Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов являются одними из самых амбициозных в мировой истории. Огромные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы из самых разных творческих школ боролись за право реализации своих проектов.

Среди всех проектов выделялся «Генеральный план реконструкции Москвы», принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую и показательную мировую столицу. Целая система магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями осуществили бы самые прекрасные мечты о светлом будущем.

Дворец советов.

О том, чтобы построить главное идеологическое здание, высказывались многие. Идея возведения именно Дворца оформилась в 1922 году, на Первом съезде Советов. По замыслу, строение должно было стать венцом всех высотных творений советской архитектуры, олицетворением большевистской идеологии и «лучшим зданием всех времен и народов» (из пояснительных записок к проекту). В 1931 году объявили конкурс проектов Дворца Советов. Он стал одним из самых массовых не только в Союзе, но и в мире. Всего поступило 160 работ профессиональных советских архитекторов, более 100 эскизов и набросков от простых граждан и 24 проекта иностранных разработчиков.

По итогам, в качестве основы проекта было выбрано предложение Бориса Иофана. К работе также присоединились архитекторы Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. В 1937 году планирование было завершено и одобрено. Дворец должен был стать самым грандиозным строением своего времени: 420 метров в высоту, включая 100-метровую статую Ленина на крыше, и 7,5 млн. кубометров объема. Архитекторы планировали, что их творение обойдет по высоте и объему признанных гигантов начала 20 века — Эйфелеву башню (324 м) и Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Но создатели не учли, что общая высота нью-йоркского небоскреба вместе со шпилем — 443 метра. Так что, если бы Дворец был все-таки построен, он занял бы почетное второе место.

 Сравнение высот зданий

Возводить Дворец стали на холме над Москвой-рекой, вместо специально взорванного для этих целей Храма Христа Спасителя. Планировалось, что строительство будет завершено в 1942 году. Однако в сентябре 1941 все работы были прекращены и после войны уже не возобновились. Спустя 15 лет после завершения ВОВ на фундаменте Дворца построили крупнейший в мире открытый бассейн «Москва», который просуществовал вплоть до начала 90-х. Затем, после распада СССР, на своем историческом месте был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Небоскреб в Зарядье.

Спустя два года после войны руководство СССР постановило постройку в столице восьми высотных зданий. Они больше известны под такими названиями, как «сталинские высотки», «сталинские небоскребы», «семь сестер». 

Административное 32-этажное здание в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина должно было стать «восьмой сестрой», последней. Планировалось, что это строение будет самым масштабным и грандиозным, однако этому не суждено было осуществиться. Строительство развернулось довольно активно — к весне 1953 года был заложен фундамент и сооружен стилобат высотки (стилобат — общий цокольный этаж для нескольких зданий, формирующий из них единое строение). Но здание завершено не было. Причин было несколько: смерть Сталина и развернувшаяся в связи с этим кампания по борьбе с излишествами в архитектуре.

С этого момента повсеместно было введено типовое проектирование и строгая функциональность построек, которые исключали декорирования фасадов. Архитектор пытался перепроектировать здание, но долгое время ему отказывали. Лишь в 1967 году его усилия были вознаграждены — на фундаменте здания в Зарядье по новому, теперь индустриальному, проекту Чечулина была возведена гостиница «Россия».

 Гостиница «Россия» построена на стилобате «сталинской высотки»

Здание военного Наркомата.

 

Архитектор Руднев в 30-е годы 20 века специализировался на проектировании зданий для Наркомата обороны. Они отличались простотой, но подавляющей монументальностью и неприступностью, что было вполне в духе времени и отражало назначение этих строений. Проект военного Наркомата также был разработан с учетом данных характеристик, но все-таки отличался от своих предшественников. Он стал переходным от мрачной грандиозности к более яркому и богатому стилю, который войдет в советскую архитектуру в начале 50-х годов. И несмотря на то, что работа была очень удачной, ее встретили довольно холодно — проект был реализован лишь частично до 1940 года.

«Арка героев».

После того, как Москва была освобождена от фашистских захватчиков, осенью 1942 года был объявлен архитектурный конкурс на проекты памятников героям войны. Участники придумывали не только памятники, но и предлагали подходящие, по их мнению, места для их возведения.

Проект Леонида Павлова «Арка героических защитников Москвы» был выделен из 150 присланных проектов. Памятник был признан олицетворением настоящего патриотизма и уважения к своим героям. Проект должен был быть реализован после войны, но так и остался лишь задумкой из-за нехватки средств.

Дворец техники.

В 1932 году в столице было предложено создать самое масштабное и грандиозное в мире учреждение всеобщей пропаганды технических и научных знаний — Дворец техники. По идее, он должен был вмещать в себя научные и технические организации и заведения. Уже в 1933 году был объявлен конкурс проектов, в котором выбрали работу знаменитых архитекторов Анатолия и Бориса Ефимович.

Их сооружение было выполнено в новом стиле технократического конструктивизма и лучше всего отвечало задаче «стать памятником великой эпохи завершения технической реконструкции СССР». Несмотря на то, что идею и проект Дворца техники приняли с большим энтузиазмом, его так и не реализовали. Причин было много: многочисленные сокращения смет и изменения мест постройки, задержки финансирования и равнодушие со стороны руководящих органов.

Дом Аэрофлота.

Проект Центрального дома Аэрофлота (ЦДА) был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным в 1934 году. Строение задумывалось как памятник героизму советских летчиков. В тот год все союзные граждане следили за судьбой оставшихся в живых членах экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», которые были вынуждены ждать спасения на дрейфующей льдине. Спустя несколько месяцев моряков удалось спасти. И в этом была заслуга советской авиации.

Проект неоднократно подвергался критике и его не реализовали. И хотя ЦДА так и не был построен, он был частично воплощен в планировании Белого дома — еще одного знаменитого творения Дмитрия Чечулина.

Жилой дом на площади Восстания.

Это здание также должно было стать одной из восьми высоток. Один из вариантов проекта предложили архитекторы Вячеслав Олтаржевский и Иван Кузнецов. В работе акцент был сделан на сложные конструкции, инженерные и технические находки. Но замысел архитекторов был воплощен лишь на бумаге. Вариант Олтаржевского и Кузнецова сильно отличался от уже одобренных проектов других зданий из восьмерки, поэтому от него отказались.

Жилой дом на площади Восстания все-таки вырос, но уже по другому проекту и под руководством других архитекторов: Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. А Вячеславу Олтаржевскому все же довелось принять участие в модернизации «нового облика столицы». Совместно с Аркадием Мордвиновым он создал проект сталинского небоскреба на Кутузовском проспекте, более известному как гостиница «Украина».

Здание Наркомата тяжелой промышленности.

Начало 30-х годов было временем мощного рывка в развитии тяжелой промышленности. В связи с этим был организован один из самых влиятельных советских наркоматов — Народный комиссариат тяжелой промышленности. Его возглавил самый преданный сталинский соратник — Григорий Орджоникидзе.

В 1934 году был объявлен конкурс по проектам здания Наркомата. Строение должно было быть возведено в самом исключительном месте города — на Красной площади вместо ГУМа. При этом были бы ликвидированы ряды прилегающих улиц и площади Китай-города, так как главную площадь страны должны были расширить вдвое. Планировалось убрать брусчатку и положить ей на смену большие квадраты красного грунта. В 1936 году объявили о втором этапе конкурса.

Согласно новому генплану Москвы, для возведения штаб-квартиры Наркомата тяжелой промышленности отвели другое место — район Зарядье на берегу Москвы-реки, один из немногих мест столицы, сохранивший на тот момент свой первозданный вид. Проектов-участников было очень много. По итогам был одобрен один из проектов братьев Александра и Виктора Весниных и Сергея Лященко. В 1937 году строительство здания отменили в связи с кончиной Орджоникидзе и ослаблением после этого влияния Наркомтяжпрома.

Дом книги.

В 1930 году запланировали появление в Орликовом переулке Дома книги по проекту архитектора Бориса Великовского. В здании должны были размещаться различные издательства и большой книжный магазин. Обширные остекленные поверхности корпусов-пластин достаточно хорошо контрастировали с сиреневатой облицовкой туфа. Проект был не только эффектен, но и на удивление функционален.   

Первая очередь была выстроена уже к 1933 году вдоль переулка. Но позже проект решили пересмотреть и изменить замысел. Проект был отдан Илье Голосову, который сделал уступчатую башню, превратив здание в устремленный ввысь архитектурный монумент с обилием скульптур. 

Но и в таком виде он не был реализован. Только в начале 1970-х годах были достроены корпуса административного здания в характерной для того времени модернистской стилистике, с сохранением такой же, как и в первом довоенном корпусе отделки.  

Академия наук на Крымском валу.

В 1934 году правительство решило, что Академия наук из Ленинграда должна быть переведена в Москву.

Здание Академии наук призвано было явить собой самый крупный научно-организационный центр страны. Автор проекта – архитектор Алексей Щусев. По личному распоряжению Сталина здание должны были построить именно у Крымского моста – в непосредственной близости от центра города. В 1939 году появилась первая часть - музейный корпус.   

Однако из-за войны работы были прекращены на этапе возведения нулевого цикла. После строительство было заморожено. В конце 1960-х приняли решение создать Парк искусств и построить Центральный Дом художника и новый корпус Третьяковской галереи. 

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Нереализованные архитектурные проекты СССР

11:31, 15 августа 2019

Автор: hakuna_matata

Комменты 60

Аватар

Очень интересно. Спасибо! Жаль, что арка героев не была построена

Аватар

Здания красивые, но меня немного пугают. Какие-то будто языческие, Вавилоном отдают. И не в нашем духе

Аватар

А архитектор Михаил Васильевич Посохин это двоюродный брат моего прадеда).

C

Пост интересный спасибо! Бумажная архитектура всегда была у нас на высоте. Зависла на этой фразе: "После того, как Москва была освобождена от фашистских захватчиков, осенью 1942 года был объявлен архитектурный конкурс на проекты памятников героям войны." Как ее понимать? Вроде Москву захватывали поляки и французы, а фашистам это не удалось? Или я не знаю чего-то?

Аватар

на картинках все проекты отлично смотрятся

Подождите...