Уже много лет читаю ЖЖ пилота гражданской авиации Алексея Кочемасова, более известного интернет-сообществу как Лётчик Лёха. Этот замечательный человек вместе с друзьями авиаторами периодически проводит сеансы вопросов-ответов на самые разные (даже дурацкие) вопросы, связанные с авиацией. Прошерстила его ЖЖ и выбрала самые интересные и часто задаваемые вопросы. Всем рекомендую читать Лётчика Лёху, потому что он и пишет интересно, и выкладывает красивые фото и видео. 1. Почему нельзя выдавать пассажирам гражданских самолётов парашюты или оборудовать самолёты катапультами? 1) Большинство лётных происшествий происходит во время взлёта и посадки, когда на катапультирование всех пассажиров не хватит ни времени, ни высоты полёта. 2) В военной авиации перед катапультированием сбрасывается остекление кабины. В коммерческом самолёте пришлось бы сбрасывать весь потолок салона. 3) Катапультируемое кресло выстреливается из самолёта при помощи порохового заряда или реактивного двигателя, работа которых может травмировать или даже убить пассажиров, находящихся рядом. 4) При катапультировании тело пилота подвергается серьезным перегрузкам, которые опасны для неподготовленного человека. 5) На высоте давление и температура воздуха значительно ниже, чем на земле. Мгновенная разгерметизация самолёта в этих условиях смертельна. По этой причине для катапультирования пилоты одеты в специальные высотные костюмы и шлемы, и используют кислородные маски. 6) Даже если все вышеперечисленные проблемы пассажиру удалось бы преодолеть, сам процесс спуска на парашюте также требует навыков, которые невозможны без предварительной подготовки. А в целом проблема ведь не только в технических сложностях. Даже если бы не было столь несовместимых с жизнью условий. Даже если бы при такой выброске была бы скажем пятидесятипроцентная вероятность выживания. Толку-то? Юридическая сторона: кто принимает решение о "десанте" и кого в каких случаях наказывать? Допустим, экипаж таки выкидывает пассажиров и потом чисто случайно все-таки более-менее удачно сажает самолет, а некоторые пассажиры не выжили. Представляете что начнется среди родственников, общественности и чиновников? Ведь типа не выкинь он пассажиров - выжили бы все (вместе с самолетом). Короче, выкинул пассажиров - не вздумай спасать машину - себе дороже )) Опять же, не выкинул и не посадил. Кто виноват? А почему не посадил? Потому что пока раздумывал, выкидывать пассажиров или нет, что-нибудь не успел или проворонил. 2. Есть мнение, что можно зайти в кабину к пилотам после или перед началом рейса. Верно ли это? Вообще-то в кабину вход посторонним строго запрещен. 3. Почему при взлёте и посадке требуют отключать телефоны и прочую электронику? Существует теоретическая возможность влияния радиоэлектронных приборов на электронные системы самолета, но только теоретическая, однако лучше не испытывать судьбу. 4. Почему при взлете и посадке выключают в салоне свет? Свет выключают для того, чтобы глаза пассажиров адаптировались к естественному освещению. Если это ночь, то в случае аварийной ситуации на взлёте, или посадке (если вдруг, не дай Бог, придётся срочно эвакуироваться) человек должен хоть что-то видеть. Если оставить в салоне свет, а потом вдруг резко его выключить, то сколько вам понадобится времени, что бы адоптироваться к полумраку ? 5. Насколько опасна болтанка? Или - дело опять в мастерстве пилота? Мастерство тут ни при чём, самолёт болтает не пилот. Просто самолёт в воздухе не зависит ни от какой другой среды. Возьмите стеклянный шар и посадите в него мышь. Шар бросьте в весенний, бурный ручей. Что произойдёт с шаром ? Правильно! Ничего! Его будет крутить, кидать и швырять. Если шар не ударится о камень ( о берег, дерево и т.д.) ему ничего не грозит. Мышь же внутри обблюётся! Так и с самолётом. Самолёт находится в потоке и если его ни обо что не приложит, то ничего с ним и не случится. Ни к каким серьёзным техническим последствиям болтанка не может привести. 6. Самолет может резко потерять до 100 метров высоты при турбулентности? Легко. 7. Когда самолет в турбулентности правда ли что бОльшую часть времени он находится в режиме автоматического пилотирования? Не факт. Более того, при попадании в зону очень сильной турбулентности существуют рекомендации отключить автопилот, не зажимать управление и только слегка парировать отклонения. 8. Когда самолет трясется, могут ли открыться багажные полки? Могут. (но когда очень сильно болтает!) 9. Может ли пассажирский самолёт, оказавшись в результате нештатной ситуации к верху брюхом, набрать в этом положении высоту, а потом вернуться в нормальное положение? Конечно может. 10. А зачем каждый раз учат надевать спасательные жилеты при полёте над морем? Неужели в случае падения в море с 11000 метров у кого-то будет шанс ими воспользоваться? В случае падения-нет. В случае посадки на воду - да. И такие случаи были - все спаслись. 11. Были ли случаи, когда диспетчеры и пилоты не могли понять друг друга по радио? Бывают такие случаи. Приходится переспрашивать. Иногда по нескольку раз. И не всегда это вина/беда экипажа. Индусы и китайцы всерьёз думают что они говорят на английском, а на самом деле... 12. Попадание молнии в самолет, находящийся в воздухе, - штатная ситуация? Абсолютно! Самолёт не заземлён. 13. Как-то незаметно сошел со сцены ИЛ-86. Какие впечатления у вас об этом самолете? Это был лучший самолёт, на котором мне доводилось когда-либо летать пассажиром! 14. Почему иногда самолёт снижается медленно и плавно, а иногда - быстро и резко? Как снижаться, к сожалению, не мы сами выбираем. Нас так снижают диспетчеры. Иногда очень плавно, иногда заставляют очень быстро и резко терять высоту. Всё зависит от воздушной обстановки и интенсивности воздушного движения. Никаких нормативов по этому поводу нет. И авиакомпания не виновата, что вы попали в час-пик. В небе очень часто случаются серьёзные пробки, как и на дорогах, только они регулируемые. 15. Часто приходится слышать термин "эшелон". Что он означает? "Эшелон" (точнее "полет на эшелоне") - основной этап полета, когда самолет набрал заданную высоту (обычно порядка 10 тысяч метров) и скорость (порядка 800 км/ч) и летит к месту назначения. 16. Обязательна ли кормежка горячим при перелете более 2х-3х часов? Я думаю, теперь всё зависит от компании. Все бывшие советские нормы лётного питания похерили. А зря. 17. Почему некоторые пилоты и КВС-ы "не разговаривают" с пассажирами, а некоторые "разговаривают"? Все зависит от характера человека и его настроения. 18. Зависит ли количество поворотов и степень отклонения в повороте от манеры "водить" у летчика или же это регламентированные процедуры? В авиации не говорят "повороты", правильно - "развороты". Комфорт в развороте зависит от угла, на который разворачивается самолет. При малых углах крены (наклон самолета на крыло) маленькие, и не создается значительной перегрузки. А при больших углах крен больше, и выше значение перегрузки, которая создается для поддержания самолета в горизонтальном полете (т.е. что бы самолет в процессе разворота не терял высоту). Лётчик следует указаниям диспетчера. От себя добавлю: вычитала в одной из книг пилота В.Ершова авиаторскую поговорку, которая намертво впечаталась в мозг, и которую я каждый раз вспоминаю, когда самолёт начинает делать развороты: “Лучше потерять жену, чем скорость на развороте». Всегда надеюсь, что и пилоты самолёта, в котором я лечу, тоже её помнят )) 19. Как лётчики относятся к аплодисментам на посадке? Их не слышно из-за рёва реверса. 20. Спят ли лётчики со стюардессами? Да! Иногда даже женятся! :-)))) В качестве бонуса - фотографии, утащенные из ЖЖ Лётчика Лёхи:

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

Источник: http://letchikleha.livejournal.com/

Подпишитесь на наш
Блоги

Ответы лётчика на FAQ "чайников"

19:54, 3 мая 2012

Автор: Kiss_a

Комменты 78

Аватар

Какие фотки красивые! Я теперь по два раза в год туда-обратно летаю. Гораздо удобнее поезда и дети сразу привыкли и с авиакомпаниями до сих пор везло

Аватар

Обожаю летать)

Аватар

забавно вы часть вопросов выдернули из моих вопросов Летчику Лехе.. точнее из вопросов-ответов.

Аватар

cамое красивое,что я когда либо видела - это небо,облака,закат из окна самолета.один раз облака были, как море,такие густые,и волнами..это божественно!

Аватар

Очень интересно, спасибо за пост. Я обожаю все, что связано с полетами. Для меня это что-то волшебное, а при слове летчик у меня микро-возбуждение))) ухх !! для меня это самая мужественная и нереально ответственная профессия.

Подождите...