В конце 70-х – начале 80-х годов XX века все мировое сообщество грезило под эйфорией голливудских «Звездных войн». В то же самое время за «железным занавесом» под пологом строжайшей секретности советская «империя зла» потихоньку-полегоньку претворяла голливудские мечты в реальность. Советские космонавты летали в космос, вооруженные лазерными пистолетами–«бластерами», проектировались боевые станции и космические истребители, а по матушке-Земле поползли советские «лазерные танки».

Лазерный пистолет

В конце 70-х советские космонавты получили в распоряжение индивидуальное оружие, а именно лазерный пистолет.
Оружие было разработано для защиты как от возможных нападений живых организмов (инопланетных), которые могли бы причинить вред космонавтам, так и от атак астронавтов враждующих с СССР государств.

Использовать обычное оружие в космосе было невозможно, т.к. выстрел из земного пистолета порождал такую отдачу, что космонавт в состоянии невесомости отбрасывался на десятки метров назад. Учитывалось и то, что пуля могла бы повредить обшивку собственного корабля, что привело бы к гибели экипажа.
Поэтому советские ученые того времени начали разработку новейшего оружия - лазерного пистолета.
И пистолет появился в 1984 году.

Изначально перед учеными ставилась задача сделать пистолет, который мог бы вывести из строя оптические системы, а так же ослепить противника. Однако впоследствии в качестве патронов использовались специальные компактные капсулы-вспышки, которые помещались в обойме.
Советский лазерный пистолет был достаточно прост в изготовлении, а принцип его стрельбы заключался со взрыва одной капсулы (патрона), свет от которой проходил по стволу и усиливался, образовывая пучок, который и поражал противника мощью сравнимой с пневматическим оружием.

Сегодня данный пистолет является экспонатом в музеях космонавтики.

Лазерные комплексы "Стилет" и "Сжатие"

Задачей лазерного комплекса было обеспечение противодействия оптико-электронным системам наблюдения противника и управления оружием поля боя в жестких климатических и эксплуатационных условиях, предъявляемых к бронетехнике. комплекс «Стилет» был принят на вооружение, но по ряду причин серийно не выпускался. Две опытные машины так и остались в единственных экземплярах. Тем не менее, их появление даже в условиях жуткой, тотальной советской секретности не осталось незамеченным американской разведкой. В серии рисунков, изображавших новейшие образцы техники Советской Армии, представленных Конгрессу для «выбивания» дополнительных средств министерству обороны США был и весьма узнаваемый «Стилет»:

Формально этот комплекс находится на вооружении и по сей день. Однако о судьбе опытных машин долгое время ничего не было известно. По завершению испытаний они оказались фактически никому не нужны. Вихрь развала СССР разбросал их по постсоветскому пространству и довел до состояния металлолома.

Лучшая доля выпала еще одному, без сомнения уникальному аппарату, совместного производства «Астрофизики» и «Уралтрасмаша». Как развитие идей «Стилета» был спроектирован и построен новый комплекс «Сжатие». Это был комплекс нового поколения с автоматическим поиском и наведением на бликующий объект излучения многоканального лазера Специально для «Сжатия» был выращен искусственный кристалл массой около 30 кг – «лазерная пушка» в этом смысле влетала «в копеечку». Новая установка требовала и большого количества энергии. Для ее питания использовались мощные генераторы, приводимые в действие автономной вспомогательной силовой установкой.

Корпус машины был собран на «Уралтрансмаше» в декабре 1990 года. В 1991 году комплекс вышел на испытания и на следующий, 1992 год был принят на вооружение.  В области лазеров СССР тогда опережал весь мир, как минимум, на 10 лет. Но условиях рухнувшей советской экономики подверглись серьезному пересмотру многие оборонные программы. Не миновала участь сия и «Сжатие» – запредельная стоимость комплекса, несмотря на передовые, прорывные технологии и хороший результат заставила руководство Министерства Обороны усомниться в его эффективности. Сверхсекретная «лазерная пушка» осталась не востребована. Единственный экземпляр долгое время прятался за высокими заборами, пока неожиданно для всех в 2010 году не оказался воистину каким-то чудесным образом в экспозиции «Военно-технического музея», что расположен в подмосковном селе Ивановское. Надо отдать должное и поблагодарить людей, сумевших вытащить этот ценнейший экспонат из под грифа совершенной секретности и сделавших эту уникальную машину достоянием общественности – наглядным примером передовой советской науки и инженерной мысли, свидетелем наших забытых побед.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц

Наверное все слышали о LHС, он же большой адронный коллайдер, запуска которого в Женеве так боялись.  Но мало, кто знает, что ещё за 20 лет до постройки БАК, в конце 80-х  Советский Союз решился на постройку огромного ускорителя элементарных частиц. Кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров, и сейчас находится возле подмосковного Протвино - города физиков-ядерщиков. Это менее сотни километров от Москвы по симферопольскому шоссе.

Проходка была завершена в декабре 1994 года. В том же году был введен в строй первый участок нового ускорителя — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий У–70 и УНК. В канале были смонтированы электромагнитная система, вакуумная система, приборы наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК. К сожалению лихие 90–е не пощадили и это сооружение: деньги закончились и проект был заморожен.

Космический корабль "Буран"

Это была самая большая и самая дорогая программа исследования космоса в советской истории. Расстраивает лишь конец этой титанической и упорной работы, которая была отменена в 1993 году в связи с политической обстановкой и отсутствием финансирования. А некое сходство с внешним видом американского “Шатла” заставляет людей забывать все те впечатляющие результаты, которых добились советские инженеры. Полностью автоматизированный, на базе советского бортового программного обеспечения, космический корабль "Буран" совершил свой первый полет в 1988 году. Без экипажа на борту, "Буран" смог подняться в космос, сделать два витка вокруг Земли и произвести успешную посадку на космодроме Байконур. Этот факт даже вошел в книгу рекордов Гиннеса.

Другими словами Буран был дорогостоящий и грандиозный проект, не уступающий американскому “Шатлу”. Здесь, вы можете видеть редкие фотографии космического корабля “Буран”.

“Буран” перевозился с помощью самолета АН-255 “Мрия” — впечатляющая комбинация:

Но, к сожалению, от программы отказались в 90-х годах. Известно, что ещё Горбачёв, глядя на "Буран", произнёс фразу, которая прозвучала как приговор : "Ну... видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение". Шанс восстановиться и реконструироваться появился у программы “Буран” в 2003 году, но из-за того, что все оборудование и инфраструктура была демонтирована, от этой идеи решили отказаться.

Буран на фотографии выше законсервирован на хранение. Все остальные экземпляры космических кораблей были успешно демонтированы.

Как не печально это признавать, но "Буран" умер, едва начав летать.

Российские тарелки - прерванный полёт

Летом 1993 года, по бетону взлетной полосы полигона Саратовского авиационного завода пробежала и поднялась в воздух странная машина. Свидетели по-разному описывали ее форму, называя то «таблеткой», то «чечевицей», то «жуком», а то даже и «летающей кепкой», однако впоследствии, когда кадры любительской съемки обошли буквально весь мир от Японии до США, об этом летательном аппарате стали отзываться как о «русском НЛО».

На самом деле полутораметровая в диаметре радиоуправляемая модель (РУМ Л-1), изготовленная по чертежам Концерна «ЭКИП» («Экология и прогресс», г. Королев), летала не силой антигравитации или аннигиляции материи. Принципы толстого крыла и управления пограничным слоем давно были известны и использовались в авиации, однако недостаточная экономичность этих аппаратов не позволяла говорить об их практическом использовании, и только предложенная генеральным конструктором «ЭКИПа» Львом Щукиным новая схема вихревой ячейки и проведенные под его руководством исследования позволили выжать максимум из известных явлений и сделать аппарат уникальным. «НЛО» с коротенькими крыльями и двумя килями выглядело как футуристический переросток, у которого от всей истории авиации остались только готовые исчезнуть рудименты. Полусферическая сверху и почти плоская снизу машина, покачиваясь, забрала круто вверх, пошла боком и, упущенная кинооператором из виду, скрылась в углу кадра.

Русскую «летающую тарелку» готовили к большому будущему. Ей прочили как мирные, так и военные специальности. Например, одним из ее применений могла стать перевозка пассажиров прямо из центра Москвы в центр Питера: 12-тонный «ЭКИП» с 40 пассажирами на борту мог бы стартовать прямо с Москвы-реки возле Международного центра торговли и приводняться на Неве.

В 1999 разработка аппарата ЭКИП (в г. Королёв) была включена отдельной строкой в бюджет страны. Несмотря на это, финансирование было прервано и деньги так и не были получены. Создатель ЭКИПа Лев Щукин сильно переживал за судьбу проекта и после многочисленных попыток продолжить проект на личные средства умер от сердечного приступа в 2001 году.

При полном отсутствии интереса российского государства руководство Саратовского авиационного завода, находящегося в плачевном финансовом состоянии и входящего в концерн «ЭКИП» начало искать инвесторов за рубежом, что увенчалось успехом в 2000 году. В январе директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны пройти испытания ЭКИПа. На территории базы ВМС США, он выступил перед американскими военными и авиастроителями. Несколько лет назад ему и генеральному конструктору концерна делали предложение построить в США завод, непременное условие директора завода Александра Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. С 2003 года после договоренности о сотрудничестве работы по созданию ЭКИПа на саратовском авиазаводе были остановлены ввиду кризисного финансового состояния предприятия. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 г. в США в штате Мэриленд. Теперь США имеют хороший старт для разработки и производства этих аппаратов, имеющих многочисленные преимущества перед традиционными аппаратами (самолётами и экранопланами).

Вот так...

Подпишитесь на наш
Блоги

Сломанный меч империи

14:53, 20 апреля 2013

Автор: aniase

Комменты 64

Аватар

Безумно жаль, что все это достояние оказалось никому не нужно. Проекты закрывались, деньги уши на состояния будущих олигархов. Так и то, чем можно безмерно гордиться, ушло в небытие и новое поколение ничего не знает о том, что Россия в прошлом по многим направлениям, что в космосе, в инженерии, науке, военной технике, была впереди всех стран. Это должно было развиваться и финансироваться, это был бы прорыв невиданный. А что имеем, все брошено и забыто, нечем гордиться. Это просто пи..ец как обидно и грустно. Россия могла бы иметь другой вид и лицо перед миром, а не то, что сейчас.

Аватар

Как же печально осознавать, как многое мы растеряли...

Аватар

Как можно было так бездарно проср"ть все?? Если б не загубили все, возможно, мир был бы немного иным. А так за последние 15 лет какие прорывы в создании? Ёмобиль! Смешно

Аватар

Мда, и все эти достижения утратили если не смысл, то финансирование точно как раз в момент развала СССР :( А Горбачёв недавно ещё об одно

Комментарий был удален

Подождите...