"Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет."

Эту фразу сказал Сэмюэл Батлер, писатель, художник, переводчик.

Его слова я вспомнила, когда бродя по Русскому музею, попала в зал с картинами Константина Коровина. 

Вот представьте: за окном осень, слякоть и дождь, а в том зале вечное лето: цветы, яркие краски, Шаляпин сидит на веранде, нога на ногу, на ногах черные носочки, улыбается, видимо, что-то смешное рассказывает.

Все вокруг такое солнечное, радостное, летнее, что кажется, что по залу вот-вот запрыгают солнечные зайчики и если хорошенько прислушаешься - услышишь как жужжат майские жуки.

Картины Константина Коровина - это моя персональная дверь в лето.

Я верю, что он и был таким человеком: ярким, солнечным, веселым и очень добрым. Как и его картины:  звонкие, очень радостные, наполненные светом, нежностью и искренней любовью.

Константин Коровин родился в 1861 году, в Москве.  Он был  внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина. Михаил Емельянович был напорист, трудолюбив, занимался доходным в те времена делом - извозом. Обслуживал почтовый путь из Москвы в Новгород.

Семья не бедствовала до тех пор, пока технический прогресс не спутал планы и не разорил Коровиных: с появлением железной дороги в России, дело, начатое еще прадедом художника, стало ненужным.

Поэтому отец Константина Коровина, Алексей Михайлович, получив хорошее университетское образование (он был юристом, человеком интеллигентным, образованным, любящим и ценящим искусство) так и не смог сохранить состояния семьи и разорился. Из-за этого семья Коровиных  была вынуждена переехать в деревню Мытищи. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали Алексея Михайловича, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению, Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Аполлинария Ивановна рисовала акварели, играла на арфе, охотно и много занималась своими детьми, прививала им любовь к живописи.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и в 14 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурное отделение, но через год переходит на отделение живописи.

Впоследствии оба брата будут преподавать в этом училище. Старший, Сергей, рисовал, следуя традициям передвижников. Младший же стал новатором, первым русским импрессионистом.

Для завершения образования, Коровин переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Художник много путешествует: сначала на север (он побывал на Кольском полуострове, видел Белое море, был в Швеции ив  Норвегии).

Потом уезжает в Париж.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи, работает в театре, создает эскизы костюмов и декорации. 

В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Я о многом не рассказала: об участии Саввы Мамонтова в творческой судьбе Коровина, о дружбе с Шаляпиным, о хористке Анне Финдлер, с которой Коровин тайно обручился и которая родила ему ребенка, о смерти этого ребенка, о смерти брата Константина Коровина, Сергея, ставшей для Коровина тяжелым нервным потрясением.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родине живописец оставил на хранение работы. Человек, взявшийся присмотреть за картинами, продал их и навсегда исчез с деньгами. Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре Коровина не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать.

Константин Коровин - художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.

Вот несколько цитат из его книги "Моя жизнь".

Жизнь прошла, пролетела… И мелькают в душе воспоминания. Незначительные, простые, но милые. Впечатления прошедшей жизни. Там, в России, они казались окружающим пустяками. Но почему-то память о них радует, радует так светло…  

    Здесь как-то все хотят тобой владеть и учить взглядам убеждениям. Это так скучно, надоело. Подумай, как трудно угодить например, Льву Николаевичу Толстому. Просто невозможно. А сколько всех, которые убеждены в своей истине и требуют покорности именно там и в том, где нужна свобода.
   

  Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.    


  ...И, думал я, зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади собаки. Там надо жить. Как глупо. Дивные реки России - какая красота. Какие дали, какие вечера, утро какое. Заря всегда сменяется, все для людей. Там надо жить. Сколько простора. А они - вот тут... где помойные ямы на дворах, все какие-то злые, озабоченные, все ищут денег да цепей, сказал я, вспомнив «Цыган» Пушкина. А я так любил Пушкина, что плакал, читая его.
 

 

Подпишитесь на наш
Блоги

Константин Коровин

20:26, 13 ноября 2017

Автор: matilda_mo

Комменты 54

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...