
Тизенгаузен, внучка фельдмаршала Кутузова и жена дипломата Карла Людвига
Фикельмона.



Портрет Е.А. Остерман-Толстой (1779-1835) 1830-ые г.г,картон,акварель,24.5х19.5 см

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Графиня Елисавета Алексеевна Остерман-Толстая,в девичестве княжна Голицына - родной сестре Марьи Алексеевны, супруги графа Петра Александровича Толстого, бывшего послом во Франции при Наполеоне I.
Жена Александра Ивановича Остерман-Толстого, графиня постоянно болела и в
последние годы жизни время "страдала продолжительною водяною болезнию" .
Брак был бездетен.



Портрет С.П.Апраксиной

Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая, родная племянница графини Е.А. Остерман -Толстой (по матери).



Портрет Ю.П.Соколовой. Около 1827г, бумага, акварель,лак
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург 

Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра 
К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, 
кокетливая, почти ребенок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним 
никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее 
до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», — вспоминала их 
внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных портретов был, по 
словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро»



Портрет А.С.Глинки-Мавриной 1840-е гг, бумага, акварель 

Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885)- жена Бориса Григорьевича Глинки (ок. 1810—13 -1895), Андреевского кавалера,генерал-адъютанта,
"которому, по женитьбе его на Александре Семеновне Мавриной, Высочайше 
дозволено в 1865 г. именоваться Глинка-Маврин (с снисходящими старшими в роде)"



Портрет певицы Полины Виардо. 1830-ые г.г, бумага, акварель, 20.5 х16.2 см
Государственный Русский музей , Санкт-Петербург 

Виардо (Viardot-Garcia), Полина - знаменитая певица и автор многих 
музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра знаменитой 
Малибран. Родилась 6 июля 1821 г. в Париже, пению училась у своего отца,
фортепианной игре - у Листа, композиции - у Рейха.
Обладая великолепным меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона и большим 
сценическим талантом, Виардо с 1837 г. стала выступать в концертах, а через два года сразу завоевала себе выдающееся положение на лондонской и парижской оперных сценах, отличаясь, главным образом, в репертуаре России. 

В 1840г. она вышла замуж за Луи Виардо, а в следующие годы посетила Мадрид, Вену, Берлин, Эдинбург, Дублин, Лондон, Москву, Петербург (1843), везде имея блестящий успех. В Петербурге она познакомилась с Тургеневым, ставшим навсегда ее другом и связавшим свою судьбу с жизнью Виардо и ее семьи. 
Талантливая певица, композитор, пианистка, прекрасная рисовальщица,увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками,трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, она была достойной подругой Тургенева. Умерла Виардо в Париже в 1910 г. Три ее дочери известны как
артистки-певицы, а сын ее, Поль, - как талантливый скрипач. 



Портрет графини О.А.Орловой. 1829г, бумага, акварель, карандаш, перо
Коллекция галереи «Попов и Ко» 

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова.
В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.
В 1847 году была пожалована в статс-дамы



Портрет С.Ф.Толстой. До 1838г, бумага, акварель, 25.2 х 20.5
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Сарра Фёдоровна (1821-1838) - дочь графа Федора Ивановича Толстого 
(«Американца)(1782—1846) и цыганки Авдотьи Максимовны, урожд. Тугаевой.
Граф,участник Отечественной войны, отставной гвардейский офицер,
авантюрист, бретер и карточный игрок, послуживший прототипом А. С. 
Грибоедову («Горе от ума») и Л. Н. Толстому («Два гусара») , друг П. А. 
Вяземского, Д.В. Давыдова и К.Н. Батюшкова, путешествовал с И.Ф. Крузенштерном и 
был высажен на Алеутских островах, в связи с чем и получил свое прозвище.

Л.Н. Толстой, его двоюродный племянник, назвал его «необыкновенным, преступным и привлекательным человеком».



Портрет А.С.Пушкина 1836, бумага, акварель, 20,5х 1 6,6 
Всероссийский музей им. А.С.Пушкина, Москва
На обороте надпись карандашом: К-зь Мещерскiй 

«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо,тем более, что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением
относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: „Это единственный настоящий Пушкин" ».



Портрет А.И.Тургеневa (1790 — 1827)
1816г, бумага, итал. карандаш, пастель, сангина, тушь, перо
Собрание В.В.Царенкова (Париж) 

Александр Иванович Тургенев (1785–1846) — общественный деятель, археограф, литератор, камергер. Широко образованный человек, А.И.Тургенев был другом и единомышленником Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, многих писателей, поэтов и художников.
Автор писем о европейской жизни (1827–1845), опубликованных под названием «Хроника русского»



Портрет Н.В.Пальчикова 1847г. бумага, акварель, 9.3 х 7.5 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область 



Портрет М.А. Пальчиковой 1847 г, бумага, акварель, 26 х 21.3 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область 



Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем
1843 г, картон, акварель, белила, 18.5 х 13.7

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



Портрет неизвестной в белом платье с рубиновой брошью
Конец 1830-ых г., бумага, акварель, 18х14.5 см.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



Портрет неизвестной.Картон, акварель, белила,

Челябинская картинная галерея



Портрет неизвестной в красном берете
1830-ые гг, бумага, акварель,

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



Портрет неизвестной 1830-ые гг, бумага, акварель,

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
 

Подпишитесь на наш
Блоги

Портретная галерея современников А.С.Пушкина. Художник П.Ф.Соколов.

00:53, 8 декабря 2013

Автор: bar_paly

Комменты 5

Аватар

а я о своем: какие прекрасные портреты, живые.

Аватар

насчет того,что Волконская была дурна собой это странно,судя по портретам были и значительно страшнее дамы

Аватар

так вы же продублировали портреты первого поста

Аватар

очень интересно прочитать про изображенных. спасибо. люблю такие краткие исторические справки)

Подождите...