Каскадерами становятся «по зову сердца». Драйв, романтика и адреналин – вот что в первую очередь привлекает в это профессии. Вспомните боевик или приключенческий триллер. Крутые виражи, гонки на автомобилях, перестрелки, пожары и прочие яркие впечатляющие трюки. Главные герои горят, падают, подрываются в кадре. Вы видите их загримированные шрамами и кровоподтеками лица. Но не лица тех смелых и решительных людей, проделавших все это по сценарию. Отдельно хочется рассказать о женщинах, профессионально занимающихся исполнением каскадерских трюков. Профессиональных каскадеров в России не больше ста, а женщин среди них можно пересчитать по пальцам. Но в последнее время каскадёрское ремесло перестало быть чисто мужским. Одна из первых женщин-каскадёров в России – Варвара Никитина (09.08.1970), на её счету множество фильмов. В прошлом Варвара – мастер спорта по художественной гимнастике. В трюковом кино работает с 1990 г. (первый фильм – «Зверобой»). В настоящее время она возглавляет собственную студию каскадёров — одной из победительниц первого международного фестиваля каскадеров кино — и является постановщиком трюков. На счету Варвары более 100 трюков. Это она дублировала артисток в фильмах "Зверобой", "Завещание Сталина", "Пистолет с глушителем", "Железный занавес", "Белое золото", "Марш Турецкого", "Львиная доля", "Москва. Центральный округ", "Полицейская академия", "Тайный знак"... — Говорят, вы первая в России профессиональная женщина-каскадер и постановщик трюков. — До меня действительно не было женщин-каскадеров. Когда мужчина не мог дублировать актрису, приглашали спортсменок. Но у этой практики был минус. Распространенный пример — прыжок со скалы или с моста. Когда человек падает, это так называемый неуправляемый полет. Но спортсмен всегда в последний момент сгруппируется. Мне самой было сложно кувыркаться неправильно после того, как меня десять лет с утра до вечера учили кувыркаться, как положено.

image
— А так ли уж нужны женщины-каскадеры? — Когда за женщину мужчина выполняет трюки, это видно. Вспомните фильм "Место встречи изменить нельзя". Там есть эпизод, когда машина сбивает женщину-милиционера. Она сначала бежит — такая хрупкая, и заметно, как потом вместо нее здоровый мужик по асфальту катится. К тому же, прежде чем выполнить трюк, обычно требуется пробежать, передав грацию актрисы. У мужчин это не получается. — Мечта мечтой, но вы такая хрупкая, женственная — и вдруг каскадер. — В основном все девушки-каскадеры худенькие. Среди нас нет мужеподобных, как многие представляют. Если бы женщины-каскадеры были похожи на мужчин, надобности в них не возникало бы. Рослых у нас тоже мало, поскольку многие приходят из спортивной гимнастики, акробатики — из тех видов спорта, куда обычно берут невысоких. — Как мечта стала профессией? — Когда я поступила в институт, совершенно случайно увидела объявление о наборе в школу каскадеров. Это был 1989 год, когда везде был хозрасчет. И некие люди, к которым у меня нет большого уважения, просто решили на этом сделать бизнес, заработать денег. Когда шла на первое собрание, я так к нему готовилась, думала: "Вот, это мое!" Но увидела, что вместе со мной пришли еще 1200 человек. У меня тогда возникла мысль: "Куда столько?!" Вот сейчас на "Мосфильме" снимается одновременно более ста картин. А тогда снимали от силы две картины, и не факт, что они могли быть трюковыми. И зачем нужна такая масса каскадеров, было совершенно непонятно. Людей, честно говоря, попросту обманули — пообещали, что все они станут каскадерами, будут сниматься в кино. Я тогда понимала, что это бред, но все равно пошла — мне было интересно. Обучение на самом деле оказалось неплохим. Единственное, что найти потом работу было нереально. Мне просто повезло. К нам в группу пришел Андрей Ростоцкий, который тогда снимал свой первый фильм "Зверобой" и отбирал для него дублеров. Ему нужны были всего две девушки — дублировать «ирокезок» Елену Кондулайнен и Ольгу Машную. Меня выбрал, наверное, по цвету глаз, волос: я походила на ирокезку. Нужно было играть роль и делать трюки. Так я попала на съемочную площадку в группу Ростоцкого. И с этого момента меня стали приглашать в кино.
image
— В чем специфика работы женщины-каскадера? — Наша работа ничем не отличается от работы мужчин-каскадеров. Сейчас в кино много героинь а-ля Никита, а значит, немало трюков. Часто дублерш подбирают по антропометрическим данным, чтобы совпадали с данными актрисы — вплоть до длины и цвета волос, типа лица. Вот я сейчас брюнетка, а раньше была рыжая. Приехала на съемки, а постановщик трюков: "Боже, ты же рыжая была!" В таких случаях приходится краситься смывающейся пенкой или парик надевать. — Вы можете сделать любой мужской трюк? — Сделать-то могу, другое дело, что некоторые трюки вроде падения на жесткую поверхность или силовые для женского организма опаснее. — А мужчин приходилось дублировать? — Когда я в клипе на песню "Нас не догонишь" дублировала одну из солисток "Тату" на цистерне, мне пришлось дублировать и дорожного рабочего, которого сбивает машина. Его играл продюсер Иван Шаповалов. Взяли потому, что я легкая. Меня дергали тросом с крана, и я улетала перед грузовиком.
image
— На что в первую очередь обращаете внимание при наборе девушек? — На координацию движений. Но учитываю и психологические данные. Бывает, что девушка походит на актрису, а необходимый трюк еще делать не умеет, и мы ее, скажем так, натаскиваем. Так мы работали в голливудской картине "Сеть-2", где трюки ставил мэтр советского и российского кино Сергей Воробьев, а главную роль исполняла Сандра Баллок. Американцам понадобились именно российские каскадеры. Так вот, там было падение с крыши, а наша девочка еще не падала с такой высоты. Мы ее натаскали на этот трюк. Американцы просто стонали от восторга.
Сердюк Анастасия (30.12.1981) – воспитанница студии каскадеров Варвары Никитиной, специализируется на акробатике, сценах движения, высотных падениях, скалолазании, авто-трюках, водные трюках. Фильмография: «Марш Турецкого», «Кавказская рулетка», «Москва. Центральный округ», «Всадник по имени Смерть», «Лебединый рай», «Сеть –2» (американский).Шоу программы: «Клинок-2002», «МК – 2003, 2004», «Фестиваль каскадеров в Бердянске», авто-родео в г. Уфе. Дополнительно: 4 кю – Айкидо, КМС по художественной гимнастике, инструктор по сноуборду, I-ый разряд по скалолазанию, I-ый взрослый по легкой атлетике, инструктор по плаванию. Анна Флегонтова — другая яркая женщина-каскадер в отечественном кино, а также пятикратная чемпионка страны по мотокроссу. На съемочной площадке «Ночного Дозора-2» актеры исполняли нехитрые трюки сами. Но на финальные сцены пригласили профессиональных каскадеров. Каскадер Анна Флегонтова, невысокая блондинка, «сражалась» на стороне темных. - Я всю нечисть переиграла! - хохочет Анна. - Особенно тяжко пришлось в той сцене, где силы тьмы празднуют победу. Злыдни пируют, и вдруг под ними проваливается пол! Потом падает потолок. А дальше невесть откуда лезут светлые воины, и начинается бой. Немного про финальную сцену расскажу. Я там выполняю трюки за всех женщин - и блондинок, и брюнеток, и толстых, и высоких. В финальной сцене мне четырежды меняли вечерние платья. Два черных, одно блестящее и еще одно - синее, длинное. Все наряды дорогие, от известных дизайнеров. И все в процессе съемок пришлось испоганить. Платья рвали, заливали кровью, заляпывали сажей, жгли. В одном из эпизодов Ане пришлось гореть, так она дублировала ведьму Алису, которую сыграла Жанна Фриске. - Съемки в огне - самые сложные, поэтому, конечно, актрису пожалели. Она не могла надеть защитный костюм - куда его спрячешь под тонкое вечернее платье? Меня намазали огнеупорным гелем, а потом обдали пламенем... Вообще в этой сцене были заняты более полусотни человек. И не менее трети - каскадеры, - объяснила Анна. - Звезд в таких сценах не снимают принципиально: непрофессионал может повредить себя или напарника... Хрупкая девушка – член Лиги каскадеров Украины и цирковая артистка (оригинальный жанр "Танец с мечом и огнём", "Каучук на стекле") – Вероника Пшеничная (родилась в 1974 г.), имеет многолетний стаж не только в профессии каскадера.

Как-то раз Вероника снималась в Иванкове под Чернобылем для фильма ”Отряд”. — Меня со связанными руками бандиты сбрасывали со скалы, метров с пяти. Повторяли трюк несколько раз. Вдруг какой-то дед из местных как закричит: ”Боже, вот такое здоровое быдло бросает такую маленькую! Та свяжите и бросьте лучше того лобуряку”.

image
"Каскадеры, считаю, все вышли из спорта. Я когда-то занималась художественной гимнастикой. Но поскольку я маленькая и коренастая, тренер меня всегда сильно гоняла. И уже через три года меня перевели на спортивную гимнастику. Потом работала в цирке воздушной гимнасткой, но мне всегда нравилось, когда ребята дерутся, фехтуют. И вот я себя нашла в каскадерстве. Это мое, и я уже никуда отсюда не уйду... Часто меня спрашивают: «Страшно ли быть каскадером?» Я всегда отвечаю, что те, кто не чувствуют страха – это не каскадеры, это – люди без «крыши»", – говорит она. Заграницей, особенно в США, конечно, гораздо больше женщин-каскадеров и их востребованность только возрастает каждый год со съемками бесконечного количества боевиков, приключенческих фильмов и фэнтези. Зои Белл (17.11.1978) – новозеландская актриса и каскадер многим известна по фильмам «Доказательство смерти» и «Грайндхаус» и сериалу «Остаться в живых». В качестве каскадера участвовала в картинах «Зена – королева воинов», «Убить Билла» (обе части), «Женщина-кошка», «Шпионка», «Посейдон», «Планета страха», «Бесславные ублюдки» и других. Дороти Дитрих (31.10.1969) – американка, «Первая леди магии», цирковая артистка, специализируется на трюках-фокусах, в т.ч. демонстрирующих умение освобождаться от цепей. Первая женщина, выполнившая трюк по ловле пули ртом (доподлинно известно, по меньшей мере, 6 каскадеров, погибших при выполнении этого трюка), а также первая женщина, выпутавшаяся из смирительной рубашки, будучи подвешенной на высоте более 30 метров на горящей веревке. В общем, со времен Гудини она открыла женщинам дорогу в мир различного рода трюков. Кстати, Дороти выступала в одном из шоу с группой Kiss. Марыся Кэй (14.12.1975) – шотландская актриса, певица и каскадер, специализирующаяся на боевых искусствах. Наиболее заметные работы были в фильмах «Проклятый лес» (обе части), «Рождение надежды», «Еще одна из рода Болейн», а также семь ролей в театре. Патрисия Толмэн (04.09.1957) – американская актриса и каскадер, получила степень бакалавра искусств на театральном курсе в Университете Карнеги Мэллон. Фильмы с ее участием в качестве каскадера – «Ночь живых мертвецов», «Зомби FM. Мертвый эфир», «Зловещие мертвецы» и другие. Бони Янагисава(01.05.1971) – американская актриса, каскадер, дублировала Халле Берри в фильме «Женщина-кошка», Ли Гонг в фильме «Мемуары гейши», Деми Мур в «Кто вы, мистер Брукс?», а также выполняла каскадерские трюки в фильмах «Мартовские Иды», «Ангелы Чарли», «Такси» и др. Алиса Хенсли – американская актриса, каскадер, дублировала Наташу Хенстридж в фильме «9 ярдов» и сериале «Шпионки», Николь Кидман в «Переводчице», Шарлиз Терон в «Северной стране», «Эон Флакс» и сериале «Замедленное развитие», Камерон Диаз во второй части «Ангелов Чарли», Фамке Янсен в «Доме ночных призраков», и многих других звезд Голливуда. Женский рекорд по фрифлаю - 41 участница

Подпишитесь на наш
Блоги

Хождение по трюкам

14:01, 1 ноября 2012

Автор: Kitsune

Комменты 7

Y

"Меня намазали огнеупорным гелем, а потом обдали пламенем... " ААААААААААААААААААААААА

Аватар

«Еще одна из рода Болейн»?Насколько помню там вроде трюков не было.

Аватар

Никитина пишет про *Зверобоя* -Кондулайнен и Машная вообще то играли белых дочек *водяной крысы* . Особенно Кондулайнен уже блондинка дальше некуда какие ирокезки? Никитина наверное ошиблась

Аватар

я б пошла в каскадерки) куда писАть, чтобы приняли?)

Подождите...