"Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет."
Эту фразу сказал Сэмюэл Батлер, писатель, художник, переводчик.
Его слова я вспомнила, когда бродя по Русскому музею, попала в зал с картинами Константина Коровина.
Вот представьте: за окном осень, слякоть и дождь, а в том зале вечное лето: цветы, яркие краски, Шаляпин сидит на веранде, нога на ногу, на ногах черные носочки, улыбается, видимо, что-то смешное рассказывает.
Все вокруг такое солнечное, радостное, летнее, что кажется, что по залу вот-вот запрыгают солнечные зайчики и если хорошенько прислушаешься - услышишь как жужжат майские жуки.
Картины Константина Коровина - это моя персональная дверь в лето.
Я верю, что он и был таким человеком: ярким, солнечным, веселым и очень добрым. Как и его картины: звонкие, очень радостные, наполненные светом, нежностью и искренней любовью.
Константин Коровин родился в 1861 году, в Москве. Он был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина. Михаил Емельянович был напорист, трудолюбив, занимался доходным в те времена делом - извозом. Обслуживал почтовый путь из Москвы в Новгород.
Семья не бедствовала до тех пор, пока технический прогресс не спутал планы и не разорил Коровиных: с появлением железной дороги в России, дело, начатое еще прадедом художника, стало ненужным.
Поэтому отец Константина Коровина, Алексей Михайлович, получив хорошее университетское образование (он был юристом, человеком интеллигентным, образованным, любящим и ценящим искусство) так и не смог сохранить состояния семьи и разорился. Из-за этого семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали Алексея Михайловича, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.
Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению, Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.
Аполлинария Ивановна рисовала акварели, играла на арфе, охотно и много занималась своими детьми, прививала им любовь к живописи.
Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и в 14 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурное отделение, но через год переходит на отделение живописи.
Впоследствии оба брата будут преподавать в этом училище. Старший, Сергей, рисовал, следуя традициям передвижников. Младший же стал новатором, первым русским импрессионистом.
Для завершения образования, Коровин переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
Художник много путешествует: сначала на север (он побывал на Кольском полуострове, видел Белое море, был в Швеции ив Норвегии).
Потом уезжает в Париж.
После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".
На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи, работает в театре, создает эскизы костюмов и декорации.
В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.
Я о многом не рассказала: об участии Саввы Мамонтова в творческой судьбе Коровина, о дружбе с Шаляпиным, о хористке Анне Финдлер, с которой Коровин тайно обручился и которая родила ему ребенка, о смерти этого ребенка, о смерти брата Константина Коровина, Сергея, ставшей для Коровина тяжелым нервным потрясением.
Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.
В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родине живописец оставил на хранение работы. Человек, взявшийся присмотреть за картинами, продал их и навсегда исчез с деньгами. Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре Коровина не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать.
Константин Коровин - художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.
Вот несколько цитат из его книги "Моя жизнь".
Жизнь прошла, пролетела… И мелькают в душе воспоминания. Незначительные, простые, но милые. Впечатления прошедшей жизни. Там, в России, они казались окружающим пустяками. Но почему-то память о них радует, радует так светло…
Здесь как-то все хотят тобой владеть и учить взглядам убеждениям. Это так
скучно, надоело. Подумай, как трудно угодить например, Льву Николаевичу
Толстому. Просто невозможно. А сколько всех, которые убеждены в своей истине
и требуют покорности именно там и в том, где нужна свобода.
Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
...И, думал я, зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного
тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо
же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади собаки.
Там надо жить. Как глупо. Дивные реки России - какая красота. Какие дали,
какие вечера, утро какое. Заря всегда сменяется, все для людей. Там надо
жить. Сколько простора. А они - вот тут... где помойные ямы на дворах, все
какие-то злые, озабоченные, все ищут денег да цепей, сказал я, вспомнив
«Цыган» Пушкина. А я так любил Пушкина, что плакал, читая его.
Константин Коровин
20:26, 13 ноября 2017
Автор: matilda_mo
Комменты 54
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален