Кто они, золотых дел мастера...

Фаберже.

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать – Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. Начало всемирно известной фирмы послужила скромная мастерская, в которой изготовлялись неуклюжие браслеты, брошки и медальоны с камнями и эмалью. Известность пришла с началом практики сыновей мастера Густава Фаберже — Карла (с 1864 года) и Агафона (с 1882 года), которые получили образование за границей. В начале XX века у Фаберже работало около шестисот ювелиров разных национальностей.

Магазин Фаберже на Кузнецком Мосту в Москве, 1893 г. 

Браслет (трансформация в кулон) второй половины XIX века. Приобретён вятским купцом в 1886 году для своей супруги. Средний камень — крупный бриллиант с редкой уникальной огранкой. Шесть бриллиантов, уменьшающихся в пропорции. Далее хрусталь. Три натуральных рубина. Матовое золото. 

В 1885 году компания стала официальным изготовителем ювелирных украшений для императорского дома. В этом же году  Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.

Это было эмалированное белое яйцо, размером 6.5×3.5 см. Посередине него проходила золотая полоса. На этом уровне яйцо открывалось. Внутри находился желток из золота, в котором была такая же золотая курочка, а в ней — корона из рубина с рубиновой подвеской. В яйце использовался принцип матрешки.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

Ювелирное яйцо «Коронационное», одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. 

Ювелирное яйцо «Коронационное», одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II.

Ювелирное яйцо «Память Азова» — было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

По укоренившейся традиции все русские наследники престола, начиная от Павла I, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое — по России, чуть поменьше — по Европе. Но для Николая планировалось необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Причём обе части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич, исключая только последнюю часть пути. План этого грандиозного путешествия задолго до его начала разрабатывался представителями Генерального штаба и Синода. Его составляли воспитатель Цесаревича генерал Григорий Григорьевич Данилович, которому помогали адмирал Иван Алексеевич Шестаков, географ Александр Иванович Воейков и капитан 1-го ранга Н.Н.Ломен, впоследствии исполнявший обязанности командира фрегата «Память Азова».

Путешествие началось 23 октября (4 ноября) 1890 года в Гатчине после молебна. Император Александр III с императрицей вошли в вагон Императорского поезда, чтобы проводить Престолонаследника до ближайшей станции — Сиверской. Путь к морю промелькнул быстро. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Император Франц Иосиф устроил наследнику русского престола монаршескую встречу в резиденции Габсбургов. Но уже через сутки их встречал Триест — город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. Там с конца сентября в ожидании его прибытия, находилась русская эскадра, в составе: полуброненосных фрегатов «Память Азова», «Владимир Мономах» и канонерской лодки «Запорожец» (поскольку Турция отказалась бы пропустить русскую эскадру через проливы Босфор и Дарданеллы).

Броненосный крейсер "Память Азова" и полуброненосный фрегат "Владимир Мономах" в Пирее (конец 1880-х—начало 1890-х годов)

Яйцо было сделано в память о путешествии цесаревича Николая II и великого князя Георгия Александровича на крейсере «Память Азова» 

Чаще всего имя Фаберже ассоциируется именно с Пасхальными яйцами, но наряду с ними выделяются также и цветы Фаберже - особенно изысканные изделия. Рассматривая их, становится наиболее заметным кропотливый труд мастеров и дорогие материалы, применявшиеся в работе. Популярность именно этих работ, наверное, можно объяснить их простотой и реалистичностью.

Брошь Ирис с бриллиантами, резной камень с радужной оболочкой.

К. Фаберже  использовал в своих изделиях удивительной красоты уральские и сибирские самоцветы, а также драгоценные камни Кавказа. 

брошь в виде жука 1908

Мастерская знаменитого ювелира Карла Фаберже производила еще и изысканные флакончики для духов. Один из них, в виде совы, находится в коллекции ювелира Геза фон Габсбурга. Это самое крупное частное собрание драгоценных бутылочек фирмы Фаберже, в нем насчитывается сорок флаконов.

В работах Карла Фаберже можно проследить стилистические влияния разных эпох - от античности до модерна. Лучшими считаются его работы в стиле Людовика XVI и империи. Художник А. Бенуа, который был другом Фаберже, подсказывал ему идеи некоторых изделии - например, для яйца «Колоннада». Изготовление его было посвящено долгожданному событию царской семьи: рождению в 1904 году цесаревича Алексея, наследника русского престола. Яйцо изготовлено из золота и платины, покрыто прозрачной розовой эмалью и бриллиантами.

Яйцо «Мозаичное» - драгоценная «вышивка» Альмы Пихль, единственной девушки - дизайнера фирмы.Альма Пихль происходила из семьи выдающихся ювелиров, работавших у Фаберже. Идея дизайна «Мозаичного» яйца пришла к ней, когда однажды она увидела вышивку, над которой работала ее свекровь. Воплощение столь сложного рисунка, сплошь покрывавшего яйцо, требовали филигранной работы мастера.

У Фаберже был один из лучших в России сейфов – бронированная комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин на хранение свои драгоценности. 

Все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца.

Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 — 1960) — Старший сын Карла Густавовича Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт — Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 — 1951) — Сын Карла Густавовича Фаберже, в мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900—1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок.

Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 — 1952) - руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 — 1939) — Сын Карла Густавовича Фаберже. Выпускник Петришуле, учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.

В конце 1917 г. Карл Фаберже закрывает свой дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа.Императорская коллекция пасхальных яиц, выполненная фирмой Фаберже, была национализирована большевиками.  Говорят, что многие из уникальных произведений искусства новое правительство продало за границу. 

Дом Фаберже на  Большой Морской.

Дом Фаберже был национализирован большевиками в 1918 году.В начале октября, Карл Фаберже уехал из Санкт-Петербурга на последнем дипломатическом поезде в Ригу. Революция в Латвии началась в середине следующего месяца, и Карл снова бежал в Германию. 

Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 – 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов.

Самым дорогим на сегодняшний день считается "Коронационное яйцо". В 1896 году его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано  за 24 миллиона долларов. Говорят, что выкупил его Российский олигарх  у семьи Форбс, а также  и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов. 

источник: doradajewelry.ком

Блоги

Золотых дел...

10:56, 25 июня 2017

Автор: natakalin

Комменты 26

Аватар

Брошь Ирис - ничего потрясней не встречала. очень изысканная работа.

Аватар

Спасибо за пост. Все - произведения искусства. Только брошь Ирисы- это работа Екатерины Костригиной из Питера и не менее прекрасна, чем ювелирные проекты дома Фаберже.

Аватар

Я б браслет забрала, если никому не приглянулся)

Аватар

Фаберже был гений в ювелирном деле. Еще....обожаю творения Рене Лалика, это гений, создававший шедевры из стекла.

Комментарий был удален

Подождите...