Дох.дом Перцовой - 1905-07 - Малютин С.В., Жуков Н.К.

image

История постройки доходного дома на Пречистенской наб., начинается с объявленного в 1905-1906 годах предпринимателем - железнодорожником П.Н. Перцовым конкурса на постройку дома "в русском стиле". Для участия в конкурсе заказчиком были приглашены архитекторы Жуков, Васнецов, Браиловский и Дидерихс. Победителем другого конкурса, на право оформления художественного решения постройки, стал художник С.В. Малютин. Таким образом соавторами постройки стали Малютин, Жуков, отвечавший за планировку и инженерные решения и Б.Н. Шуберт, непосредственно руководивший строительством. Однако, по мнению части исследователей, строительными работами также руководил Жуков, а не Шуберт.

Дом Перцовой служит образцом слияния в одном архитектурном произведении модерна и неорусского стилей. Сооружение дома Перцова есть волшебное превращение уже стоявшего на участке невзрачного "трехэтажного ящика с небольшими оконными отверстиями", как назвал его сам Перцов, в великолепный сказочный терем. Был добавлен четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и оригинальным балконом под золотым куполом под названием Беседка Царицы. По бокам этого здания были пристроены: "по набережной четырехэтажный особняк и по переулку особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом". Постройка выполнена под влиянием "северного" модерна, мода на который добралась до нашей страны из государств Скандинавии. Отличительная черта модерна "северного" типа - кронштейны балконов, выполненные в форме фигур драконов. Некоторые зарубежные исследователи даже выделяют особый "Драконный" модерн. Майоликовые панно - ещё одно свидетельство переноса на отечественную почву мифологических мотивов скандинавского фольклора. Изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей сочетаются на панно причудливым образом. Сейчас здесь находится Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Особняк Игумнова. Большая Якиманка, 45

image

Кварталы Замоскворечья, буквально говоря "за Москвой рекой ", строились к югу от Кремлевского холма, на пойменных землях, ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога в Татарское ханство, память о чем хранит название улицы Большая Ордынка (от "Золотая Орда").

image

К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Их особый образ жизни был с юмором описан писателем Александром Островским (1823-1886), который и сам был родом из Замоскворечья. До постройки особняка на этом месте стоял небольшой деревянный дом, возведенный после большого московского пожара 1812 года купцом второй гильдии николаем Лукьяновым. В 1888 году новый владелец, Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома. Игумнову был необходим дом отвечающий его солидному положению в обществе: он был одним из директоров и владельцев основанной ещё в начале XVIII века Ярославской Большой мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве, промышленном и торговом сердце России. Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке в Москве стал последней работой талантливого архитектора.

image

image

image

Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Как язвительно писал архитектор В. Стасов: "Угодно, вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - три с четвертью итальянского Ренессанса. Или хороший ломтик романского, шесть золотников готики и целый пуд русского". - ”Но ведь все равно красота, - не унимались москвичи. - Где еще такую отыщешь”. - “ Нет, - парировали знатоки. - Не наша эта манера строительства. Чужая московскому духу и глазу”. Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством. После революции 1917 года дом использовался под различные цели - он был медицинским центром, затем рабочим клубом. В 1938 здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства. После завершения строительства примыкающей к зданию канцелярии в 1979 году, он стал официальной резиденцией Послов Франции. Особняк Дерожинской - Ф.О.Шехтель. Адрес: Кропоткинский пер, 13

image

Федор Шехтель (1859–1926), крупнейший мастер стиля "модерн" в русской архитектуре, в начале ХХ века украсил Москву великолепными особняками. Во многих из них сегодня размещены иностранные миссии. В доме № 13 по Кропоткинскому переулку уже 44 года находится Посольство Австралии. Шехтель строил его в 1901–1902 годах для некой А.И. Дерожинской, дочери фабриканта Бутикова. Большие деньги дали ей возможность пригласить для строительства собственного особняка самого модного в России архитектора.

image

Если смотреть с улицы, через затейливую, с ломаным узором решетку, то дом кажется небольшим. Но внутри все огромно. Окно, представляющее цельную стеклянную стену, главный холл, интерьер которого напоминает протестантскую церковь: голые стены уходят куда-то ввысь, камин изящно вычурных очертаний похож на старинную церковную кафедру. В коридоре прихотливым жгутом завивается от пола до крыши, пронзая пространство, винтовая лестница с "павлиньим" узором перил. Тщательно продуманы мельчайшие детали обстановки – вентиляционные решетки, оконные щеколды, дверные ручки. Ручка двери парадного подъезда (изнутри) – это замысловатой формы паук, складывающийся из двух половин. Мебель разработана тоже специально для данного интерьера, так же как снаружи – решетки ограды. Все вместе создает удивительно цельный ансамбль в стиле "модерн".

image

image

image

image

image

image

image

Дом Рябушинского - Ф.О.Шехтель. ул. Малая Никитская, 6

image

image

image

image

image

image

Дом принадлежал в свое время заводчику Рябушинскому. Этот особняк был построен в 1902-1906 годах по проекту крупного архитектора того времени Ф. Шехтеля. По своим внешним формам, как и по декоративным элементам внешнего и внутреннего убранства, это здание наиболее полно отражает все, что было свойственно стилю модерн на этом этапе. Архитектор создал дом, асимметричные объемы которого расположены в живописном сочетании. По большим окнам, занимающим видное место на гладких облицованных глазированными кирпичами стенах, трудно определить количество этажей. Неясность поэтажного членения вносит в архитектуру дома известное своеобразие. Не менее оригинальны рамы, воспроизводящие переплетающиеся ветви деревьев. Широкий мозаичный фриз, изображающий излюбленные модерном орхидеи, венчает дом. Далеко вынесенный карниз-полочка не только оттеняет фриз, но и демонстрирует свойства новых материалов, примененных при его постройке (металл, бетон). Кованая решетка ограды в виде ритмично бегущих спиралей - законченный образец того же стиля модерн. Не менее оригинально были отделаны внутренние помещения. Так, перила лестницы, расположенной в вестибюле и ведущей в верхний этаж, представляют собой некое подобие поднимающейся из морских глубин гигантской медузы. При известном лаконизме общего построения все здесь полно движения. Архитектурные линии не столько очерчивают те или иные формы, сколько бегут, скользят, изгибаются. Особняк Морозова на Воздвиженке. Адрес: ул. Воздвиженка, 16

image

Здание построено для А.А.Морозова, племянника Саввы Морозова. Один из знаменитых особняков конца 19 в. Строительство здания велось в 1894-1899 годах по проекту архитектора В.А. Мазырина. Уникален своей стилистикой, копирующей испано-мавританские замки, в частности замок в Синтре в Португалии. Строительство особняка было начато в 1894 года для потомственного мецената Арсения Морозова. В течение пяти лет проект неоднократно менялся, в него вносились изменения и переделки, совмещающие черты средневековья с мотивами позднего Ренессанса. Более всего были переработаны фасады, в которых появились экзотические для Москвы того времени мотивы морских раковин, морских канатов, подковообразные и стрельчатые арки, другие элементы "мавританской архитектуры". Внутренние интерьеры помещений выполнялись в разных стилях: китайский, итальянский, мавританский. В 1899 году строительство уникального здания, проект которого был навеян путешествиями Морозова по Испании и Португалии, было закончено.

image

image

Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать», – так отреагировала почтенная Варвара Алексеевна Морозова на то, что сын сделал с ее подарком. Подарила она 24-летнему отпрыску особняк в русском стиле на Воздвиженке. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений Абрамович его перестроил. «Привез» он свой особняк из путешествия. Вместе с другом, архитектором Мазыриным, Морозов побывал в Португалии, где посетил Синтру – небольшой городок вблизи Лиссабона. Морозов был очарован. Особенно сильное впечатление произвел на него Паласиу-ди-Пена – дворец, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.

image

действительно похоже, особенно канаты на фасаде-типичный для мануэлино элемент вот только фасад дома Морозова украшен еще и ракушками-как в Саламанке)) что характерно для стиля мудехар...воистину дворец, собранный из разных мест...

image

За последние 100 лет особняк, похожий на диковиный замок, не раз менял хозяев. Так, с 1918 по 1928 годы в нем размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты "Британский союзник", а с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. В течение последних 50 лет в здании, ставшем памятником истории и культуры, располагался Дом Дружбы с зарубежными странами. Скоропечатня А.А.Левенсона. Трёхпрудный пер., 9

Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции. Основано в 1881 г. А.А. Левенсоном. В 1900 г. на приобретённой земле в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля построено новое здание типографии. В 1910 г. в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник Марины Цветаевой "Вечерний альбом". Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг.

Особняк Льва Кекушева. Остоженка, 21.

Архитектор Лев Кекушев построил свой особняк на маленьком участке на Остоженке в 1902 г. Особняк стилизован под средневековый замок с островерхой башенкой.

Доходный дом М.В. Сокол ул. Кузнецкий мост, 3

Автор построенного в 1903 г. доходного дома М.В. Сокол - архитектор И.П. Машков (настоящее имя Иван Михайлович Соколов), (1867-1945). Несмотря на то, что зодчий работал преимущественно в стиле "псевдорусской" эклектики и неоклассицизма, самым известным его произведением стал дом, выполненный в стиле модерн - доходный дом М.В. Сокол. Здание видно с далеких точек благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, над которым реет орёл.

Декоративные детали дома разнообразны: гнутые рамы окон ресторана и квартиры хозяйки, а также изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.

Отель "Метрополь" Театральный проезд, 1/4

“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов

По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” - работы художника А. Головина. Особняк И.Л. Динга 3-я Рыбинская улица, дом 22, строение 4.

image

image

image

image

Дом И.Е.Цветкова - 1899-1901 - Кекушев Л.Н., Васнецов В.М Пречистенская набережная , 29.

Особняк И.Е.Цветкова постоен в 1899-1901 годах по проекту архитектора В.М. Васнецова. С 1942 года здесь располагается Военная миссия Франции.

Подпишитесь на наш
Блоги

Самые красивые дома Москвы!

18:51, 18 сентября 2009

Автор: Kuz

Комменты 7

Аватар

Спасибо! Интересный пост. И, да, про архитектуру Санкт-Петербурга я бы тоже с удовольствием почитала/посмотрела:) В России есть, на что посмотреть!

Аватар

пост просто великолепный, и фотографии, и история и адрес! обожаю архитектуру! дома конечно же - шедевры!

Аватар

Огромное спасибо за пост. Обожаю стиль модерн. Очень порадовали.

Аватар

В Петербурге дома красивее =)

W

огромное спасибо за пост! жаль, не могу поставить 100

Подождите...