Имя Мартина Мункачи / Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункачи является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон.  

Мартин Мункачи (Мартон Мермельштейн) родился в 1896 году Колошваре (Австро-Венгрия) в небогатой семье. Отец Мартина работал маляром и подрабатывал фокусником. Уже в 16 лет Мункачи оставил родительский дом и уехал в Будапешт, где начал работать репортером. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункачи становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом.  В то время фотографии спортивных мероприятий  можно было сделать только при ярком свете на открытом воздухе. Инновацией Мункачи было то, что он делал спортивные фотографии из нескольких снимков. Мункачи признавался, что на его конечных фотографиях иногда видно лишь часть оригинального снимка. Все это требовало как художественного, так и технического мастерства.

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Берлин, 1928

Большим легендарным прорывом Мункачи была случайная фотография уличной драки. Эти фотографии повлияли на исход судебного процесса над обвиняемым убийцей, что прославило Мункачи. Известность помогла ему устроиться на работу в Берлине в 1928 году в Berliner Zeitung Illustrirte , где впервые был опубликован известный снимок гоночного мотоцикла, проезжающего с брызгами через лужу. Он также работал для модного журнала Die Dame .

Мужчина на мотоцикле, 1929

1930-е

1928

Лени Рифеншталь, 1931

Больше, чем спорт и моду, он фотографировал берлинцев, богатых и бедных, которые занимались разнообразной деятельностью.

1929

Летний лагерь, 1929

1930

Карштадт, Германия

Веселье на пляже, Берлин, 1930

Прыжок терьера, 1930

«Опереточная субретка Рози Барсони в своем восхитительном гротескном танце», около 1932

«Танцевальный дуэт Тибора вон Хэлмея и Евы Зильт», около 1931

«Прекрасная осень: последние теплые лучи солнца», около 1929

1930

Лицо, 1930

1929

Отражение в зеркале мотоцикла, Берлин, 1930

1929

Веселье во время перерыва на кофе 

Ванная комната

Фотография фигуристки

Германия, 1929

Он побывал в Турции, Сицилии, Египте, Лондоне, Нью-Йорке, Либерии и других странах, фото которых публиковалось в Berliner Zeitung Illustrirte . В объектив его камеры попадали люди разных социальных слоев и национальностей, он снимал на улицах, пляжах, фермах, аэропортах.

Париж

Турция, 1929

«Каирский бедуин скачет галопом возле египетских пирамид», около 1929 

Танцующие в Севилье, 1930

Грета Гарбо на отдыхе, 1932

Палермо, Сицилия, 1927

Рио де Жанейро, 1932

Рабочие на кофейной плантации, Бразилия, 1932

Мадрид, 1931

Свой самый знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика» он сделал во время одного из путешествий по Ливии. На фото видны изящные силуэты трех черных мальчиков на фоне белого прибоя в то время, когда они бегут к воде. Снимок передает чувство волнения и свободы.

Именно это фото произвело неизгладимое впечатление на Картье-Брессона: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок – единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все ещё продолжает шокировать меня. Я не мог поверить, что такая вещь могла быть поймана камерой. Я сказал: "Черт побери!", взял свою камеру и вышел на улицу».

Ричард Аведон под впечатлением от произведений Мукачи создал знаменитый снимок «Женщина с зонтиком». И это не единственный пример вдохновения, подаренного Мункачи другим фотографам.

Мартин Мункачи, 1934

Ричард Аведон

В 1934 году из-за распространения нацизма Мункачи иммигрировал в США, где получил должность главного редактора журнала «Harper’s Bazaar». С тех пор Мункачи начал работать в жанре фэшн-фотографии. Среди его моделей были такие знаменитости как Кэтрин Хепберн, Лесли Ховард, Джин Харлоу, Джоан Кроуфорд, Джейн Расселл, Луи Армстронг и многие другие.

Фрэд Астор, 1936

Джин Харлоу, 1938

Дорис Дюк и ее муж Джеймс Кромвел, 1939

Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункачи является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение». 

Однако, к большому сожалению, к концу своей жизни фотограф стал невостребованным и был забыт обществом. Он умер в бедности в Нью-Йорке 13 июля 1963 года.

После смерти Мартина Мункачи  основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге. 

В последние годы интерес к творчеству Мартина Мункачи возрос, выставки-ретроспективы проходят во многих странах мира, а мастера считают одним из самых великих фотомастеров XX века.

Женщина с велосипедом, 1938

Harper’s Bazaar, 1935

В воздухе, Harper's Bazaar, 1935.

1936

Фото для Harper’s Bazaar, 1936

Harper's Bazaar, 1935

Фрида Кало и Диего Ривера

Париж, 1961

"New Look" Cristian Dior, Площадь Согласия, Париж, август 1947 г.

Парашютист, 1935-45

Люсиль Брокау на Лонг-Айленд, Harper’s Bazaar, 1933

1930

Подпишитесь на наш
Блоги

Мартин Мункачи (Martin Munkácsi)

23:28, 24 марта 2014

Автор: alfa-omega

Комменты 11

Аватар

я его бесконечно обожаю!

Аватар

С Мотиком понравилось, а так ничего особенного))

Аватар

Спасибо большое, пост шикарнейший!

I

Спасибо! Очень интересно!

Аватар

Спасибо, красивые фото.

Подождите...