Недавно я опубликовала пост об истории одной из картин Нормана Роквелла, и мне очень захотелось рассказать о другой. 

"Убийство в Миссисиппи", также известное как "Южное правосудие" - одна из наименее известных картин Нормана Роквелла. Очень часто на англоязычных сайтах я читаю комментарии к этой картине: "Ничего себе! Это Роквелл?", "такого Роквелла у бабушки дома не увидишь", "Роквелл? Это? Да не может быть".

Роквелл для многих американцев - автор пряничных милых картинок о прелестных старых временах, когда все такие милые, все друг друга любят, такие всегда улыбаются. Набоков говорил о Роквелле, что тот поставил прекрасную технику на службу пошлости. Потому многим американцам удивительно видеть другую сторону Роквелла - Роквелла, озабоченного борьбой за гражданские права и против социальной несправедливости. 

До 1963 года Роквелл рисовал для журнала Saturday Evening Post, где был обязан придерживаться строгой политике журнала - никаких остросоциальных тем, никаких неприятных картин, никакой политики - все прекрасно в самом прекрасном из миров. И вот в 1963 году Роквелл покинул журнал и перешел в Look, где ему дали свободу самовыражения. 

Одной из работ Роквелла для этого журнала стало "Убийство в Миссисиппи", оно было написано в качестве иллюстрации к статье "Южное правосудие" (и это стало вторым названием картины). 

В июне 1964 года три активиста движения за гражданские права, чернокожий житель штата Миссисиппи Джеймс Чейни (21 год), и два жителя Нью-Йорка еврейского происхождения Майкл Швернер (24 года) и Эндрю Гудман (20 лет) пропали без вести во время поездки по штату, где помогали регистрации чернокожих для голосования. 21 июня 1964 года они поехали разузнать подробности о поджоге церкви Mount Zion в городе Longdale, организованном Ку-Клукс-Кланом. Еще до этого им приходилось часто иметь дело с угрозами и насилием, так что Швернер заранее предупредил, чтобы их начали искать, если они не вернутся до 4 часов вечера. 

Они не вернулись. Только в августе 1964 их тела были обнаружены закопанными в канаве. Машину молодых людей остановили, их похитили и увезли, Швернера и Гудмана застрелили выстрелами в сердце с короткого расстояния, Чейни жестоко избили, кастрировали и застрелили тремя выстрелами. 

В убийстве участвовали местные жители, члены организации "Белые рыцари", подразделения Ку-Клукс-Клана, среди которых был местный заместитель шерифа Сесил Прайс. Ни один из убийц не был осужден, кроме организатора убийства, Эдгара Рея Киллена, который был арестован, обвинен и осужден в... 2005 году.

Пропажа молодых людей вызвала фурор и большой резонанс. Об этой истории кричали все газеты, а когда были обнаружены тела, ситуация накалилась до предела. Именно тогда Роквеллу и заказали иллюстрацию для статьи об этом деле. Но Роквелл был потрясен этой историей давно. Когда Нью-Йорк Таймс опубликовали статью "Найдено второе тело в Миссисипи", Роквелл вырезал статью и сохранил. В марте 1965 года он принялся за работу.

Роквелл готовился тщательно. Обычно он занимался одновременно несколькими работами, но "Убийству в Миссисиппи" он посвятил свое время без отвлечений на другие проекты. Он тщательно изучил обстоятельства дела, погоду и климат в той части Миссисиппи, потом натурщики долго позировали ему для фотографий, которые он использовал в работе. 

На тот момент не были известны жестокие подробности убийства, предполагалось, что юношей забили до смерти палками. Вдохновением послужила картина Франсиско Гойи "Третье Мая 1808". 

Другим источником вдохновения была знаменитая фотография 1962 года авторства Эктора Рондона-Ловеры, фотография, получившая Пулитцеровскую премию 1963 года "Помощь падре" или "Священник и умирающий солдат"

Фотография была снята во время вооруженного восстания в Венесуэлле, на ней изображен военно-морской капеллан Луис Падилья, который под снайперским обстрелом повстанцев обходил умирающих проправительственных солдат, давая им последнее причастие, когда к нему подполз раненый солдат и подтянулся, ухватившись за рясу. (Фотограф позже говорил, что и сам не понимал, как ему удалось сделать такой качественный снимок, ведь он постоянно лежал, прижавшись к земле, потому что снайперы вели огонь безостановочно - на снимке падре как раз смотрит в сторону, откуда ведется огонь. Сам же священник небеспричинно считал, что повстанцы, сами католики, не станут стрелять по нему). 

По первоначальному замыслу картина должны была объединять фотографию Рондона и картун Гойи - фотографию - в позе Швернера и Чейни, картину в композиции. Картина должна была быть на развороте журнала, на одной стороне - трое обреченных героев, на второй - вооруженные палками помощник шерифа Прайс и его помощники. 

   

В качестве модели для роли Швернера поучаствовал старший сын Роквелла, Джарвис.

В конечном итоге Роквелл отказался от первоначальной идеи, финальный результат изображал только молодых людей незадолго до смерти, а их враги в картине присутствуют только в виде теней справа внизу.

Стоит ли говорить, что картина в журнале вызвала громкий резонанс. Роквелл получил множество обвинений в предательстве и очернительстве образа Америки - автора американского образа жизни обвиняли в изображении "Не-Америки". 

Но это и была Америка 1960-х годов. Руби Бриджес, героиня другой картины Роквелла, "Проблема с которой мы живем", сказала о нем так: "Человек, который всегда писал семейные картины, он вдруг однажды решил - то, что происходит, неправильно, и вот, чем я займусь. Это неправильно, и собираюсь сказать всем, что это неправильно. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Южное правосудие

22:43, 14 марта 2019

Автор: Daena

Комменты 67

Аватар

Спасибо за супер пост! "поставил прекрасную технику на службу пошлости" - шикарно сказано)

Аватар

Страшная и сильная картина. Решение убрать убийц считаю верным.

Аватар

Посмотрю фильм. Спасибо всем за наводку.

Аватар

Аааа! Спасибо огромное! Я после вашего того поста сразу полезла искать информацию именно про эту картину, настолько она зацепила. И ничего толкового не нагуглила. И тут ваш пост. Просто супер :)

Аватар

У нас на сайте многие любят писать на сайте, что афроамериканцы обнаглели, постоянно кричат о расизме и выезжают на этой теме. Но мы забываем, что расизм - это не далёкое прошлое, а очень близкое. Всего 50 лет назад людей убивали всего лишь за другой цвет кожи. И эти убийцы ещё живы и многие из них не понесли наказание. Поэтому пусть кричат, пусть напоминают о тех преступлениях, что были совершены против них. Они имеют право!

Подождите...