Коммуналки

История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок.  В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

 Соседи по коммунальным квартирам - люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек - жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. "Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, - пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. - Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями".

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах - многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих "буржуйских" гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. "Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью", - писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что "бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир". Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы - докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Кадр из фильма "Собачье сердце"

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов - местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность.  Беднота, попавшая в "барские хоромы", не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. "Пролетариат" быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Комната в коммунальной квартире, 1950-е

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась  атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был "сталинский классицизм", который после войны перерос в "сталинский ампир", с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов . Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций - живи и радуйся!

Интерьер квартиры в сталинской высотке, 1950 г.

Но для того чтобы получить такую  квартиру в таком доме надо было быть в "обойме", или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадр из фильма "Добровольцы", 1958 г.

Кадры из фильма "Москва слезам не верит" , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет.

Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

"В новой квартире" (снимок из журнала "Советский Союз" 1954 г.)

Хотя на снимке явно не рядовая квартира, такие буфеты были у многих обычных советских семей.

Кадры из фильма "Разные судьбы", 1956 г.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики.


В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Квартира представителя советской элиты - лауреата Нобелевской премии академика Н..Н. Семёнова, 1957 год

В таких семьях уже старались воспроизвести атмосферу дореволюционной гостиной с фортепьяно.
На полу - дубовый лакированный паркет.

Кадр из фильма "Разные судьбы"

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Очень характерный абажур и кружевная скатерть на круглом столе.

Новогоднее застолье в  семье ленинградского рабочего, 1955 г.

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире.
Его установка была важным событием в жизни советской семьи.
На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

В середине 50-х в  быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

Фотограф Peter Bock-Schroeder, Москва, 1956

Кадр из фильма "Добровольцы"

В новом доме на Боровском шоссе, 1955 г.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью.
Книжный шкаф на почётном месте - также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё "маленковки" с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику "сталинок". Сталинок на всех хватить не могло, по определению...

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток».
Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Картинка из букваря

На картинке идиллия: вечер, вся семья в сборе. В центре композиции отец после работы и ужина читает газету. Сыну разрешили пригласить друга и они играют в шашки. А все женщины трудятся: мама вышивает что-то , бабушка  вяжет носки и даже дочь латает себе одежду. Типичные для начала 60-х мебель, телевизор, швейная машинка, люстра.

Мебель  60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах , но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х – начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир  очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим  на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком.  Заглянем в гостиную 60-х – 70-х годов.  Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров. 

Обязательный атрибут советского серванта:

Или ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

И снова слоники,  когда-то они вовсю продавались в универмагах в отделах подарков или посуды.

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик.  Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех  лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина.  И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.


А вот изделия более давних эпох наоборот, привлекают проработкой деталей и высоким качеством материала...

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Новый год из 60-х

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР  до начала хрущевской индустриализации строительства.  И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома - комунны, да и старого фонда на всех не хватало , даже при учете расселения  в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был  торфозасыпной барак..

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти "удобства", как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития,  делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

В этой музейной экспозиции воссоздана обстановка комнаты барака тех лет.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

Кадр из фильма "Девчата"

В Москве такие дома просуществовали до середины  70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших,  люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась..

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей.  Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она  заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

 Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет - раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения , ковер на стене имел и практическое. Он  выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.)

    Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма "Москва слезам не верит". Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме "Служебный роман" также являлся предметом зависти простых советских граждан.

На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться.  А через пятьдесят лет  наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против».  Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Подпишитесь на наш
Блоги

Жильё в СССР. Интерьер и быт.

22:47, 1 июня 2013

Автор: aniase

Комменты 105

K

Я пожила и в брежневке, и в сталинке. В брежневке мы жили в одной из комнат 2-хкомнатной тесной квартиры. Туалет, ванна тесные. Причем нас жило 5 человек в комнате (мама, папа и трое детей). К нам еще умудрялись приезжать гости и ночевать)) Был диван раскладной и 2 кресла-кровати. В соседней комнате жила молодая семейная пара. Для взрослых даже не было условий для нормального секса: дети спят в одной комнате, за стеной - соседи. Потом родители купили сталинку: потолки 3.2 метров, 4 комнаты; 3 кладовки; просторная ванная; дубовый паркет, который мы переложили; поменяли деревянные окна на новые деревянные. Я жила как в музее. Во время ремонта родители постарались сохранить дух сталинки. Дышать в такой квартире легко и свободно. Потом я вышла замуж и уехала в другой город к мужу. Теперь живу типа в хрущевке. Потолки давят, в первое время плакала, скучала по своей сталинке, где мы жили большой семьей..

Аватар

моя школьная подруга жила в сталинке, я завидовала ей когда приходила в гости, очень нравилась планировка, высокие потолки и вообще энегетика дома, сама я жила в обычной панельной многоэтажке.

Аватар

Зато любая семья в СССР знала, что угол свой она получит вне зависимости от профессии. У мужа мать проработала на стройках 3 года, но получила однушку в высотке в Волгодонске, у подруги мать в 25 лет уже имела двушку в подмосковье. Люди работали и знали, что в любом случае у них будет крыша. А сейчас получить у государства квартиру, или обещанный многодетным семьям участок - это война не на жизнь, а на смерть.

Аватар

О, эти круглые столы! Как же я их обожаю! У меня ассоциации только с большой семьёй - у бабушки до сих пор он есть, и мы за ним собираемся, когда приезжаем к ней. А вторая моя бабушка живёт в доме-бараке, её ровеснике. Ему 83 года... Она живёт в маленьком посёлке сельского типа, там были торфразработки,и таких домов в посёлке полно. Когда-то там кипела жизнь. С приходом Ельцина, всё исчезло, и население посёлка потихоньку вымирает, от старости. В бараке нет длинных коридоров, по планировке - квартира как квартира, маленькая кухня (с печкой и газовой плитой), две комнаты (одна, кстати, большая, светлая, с двумя окнами), некое подобие прихожей, и санузел. Правда у него свои особенности: рукомойник (водопровода нет), и туалет-"очко" с крышкой. Экзотика для меня уже, короче.

Аватар

Мы с мужем чуть меньше года счастливые обладатели двухкомнатной хрущевки. Место конечно мало, но все-таки, такие квартиры спасение для молодых семей, не располагающих большими финсовыми возможностями. С помощью ремонта и современной мебели маленькая квартирка, при желании, может превратится в уютное гнездышко.

Подождите...