Яйца Фаберже́ — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

 Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

"Курочка". 1885

Яйцо, наиболее простое и классическое, яйцо просто белое, внутри желток с сюрпризом - курочка, внутри нее - рубиновая  корона и кольцо. В соответствии с царской волей, кольцо было позже заменено на цепочку с кулоном-яйцом из роскошного рубина, который Императрица Мария Федоровна могла носить как «символ императорской власти». Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
 Фигурка курочки из цветного золота в гнезде с замшевой подкладкой и гравированными по золоту краями, изображающими солому. Оперение выполнено из чередующегося цветного золота, голова - из желтого, а гребешок и сережки - из красного. Все поверхности тщательно выгравированы, глаза выполнены из рубинов-кабошонов. Корпус курочки открывается посредством скрытого в хвосте шарнира, на брюшке выгравированы желтого золота лапки. Внутри курочки спрятана небольшая рубиновая корона. Без клейма.
Яйцо «Курочка» (первое императорское пасхальное яйцо) - открывает прославленную серию из императорских пасхальных яиц, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами. На нем нет клейма, но после того, как стали доступны российские архивы, упоминание яйца с курочкой было обнаружено в списке из пяти ранних императорских пасхальных яиц.
 Яйцо хранилось в коллекции журнала "Форбс". В настоящее время яйцо находится в коллекции Виктора Вексельберга.

"Курочка с сапфировым кулоном". 1886

Курочка с сапфировым кулоном — это ювелирное, яйцо,  одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1886 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Оно числится одним из восьми утерянных на данный момент яиц. Изображения нет.

"Золотое яйцо с часами". 1887

Золотое яйцо с часами — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1887 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Оно числится одним из восьми утерянных на данный момент яиц. Четырнадцатикаратные золотые часы от Vacheron Constantin, выполненные в рублёном корпусе в виде яйца с семидесяти пятью бриллиантами. Оно располагается на изысканной восемнадцатикаратной трёхцветной золотой подставке, выполненной в округлой форме и украшенной волнообразным узором. Подставка имеет сдвоенные ножки, украшенные розовыми бутонами и маленькими листьями. На кольце подставки располагаются три больших кабошонных сапфира, от которых в стороны расходятся ленты, украшенные маленькими бриллиантами, которые поддерживают гирлянды из роз и листьев, венчающих ножки. Сюрпризом яйца является работающий часовой механизм от Vacheron Constantin. Яйцо было отправлено императору Александру III в 1887 году из мастерской Фаберже и подарено императрице Марии Фёдоровне на Пасху того же года. Оно хранилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года. Последнее документальное свидетельство о местоположении яйца было написано в 1922 году, и в нём сообщалось, что оно находится в Оружейной палате Кремля. Недавно Анна и Висент Палмади обнаружили, что в Нью-Йорке 6 и 7 марта 1964 года в галерее Parke Bernet данное яйцо выставлялось как лот с номером 259.Это свидетельствует о том, что яйцо существует и в наши дни и находится в одной из частных коллекций.

"Херувим и колесница". 1888

Херувим и колесница — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Пасхальное яйцо является одним из утерянных императорских яиц, поэтому о нём доступно мало сведений. Точный дизайн херувимов с колесницей в форме кареты неизвестен. Существует единственная фотография яйца, но на ней яйцо закрыто другим яйцом и можно увидеть только размытые очертания. Существует только короткое описание из имперских записей в Российском государственном историческом архиве в Москве, в которых подарок описывается как «Ангел, тянущий колесницу с яйцом — 1500 рублей, ангел с часами в золотом яйце — 600 рублей». На основании публикации Марины Лопато Fabergé: Imperial Jeweller (1993) данное описание означает, что часы содержатся внутри золотого яйца, которое лежит в колеснице, управляемой ангелом.[1] В счёте Фаберже содержится подобное описание, перечисляющее херувима, тянущего колесницу с яйцом и херувима с часами в золотом яйце. Обе эти записи подкрепляются описью драгоценных предметов императорского имущества, составленной в 1917 году и содержащей запись «золотое яйцо, украшенное бриллиантами и сапфирами; с серебряной позолоченной подставкой в форме двухколёсной повозки». Сюрпризом были, вероятно, часы в виде ангела внутри яйца, лежащего в колеснице, хотя точный его дизайн не известен. Яйцо было подарено Марии Фёдоровне 24 апреля 1888 года императором Александром III. В 1891 году яйцо размещалось в Гатчинском дворце и стало одним из около 40 ювелирных яиц, перевезённых по распоряжению Временного правительства в Оружейную палату Кремля в 1917 году. В 1922 году оно было передано в Совнарком, после чего точных сведений о яйце не поступало. В 1930-х годах Виктор и Арманд Хаммер, по всей вероятности, совершили его покупку. Список покупок на имя Арманда Хаммера выставки 1934 года в Нью-Йоркском Lord and Taylor содержит запись «миниатюрная серебряная подставка, содержащая тачку с Пасхальным яйцом, изготовленная придворным ювелиром Фаберже», что очень похоже на описание яйца «Херувим и колесница». Арманд Хаммер мог и не догадываться о значимости данного предмета, хотя, даже если оно и было бы настоящим императорским яйцом 1888 года, то общественность бы об этом не узнала, поскольку он старался не афишировать императорские предметы. Было ли это яйцо 1888 года и где оно находится в настоящий момент, остаётся загадкой.

"Несессер". 1889

Несессер — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1889 и 9 апреля 1889 года Александр III подарил ювелирное яйцо свой супруге Марии Фёдоровне на Пасху. Оно находилось в Гатчинском дворце и использовалось всего в одной поездке в Москву (на основании информации из счёта за поездку). После революции 1917 года яйцо «Несессер» было захвачено вместе с другими императорскими яйцами и было отправлено в Оружейную палату Кремля. В начале 1922 года яйцо было передано в Совнарком, после чего дальнейшая его судьба неизвестна. На данный момент считается утерянным. Данное яйцо было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета. Поскольку точный внешний вид изделия не известен, то можно опираться только на сведения из описи императорского драгоценного имущества 1917 года, в которой оно числилось как «разноцветные камни и бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры». Вполне возможно, что сюрпризом был набор из 13 предметов женского маникюрного набора, инкрустированных бриллиантами, хотя в этом нет точной уверенности. Поскольку до наших дней не дошло ни одной фотографии яйца или его части, то короткие описания остаются единственными достоверными сведениями, позволяющими представить его дизайн и сущность сюрприза.

"Датские дворцы". 1890

Датские дворцы — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Снаружи яйцо оформлено розово-лиловой эмалью,, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы огранёнными розой бриллиантами. На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца располагается медальон с листьями, распускающимися вокруг звёздчатого сапфира в форме кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки. Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами наверху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна; Замок Бернсторф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг; дворец Амалиенборг в Копенгагене; замок Кронборг в городе Хельсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом. Александр III получил яйцо «Датские дворцы» из магазина Фаберже 30 марта 1890 года и подарил его своей супруге Марии Фёдоровне 1 апреля того же года. Стоимость подарка составляла 4260 серебряных рублей. В январе 1893 года яйцо находилось в Гатчинском дворце и пробыло там вплоть до революции 1917 года. В 1917 году оно вместе с другими императорскими яйцами было отправлено в Оружейную палату Кремля. В начале 1922 года яйцо было передано в Совнарком, а затем снова было возвращено в Оружейную палату летом 1927 года.

Яйцо «Датские дворцы» вместе с 11 другими было выбрано для продажи за пределы CCCР в апреле 1930 года и в том же году было продано Виктору Хаммеру за 1500 рублей. В галерее Хаммера ювелирное яйцо было выставлено на продажу в 1935 году за $25 000, а между февралём 1936 и ноябрём 1937 года оно было продано Николасу Х. Людвигу из Нью-Йорка. Яйцо находилось в частных коллекциях между 1962 и 1971 годами, когда оно было обнаружено в коллекции умершей Матильды Геддингс Грей. C 1972 года яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и выставляется в в Музее Чиквуд города Нашвилл.

"Память Азова". 1891

Память Азова — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России. Вырезанное из цельного куска гелиотропа яйцо «Память Азова» выполнено в стиле Людовика XV. Оно покрыто ажурными золотыми орнаментами в стиле рококо, инкрустированными бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца украшена рубином и двумя бриллиантами. Отделка внутренней части яйца выполнена зелёным бархатом. Сюрпризом яйца является миниатюрная модель крейсера Российского императорского флота Память Азова, выполненная из красного и жёлтого золота и платины с маленькими бриллиантами в качестве стёкол, установленная на пластине из аквамарина, имитирующего воду. На корме судна выгравировано название «Азов». Подставка имеет золотую рамку с петлёй для удобного извлечения из яйца. Яйцо было сделано в память о путешествии цесаревича Николая II и великого князя Георгия Александровича на крейсере Память Азова по Дальнему Востоку в 1890 году.

"Алмазная сетка". 1892

Алмазная сетка — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1892 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Скорлупа яйца вырезана из полупрозрачного яблочно-зелёного бавенита, оплетённого диагональной сеткой из платиновых полос, инкрустированных бриллиантами огранки роза на золотых основаниях. Сверху и снизу, в местах соединения полосок, расположены два больших бриллианта. Внутренняя отделка выполнена белым атласом и имеется пространство для размещения сюрприза. Основание представляло собой круглую бледно-зелёную плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трёх сыновей императорской семьи: Николая (наследника престола), Георгия и Михаила. В настоящий момент основание утеряно. Сюрприз, теперь утерянный, был первым механизмом, разработанным в мастерских Фаберже. Он представлял из себя фигурку слоника с ключом для его заводки. Слоник с маленькой золотой башней был изготовлен из слоновой кости, частично покрытой эмалью, и инкрустирован огранёнными розой бриллиантами. Его бока были украшены золотыми узорами в форме двух крестов, каждый с пятью белыми драгоценными камнями. Лоб слона был украшен такими же камнями. Бивни, хобот и упряжь были украшены маленькими алмазами. Слоник преднамеренно имел сходство со слоном, изображенном на королевском гербе Дании, как воспоминание из детства Марии Фёдоровны. Фигурка слона была повторена в 1900 году в яйце «Сосновая шишка», сделанном для Барбары Кельх. Изготовлением ювелирного яйца занимался Август Хольмстрем из концерна Фаберже. Стоимость подарка по счёту Фаберже от 7 апреля 1892 года составила 4750 рублей. После революции 1917 года яйцо вместе с другими императорскими яйцами было конфисковано и отправлено в Оружейную палату Кремля. В 1920-х годах яйцо было продано через «Антиквариат» Мишелю Норману из компании Australian Pearl. Позже яйцо было продано Эммануилу Сноумэну. В 1929 году было приобретено Мистером Китсоном из Великобритании. В 1960 году оно выставлялось на Сотбисе. В 1962-1977 годах и с 1983 года находится в частных коллекциях в Великобритании. В настоящий момент яйцо находится в частной коллекции в Лондоне. В 2003 году на аукционе, проводимом Кристис в Нью-Йорке, яйцо было выставлено со стартовой стоимостью в $3 млн., но так и не было приобретено. В настоящий момент яйцо находится в частной коллекции в Лондоне.

"Кавказское яйцо". 1893

Кавказское — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1893 году по заказу императора Александра III, который подарил его на Пасху своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных «окна», каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. С наружной стороны в центре каждой из дверц находится бриллиантовый венок, поддерживающий цифру. Вместе они составляют число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. За каждой открывающейся дверцей располагаются миниатюры на слоновой кости, изображающие виды Абастуманского дворца на Кавказе, в котором Великий князь Георгий Александрович провёл большую часть жизни. Миниатюры написаны придворным миниатюристом Константином Крижитским. На верхней части яйца под большим «портретным» бриллиантом находится миниатюрный портрет Великого князя Георгия Александровича. Портретный бриллиант окружён бриллиантами огранки розой и лавровым венком. В основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. В верхней и нижней четвертях яйца — розовая гирлянда из цветного золота, перевязанная платиновыми бантами, унизанными бриллиантами. Яйцо располагается на подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево. Сюрприз яйца был утерян, и о нём не осталось документальных свидетельств. После революции 1917 года было конфисковано и отправлено в Оружейную палату Кремля. В 1930 году было продано объединением «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йоркской галереи Хаммера.В 1959 году его приобрела Матильда Геддингс Грей. После её смерти, в 1972 году яйцо перешло в собственность фонда Матильды Геддингс Грей. 

"Ренессанс". 1894

Ренессанс — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне. Текущим владельцем является фонд Виктора Вексельберга «Связь времён». Ларец в форме яйца из прозрачного голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя часть яйца, открывающаяся на золотом шарнире, украшена накладной трельяжной решёткой, выполненной из белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на местах пересечений. На верхней половине яйца алмазами выложена дата «1894» в овалe из землянично-красной прозрачной эмали, обрамлённой стилизованными раковинами из зелёной эмали и фигурами из красной и белой эмали. Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами. Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обоих сторон ларца размещены ручки в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зелёной эмали, чередующихся с цветами красной эмали. Сюрприз был утерян, однако существует предположение, что им было украшение из жемчуга. По другой теории, высказанной Кристофером Форбсом, считается, что сюрпризом было яйцо Воскресение Христово, которое идеально подходит по размерам в яйцо «Ренессанс» и имеет схожее исполнение и цветовую гамму. Кроме того, они вместе демонстрировались в 1902 году. Яйцо Воскресение Христово не имеет инвентарного номера, что также говорит в пользу этой теории. Яйцо было подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1894 года. После революции 1917 года оно было отправлено в Оружейную палату Кремля. Около 1927 года объединение «Антиквариат» продало яйцо Арманду Хаммеру в Нью-Йоркскую галерею за 1500 рублей. В 1937-1947 годах оно находилось в собственности Генри Тальбот де Вере в Великобритании. С 1947 по 1958 года его владельцами были Джек и Белль Лински из Нью-Йорка. В 1958 году яйцо находится в Нью-Йоркской галерее A La Vieille Russie. В 1965 году яйцо стало частью коллекции журнала Forbes в Нью-Йорке. С 2004 года владельцем является Виктор Вексельберг.

Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка для драгоценностей, изготовленная амстердамским мастером Ле Роем в начале 18 века, которая в настоящий момент хранится в Дрезденской художественной галерее «Зелёные своды».

И немного о самом Фаберже...

Карл Фаберже за работой. Фото Хьюго Оуберг. 1905 год.

        Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье эмигрировавших в Россию французских ювелиров. 
В 14 лет он вместе с семьей переехал в Германию, которая впоследствии стала отправной точкой для его многочисленных поездок по всей Европе. Молодой человек решил пройти по следам своих предков и встретиться с величайшими ювелирами Франции, Германии и Англии, чтобы отточить свое мастерство. 
Тем не менее, в 1872 году он вернулся в родную Россию. Там он женился на Августе Юлии Якобс и взял в свои руки основанную в 1842 году его отцом ювелирную фирму. В тот момент его компания занималась реставрацией экспонатов для столичного музея Эрмитаж. 
1882 год стал поворотным моментом для Фаберже: он получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Он решил расширить деятельность своей фирмы и выпускать не только украшения, но и более оригинальные предметы. 
Император Александр III заказал ему запонки для манжет. С течением лет Фаберже стал любимым ювелиром Романовых .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Всем прекрасного настроения и удачи в делах!!!

Подпишитесь на наш
Блоги

Яйца фирмы Карла Фаберже

13:05, 11 июля 2013

Автор: Iramiko

Комменты 23

E

Я ходила на выставку... Такая красота, так оригинально....

P

Шикарный пост!очень интересно Спасибо автору

Аватар

очень красиво))) картинки посмотрела, а текст в избранное сохраню, не осилю сейчас весь. спасибо)

Аватар

Я одна не понимаю зачем эти яйца нужны??

Аватар

а откуда текст?

Подождите...