Древние римляне заботились о благоустройстве своих городов, как никакая другая древняя цивилизация. Около 2 тысяч лет назад они уже строили общественные туалеты, канализационные системы, водопроводы и акведуки, а также общественные бани. Кроме того, римляне принимали законы, которые позволили избавиться от мусора на улицах. Казалось бы, такое внимание к гигиене должно было снижать риск заразиться какой-нибудь инфекционной болезнью.

Между тем в работе Пирса Митчелла из Кембриджского университета, опубликованной в журнале Parasitology , говорится, что, невзирая на все санитарные новшества, распространение кишечных паразитов в римское время не только не уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом (ранним железным веком), но даже постепенно возросло. Также удалось выяснить, что несмотря на знаменитые римские термы, жители империи также страдали от вшей, как викинги или люди средневековья, мывшиеся не слишком часто.

Доктор Митчелл собрал сведения о паразитах в человеческих погребениях, в древних туалетах, в копролитах (ископаемых фекалиях), на расчёсках и тканях, которые были найдены археологами при раскопках большого количества памятников по всей территории Римской империи. В ряде случаев при раскопках римских памятников находили специальные расчёски, которые использовали для удаления вшей.

По мнению исследователей, одно из возможных объяснений – вода в общественных банях. Не во всех термах её часто меняли. На стенах бассейнов мог образовываться осадок, а тёплая вода содействовала распространению паразитов. Другое вероятное объяснение – использование человеческих экскрементов в качестве удобрений: вместе с ними яйца паразитов могли попадать в пищу.

Интересно, что в римское время люди намного чаще, чем в бронзовом и раннем железном веке, страдали от паразита, который распространяется через рыбу. Пирс Митчелл считает, что причина этого заключается в большой популярности гарума, рыбного соуса, который входил в состав большинства блюд римской кухни. Многие блюда из рыбы не подвергались термической обработке, рыбу лишь на время оставляли под солнцем.

Это уже при советской власти

В Российской империи проституция первоначально была запрещена. Но ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора Николая I проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля.

Первым бороться с проституцией в России начал еще сам Петр Великий, который, вернувшись из Амстердама, тут же запретил открывать публичные дома рядом с казармами полков — во избежание массовых случаев заражения «нехорошими» инфекциями. Гулящих же девок, пойманных с солдатами, император призывал безжалостно ссылать на принудительные работы.

Екатерину II так же беспокоило распространение сифилиса среди солдат. В 1763 г. ввиду значительного распространения венерических болезней Сенат постановил: всех женщин, одержимых венерическими болезнями, по излечении ссылать на поселение в Нерчинск. В подписанном императрицей "Уставе городского благочестия" учреждался обязательный медицинский осмотр публичных женщин и оговаривалось, в каких районах столицы они могут осуществлять свою деятельность.

Павел I же и вовсе обязал публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Это были последние карательные меры по борьбе с проституцией в Российской империи.

В XIX в. в России было положено начало регламентации занятия проституцией, она была объявлена «терпимою» (отсюда и термин «дома терпимости»), и по инициативе министра внутренних дел и с согласия Николая I в 1843 г. в Санкт-Петербурге был создан Особый врачебно-полицейский комитет, в задачу которого входил розыск продажных женщин, сделавших из проституции профессию, освидетельствование их и направление больных в больницу. Проституток ставили на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирали у них паспорта, а взамен выдавали особые свидетельства – «желтые билеты».

В «Правилах для содержательниц домов терпимости» были установлены возрастные ограничения как для самих проституток – только с 16 лет, так и для содержательниц публичных домов – с 35 лет, а также регламентировано место размещения борделей – не ближе чем 150 саженей — то есть, около 300 м — от церквей, училищ и школ.

Прообраз генерала Максимуса из фильма «Гладиатор» — Гай Юлий Вер Максимин Фракиец - римский император (235 - 238 гг.), первый «солдатский император» и первый император, поднявшийся до этого положения из самых низов. Выделялся огромным ростом и физической силой (по некоторым данным — свыше 2,5 м). Военную службу он начал в коннице при императоре Септимии Севере. Причиной его известности послужило следующее событие: в день рождения своего младшего сына император устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим 16 противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проскакав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки ещё семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере.

Изображения Максимина в скульптуре и на монетах подтверждают слова Геродиана о пугающем виде императора. Историк писал: "Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен… При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав… Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным"

«Малютка» — название именного лёгкого танка Т-60, средства на постройку которого в 1943 г. собрали дети Омской области. 25 февраля 1943 г. в газете «Омская правда» было опубликовано письмо 6-летней Ады Занегиной, девочки, эвакуированной со своей матерью из города Сычёвка Смоленской области в Марьяновский район Омской области. В письме говорилось: "Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист".

Отец девочки, танкист Александр Занегин, находился в действующей армии, впоследствии погиб в ходе Курской битвы. Как позднее вспоминала сама Адель, ставшая врачом-окулистом, идея пожертвовать деньги на танк пришла ей в голову самой, а мама посоветовала написать об этом в газету письмо.

После публикации письма Ады в редакцию газеты стали приходить письма от других детей области, желавших отдать свои небольшие сбережения на строительство танка. В отделении Госбанка СССР по Омской области открыли специальный счёт, на который зачислялись собранные детьми средства, а в газете появилась рубрика, освещавшая продвижение инициативы Ады. В итоге, было собрано 160 886 рублей, деньги были перечислены в Фонд обороны, а Омское гороно направило Верховному Главнокомандующему телеграмму, сообщив, что дошкольниками Омска собраны денежные средства на постройку танка, который они просят назвать «Малютка». В мае 1943 г. на телеграмму пришёл ответ: "Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 руб, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин".

Танк «Малютка» воевал в составе 91-й отдельной танковой бригады, его механиком-водителем была сержант Екатерина Петлюк. По совпадению, фронтовое прозвище Екатерины было «Малютка» (из-за небольшого роста), его она написала краской на башне танка.

В память об инициативе Ады около мемориала воинам Великой Отечественной войны в Марьяновке был установлен на постаменте танк.

Носки (Египет, V в.), ручное вязание, шерсть.

Носки, как предмет одежды, эволюционировали из женской домашней обуви жительниц Древней Греции. Как известно, порядочные гречанки дома находились на женской половине, куда могли войти только мужчины семьи — супруг, сыновья. На улице греческие дамы появлялись только в сопровождении слуг и с покрытой головой. Уличной обувью служили сандалии. А вот дома, на своей женской территории, гречанки могли расслабиться — ходить непокрытыми и в удобной мягкой обуви, сшитой из тончайшей кожи, — нечто среднее между домашними тапочками и современными носками.

Потихоньку и мужчины стали носить эту женскую домашнюю обувь, но только исключительно в домашнем кругу, появиться на людях в такой обуви для мужчины было немыслимым — все равно как если бы современный мужчина вышел на улицу в дамских туфлях. А вот актеры, игравшие в комедиях, частенько щеголяли в подобной обуви, дабы посмешить почтенную публику, — в противовес актерам-трагикам, выступавшим в котурнах.

Греческую моду на домашнюю кожаную обувь наследовали и жители Римской империи. Называлась эта обувь на латинском soccus. Римская империя ширилась - в число ее колоний вошли и Британские остова, холодный климат которых особенно располагал теплолюбивых жен римских легионеров к ношению сокков. Местные жители приметили это и сочли удобным, особенно воины-мужчины, которые стали поддевать кожаные носки, прежде чем обуться в тяжелые боевые сапоги. Спустя время и римские солдаты стали поддевать сокк под калиги (римские армейские сапоги) — по обычаю солдат-варваров.

Мода на носки (так трансформировалось латинское название «сокк») распространялась все шире и шире. Их стали делать уже из ткани. Со временем люди смекнули, что носки можно делать и подлиннее — значительно выше колена. Из столетия в столетие носки поднимались все выше, пока не превратились в чулки.

Этот предмет гардероба очень полюбился католическим священникам, и в IV веке белые льняные чулки сделались обязательным атрибутом их костюма. Так что чулки, эволюционировавшие из тканевых носков, первоначально вошли в моду в Европе как предмет мужского гардероба. Придворные кавалеры в XIII—XIV веках уже щеголяли в чулках из шелка и бархата.

Любопытно, что Восток в этом плане шел своим путем. Еще жители Древнего Египта и Ирана (судя по барельефам, изображающим, кстати, исключительно мужчин) носили нечто вроде носков и чулок, связанных из нитей вручную. В Средневековье искусство вязки чулок практиковали исключительно арабы. От них-то эта мода и пришла в Европу — вместе с испанскими солдатами, во время испано-арабских войн.

Сохранилось документальное свидетельство, что однажды английский король Генрих VIII получил из Испании пару вязаных чулок — в качестве дорогого подарка. А затем, в 1589 году, уже во время правления дочери Генриха — Елизаветы I — некий безработный англичанин по имени Лий произвел настоящую чулочную революцию. Его жена зарабатывала вязкой носков и чулок вручную, и Лий сконструировал для этих целей первый вязальный станок!

Моду же на чулки среди представительниц прекрасного пола ввела маркиза де Помпадур. Знаменитая фаворитка Людовика XV, тратившая на наряды целое состояние, додумалась до кружевных чулок. Цена этих драгоценных изделий примерно равнялась годовому доходу дворянина.

В XVII—XVIII веках вязаные чулки буквально спасали мужчин от холода — зимой представители сильного пола натягивали сразу по нескольку пар чулок (это количество иногда доходило до 12 пар!), ведь брюки тогда носили короткие. Но к концу XVIII — началу XIX века длина мужских брюк поползла вниз и мужских чулок, соответственно, тоже, пока они снова не превратились в носки.

К началу XX века носки окончательно стали непременным атрибутом мужского гардероба, а чулки—женского, так как длина юбок в противовес длине брюк поползла вверх. К женщинам носки вернулись лишь к середине XX века, когда дамы рискнули заимствовать из мужского гардероба брюки.

В сентябре 1997 года американские туристы, направлявшиеся в китайский округ Фуян, увидели лежащего на земле ребёнка и отвезли его в местную больницу. По сообщениям журнала LIFE, медицинские работники сказали им: «Вам следовало оставить его там, где он был». На следующий день на том же месте нашли ещё одного младенца, он был мёртв. А вскоре первый ребёнок скончался от пневмонии и проблем с сердцем.

Эта фотография (возможно, постановочная), сделанная Джеффом Абелином, вызвала негодование в обществе. В том, что многие китайцы оставляют детей, особенно девочек, в первую очередь обвинили политику правительства «Одна семья — один ребёнок». Снимок вызвал бурную полемику, журнал LIFE поместил его в список «100 фотографий, изменивших мир». Тем не менее, послабление политики ограничения рождаемости Китай ввёл только в 2013 году, так как власти стали опасаться нехватки рабочей силы в будущем. Но несмотря на эти меры, "бэби-бум" в КНР так и не начался. Теперь китайские демографы бьют тревогу.

Даже в 2012 году Дракона, который в КНР традиционно считается самым благоприятным для рождения детей, рождаемость составила всего 16,35 миллиона человек. Для сравнения, в 1986 году в стране на свет появилось 23,19 миллиона маленьких граждан.

В 2013 году, когда власти разрешили рожать второго ребёнка родителям, которые сами являются единственными детьми в семье, рождаемость по сравнению с предыдущим годом увеличилась всего на 470 тысяч человек.

Даже при сильной засухе древние майя никогда не прикасались к воде этого глубокого природного колодца. Священный колодец-сенот в Чичен-Ице предназначался совсем для других целей: он был местом жертвоприношения богу воды и дождей Юм-Чаку, который принимал в дар не только драгоценности, но и красивых девушек.

В X веке власть на полуострове Юкатан захватили тольтеки. Самый большой город Чичен-Ица стал их столицей, правители которой собирали огромную дань с соседних племен. На Юкатане нет никаких водоемов, кроме редких природных колодцев-сенотов, образованных из карстовых воронок. Поскольку они являлись единственным источником воды в этих местах, центры цивилизации майя находились в непосредственной близости от них.

В Чичен-Ице находились даже два сенота, расположенных друг от друга на расстоянии 800 м - из одного из них жители брали воду для питья, а второй называли Колодец смерти или Колодец мертвых девственниц.

Этот загадочный сенот имеет диаметр 60 м и примерно такую же глубину, он хорошо сохранился до наших дней. Согласно преданиям, в нем обитал Юм-Чак — бог дождя и влаги, которого нельзя было гневить, ибо, если не даст он дождя, все живое на земле погибнет.

Во время засухи полагалось выбрать Чаку невесту — самую красивую девушку города. Ее одевали в роскошную одежду, торжественно вели под музыку к колодцу и бросали в воду. Майя считали, что девушка не умирала, а попадала в объятия к богу дождя. Впервые о Колодце смерти упомянул в 1566 г. испанский священник Диего де Ланда: «...Майя бросали туда и многое другое - самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место». Согласно летописям XVI века, последние жертвы колодец принял перед приходом туда конкистадоров... а город к тому времени был мертвым уже несколько веков.

Еще конкистадоры, завоевав эти земли и узнав про священный Колодец смерти, пытались достать сокровища, похороненные на его дне. Однако Юм-Чак хорошо спрятал и охранял своих невест и пожертвованные ему драгоценности, поэтому все попытки алчных кладоискателей были обречены на неудачу. Огромная глубина колодца и 11-метровый слой ила и грязи были серьезным препятствием для любителей наживы.

Первую попытку обследовать дно колодца с помощью землечерпалок предпринял француз Дезире Шар-нэ в 1882 г., но так и не добрался до дна, поскольку неправильно рассчитал глубину колодца. В 1885 г. более обстоятельно к этому делу подошел Эдвард Томпсон, который в то время был назначен консулом США на Юкатан. Приобретя землечерпалку и два водолазных костюма, Томпсон исследовал дно колодца и нашел крупную коллекцию артефактов — орудия, украшения, вазы и наконечники копий, ножи из обсидиана, чаши из нефрита, меди и золота, кусочки копала и множество скелетов. Всё это представляло огромную ценность для археологии. Используя водолазное снаряжение, Томпсон и его помощник спустились на дно (это стало первым в истории мировой спелеологии погружением в затопленную пещеру).

В 1917 г. к Колодцу смерти вновь отправились археологи. Им удалось достать на поверхность останки 90 женских тел, одного мужского и 21 детского. Мужской скелет был переплетен с женским. Видимо, жертва в последний момент испугалась и, вцепившись мертвой хваткой в жреца, утащила его с собой на дно.

В 1961 и 1967 годах здесь проводили исследования учёные из Мексики. Они использовали более технологичные материалы и методы — землесос, акваланги, химическую очистку воды. В колодец засыпали хлор, который уничтожил мелкие водоросли и сделал прозрачной воду — до очистки, согласно проведенным анализам, она была грязнее канализационных стоков. Благодаря этому удалось обнаружить 2 больших резных трона, около сотни глиняных кувшинов и чаш разных размеров, золотые украшения, изделия из нефрита, горного хрусталя, янтаря, меди и оникса, а также кости людей и животных. Любопытно, что многие вещи, которые нашли в колодце, перед тем как оказаться там, были намеренно испорчены и разбиты. Хотя, по легенде, в жертву Колодцу мертвых девственниц приносились только девушки, исследования показали, что ритуальными жертвами были и мужчины, и дети.

Предыдущие посты в моем профиле.

Подпишитесь на наш
Блоги

Истории в фотографиях

14:19, 26 мая 2017

Автор: MoSkva

Комменты 4

I

Про индейцев всегда интересно. Спасибо!

Аватар

познавательно

Аватар

Выбрасывали лучший генофонд в колодец..

Аватар

Спасибо, очень интересно !!!

Подождите...