Оптический телеграф
Вот отрывок из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», появившегося в 1845 г., когда оптический телеграф доживал последние годы. «Мне иногда приходилось в яркий день, — говорил граф Монте-Кристо, — видеть на краю дороги, на пригорке, эти вздымающиеся кверху черные коленчатые руки, похожие на лапы огромного жука, и всякий раз я глядел на них с волнением, уверяю вас, потому что я думал о том, что эти странные знаки, так четко рассекающие воздух и передающие за 300 миль неведомую волю одного человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силой желания этого всемогущего властелина...».
Оптический телеграф представляет собой цепочку башен-станций, находящихся в прямой видимости на расстоянии 8—12 км одна от другой. На каждой башне на шесте устанавливали три «семафорные штанги», шарнирно скреплённые между собой. Меняя положение «штанг» относительно друг друга составляли различные фигуры. В сочетаниях этих фигур, передаваемых от станции к станции, были зашифрованы послания.
1 сентября 1794 г. в Париже получили первую депешу по новому оптическому телеграфу Шаппа. 210 км депеша прошла за 3 часа. Такая быстрота, невиданная для 18 века, произвела на Конвент огромное впечатление. В Париже было создано телеграфное управление, его главным начальником – телеграфным инженером стал Шапп.
Таким образом на передачу одного знака от начальной до конечной станции уходило не более двух минут, а за несколько десятков минут передавался короткий текст. Конному курьеру даже при наличии сменных лошадей требовалось, как минимум, двое суток, чтобы преодолеть этот путь. Неудивительно, что очень скоро вся Франция, а затем и вся Европа покрылась сетью линий оптического телеграфа
Слева: Клод Шапп демонстрирует французам свое изобретение. Справа: одна из разновидностей оптического телеграфа в морском порту.
За первые десятилетия XIX века в Европе были построены сотни телеграфных башен, хотя, нередко в этом качестве использовались замковые донжоны, колокольни или иные высокие здания. Семафоры Шаппа и их аналоги на время стали повсеместными атрибутами европейских пейзажей.
Думская башня в Санкт-Петербурге стала одним из звеньев самой длинной в мире линии оптического телеграфа Петербург — Варшава.
В России аналогичную «дальноизвещающую машину» изобрёл в 1794 году И. П.
Кулибин. Однако, телеграф Кулибина был незаслуженно забыт. Кроме
Кулибина, многие другие русские изобретатели предлагали свои проекты
"дальноизвещающих машин". В 1815 году землемер Понюхаев изобрел "ночной скорый
дальнописец или телеграф о семи фонарях». Телеграф Понюхаева состоял из семи
фонарей, снабженных вогнутыми зеркалами, шесть из которых были расположены по
кругу, а один в центре. Из пункта управления посредством особых тяг каждый
фонарь мог закрываться подвижным щитком. Каждой букве соответствовала
определенная комбинация открытых фонарей. Для увеличения дальности действия
прием сигналов предполагалось производить через телескоп. По сути, изобретение
Понюхаева можно считать прообразом гелиографов. Понюхаев считал, что его
телеграф можно сделать "железным складным, возимым по дорогам", что обеспечит
ему успешное применение "...на походе армий, при занятии мест и высот, с
которых можно подавать сведения о движении неприятеля".
Военно-ученый комитет рассмотрел предложение Понюхаева, но вместо
практического использования сдал его в архив канцелярии военного министерства.
Для постройки в России выбрали оптический телеграф, разработанный бывшим сотрудником К. Шаппа инженером Жаком Шато. Конструкция его телеграфа намного проще, чем у Шаппа: для визуальной передачи использовалась всего одна «семафорная штанга», напоминавшая Т-образную стрелку, на трёх концах которой в тёмное время суток зажигались фонари . «Стрелка» могла вращаться и принимать восемь различных фиксированных положений. В их сочетаниях закодированы отдельные буквы, цифры и целые фразы. Шато разработал не только конструкцию самого телеграфа, но и словарь кодов для составления посланий
Если посмотреть на фасад Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства, то над фронтоном здания, за балюстрадой, можно увидеть шестигранную башенку с небольшим купольным завершением. Сооруженная в 30-х годах 19 века, башенка представляла собой «телеграфический обсервационный домик». В ней размещалась станция оптического телеграфа, с помощью которой с 1833 по 1854 год поддерживалась связь столицы с Царским Селом, Гатчиной, Кронштадтом (через Стрельну и Ораниенбаум) и даже с городами Вильно (ныне Вильнюс) и Варшавой. Передача сообщений велась световыми сигналами по специальному коду с помощью особых сигнальных механизмов.
Широко известны несколько акварелей 30—50-х годов XIX века, изображающих Зимний дворец, где хорошо видны «стрелки» семафорного телеграфа на двух гранях Телеграфной башни. Расположенные в центрах белых кругов, они имеют сходство с циферблатом башенных часов.
Сканеры и факсы в 19 веке
Как известно, всё новое это хорошо забытое старое. А могли ли существовать современные технологии те далекие времена, когда согласно наших представлений о прошлом, улицы городов освещали с помощью масляных ламп, а люди передвигались в каретах запряжённых лошадьми? Большинство ответит нет, это фантастика. Но так ли это на самом деле? Что мы знаем о забытых технологиях прошлого?
Как ни парадоксально, но многие, казалось бы современные технические средства
и аппараты уже существовали и использовались уже в давние времена. Вы можете
удивиться, узнав, что факсимильный аппарат был изобретен за несколько десятков
лет до телефона.
Привычная нам сегодня и уже потихоньку забываемая факсимильная связь была
создана и успешно работала уже в 19 веке.
Джованни Каселли был изобретателем так называемого пантелеграфа или универсального телеграфа, предшественника современного факсимильного аппарата (факса). Первый в мире действующий аппарат, который мог передавать на расстоянии почерка, рисунки и т.п., был построен именно Казелли.
Название 'пантелеграф' представляет собой сочетание слова 'пантограф', т.е. устройство, которое копирует написанный текст и рисунки, и 'телеграф', или устройство, способное посылать сообщения на большие расстояния. Во время работы во Флорентийском Университете большую часть своего времени Каселли посвящал исследованию технологии, с помощью которой можно было бы осуществлять передачу как текстов, так и простых рисунков. В то же время подобные исследования проводили и другие физики, например, шотландец Александр Бэйн и англичанин Фредерик Бейкуэлл. Основная проблема заключалась в том, чтобы добиться идеальной синхронизации передатчиком и приемником и, в итоге, получить верное сообщение. Разработки Каселли в этой области оставляли далеко позади все работы его современников.
В 1858 году улучшенную версию аппарата Каселли французский физик Александр-Эдмон Беккерель продемонстрировал в парижской Академии наук. Уже в 1860 году Казелли выпал шанс протестировать свое изобретение в рамках французской национальной телеграфной сети. Испытания прошли успешно - подпись композитора Россини совершила телеграфное путешествие из Парижа в Амьен , преодолев 140 км. Следующее испытание проводилось уже между Парижем и Марселем, на расстоянии в 800 км, и тоже прошло успешно.
Первые факсы системы Каселли использовались между Парижем — Марселем, Парижем — Лионом, Москвой и Петербургом. И на базе факса Каселли была создана первая коммерческая факсовая система.
Оригинал передаваемой картинки:
Принятая картинка:
В те далёкие времена это была фантастическая технология, не вписывающаяся в уровень развития общества середины 19 века. Странно, что все эти события были благополучно забыты.
Аналоговый факс использовавшийся для передачи верстки газет из Нью-Йорка в Бостон. США 1900 год.
В 1902 году, немецким физиком Артуром Корном была запатентована технология
фотоэлектрического сканирования, получившая впоследствии название телефакс.
Передаваемое изображение закреплялось на прозрачном вращающемся барабане, луч
света от лампы, перемещающейся вдоль оси барабана, проходил сквозь оригинал и
через расположенные на оси барабана призму и объектив попадал на селеновый
фотоприёмник. Эта технология до сих пор применяется в барабанных сканерах.
В дальнейшем, с развитием полупроводников, усовершенствовался фотоприёмник,
был изобретён планшетный способ сканирования, но сам принцип оцифровки
изображения остается почти неизменным.
Электрический автомобиль
Электромобиль И. В. Романова у Гатчинского дворца. 1900 г
Если копнуть глубже, выяснится, что многие технологии, которые сегодня выдаются за новинки появились еще до рождения наших прабабушек. Взять хотя бы прорыв десятилетия - автомобиль XXI века "Tesla", работающий на электричестве. Сегодня все прогрессивное человечество уверено, что за электромобилями будущее. Маск уже анонсировал абсолютную новинку - не имеющую аналогов в мире - электрогрузовик. В сфере общественного транспорта активно продвигаются электробусы - автобусы на суперконденсаторах, способные проезжать на одном заряде до 20 километров.
Однако, если обратиться к истории, выясняется, что первый электромобиль появился еще до изобретения двигателя внутреннего сгорания. В 1834 году русский учёный Борис Якоби создал первый в мире практически пригодный электродвигатель с вращающимся якорем и опубликовал теоретическую работу «О применении электромагнетизма для приведения в движение машины». С этим изобретением всё было готово для создания электромобиля. И появление первого в мире электромобиля не заставило себя ждать: в начале тридцатых годов XIX века (точная дата неизвестна) шотландец Роберт Андерсон построил электромобиль-модель, который считается первым в истории.
Существенным толчком в развитии электромобилей явилось изобретение французом Гастоном Планте свинцово-кислотного аккумулятора в 1859 году. Так в 1881 году на дороги Парижа выехал электрический трицикл Шарля Жанто, а в 1888 году Рэтклиф Вард пустил по улицам Лондона электрический омнибус, начав коммерческое использование электромобилей. Отметим, что трамвай появился в 1881 году, а троллейбус – в 1882 году.
Лондон, 1896 г. Пассажиры электрического омнибуса
В 1889 году инженер Ипполит Романов создал первый российский электромобиль. К моменту включения в эту работу Романова мир уже имел солидный опыт разработки техники на электрической тяге. Но это не помешало русскому изобретателю внести свой вклад в развитие электротранспорта. Ипполит Владимирович сконструировал свои аккумуляторы, которые придавали его автомобилю яркую особенность. Батареи Романова были оснащены менее толстыми пластинами и устанавливались горизонтально, а не вертикально. Общая масса решеток составляла всего 30% от веса всей конструкции, хотя у конкурентов эта доля превышала 60%. Он весил всего 720 кг, тогда как электромобиль марки «Жанто» – 1440 кг. Электродвигатель также был его собственной конструкции. Он развивал мощность 4,4 кВт, эквивалентную 6 л.с.
Своей малой массой электромобили Романова обязаны и специальному легкому листовому материалу для панелей кузова. Его получали путем прессовки холста и древесины, пропитанных смолой. Сегодня такой материал называется слоистым деревопластиком.
В 1899 году в Петербурге вышел в тестовый рейс электрический омнибус Ипполита Романова - автобус на 17 пассажиров, с максимальной скоростью 37 кмч и запасом хода 64 километра!
Своей малой массой электромобили Романова обязаны и специальному легкому листовому материалу для панелей кузова. Его получали путем прессовки холста и древесины, пропитанных смолой. Сегодня такой материал называется слоистым деревопластиком.
19 января 1901 года Ипполит Романов направил в городскую думу Санкт-Петербурга
предложение организовать 10 маршрутов электрического омнибуса.
20 февраля омнибус был осмотрен технической экспертной комиссией, которая
признала пригодность романовского изобретения к практической работе.
Вывод гласил: «При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах
и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски
и качки. Испытав экипаж в движении, мы пришли к заключению, что омнибусы,
построенные по этой схеме, являются удобными и безопасными для уличного
движения и общественного пользования».
Постановление думы о разрешении на открытие перевозок на 10 линиях было
принято лишь в июне, однако Романову были поставлены невыполнимые условия.
В частности, в течение восьми месяцев со дня выдачи ему разрешения он должен
был внести залог в размере пяти тысяч рублей. Кроме того, за каждое
отступление от графика были предусмотрены непомерные штрафы.
Бюджет города в этом предприятии не участвовал. Финансовый риск для Романова
был непомерен, ведь только на постройку одного омнибуса требовалось около семи
тысяч рублей. А всего необходимо было изготовить 80 электромобилей, что в
сумме требовало около полумиллиона рублей единовременных затрат.
Найти эти средства было невозможно, тем более что конкуренты — владельцы конки
и многочисленные извозопромышленники — распускали слухи об исключительной
вредности электричества для здоровья человека.
В Москве, где аналогичную идею пробивал владелец механической фабрики «Дукс»
Юлий Меллер, дело тоже кончилось неудачей. Единственный электрический
омнибус обслуживал постояльцев гостиницы «Бристоль».
Современники также вспоминали, что он иногда перевозил клиентов из одного
питейного заведения в другое.
У Романова был также довольно интересный вариант монорельсовой электрической
подвесной дороги. Но и он не нашел применения в России.
К недооцененному на родине таланту Романова с большим уважением относились за рубежом. В 1905 году представитель комитета Американо-Сибирской железной дороги де Лебель высказал предпочтение технологии однорельсовой дороги Романова перед немецким аналогом Лангена и американским монорельсом Эноса, обосновав свое мнение очень просто – экономично, практично и безопасно.
Об эпизодах биографии талантливого электротехника осталось очень мало сведений. Известно, что он родился в Тбилиси 25 февраля 1864 года. Есть предположения, что во взрослые годы он служил в ведомстве путей сообщения. В течение многих лет Романов занимался работой над созданием электрических экипажей, что в итоге привело к появлению электромобиля. После Октябрьской революции в 1918 году эмигрировал в Америку, где прожил 17 лет до своей смерти в 1944 году.
1 мая 1899 года в местечке Ашер рядом с Парижем бельгийский гонщик-изобретатель Камилл Жанатци вывел на старт самодельный электромобиль «La Jamais Contente». Он имел форму снаряда, суммарная мощность его двух электромоторов составляла 50 кВт (67 л. с.), а «обут» он был в пневматические шины «Michelin». Аккумуляторные батареи располагались на шасси внутри кузова и на задней оси. Его масса в снаряженном состоянии была около 1000 кг. Жанатци создал первый автомобиль, преодолевший 100-километровый рубеж скорости с результатом в 105,9 км/ч. Это не могло не способствовать популяризации электромобилей.
В итоге к 1900 году более половины автомобилей (включая почти все такси), зарегистрированных в США, были электрическими. Однако к 1910 году электромобилей от общего числа было менее 1 %.
С тех пор прошло почти 120 лет, сейчас автобусы на аккумуляторах проезжают 20 километров и это подается как прогресс)))
Искусственный камень
Возвращаясь к теме одного из моих постов "Это камень!", где мы все удивлялись вот таким невозможным шедеврам скульптуры и гадали как это возможно создать такое.
Также много вопросов возникает при осмотре величественных храмов и соборов Санкт-Петербурга и многих других исторических сооружений всего мира. Бюст Монферрана, отделка Исаакиевского собора, его колонны, Казанский собор и его колонны, Александрийская колонна, Баболовская ванна, Колыванская ваза, Атланты и многие другие невероятные свидетельства работ по камню. И все это умение по обработке камня вдруг внезапно исчезло. Именно с этой темой связаны многочисленные альтернативные версии о прошлом Санкт-Петербурга, так как невозможно поверить что все эти грандиозные объекты создавались с помощью тяжёлого ручного труда неграмотных крестьян с примитивными инструментами.
Александрийская колонна и её официальная версия строительства вызывает слишком много вопросов без ответов.
Исаакиевский собор вызывает не меньше вопросов.
Оказывается, была известна технология производства искусственного камня, то есть жидкого полимера, который при затвердевании мог имитировать любой вид природного камня. Более того с начала 19 века пошел бурный рост изобретательства "клея" для блоков, т.е. по сути межшовного материала. Пишут что эту технологию изобрели в Англии в середине 18 века.
"Изобрела рецепт Элеонор Коада (р. в 1733 году) в 1769 году. Отличие этого
камня состоит в том, что он не содержит цементных присадок. Сама она называла
свой камень как "дважды обоженный" или "обжиг с двух сторон". Т.е. по сути это
была прочная керамика, которая могла держать нагрузку и быть устойчива к
погодным явлениям. Его можно было окрашивать в любой цвет радуги от темно
серого до ярко желтого. Он практически идентичен на вид мрамору. Дело мадам
Коад было очень прибыльным и популярным. У нее был свой выставочный зал. Ее
заказчиками были короли и королевы. По сути она произвела революцию в
изготовлении полимера!
Основным родом деятельности было изготовление статуй, ваз, бюстов - в
общем разные украшательства. Одним из ярких примеров работ с камнем Coade
являются львы на Вестминстерском мосту.
Или памятник Мельпомене 1809 год в Ковен Гардене:
А вот так выглядела в 1806 году мадам Коад:
Этот искусственный камень производился до 1840-х годов, после чего умер последний хранитель секрета производства камня. Настоящий секрет производства так и не разгадан до сих пор."
Атланты Эрмитажа и бюст Монферрана возможно тоже отлиты из камня:
Но самым прорывным в истории 19 века было изобретение камня "Виктория".
Его запатентовали в 1868 г, но рецепт был известен с 1820-х годов. По
сути это паста из цемента (портлендского) и измельченного гранита. Который
замешивали специальным образом с добавками. Оставляли на несколько дней в
форме. Потом окаменевшее изделие еще несколько дней держали в специальном
растворе. После чего изделие считалось готовым. Отличительной особенностью
изделий камня Виктория был розовый (красный) гранитный вид. Также он
позволял окрашивать его в разные цвета (в основном темные). Но суть оставалась
та же - изделие из этого полимера выглядело как гранит.
Камень этот был признан как очень устойчивым к морской воде, слабо истираем,
невосприимчив к городским условиям эксплуатации. Очень прочный. Из него
делались (отливались) лестницы, портики, блоки фасадов, брусчатка, просто
блоки нужного размера и т.п. и т.д и да, колонны тоже. Ключевым моментом
для этого камня было то, что он со временем только увеличивал
прочность. Есть упоминание, что в жидком состоянии (видимо от способа
замеса первоначальной смеси), этот полимер мог находится до 1 недели.
Исходя из этой информации, история с Александровской колонной и Исаакиевским собором уже не кажется такой уж и невероятной.
Но, я думаю, что эти технологии были известны гораздо раньше, а иначе как это всё объяснить?
12 век говорят. Или нет? Камень, из которого построен собор Нотр Дам известняк(ракушечник) - камень, превзошедший по крепости бронзу! Так с помощью каких таких медных зубил его тесали?)))
Или вот ещё один красноречивый пример:
Пещеры Барабар, Индия. По официальной информации эти вырубленные в гранитной скале гроты датируются III веком до н. э. Но как такое было возможно?
Но если посмотреть на эту "пещеру" в целом, то её искусственность очевидна. А если посмотреть ещё и сверху, то видно крошение и отслаивание бетона и следы какого-то механизма, которые оставили её строители на мягком материале, который впоследствии застыл:
Но ответа по поводу реальной датировки вообще всех объектов всё равно нет. Очевидно лишь то, что вся история это сплошной фейк.
Миланский собор, 14 век. Как?
По всей планете просто огромное количество невероятно сложнейших по исполнению каменных изделий. Если всё это вырезалось, то чем? Каким инструментом? Для резки гранита необходимы твёрдые сорта специально легированных инструментальных сталей, которые научились делать лишь во второй половине 19 века(согласно официальной истории). Чугунным или бронзовым инструментом это всё создать невозможно. Кроме того, такого сверхпрочного инструмента необходимо очень много. А это означает, что должна была существовать целая мощная индустрия по производству подобных инструментов, которая должна была выпускать десятки, если не сотни тысяч различных резцов, долот и т.п. Но этого ведь не было, а все эти сооружения уже стояли. Парадокс.
А здесь мы имеем дело с промышленными масштабами производства, с массовой строительной технологией. Добавьте к этому ещё и сотни километров каменных набережных, причём также с фигурной и качественной отделкой, и становится очевидно, что никакой рабский подневольный труд такой объём и качество работ при технологии резки обеспечить не может.Чтобы всё это построить и обработать, должны были, во-первых, массово использоваться технологии литья.
Но и технология литья окончательно всё не объясняет, а только порождает новые вопросы. Для технологии литья необходимо было очень много сырья. То есть, камень, очевидно, добывался в каменоломнях рядом с городом, но после этого он должен был измельчаться до состояния порошка, а это значит, что должны были существовать камнедробилки, причём высокой производительности. Вручную столько камня до нужной консистенции не раздробить.
Технология литья из камня при строительстве использовалась во многих объектах. При этом по данной технологии отлиты фундаменты многих домов, постаменты памятников, многие элементы каменных набережных и мостов.
Вот здесь хорошо видно, что блоки отлиты как единое целое и имеют множество внутренних трехгранных углов, в том числе с криволинейной поверхностью:
Кроме этого подобная технология литья или лепки из аналогичного материала использована во многих здания в качестве декора фасадов.
В некоторых местах имеются сколы, показывающие что материал, имитирующий гранит, нанесён на поверхность в виде глазури:
Эти технологии использовали ещё в начале 20-го века (есть дома построенные в этот период), так что видимо данные технологии были окончательно утрачены во время революции 1917 года и последующей гражданской войны. Не понимаю только, зачем скрывать что были такие технологии в прошлом и сочинять басни о том как это всё обтёсывали вручную.
Продолжение следует, возможно.
А знали ли вы что...? Забытые технологии 19 века
21:49, 19 августа 2018
Автор: aniase
Комменты 63
Автор, огромное спасибо за пост. еще подобное я видела в перу, где все эти сооружения стоят столько же сколько пирамиды в условиях очень сильной сейсмической активности. и я там наделала фото, где видно, что камни при укладке были "мягкие" вот реально, как комки пластелина, которые вдавливают друг в друга. И еще забавно, Медвед как-то изрек, что все что я говорю, нудно отливать в граните, над ним все смеялись, а оно вон как
Благодарю вас за пост! Полностью согласна с вашими выводами. Прошу вас, не реагируйте на критику. По настоящему думающих и анализирующих людей, не верящих слепо, а проверяющих и анализирующих, всегда было очень мало. Удачи вам в ваших изысканиях.
А можно ещё? Требую продолжения! Один из самых интересных постов на сплетнике за все времена. Спасибо!
Вот как хорошо все начиналось - оптический телеграф, а потом пошли байки немогликов про утерянные технологии.
Спасибо, очень интересно и познавательно.