Контент опубликован пользователем сайта

Круто!

Белая гвардия и Гражданская война на картинах русских художников

100
Белая гвардия и Гражданская война на картинах русских художников

Дмитрий Шмарин

"Автопортрет на фоне картины "Расказачивание"

Дмитрий Александрович Шмарин родился в Москве в 1967 году, отец – коренной москвич, мать происходит из семьи кубанских казаков. По окончании детской художественной школы и МСХШ при Суриковском институте, в 1985 году Дмитрий поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Темой трагедии казачества пронизано всё его творчество.

"Расказачивание"

По приказу ВЦИК от 24 января 1919 года о поголовном уничтожении казачества большевики стали хладнокровно истреблять казачье сословие, начав с Донских станиц. Не выдержав надругательств, казаки восстали, но восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Ранней весной 1919 года в станицах Вешенская и Казанская производились расстрелы. Казаков выбивали семьями, – от мужчин, способных держать оружие, до несмышленых детей. Вместе с казаками убивали и станичных священников. Для исполнения кровавого приказа в качестве палачей русского народа были призваны отряды китайцев и латышей, не гнушалась власть и уголовниками. Страшный миг предстояния казаков перед лицом смерти Дмитрий Шмарин избрал сюжетом для своей картины "Расказачивание". Достойное смирение перед волей Божией поражает не менее, чем суровое мужество в стоянии за правду людей, представленных на полотне. На фоне призрачной серой нежити, – большевистских палачей, ярко сияют белые рубахи приговоренных мучеников, синевой горит васильковая юбка казачки, рыдающей на плече у мужа. Вдалеке, в прозрачной дымке, подчеркивая трагичный и торжественный покой, тихо светятся купола станичного храма, мирно дремлют светлые хаты, широко расстилается Донская степь. Все замерло…  В работе

«За Русь Святую»  ранит сердце образ «белых витязей», – русских детей, подростков, наравне со взрослыми вставших в боевые ряды.

"Молитва перед дорогой" 

"Ледяной поход"

"Белые пришли"

"Расстрел белых в Крыму"

"Прощание. Осень"

Дмитрий Белюкин

Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). Художником больших тем называют Дмитрия Белюкина искусствоведы. Пожалуй, не будет преувеличением сказать – главных тем. Ведь в своих работах он размышляет о смысле жизни и истории, пытается заглянуть в будущее России через ее прошлое… В свои 50 лет Дмитрий Белюкин удостоен высших для российского художника регалий, выставки его имеют успех, репродукции с картин публикуются на обложках книг, в учебниках истории. В Москве открыта постоянная галерея его работ. И главное - никто не сможет упрекнуть его в том, что за все годы творчества он хоть в чем-то изменил своему изначальному кредо.

Выдержка из интервью:

- Ваш отец в 1990-е написал серию «Галерея предков», есть в ней и портрет его деда, вашего прадеда Сергея Кузьмича Белюкина из деревни Кораблинка Серебрянопрудского района Рязанской (ныне Московской) области. Мне кажется, в этом суровом старике с тонкими чертами лица отражены характерные черты вашего рода…

- Возможно. Большая была семья, образованные крестьяне, которым, вероятно, порадовался бы Петр Аркадьевич Столыпин... Они выписывали сельскохозяйственные журналы, покупали технику. Отец нередко вспоминал деревенское детство. Он запросто мог мне вырезать дудочку или городки. Чтобы в лесу попить воды из родника, делал из бересты ковшик, который мы потом оставляли на ближайшем дереве для других.

А сейчас нет не только нашего дома в деревне Кораблинка, нет и самой деревни. XX век стер ее с лица земли…

Некоторые работы Дмитрия Белюкина:

Казак Сухой

"Есаул Кострыкин и Биплан"

"Эвакуация корниловцев из Крыма"

"Исход"

Фрагмент картины "Исход"

"Осколки"

Художник Иван Владимиров (1869 – 1947) автор известной картины “Ленин и Сталин в Разливе” известен еще и своими акварельными зарисовками социалистической революции. Делал он их в 1917 году с натуры, то что видел своими глазами.
Вот здесь показано как революционные массы устраивают погром в Зимнем Дворце:

А здесь – пролетарии грабят винный склад:

Местный поп и помещик перед революционным судом. Вскоре они будут казнены:

Большевики изымают у крестьян хлеб:

Февраль 1917, арест белогвардейских генералов:

Агитатор в деревне с портретом Троцкого в руках, вот так и одурачивали народные массы:

Павел Рыженко

Павел Рыженко(род. в 1970 г.) – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма".  Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».

"Прощание с погонами"

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

"Прощание Государя с войсками"

Одно из самых известных произведений Павла Рыженко – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая Второго и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве. Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был самодержцем всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками. Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней, по определению Солженицына, роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже. Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине. Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Своим отречением Государь окончательно раскрыл двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…

"Заточение в Царском селе"

"Ипатьевский дом после цареубийства"

Приблизительно к тем же роковым для Русской земли годам относится картина Павла Рыженко «Веночек», поразительная по глубинной, неизбывной печали своей, проникающая в самую душу и вызывающую в ней странную, необъяснимую тоску и горечь утраты…

На картине ранняя весна. Снег едва стаял, и оттого вся земля напоминает собою болото. Деревья окутаны лёгкой зеленоватой дымкой. За их ветвями маячит серое, дождливое небо, унылое и скорбное. Кажется, что вся природа плачет в этот миг, сочувствуя пришедшему с фронта солдату. Выжил он в страшной войне, дошёл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого. Никто героя не ждёт… И пришёл солдат на погост, поклонился родной могилке, уронил скупую слезу… Вспомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощался с тою, что покоится теперь на этом заболоченном кладбище. Многое вспомнил солдат. Думал он сказать «здравствуй» дорогому себе человеку, а приходится снова прощаться, теперь уже навеки…  Кто покоится под этим серым деревянным  крестом с веночком из жёлтых цветов? Мать ли солдата? Или жена? Нам этого не узнать… Мы можем лишь видеть бесконечную скорбь пришедшего с войны героя, и скорбеть вместе с ним…

До слёз драматичен и трогателен сюжет картины "Зонтик":

"Зонтик"

Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?

И ещё несколько работ но уже разных художников, посвящённых этой теме.

Олег Ожогин "Офицер"

Ю. Репин "Портрет Василия Михайловича Максимова"

В. Мирошниченко. Петр Николаевич Врангель

Р.В. Былинская. Александр Васильевич Колчак

Д. Трофимов. Антон Иванович Деникин

Илья Глазунов "Разгром храма в пасхальную ночь"

Оставьте свой голос:

364
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

lisenok
lisenok

Это интересно, но я не согласна с демотиватором. В Красную тоже шли добровольно.

aniase
aniase

lisenok, шли, но больше Шариковы науськанные Швондерами. Вот эти Шариковы во всей красе показаны на рисунках Ивана Владимирова, грабящие винный склад и т.д.

lisenok
lisenok

aniase, не соглашусь про "больше Шариковы". Идейных было много и там и там.

aniase
aniase

lisenok, да, "Манифест" Карла Маркса великий мозгопромыватель

Bobrik
Bobrik
Показать комментарий
aniase
aniase

Bobrik, это святыня?)

Bobrik
Bobrik

aniase, это глыба :)

Ellena
Ellena

Bobrik, я все никак Капитал не начну читать (в отпуске уж точно не стану) выдержки из него очень мне импонируют. Гигант мысли (без сарказма)

Lentochka_71
Lentochka_71

aniase, поставила семь баллов за пост, обычно я с Вами не соглашаюсь, слишком радикальны (для меня) Ваши суждения, но тут я полностью согласна, именно Шариковы. Тема Белого воинства и разрушения той России очень близка мне, пост читала со слезами на глазах. Почему всё-таки умные, смелые, благородные покорились судьбе, дали себя уничтожить в Крыму, ушли в Галлиполи и Париж?Как Шариковы смогли победить?

aniase
aniase

Lentochka_71, спасибо. Без мощной заокеанской поддержки Шариковым с местными Швондерами победы было бы не видать.

kabachok
kabachok

Lentochka_71, детский сад какой-то. все умные и смелые уехали, и трусливые и глупые остались.
вы нам случайно не из Парижа телеграфируете?) иначе сложно представить, как вам живется в стране победивших шариковых

aniase
aniase

kabachok, "страна победивших шариковых" это, разумеется, утрировано. Осталось же очень много честных и умных людей. И для меня большая разница эти смутные революционные годы и более поздний СССР, ничего не имеющий общего с этими событиями кроме лживой марксистско-ленинской идеологии.

це-це
це-це

aniase, ничего, кроме прямых потомков...

aniase
aniase

це-це, увы(

kabachok
kabachok

aniase, естественно, про страну победивших шариковых я утрирую.
я не понимаю людей, у которых есть только белое и черное, когда дело касается гражданской войны.
революции на пустом месте не возникают (даже благодаря поддержке из-за рубежа), революционная ситуация была создана руководством страны, этими самыми умными, смелыми, благородными.
а наследие шариковых - это индустриализация страны (ведь Россия была аграрной страной), доступное образование среднее и высшее.

aniase
aniase

kabachok, индустриализация страны, доступное образование это уже Сталин, личность очень неоднозначная, но то что он много сделал для страны, подняв её из разрухи и возродил её имперский национальный дух, этого не отнимешь. Швондеры этого не ожидали и на такой результат, обратно противоположный их разрушительным революционным стремлениям, они не расчитывали.

kabachok
kabachok

aniase, Сталин - тоже результат революции. а сама идея индустриализации - это Ленин. началось все с плана ГОЭЛРО - эклектрофикации страны в 20-е годы.
а по поводу разруштельной революции: так она была необходима, надо было многое менять.
и сначала была февральская революция, демократическая. а потом уже октябрьская, социалистическая и если бы руководство страны проявило дальновидность и слаженность действий до социалистической бы не дошло.
вообще начало 20 века - революционное время в европе (вспомним туже германию), но у нас все закончилось трагично, конечно же, переросло в гражданскую войну

cara_mia
cara_mia

kabachok, я бы сказала, что сначала была БУРЖУАЗНО-демократическая революция. Все-таки так она называется в учебниках. Буржуазии и либералам не сиделось спокойно, начали открыто противостоять царю - "разбудили лихо, которое спало тихо"...

... а вот про королеву великобритании мы до сих пор читаем, здравствует... ее семью не расстреливали...

kabachok
kabachok

cara_mia, ну буржуазная она называлась в советских учебниках. тогда чего же вы меня с Великой октябрьской социалистической не поправили-то?
и причем здесь королева великобритании?

cara_mia
cara_mia

Так вы социалистическую правильно назвали. А вообще почитаешь Л.Толстого и понимаешь, ничего не меняется в умах:
"Степан Аркадьич читал либеральную газету, не крайнюю, но того направления, которого держалось большинство. И, несмотря на то, что ни наука, ни искусство, ни политика, не интересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их…
Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. …Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не от того, чтоб он находил либеральное направление более разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу жизни.
Либеральная партия говорила, что в России все скверно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало.
Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре.
Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело.
…Итак, либеральное направление сделалось привычкой Степана Аркадьича, и он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове.
Он прочел руководящую статью, в которой объяснялось, что в наше время…опасность лежит не в мнимой революционной гидре, а в упорстве традиционности, тормозящей прогресс"

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Дженна Дьюэнн-Татум рассказала об их с Ченнингом Татумом первой ночи и нынешней интимной жизни
СМИ: стала известна дата свадьбы Пиппы Миддлтон и Джеймса Мэттьюза
Иван Янковский, Филипп Киркоров, Марина Александрова и другие на церемонии вручения премии "Событие года"
"Леди Макбет": страсть и преступление в трейлере британской экранизации русской классики
Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей
Экс-жених Софии Вергары Ник Лоеб снова подал на нее в суд — от имени эмбрионов их детей
48-летняя Кайли Миноуг с 28-летним женихом Джошуа Сассом в лондонском ресторане
Конкурс на SPLETNIK.RU: кто идет на концерт группы "Моя Мишель"
Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кендалл Дженнер, Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста