Контент опубликован пользователем сайта

Круто!

Восток на картинах художника Василия Верещагина

22
Восток на картинах художника Василия Верещагина

Василий Васильевич Верещагин(1842-1904) - художник легендарной судьбы и славы. Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, "человек экспромтов", как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная, Верещагин всю жизнь проводит в разъездах. Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве; предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, "бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе. Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими. В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Верещагин твердо убежден, что художник должен обращаться один на один к зрителю. Для него приемлема лишь одна форма обращения к публике - персональная выставка. При его жизни их было свыше шестидесяти - едва ли не во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. "Олень в горах Алатау" "Развалины театра в Чугучаке" "Кочевники на дороге в горах Алатау" "Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя" - вот заветная цель его творческих устремлений. Поэтому художника так привлекает фотография. Она кажется ему надежным средством оставаться на почве факта. Верещагин ценит фотографическую точность изображения и намеренно стремится к тому, чтобы его живопись не проигрывала рядом и в сравнении с фотографией. Так складывается его живописный метод, в своем роде единственный в русском искусстве второй половины ХIХ века, как бы спорящий в правдоподобии и объективности воспроизведения натуры с фотографией. "Калмыцкий лама" "Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд." "Верблюд во дворе караван-сарая" "Мавзолей Шах-и-Зинда." "Город Самарканд" "Вид главной улицы Самарканда ранним утром с высоты цитадели" Имя Верещагина впервые получило громкую известность в 1873-1874 годах, когда он выставил Туркестанскую серию картин, этюдов и рисунков. В 1867 он зачислен на службу и командирован во вновь присоединенные к России области Средней Азии. По Туркестану Верещагин путешествует в 1867-1868 и 1869-1870 годах. "Киргизия. Юрты." "Богатый киргизский охотник с соколом" "Девочка народа бачи" "Уличный музыкант" "Мальчик-узбек" "Дети племени солонов" "Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся" "Афганец" "Бухарский стрелок" Выполняя служебное задание, он делает множество рисунков и живописных этюдов с натуры, ведет подробный путевой дневник, собирает этнографические и зоологические коллекции и даже занимается археологическими раскопками. В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. Это была единственная принятая художником награда. Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами. "Представляют трофеи" "После удачи" "После неудачи" Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Верещагин не увидел в Туркестане тот гармоничный и цельный мир, каким Восток открылся Делакруа. Он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует "азиатским варварством" и что вызывает в нем негодование и протест. "Дервиши в праздничных нарядах" "Узбекская женщина в Ташкенте" "Мальчик на невольничьем рынке" "Нищие в Самарканде" "Евнух у дверей гарема" "Политики в опиумной лавке в Ташкенте" "Опиумоеды" "Двери Тимура" Средняя Азия открывается ему как некогда грандиозная, но застывшая, выпавшая из потока времени цивилизация. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. "Королевский слон" Индийское путешествие длилось два года. Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, - Кашмир и Ладак. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. "Монастырь в скале Ладакх" "Посмертные памятники в Ладакхе" "Яки" "Буддийский храм в Дарджилинге" "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" "Жемчужная мечеть в Дели" "Вечер на озере" В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин покорен оригинальностью ее культуры , той "выработанностью во всем", которую он находит и в архитектуре храмов, и в древней настенной живописи, и в ритуальном танце и пантомиме, и в современном костюме и бытовой утвари. "Индиец" "Факиры" "Всадник в Джайпуре" "Священник-парс(огнепоклонник)" "Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре" После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной, ровной солнечностью Индия кажется экзотически яркой, роскошной. "Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная озера". "Браминский храм в Адельнуре" "Сикким. Индийские мотивы". В начале русско-турецкой войны Верещагин по собственной просьбе сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию. Он находится на фронте вплоть до окончания военных действий. В самом начале войны тяжело ранен, едва не умер в госпитале. Не дождавшись выздоровления, осенью 1877 года направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма, стоившего русским войскам тяжелых потерь. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны представлен к награждению "золотой шпагой", однако от награды решительно отказался, заметив впоследствии, что "слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой". Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет на маленьких - в ладонь величиной - деревянных дощечках живописные этюды к будущим полотнам. В "Балканскую серию" входит около тридцати картин. С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию.Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу. Скрытый драматизм последних лет Верещагина в том, что, несмотря на кипучую деятельность, художник испытывает мучительное чувство ненужности, невостреованности своего искусства. Он по-прежнему не примыкает ни к одному из художественных обществ и направлений, не имеет учеников и последователей. Его индивидуализм оборачивается одиночеством, независимость - изоляцией. Но вопреки всему этому Верещагин поглощен планами будущих путешествий, захвачен "вечными исканиями" и гоним "вечным недовольством". В 1901 году он едет на Филиппины по следам недавней испанско-американской войны, в 1902 - дважды на Кубу, затем в Америку, в 1903 посещает Японию, задумывает писать книгу о Японии и ее искусстве; предполагает совершить путешествия в Китай и Африку. "Япония. Храм в Токио." "Шинтоистский храм в Никко" "Японский нищий" "Прогулка в лодке" "Японка" Он много работает в литературе: пишет автобиографическую прозу, воспоминания, путевые очерки, статьи об искусстве, активно выступает, как уже упоминалось, в прессе. Особый резонанс приобретают его статьи против войн, в поддержку движения за их прекращение. "Апофеоз войны" Авторитет Верещагина - "борца с войной" - у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

Оставьте свой голос:

492
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Helga
Helga

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

katerina3311
katerina3311

Спасибо за пост! С удовольствием еще раз взглянула на картины одного из самых любимых мною русских живописцев!

aigul888
aigul888

Супер! В избранное!

lkarkhu
lkarkhu

Некоторые картины как сувенирные открытки, очень красивые. а от некоторых жутковато, реальная жизнь Востока...

Tofsla-and-Vifsla
Tofsla-and-Vifsla

"Двери Тимура" - одна из самых любимых моих картин.

_stirlitz_
_stirlitz_

"Апофеоз войны" одна из самых запомнившихся мне в жизни картин, ещё с детства
мне стало интересно, случайно ли в "Белом солнце пустыни" тоже Верещагин

aniase
aniase

_stirlitz_, вот как, интересное замечание. Я даже как-то и забыла об этом фильме.

_stirlitz_
_stirlitz_

посмотрела в википедии - ничего не сказано
подумала - там и там восток, белое солнце, благородный одинокий характер

RussoTuristo
RussoTuristo

Aniase, спасибо еще раз. У дверей Тамерлана...Все еще надеюсь на пост про фальсификации в истории

RussoTuristo
RussoTuristo

Вот, кстати, тоже интересно http://gilliland.livejournal.com/331885.html

aniase
aniase

RussoTuristo, очень спорная картина. Может быть здесь всё дело в объективности и в некоторой его отстранённости, во взгляде как-бы со стороны? Cложно понять.

_stirlitz_
_stirlitz_

aniase, сходила туда
согласна с тем, что там говорят - это сарказм. жестковатый, солдатский. по описанию, как раз ему подходящий
никакого подвоха нет

aniase
aniase

RussoTuristo, боюсь даже браться, хоть и очень хочется. Тема необъятная и не совсем формат этого сайта, даже не знаю, я в раздумьях.

MarfaV
MarfaV

Какое счастье, что есть Русский музей. Люблю его (Верещагина) там смотреть. Сейчас стала обращать внимание- он очень детально рисует, очень интересно рассматривать эти мелочи тоже. Спасибо за пост, сохраню

Uniya
Uniya

где можно всё его картины посмотреть?

aniase
aniase

Uniya, http://veresh.ru/

Uniya
Uniya

aniase, спасибо, щас посмотрю

flow
flow

Оочень интересно написано! Понравилось описание характера Верещагина. Интересную жизнь он прожил! Картины такие детальные.

Nata4ka
Nata4ka

flow, А вы знаете, что погиб Верещагин, подорвавшись на броненосце под руководством адмирала Макарова в Порт-Артуре во время Русско-Японской войны.

lisenok
lisenok

Всем советую посмотреть его картины в Третьяковке - целый зал под его работы выделен. ОЧЕНЬ впечатляет.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Дженнифер Энистон, Оливия Манн и другие на премьере комедии "Новгодний корпоратив"
Модная битва: Карли Клосс против Кристины Орбакайте
Брэд Питт и Анджелина Джоли пришли к согласию о временной опеке над детьми
Сыну Ким Кардашьян Сейнту исполнился один год: поздравления с днем рождения от звездных родственников
Фанаты Леди Гаги после ее выступления заговорили о том, что певица сделала пластическую операцию
Приемная дочь Мадонны завоевала четыре медали на соревнованиях по спортивной гимнастике
Рената Литвинова в Лондоне: встреча с Диной Корзун, новая шляпка и другие приключения
Во всей красе: обнаженный Том Харди в новогоднем номере Esquire
Instagram недели: американец и его кот творят странные вещи
Конкурс на SPLETNIK.RU: выиграйте билеты на концерт группы "Моя Мишель"
СМИ: Анастасия Стоцкая ждет второго ребенка
Любовь по-французски: Марион Котийяр и Гийом Кане в Париже
Кендалл Дженнер в видеоролике журнала Love помогает скрасить ожидание праздника
Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона