Контент опубликован пользователем сайта

Круто!

Русский свадебный обряд

17
Русский свадебный обряд

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную. Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год. image При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: * Сватовство * Смотрины * Рукобитие * Вытие * Девичник / Мальчишник * Выкуп * После этого следует таинство венчания * Гуляние * Свадебный пир Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Ухаживание image Сватовство В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то.» Маковский К.Е. Сваха. 1900-е.Дореволюционная открытка (Частное собрание) image Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. Но в любом случае необходимо было благословение отца жениха. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Петров, «Сватовство чиновника к дочери портного», 1890 image Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: Сваты. Пимоненко Н. image У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? — Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька. Пимоменко Н. Засватали 1896 г. image Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки. П.А.Федотов «Сватовство майора» image Свахам в предсвадебных обрядах отводилась особая роль. Подруги косу плетут на часок, а свахи на век. Обычно они выполняли роль посредников за определенное вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Она должна была разузнавать о том, какое приданое дается за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. Со сватовством был связан целый ряд примет и предварительных обрядовых действий. Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «На маслену жениться — с бедой породниться». Сватать старались приходить после захода солнца, чтобы не было сглаза. Сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. После их ухода кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле. image Смотрины Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Смотрины — свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Н.Неврев. Смотрины image Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хле.ба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. image Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья. Рукобитие Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. Шабанов М. "Празднество свадебного договора" image История рукобития. Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака — футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило это следующим образом: Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты — инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения. На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах: первая — иконы и самовар, вторая — посуда, третья — постель с принадлежностями, четвертая — мебель, пятая — мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями. Существовал единственный сугубо православный обряд — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях. Затем происходило церковное оглашение. Прерванное обручение.Волков Адриан Маркович image Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак. Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 — 3 поручителя и причет церкви. Соломко С.С. Свадебная церемония.1909 image Особенности в северных традициях На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват. На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу. После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы). После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали. Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д. Свадьба, древнее название сватьба, еще более древнее свиятьба, означает связывание, свиятие. Сваты, свияты, совершали обряд полового сожительства мужчины и женщины из разных родов, связывание, свиятьбу, когда женщину из одного рода отпускали жить к мужчине из другого рода. Позднее обряд связывания оброс многочисленными свадебными обрядами. Вытие Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха. Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то навроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала. Приданое КОРЗУХИН А.И. Покупка приданого. image Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. Обряды накануне свадебного дня Ю.Матросов Свадебный обряд. image Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций. Накануне девичника.Перов Василий Григорьевич image Девичник Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Корзухин А.И.«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей image Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг. Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. Девичник в купеческом доме image К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. В наши дни также принято отмечать девичник. Только теперь его обычно проводят в кругу подруг дома в спокойной обстановке или в уютных кафе. Но возможны и другие варианты проведения девичника. Свадьба.Соломаткин Леонид Иванович image Первый день свадьбы В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир. Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха. image Дружка Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов. Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими. Перед венцом Журавлев Фирс Сергеевич image Выкуп свадебный В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». 1901. image Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д. Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз. «Под венец».Маковский К. Е. 1884. image Венчание Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением. Богданов-Бельский. Венчание image Андрей Рябушкин. «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». 1890—1891 image Приезд в дом жениха После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хле.бу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода. Свадебный пир «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия».Маковский К. Е. 1883. image После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху. «Укладывание» и «бужение» молодых. Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты — рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д. Второй день свадьбы На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов — «поиски ярочки». Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти. Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Оставьте свой голос:

385
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

rrr
rrr
Показать комментарий
hrobachik
hrobachik

класс, а источники какие? ( сама просто таким интересуюсь)

BlackBetty
BlackBetty

Википедия))

natmalinka
natmalinka

Интересно, спасибо, причитала с удовольствием.)))

klery
klery

Спасибо, прочитала с большим интересом.

rovena
rovena

Оказывается слово "запой" на Руси когда-то имело совершенно другой смысл!

Hott
Hott

Очень интересно, оказывается на руках вот почему вносят невесту.)) "Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался".

И Очень важно и актуально до сих пор! В советские времена об этом не думали, у всех была гарантированная работа, зарплата, квартира в будущем, а сейчас опять важно, спасибо за информацию. "Также под смотринами понимали ---смотрины хозяйства жениха. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хле.ба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху".

monrealle
monrealle

у нас квартиру таджики ремонтировали,один из них рассказывал: у него две младшие сестренки,к одной уже дважды сватались-родня невесты ездила,осматривала хозяйство,разговариривала с соседями-после этого пришлось отказать женихам"что-же я сестренку в плохую семью буду отдавать"

rrr
rrr

Думаете мы, русские москвичи, поступаем по другому? Только не так явно.

Hott
Hott

Может быть, так и надо. Ведь если честно, у некоторых родители узнают постфактум, что молодые в ЗАГС забежали и заявление уже подали. А потом и не удобно как-то "осматривать хозяйтво жениха внимательно". Хотя правильно, о будущем дочери и внуков надо думать заранее. Хороший обычай был.

evdokiya
evdokiya

а как же любовь?

callabonna
callabonna

обалдеть. очень интересный пост, спасибо.
какие, однако, свадьбы раньше интересными были, сейчас уже не то

BlackBetty
BlackBetty

Самой было интересно узнать.
Но вот демонстрировать простыни - это конечно ужасно унизительно, самое настоящее варварство.

InWhite
InWhite

ну как унизительно, раньше другие нравы были, целомудрие всегда в чести было, тем более замуж выдавали лет с 15

evdokiya
evdokiya

а мне вот еще интересно, не у всех же этот процесс происходит с кровью, бывает и без. И что в этом случае невесте делать? как доказать что она честная?

P0LLY
P0LLY

сразу бразильский сериал вспоминается, Клон что-ли, где муж руку себе порезал, чтобы кровь на простыне показать, потому как жена уже раньше простыню другого мужчины испачкала (ну вы понимаете) )))

evdokiya
evdokiya

ну это хорошо если муж такой вменяемый и понимающий, (некоторые кур резали в таких случаях) а ведь иному не докажешь ничего, тем более что раньше люди не обладали достаточными знаниями в области анатомии...

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"
Том Круз и Рассел Кроу пытаются остановить пробудившееся зло в первом трейлере блокбастера "Мумия"
Джей Зи отпраздновал 47-летие в компании Бейонсе, Келли Роуленд и Тины Ноулз на закрытом ужине в Лос-Анджелесе
Кэти Топурия с дочерью Оливией на показе своей новой коллекции KETIone
Розовая пантера: Наоми Кэмбелл на вечере в честь номинантов The Fashion Awards
Хлоя Морец, Ариэль Уинтер и другие гости благотворительного вечера Trevor Live
Майкл Фассбендер, Джейми Дорнан и другие на красной дорожке The British Independent Film Awards
Модная битва: Ксения Собчак против Ксении Князевой
Крис Прэтт в Москве: фотоколл и пресс-конференция с актером
Эволюция: Ирина Шейк
Красота в будуаре: Мэрайя Кэри на запуске своей косметической коллекции
Звездный Instagram: благотворительность и шоу Victoria`s Secret
Мэттью МакКонахи с женой Камиллой Алвес и детьми на премьере мультфильма "Путь к славе"
Крис Прэтт, Зоуи Салдана и маленький Грут в новом трейлере фильма "Стражи галактики 2"
Выбираем образ недели: 19.11. - 2.12.