Контент опубликован пользователем сайта

Круто!

7 принципов финского образования

104
7 принципов финского образования

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

 

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс

– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают уч:) в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования:


                                          

                                     1. Равенство    Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

                                                   Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

                                                            Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

                                                         Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

                                                         Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

                                                       Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

обеды;
экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности  образовательного процесса.

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Автор: Наталья Киреева, Хельсинки ( Terve.su )

 

Обновлено 23/01/15 22:34:

Финляндия входит в 10ку самых процветающих стран мира,наряду со Швецией, Швейцарией,Данией и тд...

Финских изобретений,которыми пользуются во все мире -предостаточно.

Все сплетницы знают, что такое сушилка для посуды (все на кухне имеем это чудо) 

Одна из самых безопасных операционных систем linux – тоже дело рук финнов. 

Конструкция знаменитых финских замков Abloy была придумана и воплощена в жизнь Эмилем Хенрикссоном в 1907 году не на пустом месте. Его подтолкнули на это изобретение замки, используемые в кассовых аппаратах. Даже на сегодняшний день, когда технологии достигли своего пика, замки Abloy являются одними из самых надёжных в мире. 

Ножницы Fiskars прославили одноимённую финскую компанию, история которой началась в далёком 1649 году, повсеместно. Впервые они были представлены на прилавках магазинов в 1967 году. Fiskars и сегодня славится своими острыми и долговечными лезвиями. 

Одним из последних финских творений стала игра Angry Bird.  В App Store было приобретено порядком 12 000 000 копий. 

Скандинавская ходьба стала повальным увлечением, начиная с 1990 года. Этот вид физической деятельности появился благодаря находчивым лыжникам, желающим продолжать тренировки даже в отсутствие снега. 

Радиозонд,который теперь успешно применяется в метероологии

Аппарат для измерения частоты пульса Polar (Seppo Säynäjäkangas)

Серия изобретений в области озвучивания кинофильмов (Eric Tigerstedt)

Светоотражатели, мобильные технологие и телефоны....и тд и тп., если интересно-погуглите, молодцы,тихо на....не  сидят,творят,творят и всем нам  дают!!))) 

 

Оставьте свой голос:

1003
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

poncheg-
poncheg-

Это очень здорово. У нас тоже школа была с упором на самостоятельность, профориентацию, становление личности и тд. Вспоминаю ее с радостью. После смерти гендиректора все скатилось в уг, все эксперименты, типа составления индивидуального учебного плана, канули в лету. Например, у нас было несколько видов математики, русского языка, различные трудовые мастерские, ребенок мог выбирать в начале года тот план, по которому он будет учиться (например, ему нужна более усиленная математика для поступления, русский язык с упором на сочинения, а не изложения, в виде трудовой мастерской - керамику, а не кулинарию или шитье, и тд), обосновывал этот план перед комиссией, затем все утверждалось, в результате нам было очень интересно учиться... а недавно дорогое министерство образования усреднило все нормы, в итоге всем, кроме ведущих педагогов, урезали зарплату до смешной (у ведущих педагогов она тоже довольно забавная), в результате все теперь учатся, как в среднестатистической школе, по обычной программе - зубрят из-под палки... печаль. Приходишь в школу и вместо думающих глаз видишь гыгыкающее быдло.

sineglazaya
sineglazaya

poncheg-, директор школы?)

poncheg-
poncheg-

sineglazaya, кто? где?

sineglazaya
sineglazaya

poncheg-, ген директор в школе?

poncheg-
poncheg-

sineglazaya, да, у нас был генеральный директор, который пропихивал свои образовательные идеи, на котором держалась вся школа, и его подчиненная - жирная директриса, которая занималась... хрен его знает, чем она занималась, обычно ходила с недовольной рожей по школе и всему возмущалась)

Bazooka
Bazooka

Интересный пост. Спасибо!

im_nastia
im_nastia

да,финская система образования оч хороша.на английском тут одинаково очень хорошо говорят официантки и директора

Fiona
Fiona
Показать комментарий
pushilina
pushilina

Fiona, кто знает...
но вот результаты этой затеи точно говорят об обратном в Финляндии

Fiona
Fiona
Показать комментарий
vodostochnaya
vodostochnaya

Fiona, Я училась еще в советской школе. Из нашего класса отсеяли через полгода самых тупеньких. Мой класс был очень сильный.
А сейчас в наших школах, как и в финских тупые учатся вместе с умными.

Fiona
Fiona
Показать комментарий
SaYa
SaYa

Fiona, а мне кажется, что таким образом воспитывается терпения и восприятие каждого человека как ценность, в нашей школе в начальных классах мы учились со всеми, а потом сделали отдельно класс коррекции и класс для сильных, это порождало конфликты, дети из сильных классов ощущали свое превосходство и унижали слабеньких(

vodostochnaya
vodostochnaya

SaYa, У нас такого не было. У нас даже не было класса коррекции. Просто, в каждом классе были примерно равные по способностям ученики.
Мне, как учителю, так удобнее было бы работать.
Индивидуальный план для каждого ученика - это, конечно, здорово, но в наших реалиях нереально.
В итоге в каждом классе есть дети, которые работают и чему-то учатся, а есть те, которые просто присутствуют. Конечно, педагогика говорит нам об индивидуальном подходе к каждому ученику, но на деле приходится выбирать: либо ты ориентируешься на слабых, и тогда, сильным ученикам станет скучно и они просто потеряют интересе к учебе, либо сильными, но тогда слабые просто не будут понимать. Я, честно признаюсь, ориентируюсь на сильных, тех, у кого есть потенциал.

SaYa
SaYa

vodostochnaya, конечно, индивидуальные планы, восприятие каждого ученика как личность - постулаты, которым в определенных реальностях, следовать сложно, в идеальных системах предполагается, что все учатся в одном классе, дается единый материал, а со слабыми занимаются дополнительно, но разделять детей на слабых и сильных это нарушение принципа равенства каждого перед другим, а это одна из главных бед в нашем мире как в узком так и широком смысле.

vodostochnaya
vodostochnaya

SaYa, Вы смотрите с позиции идеалиста, а я практика. Для результативного обучения лучше, если дети в одном и том же классе будут одного уровня. Я могу тут целую простыню накатать с практическими примерами из жизни, но это тема для отдельного поста.

linka
linka

vodostochnaya, "..Отсеяли тупеньких" - и после этого вы утверждаете что никого не унизили и нет чувства превосходства? Ориентироваться на сильных вы конечно можете, но нужны ли вы им, вы же тоже для кого то тупенькая.

vodostochnaya
vodostochnaya

linka, можно, конечно, придираться к словам. В нашей стране, почему то все все знают. Вот, когда вы пару лет поработаете хоть в одном учебном заведении, а еще и научите кого- либо чему-либо, вот тогда и велком к дискуссии. Почему я ориентируюсь на сильных я объяснила. У слабых учеников зачастую проблема не в уме, а в отсутствии мотивации и присутствии большого количества лени.

linka
linka

vodostochnaya, Я придираюсь не к словам , а к выражению, которое употребили вы сами, охарактеризовав людей которые может быть не столь блестящи как вы. Но это не значит , что они тупые.
Мотивировать и объяснять это и есть задача учителя. Не умеете ни то ни другого, меняйте профессию.

vodostochnaya
vodostochnaya

linka, Вот я и говорю, что у нас кругом все все знают. Вот вы, например, точно знаете, что должен делать учитель, не поработав и дня на этом месте. Вот честно даже спорить смешно с человеком, которые не разбирается в предмете и при этом пытается не что-то доказать.
С удовольствием бы подискутировала бы с человеком, которые в теме хоть мало - мальски разирается. Черт, ну зачем вы вступаете в дискуссию, если совершенно не разбираетесь в теме. Если вы несете какую-то банальную ахинею, это не значит, что вы хоть что-то понимаете в этой области и знаете как оно обстоит в реальности.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"
Дмитрий Хворостовский отменяет выступления из-за ухудшения здоровья
СМИ: Канье Уэст живет отдельно от Ким Кардашьян и детей
Драка за коляску: Ксения Собчак с Максимом Виторганом и мамой Людмилой Нарусовой на прогулке с сыном
Мода в моменте: Виктория Бекхэм присоединилась к флешмобу Mannequin Challenge
Шнур, Филипп Киркоров, Елка на церемонии вручения премий "Высшая лига"
Мила Кунис и Эштон Катчер сообщили имя новорожденного сына
Битва платьев: Светлана Бондарчук против Екатерины Мухиной
Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке