Иван Антонович Ефремов(1907-1972) - это, прежде всего, палеонтолог, геолог, минералог, оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время; основоположник и классик советской Научной Фантастики, заглянувший в далекое прошлое и будущее человечества, в глубины Космоса, постигший законы красоты Человека и Природы. 

Ефремов пришел к написанию фантастических произведений уже после того как написал главный труд своей жизни «Тафономия и геологическая летопись» (1950). За эту работу он был удостоен Сталинской премии Второго типа.

Эта работа в брежневское время была под запретом, как и другие научные труды Ефремова. Геолог и палеонтолог Ефремов показал, что существует видимость эволюции. На самом деле в палеонтологической летописи, если ее рассматривать сверху вниз – от нашего времени вглубь времен стираются более поздние осадочные континентальные отложения. Вместе с ними постепенно и последовательно разрушаются и ископаемые останки людей, обезьян, млекопитающих, рептилий, земноводных. От древних периодов земли (палеозойская эра) сохраняются уже только одни полуводные и водные виды. А еще ниже – в кембрии и докембрии известны лишь окаменевшие остатки морских донных организмов.

Рассматривая эти ступени сохранившихся древних организмов, Ч. Дарвин и его учитель геолог Ч. Ляйелль, выпустивший книгу «Основы геологии» пришли в середине 19 века к ошибочному выводу, что существует эволюция – усложнение от водных животных к рыбам, и далее к сухопутным – амфибиям, рептилиям, млекопитающим и человеку. Первое эволюционное «древо жизни» построил рьяный последователь Дарвина Э. Геккель. После этого в науке утвердилось ошибочное мнение, которое существует до сих пор, что существует прогрессивная эволюция – от рыб – до человека. На самом деле это иллюзия.

Ефремов в своей сугубо научной работе, опираясь на огромное количество геологических и палеонтологических свидетельств, показал, что существующие крупные группы животных, имеющих ископаемые останки, лишены переходных звеньев. Они как-бы повисают в воздухе, не имея не предков, не предшественников. Это связанно с тем, что из палеонтологической книги жизни вырваны не только отдельные страницы, но и целые пачки листов. Причем уничтожение ископаемых свидетельств – окаменевших останков идет постадийно сверху вниз – от континентальных отложений к типично морским. Сначала под воздействием деструкции горных пород континентов начинают исчезать виды (их окаменевшие останки) сухопутные и мобильные, которым и является человек, затем древесные – обезьяны, затем сухопутные млекопитающие, затем – жители леса, затем степей, затем низменных равнин. Сохраняются от древних периодов жители болот, пойменных лесов, озер и рек, морей и океанов. Это рыбы и рыбообразные существа.

Но это не означает, что в начале палеозоя никто не жил на суше. Тогда могли обитать звери и даже люди! В пользу этого предположения говорит тот факт, что имеются «экзотические формы» - их так называет Ефремов, которые случайно сохранились в палеонтологической летописи. Их крайне фрагментарные останки находят палеонтологи. Это животных, которые имеют очень высокий уровень организации. Они случайно попали в местонахождения водных и околоводных животных. Их останки крайне фрагментарны. Обычно палеонтологи стараются не обращать внимания на эти «экзотические формы», выстраивая свои ложные эволюционные родословные древа от рыб до человека на основании водных и полуводных форм.

Признание заслуг Ефремова как ученого связано с тем, что он опираясь на свои теоретические разработки и на огромный опыт практической работы сумел доказать наличие кладбищ исполинских динозавров в Монголии, пустыни Гоби, а также в Средней Азии. За три года полевых работ (1946, 1948, 1949) экспедиция под руководством Ефремова исходила Гоби вдоль и поперек.

Трясясь на старых, видавших виды машинах, «бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая из-под тяжелых пластов... остатки жизни прошлого», участники экспедиции совершили настоящий подвиг: в общей сложности исколесили 27 000 км. Итог их беспримерной работы – 460 ящиков с монолитами динозавров общим весом более 120 тонн...

Сегодня многие из экспонатов, добытые участниками героической экспедиции, украшают палеонтологические музеи мира, в том числе в Москве и Улан-Баторе. А сама гобийская одиссея Ефремова считается непревзойденным образцом проведения полевых работ. Сейчас даже трудно представить, как в голодные послевоенные годы технически слабо оснащенная небольшая группа одержимых людей достигла столь блестящих результатов. Несомненно, львиная доля успеха принадлежит вдохновителю и организатору экспедиции Ефремову. Однако признание заслуг было крайне кратковременным, слишком смелыми оказались выводы ученого.

Не имея возможности донести до научной общественности весь масштаб своего открытия и постоянно встречая жесткое противодействие со стороны палеонтологов, геологов, а в большей степени со стороны «идеологов» дарвинизма и материализма, Ефремов стал писать «ненаучные» фантастические книжки. 

Он сам признается в своем интервью, посвященном созданию романа «Туманность Андромеды» о том, что стал писать романы и рассказы от бессилия сделать что-то как ученый.

В фантастических произведениях он изобразил людей – жителей космоса, посещающих иные планеты и объединенных в «Великое кольцо» (информационное сообщение жителей разных миров). Ефремов также изобразил в своих произведениях как люди посещают Землю в эпоху динозавров («Звездные корабли»). (Окаменевший череп человека находят под остовом динозавра два героя этого рассказа - палеонтологи.) Видение огромного ящера поражает воображение палеонтологов ведущих раскопки – «Тени минувшего».

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. Н. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе Ефремова «Тень Минувшего».

Но дальнейшая судьба Ефремова не завидна. В 1970-м Ефремова заподозрили в попытках иносказательно критиковать советскую действительность. Даже председатель КГБ Юрий Андропов 28 сентября 1970 года в письме в ЦК КПСС прямо пишет, что Ефремов в романе "Час быка" «под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торман» клевещет на советскую действительность». Книга была изъята из библиотек, вместе с другими книгами писателя. Попала под запрет так и непонятая никем «Тафономия…».

За самим Ефремовым велась многолетняя слежка, его квартира и телефон прослушивались, корреспонденция проверялась. Имя ученого попытались предать забвению до и уже после смерти. Его было запрещено цитировать в научных трудах. 

Иван Антонович Ефремов умер 5 октября 1972 года. После его смерти в квартире писателя и ученого по указанию КГБ провели обыск. Ефремова и его супругу Таисию подозревали в шпионаже в пользу Великобритании. «Дело о шпионаже» было закрыто через два года после кончины Ефремова.
 

Ефремов  не только описал в своих книгах возможное светлое будущее человечества, но и предостерег о возможном темном будущем. Причем, задолго до того, как оно начало воплощаться в жизнь.

Вот строки из его писем к друзьям, написанные в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ столетия. Как же он был прав!

"  ... некоторый аскетизм не такое уж страшное зло, как многим кажется. Человек должен самоограничивать себя. Попробуйте, хотя бы мысленно, подарить обывателю пятисотсильный "фиат" из чистого серебра. "Неплохо бы получить золотой или платиновый," - изречет обыватель. Потом пожалуется на неравенство: у соседа мебель черного дерева, а у него только, мол, красного... И так далее до бесконечности, ибо такого рода запросам предела нет. Мы должны наращивать аскетизм по мелким потребностям и наращивать потребности в более высоком, я бы сказал, высшем плане."
  
" ... дело не в том, чтобы насытить мир предметами роскоши, но в том, чтобы переводить потребности человека на все более и более высокую духовную ступень. Чтобы он мог легко обойтись без модной побрякушки, без тряпья, без изысканных коктейлей, без менее изысканных горячительных напитков, но чтобы он задыхался от жажды воплотить в образы слова, звуки, краски. От жажды творчества."

"Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения."

"Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?"

"Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке."


1969 год.

"Дать подростку 12—14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей. За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам. Хороший (плохой!!!) пример — наши больницы, где человек остаётся наедине со своим страданием. Не имеющие психологической подготовки врачи сами боятся страданий больного и своим цинизмом и равнодушием только усугубляют его положение, сжимая спираль инферно. То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира. Мыслители уровня Вернадского в ближайшее время не появится ни в России, ни на Западе!"

"Если человек не научится управлять своим мышлением, то и у такого существа целостному мышлению неоткуда взяться. Будет цивилизация ходячих телефонных справочников."

1971 год.

"…На земле все довольно уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах. Низший пик в 1972 г (это было в 1969 г.), подъём в 1977 г. и огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. — временем Белого Всадника из Майтреи. Но я не доживу до этого времени, может быть, доживете Вы?..."

Из письма своему другу, профессору Э. Олсону незадолго перед смертью.


Просто удивительно. Но тем не менее. Призрак планеты Торманс ("Час Быка") все увереннее материализуется на Земле. И станет ли наша планета миром инферно - зависит в том числе и от нас.

Источник: pandoraopen.ру  zadereyko.инфо

Подпишитесь на наш
Блоги

Запрещенная палеонтология. Из наследия И.А.Ефремова.

17:43, 25 июля 2015

Автор: aniase

Комменты 19

D

Как человек в 69 году прошлого века предвидел это опустошение, перекос от "честного" к материальному?? И про образование - действительно, погрязание в деталях без структурирования, абсолютная нехватка времени на усвоение. Эх.

Аватар

Спасибо за пост -буду изучать. Он уникальный конечно. Его " Таис Афинская " лучший исторический роман , на мой взгляд . Почему то чувствую его связь с творчеством художника Константинова ...как то они для меня люди одной Идеи.

Аватар

его повести "Звездные корабли" и "Сердце змеи" я считаю настоящими шедеврами.

V

Примите мою искреннюю признательность Вам за чудесный пост. "Таис Афинская" одна из любимых книг, а сам автор, безусловно, великий человек

Аватар

Любимый писатель. Спасибо за пост. Про аскетизм - абсолютно согласна с ним, буду продолжать работать над собой в этом направлении

Подождите...