Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами. Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки - как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого они начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".

Размеры "лотосовой ножки" стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".

Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими "лотосовыми ножками".

image

Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно - никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней. Даже обладательница «Золотого Лотоса» не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений: 1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев; 2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками; 3) не шевелить юбкой при сидении; 4) не двигать ногами при отдыхе. Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом; «не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило»

image

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно. По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет. Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через "бинтование ног" прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.

Женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже "просвещенные" китайцы. Впервые тема "лотосовых ножек" стала предметом общественных споров в начале 20-го века, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев "лотосовые ножки" служили позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. Но вторившие им китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

image

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком. Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10—14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки и это обеспечивало ей внимание женихов.

В 18 веке парижанки копировали "лотосовые туфельки", они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля "шинуазри". Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как "китайские туфли".

image

image

Как ни странно, многие китаянки пожилого возраста, прошедшие через муки бинтования более 70ти лет назад, до сих пор гордятся своими "лотосовыми ножками".

Подпишитесь на наш
Блоги

Лотосовые ножки

12:45, 3 августа 2010

Автор: myauccia

Комменты 31

Аватар

Ну тут еще один аспект имеется. Девушка и стойко перенесшая все эти ужасные процедуры по бинтованию доказывала своими ногами потенциальному жениху и свекрови то, что она сильна духом, характером, но при этом смиренна. Потому что все эти бинтования - целый процесс - кому то дробили ноги, кому то перевязывали и заставляли ходить, пока кости сами не хрустнут под тяжестью тела - и девочки должны были проделывать это раз за разом, превознемогая боль. Кроме того, уход за такими ногами тоже требовал аккуратности и был очень болезненным. Поэтому потенциальный муж видел "доказательство", что девица то - ого-го!

M

Незнаю было ли у др.китайцев такое же отношение к женщине как в античном мире, т.е., женщина не человек, но 100% уверена, что такую "красоту" придумали именно мужчины для контроля над женщиной (на подобии корсета в 18-19 веке,которым так сдавливали тело,что трудно было не только передвигаться, но и дышать- что опять-таки нормировало поведение женщины). Попробуй убеги китаянке от мужа авось что на таких загогулечках. Ан-нееет, сиди дома, готовь чайные церемонии, играй на муз.инструменте, танцуй, умей вести беседы что-то еще и все.

Аватар

Во-первых, спасибо за пост. Побольше бы таких. И во-вторых, спасибо Сплетницам за наводки на книги, уже заказала. буду читать. Если кто знает еще интересные книги о Китае, Японии - напишите в личку, спасибо!

Аватар

Читала в прошлом году книгу китаянки "Дикие лебеди. История одной семьи. Три женщины в Китае" (книга вышла на немецком, автор - Jung Chang). Там описывался процесс этого изуверства. Это была история бабушки автора. Перед тем как бинтовать, ножку пятилетней девочки мать раздробила тяжелым камнем, получилось много мелких переломов, после этого была наложена тугая повязка. Пез перелома мелких косточек стопы не получится маленькая ножка. Мать девочки плакала и причитала, что делает это только ради будущего дочери. Девочка со временем стала конкубиной одного известного генерала, а затем старый Китай был разорен войнами и восстаниями, и бедной женщине пришлось много работать, ноги у нее болели всю жизнь, но она их уже не бинтовала, и они стали бОльшего размера. Описывалось, что эти лотосовые ножки при мужчинах не разматывали, так как они скверно пахли - натертости и нагноения делали своё дело.

Аватар

predstavliau kak vigliadiat eti nowki,uwas!

Подождите...