Искусство обязано быть социальным, иначе люди перестанут им интересоваться.
Современное искусство иногда поднимает настолько острые вопросы, что создателям социальной рекламы в традиционном формате остается черпать вдохновение и собирать идеи для своих кампаний.
В этом итоговом обзоре вспомним самые громкие арт-проекты 2017 года.

Гигантские руки, поддерживающие дом, установил итальянский художник Лоренцо Куинн (Lorenzo Quinn) во время Венецианского арт-биеннале 2017 года. Скульптура Support напоминает о силе природы и последствиях глобального потепления. Разместили инсталляцию в Гранд-канале, возле отеля Sagredo.
Зрелищный арт-проект с социальным подтекстом представила на биеннале лондонская галерея «Гальцион» (Halcyon Gallery).

В сентябре 2017 года французский художник JR установил на границе США и Мексики 20-метровый детский портрет. Годовалый ребенок выглядывает из мексиканской территории через стальное заграждение на землю американского штата Калифорния. Инсталляция простояла на границе месяц.
Этот проект стал реакцией на отмену программы DACA (Deferred Action for Childhood Arrivals), которая защищала детей-иммигрантов от депортации. Арт-акция JR – не единственное выступление против отмены закона о «защите мечтателей». Решение президента Дональда Трампа сопровождалось массовыми протестами во всей Америке. Негодование протестующих вызвало то, что многие дети прибыли в страну в младенчестве, выросли в американском обществе, и не готовы вернуться в родные страны.

В июле 2017 года в немецком городе Кассель аргентинская художница Марта Минуджин (Marta Minujín) представила инсталляцию в виде греческого Парфенона. Здание, являющиеся символом демократии, воссоздали из 100 000 когда-либо запрещенных книг.
Экспонат появился во время выставки Documenta 14.

Для «Парфенона книг» выбрали символичное место расположения: в 1933 здесь сжигали запрещенную нацистами литературу. Арт-проект Марты Минуджин стал ярким выступлением против цензуры.

Нидерландская группа Captain Boomer Collective установила на берегу Сены в Париже гиперреалистичную скульптуру кита. Фигура выглядит как настоящее животное, и даже имеет характерный запах. Это не первая «выходка» художников с подобным проектом. Кит с 2013 года успел появиться в Лондоне, Валенсии, Схевенингене, Остенде, Антверпене, Дуйсбурге и Ренне.
Рядом с инсталляцией работают актеры, играющие ученых. Они объясняют прохожим, как влияет на природу человеческое вмешательство.

Один из самых зрелищных перформансов года – акция 1000 GESTALTEN (1000 фигур) в Гамбурге. Флэш-моб провели участники активистских движений перед саммитом G20, который стал поводом для выступлений антиглобалистов и защитников окружающей среды.
1000 людей, обмазанных серой глиной, медленно шли по улицам города. Фигуры с каменными лицами напоминали зомби. Некоторые участники представления падали на тротуар и буквально ползли по нему. Толпа «зомби» отражала состояние современного общества – зажатого и беспомощного, испуганного и разъединенного.
Апогеем действа стало «пробуждение». На площади люди один за другим начали избавляться от краски, снимать серую одежду, под которой были яркие футболки, помогать друг другу, обниматься и танцевать.

Китайский художник Цай Гоцян (Cai Guo Qiang) приурочил перформанс 75-летию ядерного эксперимента в Чикаго.
2 декабря 1942 года в 15:25 ученый Энрике Ферми продемонстрировал ядерную самоподдерживающуюся цепную реакцию. Через 75 лет, в то же время Цай Гоцян провел свою арт-акцию Mushroom Cloud. Во время действа он устроил на территории чикагского университета взрыв с разноцветным «грибом», от которого никто не мог пострадать. Облако поднялось на высоту 75 метров.
«Люди создали силу для масштабного опустошения, но все же кто-то использует эту силу для создания красоты – что само по себе дает человечеству немного надежды», — сказал художник.

Анонимная художественная группа Luzinterruptus, специализирующаяся на инсталляциях в городском пространстве, представила проект «Пластик, с которым мы живем» (The plastic we live with). Инсталляцию установили во время фестиваля FAB в Бордо.
Участники группы расположили на фасаде старого здания магазина 6000 полиэтиленовых пакетов. По словам представителей Luzinterruptus переработка не решает проблему отходов и загрязнения окружающей среды неразлагаемым пластиком. Необходимо сократить потребление вещей из полимерных материалов.

Знаменитый современный художник Ай Вэйвэй также работал с фасадами зданий в 2017 году. Для экспозиции Ай Вэйвэя «Восходящее солнце» (Soleil Levant) в оконные проемы музея Kunsthal Charlottenborg на набережной Нюхавн в Копенгагене установили 3500 спасательных жилетов. Жилеты принадлежали беженцам, которые прибыли на остров Лесбос.
Этот проект – аллюзия на одноименную картину Клода Моне. На полотне французского импрессиониста изображена лодка в заливе Гавра.
В 2016 году Ай Вэйвэй уже делал выставки, посвященные гуманитарному кризису беженцев. В магазине в Нью-Йорке представили вещи беженцев из нелегального лагеря в северной Греции – сирийцев, иракцев и афганцев. А в сентябре прошлого года окна флорентийского Palazzo Strozzi закрыли резиновыми спасательными шлюпками.

21-23 апреля фасад здания Каса-Батло (Casa Batlló) в Барселоне украсили розами. В эти дни здесь проходила акция по сбору донорской крови совместно с банком крови и тканей (Banc of sang i teixits).
Каса-Батло – памятка архитектуры, дом, реконструированный Антонио Гауди. Фасадное решение архитектор спроектировал, вдохновляясь любимым образом – драконом. Для социальной кампании активисты создали проект «Drac&Roses» (Драконы и розы). Для украшения использовано 1300 красных роз и лепестки.

Синие деревья – выдумка художника Константин Димопоулуса (Konstantin Dimopoulos), уроженца Египта, базирующегося в Новой Зеландии. Необычные деревья появились уже в 20 городах – от Сакраменто до Сиднея.
Для окрашивания Константин Димопоулус использует нетоксичный временный пигмент. «Я знал, что искусство есть и всегда было частью природы, и это искусство может влиять на социальные изменения», – говорит художник.
Проект «Голубые деревья» выражает послание в отношении экоцида и преднамеренного уничтожения лесов. Художник работает с волонтерами из местных сообществ, превращая деревья в холсты. Димопоулус говорит о синих деревьях как об изделии с сильным регенеративным аспектом. Деревья проходят природные циклы, цвета меняются и исчезают. Время – часть арт-концепции. Время, определяющее существование, измеряется деревьями.

Подпишитесь на наш
Блоги

ТОП-10: социальные арт-проекты 2017 года

09:12, 28 декабря 2017

Автор: nva

Комменты 9

Аватар

Круто. И всё-таки интересно, среди книг запрещённых цензурой в этом "пантеоне" была Майн Кампф?

Аватар

спасибо!

K

Шикарные проекты! Спасибо, что поделились, автор.

Аватар

Что-то сомнительно, что синяя краска не вредит деревьям. Кроме деревьев там всякие жучки-гусенички тусуются, птички - им какого?!

Аватар

Ух ты)) Автор, вам огромное спасибище за пост) О нескольких проектах узнала впервые(((

Подождите...