Волгоградский художник Владислав Коваль написал картину, посвященную рисунку немецкого военного врача Курта Ройбера, сделанного им в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года

..Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук младенец безмятежно спит. Материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девой Марией, идет свет... Вокруг - надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» — «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»

ea454ce6d960 (350x501, 41Kb)

 

Сталинградская Мадонна

Этот рисунок, ставший иконой, немецкий пастор и врач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер нарисовал в Сталинграде в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года. Нарисовал в землянке, на оборотной стороне советской географической карты.

Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение.

«Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене, - писал Курт Ройбер в одном из своих писем. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь».

25 декабря, в католическое Рождество, кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось...

- Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера, - рассказывает волгоградский художник Владислав Коваль. - Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел... лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера.

- Немецкие солдаты на моей картине - уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда - вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она - с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни.

Это знаковая работа, считает Владислав Коваль. Картина была написана за день, накануне католического Рождества и перед годовщиной победы в Сталинградской битве.

- Тем, кому было 20 лет в то время, сейчас по 90, их - единицы, - говорит художник. - Дай-то Бог, чтобы кто-нибудь остался к 70-летию. Эта картина - и Прощание, и Прощение... Кстати, копия рисунка Курта Ройбера находится в волгоградском католическом храме Святого Николая: ее привезли в 1993 году приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, бывшие воины-австрийцы.

Волгоградские католики называют ее «Дева Мария Примирения».

bc60675d8de0 (450x645, 52Kb)

Курт Ройбер. Автопортрет

Курт Ройбер (нем. Kurt Reuber; 26 мая 1906 — 20 января 1944) — немецкий военный врач, воевавший в 16-й танковой дивизии вермахта в Сталинграде.

Курт Ройбер родился 26 марта 1906 года, в немецком городе Касселе в небогатой крестьянской семье. Родители Курта были набожны, вследствие чего он получил воспитание, соответствующее как крестьянским традициям, так и религиозным ценностям. Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но вопреки своим художественным интересам учиться он идет не в художественную академию, а на теолога в университеты Марбурга и Тюбингена, поскольку это обучение было бесплатным. По вечерам после занятий он посещает курсы рисования. В Касселе он познакомился с Альбертом Швейцером, автором всемирно известных трудов по истории христианства и философии культуры. По окончании учебы Ройбер служит в церкви села Вихманхаузен, разрываясь при этом, что ему выбрать — медицину или церковь. Дилемму разрешил Швейцер: Ройбер начал служить в немецкой глухомани на реке Швальм. Здесь он под «влиянием» местных природных красот вернулся к рисованию. Интерес к медицине тоже взял свое: он изучает ее в Марбурге, и в 1933 г. защищает диссертацию, а в 1938 г. — докторскую на тему «Этика врачующего сословия». С этого момента день доктора Ройбера разделен следующим образом: полдня он работает в клинике, полдня посвящает церкви — читает проповеди. Времени на рисование почти нет.

Потребность во фронтовых врачах привела к тому, что в октябре 1939 г. Ройбера призывают на военную службу на Балканы. Работая в госпиталях и санитарных поездах, он прошёл Румынию, Болгарию, Грецию, где был ранен.

После излечения он был отправлен в район сосредоточения войск вермахта перед нападением на СССР. С лета по зиму 1941 г. врач Ройбер обслуживал участки оккупированной территории, знакомился с русскими людьми, рисовал их. До лета 1942 г. он сделал около 150 рисунков, которые во время отпуска привез домой. Позже рисунки, сделанные Ройбером под Сталинградом, были вывезены его командиром. В 1942 году Ройбер оказался среди тех, кто участвовал в битве под Сталинградом.

«Каждое лицо для него было прозрачным...» - скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. В письмах он с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.

«Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем - смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием, - писал Курт. - Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

13 июня 1942 года он пишет: «Иду по домам. Хочу рисовать детей. Одна мать умоляет меня о помощи. У ее ребенка тяжелейшее заболевание почек. Советы? Помощь? Диета? Нет, он умрет. Пытаюсь сделать наброски нескольких младенцев, их матери рады моему вниманию к их несчастным детям...»

Что интересно – насколько человек, который ежедневно видит ужасы войны, горе людей, голод, страдания – желал добра и любви. Он верил в лучшее. Что за всем этим горем и страхами есть что-то светлое. И оно придет. Он не потерял надежды, он не очерствел, не потерял человечности.

После окончания битвы под Сталинградом Курт Ройбер попал в лагерь НКВД № 97 в городе Елабуга.

49b11866d6fc (336x421, 47Kb)

 Мадонна Заключенная

Курт Ройбер не дотянул даже до конца войны, он умер 20 января 1944 года, 38 лет от роду, в плену для военнопленных под Елабугой, но рисунки Курта выжили, их спас его тяжелораненый друг. Он вывез их на последнем самолете, которому суждено было вырваться из сталинградского котла. Этот человек потом расскажет, что в плену Ройбер нарисовал еще одну Деву Марию - «Мадонну заключенную». Она так же крепко держит в руке дитя, но как изменился ее лик! Это изможденное страданием лицо рано постаревшей женщины, глаза, полные ужаса... А незадолго до своей смерти Курт Ройбер переслал из Елабуги в Германию своей семье свой последний рисунок - «Елабужскую Мадонну».

А «Сталинградская Мадонна» находится теперь на родине Ройбера, в храме Поминовения в центре Берлина. В 1990 году ее освятили церковные иерархи трех городов Европы, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель англиканского собора в Ковентри, епископ из Берлина и архиепископ Вольский и Саратовский Пимен.

Источник: liveinternet.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Сталинградская мадонна

23:13, 11 мая 2015

Автор: aloia

Комменты 25

Аватар

Автор, я прочитала об этой картине еще после вашего коммента в другом посте. Чудесная история. Тут есть какой-то глубинный христианский смысл прощения и покаяния. Ведь правда, что после Сталинградской битвы чаша весов склонилась в пользу Советской армии.

Комментарий был удален

P

Очень интересный пост. Спасибо.

Аватар

В таких случаях говорят "Бог простит"...Но я не Бог. Нечего было этому иконописцу делать на нашей земле. До Сталинграда всё у них было пучком и Бог не требовался. И вдруг под Сталинградом их осенило...вау. Неожиданно-то как.

Аватар

История интересная… Мадонна трогает за живое… видно что написанна под влиянием сильных эмоций… Врач и пастор… представитель самых гуманных профессий… ходил наших умирающих детишек рисовал… Но при этом стрелял ведь в наступлениях наравне со всеми… в наших же…

Подождите...